Накануне завершился ХIV международный фестиваль новой музыки «Европа — Азия», который проводит союз композиторов РТ Рашида Калимуллина. Одним из главных событий форума стал концерт в казанском Доме дружбы народов. Этнографические коллективы играли на дутаре, кыле, дошпулууре, исполняли народные песни. О том, почему важно возрождать татарские национальные инструменты и к каким народам можно обратиться за советом, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рашид Калимуллин: «Это очень важный день, огромное событие для нашей республики. Музыкальный букет, который мы сегодня услышали, поразил многих иностранцев – гостей фестиваля»
ДРУЖБА НАРОДОВ ЧЕРЕЗ ДУТАР И ГУСЛИ
Во вторник вечером у Дома дружбы народов царило оживление — зрители торопились на концерт национальных этнографических коллективов в рамках фестиваля «Европа — Азия». Действительно, мероприятию под силу укрепить дружбу разных народов через постижение их музыкальных традиций и знакомство с песенной культурой. «Я очень рад, что все приглашенные смогли приехать, — делится с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ художественный руководитель фестиваля, председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин — Например, ансамбль из Нур-Султана „Коркыт“ — это большой коллектив с плотным графиком, постоянными концертами. И я уговорил директора городской филармонии вычленить из своего коллектива ансамбль четырех молодых, прекрасных исполнителей. По ходу возникла проблема — они забыли миграционную карту, мы связывались с казахской диаспорой, консульством Казахстана в нашей республике и в итоге решили вопрос».
Помимо «Коркыта», в концерте участвовали ансамбли «ДоброСтепь» из Воронежа, «Чинчывий» и «Хазинэ» из Марий Эл, «М. А. Я. Т. Н. И. К» из Казани, играющий на дутаре солист и музыкант камерного оркестра «Согдиана» Улугбек Юнусов, исполнитель на кыле Руслан Габышев из Якутии и кураист из Башкортостана Артур Гайсаров, владеющий уникальной техникой горлового пения.
Открыли концерт веселые музыканты из «ДоброСтепи», которые исполнили русские народные песни «Во горнице» и «Паранька» под аккомпанемент гудка, балалайки и ложек. Ансамбль использует древнерусские, давно забытые инструменты, которые изготавливает самостоятельно. Интересно, что часто музыканты сопровождают выступления лекциями об истории традиционных музыкальных инструментов. «Я познакомился с этим ансамблем в Воронеже, куда приезжал с концертами, — рассказал Калимуллин, известный коллекционер уникальных музыкальных инструментов. — Благодаря им в моей коллекции появились гудок и колесная лира».
Гусли звучат ничуть не хуже столь модных в Москве и Санкт-Петербурге барочных инструментов, так что при грамотном пиаре они могли бы стать популярными
«ЭТО ЧЕЛОВЕК С ФАНТАСТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ»
Следом на сцену вышел Гайсаров, исполнивший башкирскую народную протяжную мелодию «Гильмияза» и импровизацию «Шульган-Таш» — ее создание было вдохновлено пещерой, в которой обнаружены рисунки древнего человека. «На прошлой неделе я ездил туда, вдохновлялся, и эти впечатления, пещеру попытаюсь воссоздать в музыкальном образе», — рассказал кураист. С помощью своих удивительных навыков горлового пения он изображал завывание ветра, крики животных, и в его голосе словно сплелись древние мифы и легенды башкирской земли.
Два коллектива музыкантов представили две разновидности гуслей: ансамбль «Чинчывий» показал марийскую, а «Хазинэ» — татарскую. Их изготавливает мастер, заслуженный работник культуры Марий Эл Гарай Магсумьянов, который играет в «Хазинэ». «Потрясающие люди, надо на руках их носить! — не скрывает восхищения председатель союза композиторов РТ. — Они стараются возродить национальные инструменты и тратят на это все силы, все свободное время. Гарай Габдрахманович — преподаватель, а в свободное время изготавливает инструменты». Стоит отметить, что гусли звучат ничуть не хуже столь модных в Москве и Санкт-Петербурге барочных инструментов, так что при грамотном пиаре они могли бы быть популярными.
Исполнитель на дутаре (двухструнный щипковый музыкальный инструмент) Юнусов сыграл «Попурри» на узбекские народные мелодии, а якутянин Габышев вышел в эффектном национальном костюме, вызвав аплодисменты у публики. Последний исполнил композицию «Сотворение мира» на кыле и музыкальном луке, которой подсоединил к усилителю звука. Габышев является мастером-изготовителем возрожденного кыла — якутского музыкального инструмента, а также автором большой (тойон) кырыымпа, юкагирской арфы, музыкального лука и щипкового инструмента тансыра со струнами из конских волос. «Помимо того, что он прекрасный музыкант, еще и человек с фантастическим мышлением, который сам изготавливает инструменты. Габышев принимал участие в озвучивании моего этнобалета „Дети Белого Солнца“, который я написал специально для Якутии и который сейчас с большим успехом идет в оперном театре Якутска. Как этноисполнитель Габышев был одним из важных звеньев в этом спектакле», — рассказал Калимуллин.
