Концерт-открытие III международного оперного фестиваля им. Галины Вишневской одновременно ознаменовал собой начало нового, 54-го сезона Государственного симфонического оркестра РТ и 10-го сезона в Казани его художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского. О том, почему на этом концерте звучал Шостакович, за что просил прощения Сладковский у дочери Ростроповича и кто из татарстанских чиновников составил ей компанию в ложе ГБКЗ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Открытие этого сезона — 54-го для ГСО и 10-го в Казани для Сладковского — было подготовлено в стиле маэстро особенно тщательно и концептуально
«ДЛЯ МЕНЯ МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ БЫЛ ТЕМ САМЫМ СИЯЮЩИМ ОРИЕНТИРОМ»
«Очень важно, что мы открываем сезон именно в день рождения Шостаковича, одного из моих любимых композиторов, и играем то, с чем связана вся моя творческая жизнь», — писал Александр Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online», где худрук ГСО РТ раскрывал секреты и фишки нового сезона. Открытие этого сезона — 54-го для ГСО и 10-го в Казани для Сладковского — было подготовлено в стиле маэстро особенно тщательно и концептуально. Во-первых, этот концерт стал открытием III международного оперного фестиваля им. Галины Вишневской, который организовал центр оперного пения во главе с его художественным руководителем Ольгой Ростропович. «В последние годы мы очень тесно дружим и общаемся с Ольгой Мстиславовной Ростропович. Это невероятный человек, который продвигает и не дает забыть о памяти папы и мамы — совершенно уникальной пары», — сказал Сладковский на пресс-конференции по случаю открытия сезона. У них с Ростроповичем и Вишневской давняя история взаимоотношений — в 1990 году великий музыкант вернулся в Россию «как рыцарь на белом коне», чем восхитил молодого дирижера Сладковского. «Для меня Мстислав Ростропович был тем самым сияющим ориентиром, человеком, чей портрет висел в моем кабинете всю жизнь», — признался он. Позже ему посчастливилось поработать со своим вдохновителем — в 2006 году Сладковский ассистировал Ростроповичу на проекте «Неизвестный Мусоргский» в Санкт-Петербурге.
«У меня оттуда сохранилась оригинальная партитура „Ночи на Лысой горе“, — признался худрук ГСО РТ. — С тех пор я дорожу такой совершенно уникальной рукописью. Я, как молодой дирижер, должен был ему ассистировать и с удовольствием это делал. К сожалению, Ростропович уже тяжело болел, так что я продирижировал этот концерт, потому что он не него приехать не смог». Третий эпизод взаимоотношений для Сладковского — самый важный. «В 2010 году, когда еще строился Дворец земледельцев, я приехал сюда смотреть площадку, потому что уже думал о том, где пройдет оперный фестиваль. И в этот момент мне звонит Оля Ростропович. За два месяца до этого договорились, что мы с Галиной Павловной — она в качестве режиссера, а я дирижера — будем ставить „Бориса Годунова“ в оперном центре имени Галины Вишневской. Это было по тем временам вообще недосягаемо — я, еще молодой дирижер, получил такое приглашение лично от Галины Павловны! Было очень круто. Но когда приехал в Казань и началась настоящая работа, я понял, что если уеду отсюда на два месяца, не войдя в роль худрука, у меня не будет ни того ни другого. И вынужден был Галине Павловне отказать. Мне очень неудобно, что я так сделал, но с этим приходится жить. Чисто по человечески испытываю долг перед Галиной Павловной, отказал ей в постановке, придя в Казань, и если мне предложили сделать вечер ее памяти…»
Концерт стал открытием III международного оперного фестиваля имени Галины Вишневской, который организовал центр оперного пения во главе с его художественным руководителем Ольгой Ростропович
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК! ВАМ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОВЕЗЛО С ЭТИМ ДИРИЖЕРОМ».
