Вакуумные «веники», «большая стирка», стрижка газона и пешие утренние обходы обочин — летом. Зимой — полный вывоз снега за два-три дня с контролем из космоса, впервые в РФ примененный двухфазный реагент, шесть снегоплавильных пунктов. На фоне высказывания главы Башкортостана Радия Хабирова о том, что в плане содержания дорог «никакого опыта особого в Казани нет», «БИЗНЕС Online» выяснил, как настроена эта система в столице РТ, насколько сложна и что подтолкнуло к глобальной реформе.
Радий Хабиров на этой неделе раскритиковал своих подчиненных за низкое качество содержания дорог в Уфе
КАК СНЕГОПАД 2010 ГОДА СЛОМАЛ СИСТЕМУ УБОРКИ УЛИЦ С 50 ПОДРЯДЧИКАМИ, В ПАРКЕ КОТОРЫХ БЫЛО ОТ ДВУХ ДО 25 МАШИН
Глава Башкортостана Радий Хабиров на этой неделе раскритиковал своих подчиненных за низкое качество содержания дорог: на въезде в Уфу ему встретилась неподстриженная трава и мусор. В ответ председатель госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Тимур Мухаметьянов сообщил, что отправил в Казань комиссию — перенимать опыт — и со следующего года полученные знания будут применяться и на дорогах Башкортостана. В минтрансе РТ «БИЗНЕС Online» подтвердили: комиссия действительно приезжала. Но глава Башкортостана результат учебы оспорил. «Никакого там особого опыта нет», — категорично высказался Хабиров и пообещал дорожникам новые проверки с реакцией в духе «после двух выговоров — до свидания».
Однако наличие техники, нестройные ряды подрядчиков, выгоняющих на улицы свою «коммунальную рать», еще не гарантирует чистоты и порядка. В управлении важен системный подход. Как функционирует казанский «комбайн» содержания дорог, который был реформирован относительно недавно, как настроена система уборки улиц зимой и летом — на эти и другие вопросы «БИЗНЕС Online» ответил замруководителя исполкома, председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев.
Начнем с предыстории. Традиционно в каждом районе Казани работали крупные предприятия, отвечающие за содержание дорог, бо́льшая часть дорог числилась на балансе промышленных предприятий, таких как «Казаньоргсинтез», «Тасма», «КОМЗ», «Точмаш» и множество других, но в 90-е годы схема сломалась. Промышленные предприятия освободили от несвойственных им функций, вся ответственность за дороги легла на плечи местных администраций. Каждый район стал делить дороги на участки и разыгрывать их на аукционах между десятками небольших подрядчиков, имеющих в своем парке от двух до 25 единиц техники со степенью износа под 90%. На уборке улиц работало до 50 подрядных организаций. И вроде бы все было хорошо: дороги чистили, все шло привычной колеей и было более-менее спокойно...
Комиссия из Уфы приезжала в Казань для изучения работы по содержанию дорог, но глава Башкортостана заявил, что никакого особого опыта у столицы РТ нет
Но грянул снегопад-2010, враз показавший неработоспособность прежней системы управления. Коллапс длился первую декаду декабря — такого снегопада не было с 1966 года, когда за 10 дней высыпало двухмесячную норму снега. Скорость в 2 км/ч стала едва ли не нормой, для длинномерных фур закрыли въезд в город. Казань завалило так, что на помощь пришлось звать силы МЧС и даже военных. Все это стало предметом серьезного разбирательства в кабмине — и в результате были сделаны, как это принято говорить, оргвыводы. «В первых числах декабря дорожные службы расписались в собственном бессилии, так как поздно среагировали», — говорил тогда мэр Ильсур Метшин.
«У каждого свой контракт, у каждого свой кусок улицы, и совместить это все в одно целое было очень сложно. Управляемость была потеряна, — вспоминает тот год Куляжев. — Да, были прописаны технология и регламент содержания дорог. Но у каждого подрядчика плюс-минус час задержки с выходом на участок, сомнительные места складирования снега в виде оврагов, низин, неиспользуемых территорий за городом. Один подрядчик свой участок убрал, второй до своего участка еще не добрался, третий не может выехать из-за проблем с топливом…»
В результате исполком совместно с РосдорНИИ и московским ГУП «Доринвест» разработали комплексную программу по внедрению новых технологий содержания дорог. Уже с 2011 года в городе при поддержке президента РТ Рустама Минниханова началась поэтапная модернизация дорожного комплекса, которая не останавливается и по сей день.
Председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев рассказал, как функционирует казанский «комбайн» содержания дорог, который был реформирован относительно недавно
ПЯТЬ ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ В УБОРКЕ УЛИЦ КАЗАНИ: ОТ УКРУПНЕННЫХ ЛОТОВ ДО НОВЫХ МАШИН И РЕАГЕНТА
Во-первых, в 2010–2011 годах радикально поменялась схема уборки города. С того момента за содержание дорог отвечают четыре генподрядные организации (по количеству укрупненных районов — заказчиков работ по содержанию) с собственными производственными базами на обслуживаемой территории. Подрядчики отвечают не только за круглогодичную уборку асфальта, но и за содержание озеленения (в том числе стрижку газона), ограждений безопасности, остановочных павильонов, деревьев вдоль дорог, а также тротуаров.
Весь этот комплекс работ проводится в рамках одного контракта. Укрупнение лотов на содержание дорог служит главному — повышению управляемости системы. В условиях «снежных атак» мобилизация десятков руководителей приводит к потере скорости и потере управляемости. В этом смысле в Казани «открывать Америку» не стали: оптимальная норма управляемости в команде — 7 человек.
«Мы можем по полной спросить с подрядной организации, что повышает уровень ответственности, — поясняет Куляжев. — А раньше было так, что дорогу убирает один, тротуар — другой, третий обслуживает ограждения безопасности. Добиться в той ситуации порядка было крайне сложно».
Новая схема учитывает и интересы малого бизнеса. Генподрядные организации обслуживают самостоятельно от 70% до 90% объемов контракта. Остальные работы (в основном на небольших, поселковых дорогах) отдаются на субподряд малому бизнесу. Таковы и требования закона. «Те, кто качественно занимался уборкой дорог до 2010 года, так и продолжают ей заниматься, и мы их не собираемся отстранять», — говорит глава КВБ.
В 2010–2011 годах радикально поменялась схема уборки города. С того момента за содержание дорог отвечают четыре генподрядные организации
Во-вторых, ощутимо обновился парк уборочной техники. В 2011 году при поддержке президента РТ Рустама Минниханова и города подрядчики приобрели в лизинг 165 единиц универсальной техники для зимнего и летнего содержания. Всего за 8 лет приобретено примерно 300 новых машин, из которых 49 — мощные вакуумные пылесосы. В целом парк уборочной техники сегодня насчитывает 605 единиц. Работа всей уборочной техники координируется с помощью спутниковой системы мониторинга и контроля. Каждый водитель получает четкую маршрутную карту — тут работает суворовский принцип, где каждый солдат знает свой маневр. Данные транслируются руководству республики и города, а также в ГИБДД.
Также были построены 6 снегоплавильных пунктов с 8 приемными камерами, что сократило сроки вывоза снега с дорог первой категории с шести до двух-трех дней. Таким нормативом не может похвастаться даже Москва — но тут, вероятно, играют масштабы столицы. Снегоплавильные пункты распределены по городу с тем, чтобы не гонять технику из конца в конец: пробег груженого снегом «КАМАЗа» не должен быть больше пяти километров. Но Казань все еще вынуждена определять площадки для складирования снега. «В прошлом году снегоплавильные пункты приняли 600 тысяч тонн снега из тех 850 [тонн], что были убраны с городских дорог», — приводит статистику Куляжев. В этом году планируется начать строительство еще 7 снегоплавильных камер, что ускорит процесс отправки «подарков деда мороза» на очистные сооружения и отказаться от временных снежных свалок полностью.
Ощутимо обновился парк уборочной техники. Всего за 8 лет приобретено примерно 300 новых машин, из которых 49 — мощные вакуумные пылесосы
В-четвертых, все дороги разделили на три категории. К первой относятся дороги с движением общественного транспорта и наиболее загруженные — это 60% от общего количества городских дорог. Их убирают в первую очередь: город не должен встать, общественный транспорт должен работать, невзирая на погоду. Ко второй категории отнесли дороги внутрирайонного значения, внутриквартальные проезды, к третьей — поселковые.
