«Как вы можете вносить такие вещи без обсуждения? И как это было принято на уровне Госдумы?» — возмущался Рустам Минниханов на заседании Госсовета РТ, защищая существующую двухуровневую организацию муниципалитетов. По его мнению, закон «недосолен» и нужен только тем, кто не умеет работать с поселениями. В остальной повестке депутаты согласились опустить республику на последнее место по прожиточному минимуму пенсионеров и поддержали федеральный закон о взыскании налоговой задолженности без суда.
Неожиданный отпор от президента Рустама Минниханова получил накануне в Госсовете РТ проект закона об образовании муниципальных округов
«Это узаконенное начало развала муниципальных образований»
Неожиданный отпор от президента Рустама Минниханова получил накануне в Госсовете РТ проект закона об образовании муниципальных округов. Третье заседание Государственного совета VI созыва, размеренно принимавшее один за другим 23 заявленных пункта повестки, споткнулось о предложение привести закон «О местном самоуправлении в РТ» в соответствие с федеральными текстом.
Представил законопроект председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Он напомнил, что федеральным законом был введен новый вид муниципальных образований — муниципальные округа. Они «представляют собой одноуровневую модель местного самоуправления, где, в отличие от муниципальных районов, отсутствуют входящие в их состав поселения, а основная часть жителей, в отличие от городских округов, проживают в сельских населенных пунктах». Законопроект, по его словам, был рассмотрен на комитете и прошел все согласительные процедуры.
Когда Хабибуллин закончил доклад, депутат Шакир Ягудин еще раз уточнил, чем же отличается муниципальный округ от городского.
— На базе сельских поселений создается один округ, не городской, как Казань или Челны, а будет один муниципальный округ, — отвечал председатель комитета.
— Ладно, потом расскажешь нам, что это такое, — отреагировал не удовлетворенный таким ответом председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
— Нет, а что непонятного? — удивился Хабибуллин.
— Не очень понятно, — усмехнувшись, ответил ему спикер парламента. — Он же конкретно спросил, чем отличается.
— Чем отличается… — вновь попытался объяснить председатель комитета, но ему не дали второго шанса.
— Подожди, президент просит, — прервал его Мухаметшин, передавая слово Минниханову.
— У нас есть районный уровень, поселенческий. Теперь внутри последнего еще один уровень, что ли? — спросил глава республики.
— Никак нет, Рустам Нургалиевич. В отличие от городских округов, здесь население проживает только в сельских населенных пунктах, и там нет поселенческого уровня. То есть один уровень — это муниципальный район, всё.
— Где у нас такое есть? — недоверчиво посмотрел на него президент.
— В регионах Российской Федерации…
— Где? — требовал конкретного ответа Минниханов, принимая все более недовольный вид.
— Можно, Фарид Хайруллович? — попросил тут слово депутат Экзам Губайдуллин.
— Давай, проясни, пожалуйста, — сказал спикер.
Бывший председатель ЦИК РТ сообщил, что «практически закон дает возможность ликвидировать все поселения в муниципальных районах» и по такому пути «в порядке эксперимента» уже идет Пермский край. «Это узаконенное начало развала муниципальных образований», — вынес он свое заключение.
Рустам Минниханов: «Ну и зачем это нужно тогда, если развал? Откуда вы такое выдумали?»
Президента РТ такой комментарий развеселил.
— Ну и зачем это нужно тогда, если развал? Откуда вы такое выдумали? — вновь обратился он по-татарски к Хабибуллину.
— Рустам Нургалиевич, я потому подчеркнул, что тут, к сожалению, в нашем случае закон прямого действия, федеральный закон, и мы обязаны в своем законе как бы… это необязательно, — попытался объяснить нюансы председатель комитета.