Сама Ростропович об этом эпизоде говорит с легкостью. «С одной стороны, мы расстроились, а с другой — были безумно за него счастливы, потому что знали, что оркестр находился не в лучшем состоянии, — рассказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Понимали, что он из этого оркестра сделает нечто выдающееся, что и произошло 10 лет спустя. Мы видим результат и знаем — он поставил оркестр на мировую карту. До Александра Витальевича никто не слышал об оркестре Татарстана. А сейчас его показывают по каналу Mezzo, он приезжает с гастролями в Европу — это же невероятно! Я не знаю ни одного другого регионального оркестра, который так ездил бы с гастролями и писал серьезные циклы на лейблах вроде Sony». В 2017 году худрук центра оперного пения им. Галины Вишневской пригласила ГСО РТ на фестиваль им. Мстислава Ростроповича в Оренбурге — Сладковскому предстояло продирижировать концертом Витольда Лютославского для виолончели с оркестром, который он написал специально для великого виолончелиста.
«Очень сложное произведение! Я сказала виолончелистке Насте Кобекиной — стипендиатке фонда Ростроповича, которая очень хотела исполнить этот концерт: сыграешь на фестивале только тогда, когда будешь абсолютно соответствовать тем исполнительским стандартам, которые задал Мстислав Ростропович. Будешь играть наизусть — сделаешь это и на фестивале. Она ответила: „Выучу“. Я подумала: какая наглая девица! Выучить это практически невозможно — папа играл наизусть данный концерт. А она выучила и сыграла. Но какой это стресс для дирижера! Ведь музыка — сложнейшая, и, оступись солистка, потеряйся в этом… А Сладковский провел абсолютно идеально», — рассказала Ростропович. Стоит отметить, что через год концерт Лютославского прозвучал в Казани на VIII международном фестивале современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia.
Ростропович добавила, что обратила внимание на нынешнего худрука ГСО РТ на фестивале ее отца в Баку, «потому что он действительно очень талантливый и работоспособный дирижер, все схватывает на лету. Удивительный человек! Вам очень сильно повезло с этим дирижером».
«До Александра Витальевича никто не слышал об оркестре Татарстана. А сейчас его показывают по каналу Mezzo, он приезжает с гастролями в Европу — это же невероятно!» — восхищалась работой Сладковского Ольга Ростропович
СТИХИ ЛОРКИ И БАС ЧЕЛИДЗЕ
В программе концерта значились два произведения — Четырнадцатая и Пятая симфонии Дмитрия Шостаковича. На премьере 14-й солировала Вишневская, а Пятой дирижировал Ростропович во время своих гастролей в СССР как худрук Вашингтонского симфонического оркестра, когда вернулся в Россию после 12-летнего перерыва. «Посчитал, что будет очень круто, если свой 10-й сезон начну с такой программы, — объясняет Сладковский. — Я бы с удовольствием сыграл Восьмую, может, даже больше ее люблю, но это очень знаково, осознанно для меня, а все, что делаю, я совершаю осознанно».
Четырнадцатая симфония посвящена теме смерти — насильственной, преждевременной. Она написана Шостаковичем для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Мариа Рильке. Соответствует подборке трагических стихов и настроение музыки — скорбное, в диапазоне от сдержанно сосредоточенного до глубоко трагического. Солировали в симфонии выпускники центра оперного пения им. Галины Вишневской — солистка московского театра «Новая Опера» им. Колобова, лауреат первой премии V международного конкурса оперных артистов им. Вишневской сопрано Ирина Морева и дипломант VII международного конкурса оперных артистов им. Вишневской бас Гиорги Челидзе. Им в полной мере удалось найти баланс и гармонию с оркестром и маэстро, раскрывая подлинную эмоциональность и глубину вокальной составляющей симфонии. Богатое красками и чистейшее сопрано Моревой, глубина и плотность звука Челидзе убеждали в том, что школа Вишневской растит действительно выдающихся музыкантов.
