«Требования федерального законодательства мы выполнили, но цену билета у нас почему-то регулирует госкомитет по тарифам», — рассуждают перевозчики о ценообразовании в общественном транспорте Казани. Правда, судиться они пока не готовы. Повышение проезда до 27 рублей стало для предпринимателей передышкой — это ненадолго притормозило текучку кадров, вывело из тени кондукторов, но эффект был недолгим. О том, в чем причины, — в материале «БИЗНЕС Online» с пресс-конференции перевозчиков.
Повышение проезда до 27 рублей стало для предпринимателей передышкой — это ненадолго притормозило текучку кадров, вывело из тени кондукторов. Но эффект был недолгим
СРЕДНЯЯ ОПЛАТА ПОЕЗДКИ — 22 РУБЛЯ ВМЕСТО 27, КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ — ЛЬГОТНИК, А РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА ПРОЕЗДА — 49 РУБЛЕЙ
После того, как казанские перевозчики заявили о необходимости очередного повышения цен за проезд в общественном транспорте, они от лица созданной недавно ассоциации автотранспортных предприятий РТ устроили расширенную пресс-конференцию, на которой постарались подробнее объяснить необходимость роста цены до 31 рубля. И это — только по безналу… Открыл встречу первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов, чье предприятие обслуживает городские маршруты №43 и 11. Он уточнил, что речь идет не только о минимальном повышении стоимости проезда за наличный расчет до 31 рубля, но и о необходимости стопроцентной компенсации за провоз льготников. Они в общем объеме перевозок в среднем занимают 36,6% (на некоторых маршрутах — до 40%), а бюджет РТ компенсирует лишь 18 рублей с каждой поездки. «На одного платника три бесплатника!» — почти хором сказали перевозчики. Пропорции не бьются, но эмоции вполне понятны: в соседних городах Поволжья бюджет не «жмется» платить за граждан, осчастливленных льготами по решению властей.
«Стоимость проезда складывается из льготной категории граждан — нам платят за это по 18 рублей, те, кто оплачивает электронным кошельком, обходится нам в 25 рублей, за наличный расчет — 27 рублей. Получается, что проезд одного пассажира оплачивается нам в среднем в 22 рубля, не 27 рублей», — добавил индивидуальный предприниматель Роберт Гилязов (когда-то соучредитель и гендиректор ООО «ИТЦ», которое находится в стадии реорганизации, сегодня обслуживает 37-й маршрут).
Гендиректор ООО «Агромир» Владимир Капитонов (обслуживает маршрут №62) напомнил, что еще в 2013 году минтранс РФ издал распоряжение о введении в действие методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.
Руслан Юсупов (справа) уточнил, что речь идет не только о повышении стоимости проезда за наличный расчет до 31 рубля, но и о необходимости стопроцентной компенсации за провоз льготников
«В документе представлена целая система: от расчета заработной платы до технической эксплуатации транспортного средства, замены подвижного состава», — сказал Капитонов. И уточнил: при ежедневном пробеге автобуса в 300–350 км стоимость проезда в нем должна быть даже не 31 рубль, а 49 рублей. Добавим, что существует также приказ федерального минтранса, который вступил в силу с августа 2018 года. В нем приведены все требования по формированию начальной цены контракта с перевозчиками. Если все сделать согласно этому документу, то либо цену билета в Казани надо поднять до тех самых 49 рублей, либо дотировать перевозчиков на 4,5 млрд рублей — таковы были подсчеты московского НИИАТ. Но контракты с казанскими перевозчиками в 2018 году подписали немножко раньше даты вступления приказа в силу — чтобы поберечь кошелек казанцев. И они будут действовать лишь для будущих контрактов через пять лет, когда в городе, возможно, придется менять маршрутную сеть, делая ее менее удобной для пассажиров, но более выгодной для перевозок.
Есть также федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», который должны исполнять перевозчики. «Требования к участникам перевозок согласно федеральному законодательству максимально жесткие: подвижной состав не старше 10 лет, оплата работы водителей как в среднем по отрасли должна быть от 30 до 50 тысяч рублей. Плюс нормативное содержание подвижного состава, использование контрольно-кассовых аппаратов, — говорит Капитонов. — Требования федерального законодательства мы выполнили. Но стоимость оплаты у нас почему-то регулирует госкомитет по тарифам. Получается двоякая, непонятная ситуация».
Роберт Гилязов (слева): «Проезд одного пассажира оплачивается нам в среднем в 22 рубля, не 27 рублей» (на фото — с Владимиром Капитоновым)
Впрочем, обжаловать в судах выявленные законодательные нестыковки перевозчики пока не намерены. «Судебный опыт на этот счет у нас есть, но зачем нам сразу копья ломать?» — рассуждал Юсупов, говоря о необходимости донести через СМИ существующую проблематику.
