Сегодня на брифинге в здании правительства Татарстана говорили о высоком. Театральные генералы республики рассказывали о том, чем собираются порадовать зрителей в нынешнем сезоне, а также активно вспоминали нашу газету. Где появится спектакль по пьесе новоиспеченного депутата Госсовета РТ, какая работа обещает стать самой острой в истории Качаловского театра и почему в казанской опере с полумиллиардным бюджетом опять будет лишь одна премьера в год — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Главным событием сегодняшней, в общем-то, дежурной пресс-конференции, посвященной началу театрального сезона в республике, стало появление на ней директора казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова
«ДИАСПОРУ МЫ ПРОИНФОРМИРУЕМ СУЩЕСТВУЮЩИМ В РЕСПУБЛИКЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ»
Пожалуй, главным событием сегодняшней, в общем-то, дежурной пресс-конференции в кабмине РТ, посвященной началу театрального сезона в республике, стало появление на ней директора казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова. В последнее время он не так часто бывает на публике, не говоря уже про общение с журналистами. Рауфаль Сабирович даже не был изначально заявлен в качестве спикера на встрече с прессой, но, как говорят, министр культуры Ирада Аюпова лично обзвонила накануне всех руководителей театров и, видимо, ей Мухаметзянов не смог отказать.
Зато у «БИЗНЕС Online» появилась отличная возможность поинтересоваться тем, как проходит подготовка к концерту «Үзгәреш җиле» в нью-йоркском Карнеги-холле лично у генерального продюсера фестиваля. Тот сообщил, что 28–29 ноября в театре им. Джалиля пройдет уже четвертый сезон «Үзгәреш җиле», на котором будет представлено лучшее, что было сделано за три года проведения феста. Эта же программа будет показана 17 января в Карнеги-холле. Стоимость билетов, по словам Мухаметзянова, составит от $18 до $100, они поступят в продажу уже в этом месяце. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, посетит ли шоу в Нью-Йорке президент РТ Рустам Минниханов, генпродюсер ответил, что не располагает такой информацией.
Зато татары Штатов о фестивале узнают. «Диаспору мы проинформируем существующим в республике административным ресурсом, они были поставлены в известность в этом месяце», — сообщил Мухаметзянов. Тем не менее, как отметила министр культуры РТ Аюпова, основная задача фестиваля — это не желание собрать тамошних татар, а продвижение татарской культуры среди местного населения. В пример Аюпова привела показ спектакля «Алиф» во Франции, где представители диаспоры среди зрителей составили лишь 20%. Впрочем, сравнение не совсем корректное, ведь главный зал престижнейшего Карнеги-холла вмещает больше 2 тыс. зрителей, а артистов Festival of Tatar Song (как написано на официальном сайте концертной площадки) американцы почти не знают. Видимо, надежда на Чулпан Хаматову, которая выступит ведущей вечера.
Что же касается текущей деятельности казанской оперы, то здесь похвастаться особо нечем. Судя по всему, все те претензии, которые выдвигаются Мухаметзянову последние годы, — малое количество спектаклей, минимальное количество премьер, практически отсутствие детского репертуара — сохранятся и в ближайшем будущем. Но у директора появилось и веское оправдание своей текущей политики: он напомнил, что с момента последней реконструкции театра прошло уже 15 лет и к празднованию 100-летия ТАССР в нем проводится ремонт (театр из-за этого останавливаться не будет).
Лучшее, что было сделано на фестивале «Үзгәреш җиле» за три года, будет показано 17 января в Карнеги-холле в Нью-Йорке
«МЫ НЕМНОЖКО ОСВОБОДИЛИ ОТ МАСШТАБНЫХ ПРЕМЬЕР»
Сделав эту ремарку, директор перешел к творческой части. В частности, музыкальный канал Mezzo, вещающий на полсотни стран, по собственной инициативе покажет цикл трансляций постановок татарского театра, таких как «Шурале», «Джалиль» и «Золотая орда» (за их съемки из бюджета Татарстана были заплачены немалые деньги, но это те траты, которые не кажутся лишними). «Это будет многократно продолжаться в течение октября», — сообщил Мухаметзянов.