В-пятых, 9 лет назад Казань впервые стала использовать для посыпки дорог первой категории твердый реагент в довесок к песчано-соляной смеси. Сомнений было много: Москва тогда применяла жидкий реагент, а регионы о новых технологиях только мечтали. Это позволило не только повысить безопасность, эффективность борьбы с гололедом, но и сократить расходы на очистку дорог в весенний период. И если в сезон 2010–2011 года на дороги высыпали (а потом примерно столько же собрали) 300 тыс. т песчано-соляной смеси, то в 2018 году использовали всего 65 тыс. тонн.
Сейчас город приобретает около 20 тыс. т реагента ежегодно и обрабатывает практически все дороги первой категории. С 2017 года в Казани впервые был применен двухфазный реагент с технологией смачивания (имеет все необходимые экологические заключения, действует до -25 градусов). В отличие от твердого, он срабатывает сразу при попадании на дорожное полотно, а не в течение 10–20 минут. Двухфазный реагент равномерно «ложится» на дорогу, а технология направленного распределения исключает его попадание на газоны и обочины. Казань первой в России стала использовать такой реагент, поэтому практически все регионы приезжают изучать опыт города по его использованию, хранению, а также технику для распределения материала.
Убираемая площадь дорог Казани — 22 млн кв. м, на это в год выделяется более 1,1 млрд рублей
ЧТО ПО ЦЕНАМ НА РЕМОНТ, СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ И КАК ПРОИСХОДИТ УБОРКА ЗИМОЙ И ЛЕТОМ?
Сколько стоит годовое обслуживание? Убираемая площадь дорог Казани — 22 млн кв. метров, на это в год выделяется более 1,1 млрд рублей, из которых 60–65% отправляется на зимнее содержание. Впервые тарифы на содержание дорог в городе подняли в 2011 году. В 2018-м был принят повышенный тариф на содержание пешеходных тротуаров и дорог в центральной части площадью 950 тыс. кв. метров.
Как настроен сам процесс уборки и что туда входит? По большому счету уборка дорог предусматривает последовательность выполнения технологических операций в соответствующие временные отрезки. Зимой на первом этапе проводится обработка дорог противогололедным материалом с использованием комбинированных дорожных машин, далее идет разметание образовавшейся снежной крошки с использованием плужно-щеточных механизмов. Операции второй очереди начинаются примерно в 22:00 и идут до самого утра. К ним относится формирование снежных валов грейдерами, далее погрузка и вывоз снега на снегоплавильные станции с использованием погрузочной техники и самосвалов. Летнее содержание начинается весной с уборки дорог и тротуаров подметально-уборочными машинами от скопившейся за зиму грязи и смёта. Тогда же дороги моют специальным шампунем от следов реагента. После генеральной уборки на дороги и тротуары для удаления мелкой пыли регулярно выходят вакуумные подметально-уборочные машины (всего в городе их 54, до 2011 года было не более 10). В течение летнего сезона ведется ежедневная мойка дорог и тротуаров, ежедневная очистка зеленых зон, остановочных павильонов и ограждений. Шесть-восемь раз за лето косят траву на обочинах.
Летнее содержание начинается весной с уборки дорог и тротуаров подметально-уборочными машинами от скопившейся за зиму грязи. Тогда же дороги моют специальным шампунем от следов реагента
«Невозможно сравнить работу вакуумной машины и работу дворника, который лопатой собирает грязь и потом грузит ее в кузов машины. Качество летней уборки значительно выросло», — подчеркнул Куляжев, добавив, что рано утром вручную ведется и сбор мусора вдоль дорог, который выбрасывают из окон автомобилисты. В комитете отмечают, что мусорить автовладельцы стали меньше. Действительно, сегодня уже реже видишь, как на ходу из впереди идущего автомобиля вылетает пластиковая бутылка или пачка от сигарет.
И несколько слов о расходах на ремонт дорог. Сам по себе дорожный фонд Казани небольшой — ежегодно в бюджете города он не превышает 60–70 млн рублей и его направляют на ямочный ремонт. Основную же поддержку оказывает республиканский и федеральный бюджет. Только в этом году на ремонт улиц направили 7,2 млрд рублей. За последние три года было выделено 20,5 млрд рублей, в том числе 3 млрд рублей на капремонт дворовых территорий.