Якутянин Габышев в эффектном национальном костюме исполнил композицию «Сотворение мира» на кыле и музыкальном луке, которой подсоединил к усилителю звука
«У НАС НИЧЕГО БУДТО НЕ ОСТАЛОСЬ, КРОМЕ КУРАЯ, КОТОРЫЙ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ДЕЛАЛИ АЖ ИЗ ЛЫЖНЫХ ПАЛОК»
Музыканты ансамбля «М. А. Я. Т. Н. И. К» представили казахские, тувинские и татарские мелодии. Он создан из участников союза композиторов РТ, а его название — это аббревиатура, которая расшифровывается как музыкально-авантюрное явление творчески настроенных играющих композиторов. Композитор Сугдэр Лудуп исполнил народную тувинскую песню для голоса и дошпулуура, квартет гитар под руководством руководителя ансамбля Виталия Харисова — плясовые наигрыши казанских татар, а виолончелист и композитор Ильяс Камалов взял в руки кул-кубыз (татарский струнный инструмент), который уникален: он был создан по заказу Калимуллина по чертежам, найденным в Казахстане.
«Мы знаем, что такой инструмент есть у киргизов, казахов, башкир, а у нас ничего будто не осталось, кроме курая, который в советское время делали аж из лыжных палок, — рассказал председатель союза композиторов РТ. — Когда я узнал, что казахи каким-то образом обнаружили, что это татарский инструмент, я с ними связался, и они изготовили первый инструмент по чертежам. Я даже принимал участие в его дизайне. Он получился на славу — очень звучный, яркий. Камалов исполнил на нем потрясающе татарские народные мелодии — я слушал, и это грело душу. Очень радостно, что публика впервые услышала звучание татарского кул-кубыза».
Закрывал концерт «Коркыт», который в буквальном смысле блистал на сцене за счет бело-золотых костюмов с богатой отделкой. Но не менее ярким было и исполнительское мастерство музыкантов, которые сыграли произведения казахских композиторов на домбыре, древних шертере, жетигене (струнные и струнные щипковые инструменты) и саз-сырнае (духовой инструмент из глины). «Мы услышали потрясающие возможности казахских национальных инструментов. Это очень важный день, огромное событие для нашей республики, — уверен Калимуллин. — Музыкальный букет, который мы сегодня услышали, поразил многих иностранцев – гостей фестиваля. Потрясающий сегодня был концерт — публика кричала „Браво!“, свистела, очень теплый прием. Эти традиции надо обязательно поддерживать — мы должны поднимать, внедрять, возрождать наши музыкальные инструменты, которые воспевали еще поэты. Я готов делиться своими знаниями и помогать, чтобы начиная с музыкальных школ дети обучались игре на этих инструментах, продолжали в средних и высших учебных заведениях, а потом и в народных коллективах имели возможность на них играть. Чтобы они были доступны, нужно наладить производство — если не в Казани, то в Казахстане, Азербайджане, там нам готовы помочь. Таким образом мы сможем возродить древнюю национальную культуру на профессиональном уровне, как в соседних регионах и странах».
Виолончелист и композитор Ильяс Камалов взял в руки кул-кубыз, который уникален: он был создан по заказу Калимуллина по чертежам, найденным в Казахстане
«У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ БАЯНОМ И КУРАЕМ»
С Калимуллиным солидарен и композитор Ильгам Байтиряк, который был одним из зрителей концерта. «Сегодня нам продемонстрировали народные инструменты, воссозданные по картинкам, фотографиям, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — К счастью, есть мастера, которые их воссоздают и сами на них играют. У нас тоже есть народные инструменты, которые не ограничиваются баяном и кураем, как это принято в татарской песне. Сегодня на сцене был кул-кубыз — струнный смычковый инструмент, который существовал и в татарской культуре. Наверняка со временем мы откопаем еще какие-то инструменты. Коллектив гусляров из Марий Эл играл на татарских гуслях, которые настроены на пентатонный лад — на нем строится татарская народная музыка. Вот так потихонечку будет множиться количество народных инструментов. Напоследок казахи показали уровень исполнительства на своих народных инструментах, и это должно стать примером для подражания — вот к чему надо стремиться».
По его словам, в Казахстане давно идет тенденция возрождения инструментов, которая сейчас достигла вершины, даже покоривший весь мир певец Димаш владеет народными инструментами и показывает это на своих выступлениях, что только добавляет ему популярности. «Концерт объединил разные национальности и показал, в том числе и нашим чиновникам, что нужно поддерживать возрождение инструментов, сохранять их и способствовать тому, чтобы и молодежь приобщалась к национальной музыкальной культуре. Благодаря нашим старикам такие инструменты дошли до нас, но теперь необходимо, чтобы эти традиции переняла молодежь и сохранила данную культуру», — уверен наш собеседник.
Действительно, мероприятию под силу укрепить дружбу разных народов через постижение их музыкальных традиций и знакомство с песенной культурой
Композитор Резеда Ахиярова отметила самобытность прошедшего концерта: «Каждая национальность раскрылась со стороны музыкальных инструментов, народных интонаций, и это было очень интересно. Концерт дает представление о музыкальной культуре сразу нескольких народов. Обычно мы абстрактно представляем якутов, тувинцев, марийцев, не вспоминая об их музыкальном наследии, а сегодня мы услышали весь спектр, музыкальную картину данных этносов. Благодаря таким событиям мы лучше узнаем культуру стран и национальностей. Каждый народ раскрывается в музыке, и сегодня мы это увидели».
Стоит добавить, что корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила в зале достаточно молодых зрителей, а это означает, что интерес к народной музыке не угасает. Возможно, и кыл-кубыз однажды станет модным, и мы увидим целые коллективы татарских народных инструментов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.