Следующее масштабное событие — и единственная премьера этого сезона — представление в честь 80-летия Владимира Васильева. По словам директора оперного театра, названия еще нет, но содержание будет биографическим, отражающим художественную жизнь Васильева, а в основе будет лежать музыка Моцарта. Напомним, пять лет назад, к 75-летию Васильева, театр уже устраивал другую его премьеру — «Даруй нам мир» на музыку Баха, причем гонорар режиссера и хореографа тогда составил больше 5 млн рублей, что по меркам республики беспрецедентно. В день 75-летия мастера «Даруй нам мир» показали в Большом театре, запись спектакля — на телеканале «Культура», а во всех выпусках федеральных новостей к круглой дате выдающегося танцовщика театр им. Джалиля получил неплохой пиар. Впрочем, на своей сцене этот спектакль за все эти годы был показан едва ли с десяток, если не меньше.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, каков будет гонорар юбиляра в этот раз, на что Мухаметзянов посоветовал спросить у самого Васильева. «Сам не скажу», — отрезал директор, а министр Аюпова предложила обратиться к сайту госзакупок. «Те люди, которые у вас работают, так придумывают, сочиняют даже там, где ничего нет, — воспользовавшись случаем, пожаловался Мухаметзянов и привел в пример историю „Фона“ Анатолия Ливады, к которой наше издание умудрилось его „приплести“. — Написали: „Директор татарского театра оперы и балета работал на пороховом заводе и вместе с ним (Ливадой — прим. ред.) сидел в кабинете“». Интересно, но именно эти слова директор театра им. Джалиля произнес в тексте нашей газеты, появившемся на правах рекламы в 2013 году, по случаю юбилею тогда очень успешного застройщика.
Единственная премьера этого сезона в оперном — представление в честь 80-летия Владимира Васильева
В общем, театр, годовой бюджет которого вместе с постоянным грантом президента РТ оценивается в районе полумиллиарда рублей, за целый театральный сезон выпустит единственную премьеру. Правда, еще будет концертная версия «Богемы» Пуччини. «Поскольку мы сейчас акцент перенесли на васильевский спектакль, параллельно мы немножко освободили от масштабных премьер, так как в качестве премьеры выступает спектакль васильевский. — пояснил Мухаметзянов. — Но тем не менее будет такая новинка, мы сейчас исполним варианте „Богему“, причем попытаемся сделать это таким образом, чтобы в спектакль приняли молодежь».
А пока в театре будут праздновать 100-летие ТАССР, сами артисты с 8 по 15 июня будут прославлять республику на исторической сцене Большого театра в Москве, где дадут четыре представления. «Такого никогда не было, — обратил внимание Мухаметзянов. — Обычно мы представляем и национальные произведения, и классические. В данном случае все четыре спектакля национальные: это „Сююмбике“, „Золотая Орда“, „Любовь поэта“ и „Шурале“». А уже после юбилея республики состоится Нуриевский фестиваль, который перенесен на лето.
Как тут не вспомнить, что полтора года на эпической пресс-конференции зам Мухаметзянова Юрий Ларионов с жаром рассказывал о том, что татарские оперы никому не нужны и их можно «посмотреть в записи». Но почему-то на Mezzo и в Большой театр казанская опера отправляет именно национальный продукт — и ясно почему: своими «Травиатами» и «Карменами», тривиальными провинциальными спектаклями, столичную или европейскую публику не удивишь.