— Как не обязательно? Если мы такой закон примем, появятся желающие оптимизировать поселенческий уровень. И вообще, такие вопросы надо обсуждать, как вы можете вносить такие вещи без обсуждения? И как это было принято на уровне Госдумы? Наше мнение какое было тогда? Мы давали туда свое заключение? — голос Минниханова твердел, и тучи начинали сгущаться уже не над головой одного лишь Хабибуллина.
— Мы свое заключение туда не давали, поскольку оно было вне… — пытался объяснить окончательно сникший депутат.
— Я считаю, что торопиться с принятием не нужно, — продолжал президент, уже не слушая председателя комитета.
По мнению главы РТ, поселенческий уровень и есть настоящий муниципалитет, а двухуровневая организация — уровень республики и поселений — наиболее правильная форма муниципалитета, «когда люди могут дойти до власти». Теперь же хотят «кончить» поселения, ограничившись районным уровнем, что, по мнению Минниханова, неприемлемо. Это может быть нужно тем, у кого проблемы в работе с поселениями, но в Татарстане таких трудностей нет.
— Вообще, это непродуманный документ. Надо как-то выразить свое мнение, мало ли что прямого действия. Мы же не можем соглашаться с любым принятым законом. Пусть нас накажут за то, что мы с ним не согласны. Пусть на нас в суд подадут, — негодовал президент РТ.
Его вердикт был однозначен. «Эта вещь без соли», — сказал он по-татарски.
— Вам замечание, товарищ, коллега, — показал глава РТ в сторону Хабибуллина. — Ты хотел быстро-быстро, значит, и Шакир Шаяхметович вякнул…
— Не вякнул, а задал вопрос, — защитил Ягудина Мухаметшин.
— По-русски говоря, вякнул уж, — настоял на своем Минниханов. — И, Экзам Саматович, ваша позиция должна быть более… вы должны защищать интересы наших муниципалитетов, с главами надо посоветоваться.
— Безусловно, — согласился спикер и выдвинул идею отложить рассмотрение «недосоленного» закона.
— Не только отложить, — поправил его президент. — Изучить и обратиться в Государственную Думу.
После этого наказа депутаты единогласно отклонили законопроект.
Депутаты поприветствовали нового главу агентства «Татмедиа» Айдара Салимгараева
Справедливости ради следует отметить, что смысл введения муниципальных округов обсуждался на заседании ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов ПФО 27 июня этого года в Иннополисе, на котором Минниханов присутствовал. Там говорилось, что процесс укрупнения муниципалитетов является объективным и направлен на повышение качества управления и решения местных вопросов. Муниципальные округа были представлены как альтернатива созданию городских на «слабо урбанизированных, а по сути, сельских территориях». Спикер Госсовета Удмуртии Алексей Прасолов тогда заявил, что 13 лет существования двухуровневой системы свидетельствует в пользу необходимости реформы и принятый в мае федеральный закон «О местном самоуправлении» является своевременным. Среди главных причин — бюджетная необеспеченность сельских муниципалитетов. «Значительная часть сельских поселений по сути живет за счет вышестоящих бюджетов. У большинства до 60 процентов казны расходуется на содержание управленческого аппарата. В среднем по Удмуртии годовой бюджет сельского поселения составляет 2–2,5 миллиона рублей — при таком финансировании эффективно решать вопросы очень сложно. И в это же время существенные бюджетные средства вынуждены расходовать на проведение различного рода избирательных кампаний», — аргументировал тогда председатель парламента Удмуртии.
в трех чтениях, но с оговоркой
Больше на сессии сюрпризов не было. Депутаты проголосовали за нового министра сельского хозяйства Марата Зяббарова, поприветствовали нового главу агентства «Татмедиа» Айдара Салимгараева, поддержали переименование министерства связи в министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи, утвердили закон о медали в честь 100-летия ТАССР, прекратили полномочия и проводили в Совет Федерации бывшего мэра Елабуги Геннадия Емельянова. «Всегда помни: „Я представляю Госсовет Республики Татарстан“, — Емельянов-абзый, понял?» — напутствовал рассмеявшегося депутата Мухаметшин.