ЗАЧЕМ НУЖНА БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ НАЛОМ И БЕЗНАЛОМ, РИСК ИЗЪЯТИЯ АВТОБУСОВ И НОВЫЙ ОТТОК ВОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПРИОСТАНОВКИ ТЕКУЧКИ
Также перевозчики предлагают сделать большую разницу между наличным и безналичным расчетом. Если 31 рубль по безналу, то 40 рублей — наличка. «Тем самым мы исключим воровство, будет стимул к безналичной оплате, все станет более прозрачно», — отметил Капитонов. А Юсупов добавил, что ассоциация перевозчиков создает и свою контрольно-расчетную службу с целью «отлова» кондукторов, которые не обилечивают пассажиров. На это, кстати, часто жалуются жители города.
Глава МУП «ПАТП-4» Айрат Исхаков продолжил тему убыточности предприятий. «На сегодняшний день все перевозчики находятся в убытках. У всех большие долги, только по нашему предприятию задолженность перед поставщиками составляет порядка 49 миллионов рублей», — сказал Исхаков. Другой пример привел директор «Агромира» — компания ежемесячно несет 1,5 млн рублей убытков. Директор ООО «УМ-4» Рустем Гараев добавил, что у него на оплату лизинговых платежей по закупленным автобусам идет половина получаемой выручки. Напомним, КАМАЗ уже пригрозил отобрать у подконтрольного мэрии Набережных Челнов ООО «Электротранспорт» 190 автобусов на газовом топливе за долги. Еще в 2018 году свою деятельность прекратила предприниматель Светлана Умарова (98-й маршрут Казани): у нее уже забрали взятые в лизинг машины. И в целом претензии от лизингодателей получили уже многие перевозчики.
Айрат Исхаков (справа): «На сегодняшний день все перевозчики находятся в убытках. У всех большие долги»
«Наступит такое время — оно не за горами! — когда придут и к нам за автобусами. И от этого пострадают пассажиры, — стращал Гараев. И привел собственный пример: вот уже три месяца у его предприятия нет возможности полноценной оплаты лизинга. — Повышение тарифа — это объективная реальность».
Задерживается с платежами и ООО «КПАП-7». «Я уже опаздываю с платежами, месяц-полтора они потянут и начнут в суд подавать. И все! А не прошло и года с момента покупки новых автобусов», — заявил директор ООО Ильдар Мухаметов.
По данным перевозчиков, большую часть вырученных средств они направляют на оплату труда и лизинговые платежи. Затем идут выросшие налоговые платежи в связи с полным трудоустройством кондукторов и выплатой им белой зарплаты, как в целом по отрасли (от 30 до 50 тыс. рублей). «Из тени все вышли, да еще на 2 процента подняли НДС», — добавил Капитонов.
Напомним, что в последний раз стоимость билетов в общественном транспорте столицы РТ повысили 3 февраля. Тогда проезд по наличке стал стоить 27 рублей, 25 рублей — по карте. При оплате билетом длительного пользования на 100 поездок в месяц — 18 рублей (вместо проездных по 750 рублей, что привело к бунту студентов, ратующих за введение студенческого проездного). Бюджет решил все-таки увеличить компенсацию за проезд льготников с 15 до тех самых 18 рублей, которая не пересматривалась 6 лет. Изначально перевозчики просили установить цену проезда за наличку на уровне 32–33 рублей, поэтому еще зимой они заявляли: «Скорее всего, нам придется уже летом вернуться к вопросу тарифов…» И вот возвратились.
«Требования к участникам перевозок максимально жесткие: подвижной состав не старше 10 лет, оплата работы водителей в среднем по отрасли должна быть от 30 до 50 тысяч рублей. Плюс нормативное содержание подвижного состава»
По словам Юсупова, зимнее повышение проезда притормозило текучку среди водителей. Среди них стало больше казанцев, но за последний месяц ситуация вновь ухудшилась — местные стали уходить в грузоперевозки, иностранцы уезжают в Москву и даже в Китай. На 800 автобусов в Казани приходится менее 1 тыс. (по другим данным 1,2 тыс.) водителей. Как итог — сокращается число кругорейсов. Автобусы ходят реже, интервалы становятся больше. Люди ждут транспорт на остановках, а его нет, хотя по графику должен быть.
«Летом это не так сильно заметно, потому что отпуска, школьники и студенты не учатся. Автобусы не забиты, — говорит Юсупов. — На некоторых маршрутах транспорт приходится ждать по 40 минут, автобусы просто не выходят, потому что необходимо соблюдать режим труда и отдыха водителей. Конец осени – начало зимы становится более тяжелыми для перевозчиков, потому что появляются допрасходы — зимнее топливо, отопление предприятий».
Несколько перевозчиков уже обратились в комитет по транспорту исполкома Казани, который по новым правилам должен просить госкомитет РТ по тарифам пересмотреть цены. Судя по настроениям в комитете по транспорту, выходов может быть два: или рост тарифов, или увеличение расходов бюджета на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 482
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.