Фарид Бикчантаев анонсировал премьеру — знаменитая пьеса Володина «Пять вечеров» в постановке Айдара Заббарова, которая будет представлена в театра им. Камала 7 ноября
«САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА СЕГОДНЯШНЕГО ОБЩЕСТВА В ТОМ, ЧТО МЫ ЖИВЕМ ЧУЖИМИ ОЦЕНКАМИ»
Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев, взяв слово, рассказал о премьере проекта «Молодежный вторник», которая состоится 22 октября. По словам Бикчантаева, так как вторник в театре — репетиционный день, им пожертвовали для того, чтобы раз в месяц играть три пьесы в один вечер с 18:00 до полуночи. «В шутку мы это назвали „два антракта с тремя пьесами“», — сказал главреж Камаловского. Часовые антракты будут использованы для общения в фойе со зрителями. «Там будут молодые музыканты, будут встречи с поэтами, будут молодые художники со своими проектами», — рассказал спикер. Эти спектакли будут проходить на малой сцене театра. А что касается большой, то первой премьерой здесь станет знаменитая пьеса Володина «Пять вечеров» в постановке Айдара Заббарова, которая будет представлена 7 ноября — в день рождения Марселя Салимжанова.
Из премьер отметим и работу по пьесе новоиспеченного депутата Госсовета РТ Ркаила Зайдуллы. «Он приносил несколько пьес, но меня не очень устраивало, в этот раз он доработал пьесу „Хан и поэт“, и, мне кажется, сейчас время этой пьесы настало», — сказал Бикчантаев. Также главный режиссер рассказал о недавних гастролях в Чечне, где театр показал спектакль «Әтәч менгән читәнгә» в рамках всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация», на котором были представлены практически все национальные театры страны. «Это серьезный шаг внимания к проблемам национального театра», — подчеркнул он. Кроме того, в октябре состоится еще одно «приятное событие»: в рамках всемирной театральной олимпиады, которая в этом году проходит в Санкт-Петербурге, запланирована национальная программа. «Будет участвовать пять национальных театров: Башкортостан, Якутия, Бурятия, Чечня и наш театр, — перечислил Бикчентаев. — На сцене Александринского театра два вечера мы будем играть „Әтәч менгән читәнгә“». Режиссер подчеркнул, что это большая честь — участвовать в олимпиаде наряду с крупнейшими мировыми театрами.
Директор другого татарского театра, ТЮЗа им. Кариева, Гузель Сагитова анонсировала пять премьерных постановок, две из которых спектакли участников режиссерской лаборатории «Тамга». Директор не согласилась с вопросами из зала, что к показам на лаборатории были неоднозначные отзывы и много претензий, дескать, темы, поднятые некоторыми режиссерами, были совсем не детскими. «Многие оппоненты нас после лаборатории поздравили и пожали руку», — сказала Сагитова и сделала ход конем, спросив, кто из присутствующих журналистов был на эскизах этой лаборатории. Как оказалось, всего один журналист. «Самая большая проблема сегодняшнего общества в том, что мы живем чужими оценками», — прокомментировала этот факт министр Аюпова. Сагитову поддержали все остальные руководители казанских театров: дескать, на то они и лаборатории, чтобы экспериментировать, что-то получается, а что-то — нет.
Александр Славутский главным событием сезона называет постановку пьесы Евгения Шварца «Дракон», которая уже почти готова
По примеру Мухаметзянова директор и худрук Качаловского театра Александр Славутский тоже начал с материального: в прошлом сезоне его учреждение заработало 66,5 млн рублей, поставив 363 спектакля для 120 тыс. зрителей. В творческих планах на 230-й сезон — сыграть «Женитьбу Фигаро» на фестивале русского искусства в Марселе, «Золотого слона» в Нижнем Новгороде, «Пиковую даму» в Симферополе. Но главным событием сезона режиссер называет постановку пьесы Евгения Шварца «Дракон», которая уже почти готова. «Эта пьеса о нас, о том, что человек не умеет слышать окружающий мир. Самое страшное для меня — не Дракон и не Бургомистр, а представитель толпы», — сказал Славутский, припомнив сакраментальное «кто написал 2 миллиона доносов?». «Спектакль будет достаточно острый, может быть, самый острый из всего, что у нас было и есть, — добавил он. — Для меня это современная пьеса на фоне отсутствия современной драматургии должного качества и уровня».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.