Министр труда РТ Эльмира Зарипова предложила оставить прожиточный минимум для пенсионеров на 2020-й на уровне текущего года — 8 232 рубля. Депутаты поддержали закон сразу в трех чтениях, но с оговоркой: Татарстан не должен занимать по этому показателю последнее место в ПФО, куда он опустится в результате принятия закона. На данный факт обратил внимание депутат от КПРФ Артем Прокофьев. «Мы станем регионом с самым низким прожиточным минимумом пенсионера. Ниже была Нижегородская область, но они по проекту их закона должны увеличить и обойдут нас», — отметил он. Для исправления ситуации коммунист предложил вспомнить прошлый опыт, когда Татарстан уже был на последнем месте по этому показателю, и привлечь депутатов в рабочую группу по расчету потребительской корзины. Председатель комитета по социальной политике Светлана Захарова поддержала предложение Прокофьева. Мухаметшин отметил, что последнее место «не красит ни правительство, ни парламент», присутствующий на заседании премьер-министр Алексей Песошин также поддержал идею депутата от КПРФ.
«С Угрой не надо путать»
Неоднозначную реакцию депутатов вызвал федеральный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ». Его суть кратко пояснил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин: псковские депутаты предлагают при взыскании налоговой задолженности с физических лиц убрать из цепочки «налоговая — мировой судья — пристав» средний элемент. То есть команду на взыскание приставам дает сама налоговая, минуя суд. Для физлица ничего не меняется: если он будет не согласен с взысканием, то налоговой придется действовать по старой схеме через мировые суды. Среди плюсов новой схемы — снижение нагрузки на мировых судей, которая «в Татарстане превышает общероссийский показатель в 2,9 раза», и избавление физлиц от оплаты судебной пошлины.
С замечаниями к законопроекту выступил глава фракции КПРФ Хафиз Миргалимов. Он отметил, что по новой схеме решение о взыскании будет единолично принимать налоговый чиновник.
«Как же так, товарищи? Даже в 30-е годы была тройка, — сострил коммунист, не забыв и про возрастающую при новой схеме коррупциогенность. — Есть разграничение таких понятий, как исполнительная, законодательная и судебная власть. Если мы в этих категориях не разбираемся и псковчане — тоже, если не понимаем, что такое решение, а что — постановление, куда мы тогда идем? В каком правовом государстве живем и куда нас приглашают?» Затем он сравнил инициативу псковичей с предложением калужан «о какой-то Угре», чем вызвал у депутатов попытку аплодисментов.
Хафиз Миргалимов сравнил инициативу псковичей с предложением калужан «о какой-то Угре», чем вызвал у депутатов попытку аплодисментов
Мухаметшин с Миргалимовым не согласился, заметив, что задолженность по налогам физлиц в республике превышает 2 млрд, а несогласные с требованиями налоговой остаются защищены судом от какого-либо произвола. К тому же, спикер обратил внимание, речь идет о «законодательной инициативе коллег», которую предлагается лишь поддержать или нет, а принимать окончательное решение будет федеральный законодатель.
«С Угрой не надо путать, две вещи в одну корзину не клади, Миргалимов», — пожурил коммуниста за популизм спикер. «Я могу аплодировать, хлопать, но это не одинаковые вещи. Нельзя тут вызывать националистические или национальные эмоции каких-то депутатов. Это другой вопрос. Сегодня 2 миллиарда, завтра будет 4. Уклоняющихся от налогов — огромное количество», — вновь напомнил Фарид Хайруллович, предложив пока поддержать законопроект, а там «посмотрим, как федеральный законодатель решит».
Тем не менее 16 депутатов проголосовали против законопроекта, что стало рекордом для третьего заседания Госсовета РТ VI созыва, не считая отложенный законопроект по муниципальной реформе.
Видео: gossov.tatarstan.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 108
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.