«Если считать по сроку службы дорог и интенсивности движения, то надо бы еще больше выделять, — говорит Куляжев. — Хочешь не хочешь, а дороги первой категории каждые четыре года нуждаются в замене верхних слоев. Даже проспект Победы, который был сделан, казалось бы, не так давно, уже имеет колейность. Нормативно допустимая колейность — 30 миллиметров, а все, что больше, требует немедленного ремонта». Тем не менее многомиллиардные вложения последних лет подтянули до нормативного состояния 80% дорожного покрытия улично-дорожной сети Казани.
С приходом Хабирова и обновления команды в Уфе стали наводить порядок с самыми проблемными дорогами, но до крупных городских узлов пока так и не дошли
А КАК В УФЕ? ОТ ОТМЕНЫ ВЫВОЗА СНЕГА ДО НАКАЗАНИЙ ЗА ЛЕТЯЩУЮ ПЫЛЬ
По словам собственного корреспондента «БИЗНЕС Online» в Башкортостане, Уфу в последние годы нельзя назвать идеалом городской чистоты. Человек, который давно не был в столице РБ и вдруг приехал в гости, поймает себя на мысли, что хозяина здесь нет. А вершиной хаоса два года назад стало то, что бывший глава города Ирек Ялалов внезапно решил отменить вывоз снега зимой.
«Месяц вывоза снега — это один непостроенный детский сад», — заявил тогда Ялалов. Тогдашний глава региона Рустэм Хамитов на это вообще никак не отреагировал. Правда, бума строительства детских садов не случилось, зато город утонул в грязном снеге и пробках. А потом все лето по Уфе летала пыль от высыпанной на дороги песко-соляной смеси. Хабиров же сразу дал понять, что бардака не потерпит: чуть ли не на первом оперативном совещании он заявил, что, если будет летать пыль, виновным грозит разбор полетов с оргвыводами. Эффект появился сразу же: этим летом пыльно уже не было, однако сейчас чиновникам досталось за нестриженные газоны.
С приходом Хабирова и обновления команды в Уфе стали наводить порядок с самыми проблемными дорогами, но до крупных городских узлов пока так и не дошли. К примеру, перечень капремонта 2019 года в столице Башкортостана включает в себя ремонт, строительство и реконструкцию дорожных участков протяженностью 58 километров. В 2018 году работы вели на 129 км дорог. Программа «Безопасные и качественные дороги» работает и здесь — в частности, в рамках ее реализации установили 13 км заборов. Есть и другие уфимские дорожные беды — например, на большинстве улиц напрочь отсутствует дорожная разметка.
Этим летом пыльно уже не было, однако сейчас уфимским чиновникам досталось за нестриженные газоны
Но главные две — это трасса до аэропорта и проспект Салавата Юлаева (главная транспортная артерия столицы РБ). И та и другая дороги ежегодно «плывут»: каждое лето здесь образуется приличная колея, асфальт идет волнами, что становится поводом для их очередного ремонта. В этом году трассу снова «подшаманивали» на протяжении 8,5 километра. Один из кандидатов на пост главы Башкортостана Владимир Кобзев едва ли не главным пунктом своей предвыборной программы сделал исправление дорожных проблем. В итоге он, правда, набрал меньше всех голосов (0,5%).
«Мне все понятно, когда, например, пятый год кладут новый асфальт на трассе Уфа — аэропорт, — рассказывал Кобзев перед выборами. — Я подсчитал, что за пять лет на ремонт этой дороги потратили около 2 миллиардов. Если разделить на 365 дней в году, то получится, что ежедневно мы тратим на аэропортовскую трассу 750 тысяч рублей. Но это же огромные деньги! И когда начали срезать старое полотно, я поехал посмотрел, что там на срезе. А там вместо дорожной одежды песок, щебень насыпан самый дешевый, который не держит полотно. Но вы думаете, что-то изменилось? Сегодня ведь делают то же самое, нарушают технологический процесс, берут дешевый битум, который только или в печку, или на помойку. Раскопали, увидели, что наделали прежние строители, свое дерьмо насыпали, быстренько грейдером прокатали без всякой расклинцовки — и все. У нас дороги разного цвета, потому что материалы неоднородные используют, какие бог на душу положит. И никто не знает, какая у этих материалов температура плавления, — вот и плывут у нас дороги».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.