Оркестр Сладковского же был удивительно стабилен и уверен в знакомом ему Шостаковиче — три года назад был записан бокс-сет всех симфоний и инструментальных концертов композитора, который был издан на фирме «Мелодия», удостоен высоких оценок критиков и признан лучшим диском классической музыки в 2018 году по версии британского сайта об искусстве The Arts Desk. Звукорежиссер записи Владимир Рябенко рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Я каждый день наблюдал, как у ребят горят глаза. Ощущал их пассионарность и чувствовал, как они переживают важность момента. Знаете, когда музыканты думают о чем-то далеком, немузыкальном, такое сразу отражается на звуке. А у этих музыкантов ни малейшей усталости не наблюдалось. Играли и мыслили они, будто некий единый организм. В этом, мне кажется, и есть их главный секрет». Такое чувствуется до сих пор — и хотя профессионализм и качество звучания оркестра Сладковского постоянно растут (хотя каждый раз кажется: куда еще?), сплоченность и в едином порыве преданность музыке остаются неизменными. Эти качества присущи и самому маэстро и, как в кристально чистом озере (правда, в случае с динамикой ГСО РТ впору сравнение с бушующей горной рекой), отражаются в его музыкантах.
«В последние годы мы очень тесно дружим и общаемся с Ольгой Мстиславовной Ростропович. Это невероятный человек, который продвигает и не дает забыть о памяти папы и мамы — совершенно уникальной пары»
«ЕСЛИ БЫ ТОГДА ПОЕХАЛ К ВАМ, Я БЫ ВЕРНУЛСЯ В КАЗАНЬ ЕДВА ЛИ»
За исполнением внимательно следил как большой портрет Галины Павловны Вишневской в образе Тоски из одноименной оперы Джакомо Пуччини, так и ее дочь Ольга Ростропович в компании татарстанских чиновников — вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой и министра культуры РТ Ирады Аюповой. Также в ложе была заведующая галереей современного искусства ГМИИ РТ Эльвира Камалова. После необыкновенно мастерски исполненной во втором отделении Пятой симфонии (на пресс-конференции Сладковский признавался: «Если бы записывал ее сейчас, я многое сделал бы по-другому…») маэстро обратился к Ростропович и напомнил о приглашении поставить «Бориса Годунова», которое ему пришлось отклонить.
«У меня до сих пор камень на сердце, Ольга Мстиславовна, надеюсь, вы сейчас его снимете. 9 лет живу с мыслью, что отказал Галине Павловне. Если бы тогда поехал к вам, я бы вернулся в Казань едва ли и сегодняшний вечер точно бы не состоялся. Хочу сказать вам огромное спасибо за то, что вы так чтите память своих абсолютно гениальных родителей, личностей мирового масштаба, с которыми даже в таких формах приятно соприкасаться. Вы делаете фестиваль Ростроповича, сейчас вы организовали фестиваль Галины Павловны. И я счастлив сегодня играть для Галины Павловны, в ее память. Это огромная честь для меня», — признался Сладковский. «Когда Ростроповича изгнали из Советского Союза, друг семьи Леонард Бернстайн — великий пианист, композитор, дирижер, — написал „политическую увертюру“, которую назвал „Слава!“ (в честь Мстислава Леопольдовича, естественно), — продолжил маэстро. — И я не могу сегодняшний вечер закончить драматическим пафосом, надо сделать это лирично, романтично и с юмором, что было всегда Ростроповичу очень присуще. Хочу преподнести вам букет и сыграть „Славу!“, потому что здесь ее пока никто не слышал».
Вслед за речью Сладковского зазвучала та самая «политическая увертюра» — живая, забавная, со множеством юмористических украшений. Худрук ГСО РТ, а вслед за ним и музыканты получали невероятное удовольствие от исполнения, что было заметно невооруженным глазом — произведение было сыграно буквально на одном дыхании, легко, ярко и виртуозно. И совершенно неудивительно, что следом раздался шквал аплодисментов и публика в едином порыве, стоя, благодарила оркестр Сладковского за невероятно эмоциональный вечер.
Второй день фестиваля состоялся 27 сентября, в нем приняли участие выпускники центра оперного пения Галины Вишневской разных лет
ПУШКИНСКИЕ СТРАСТИ ОТ ЛАУРЕАТА КОНКУРСА ГЛИНКИ
Второй день фестиваля состоялся 27 сентября. К Моревой присоединились другие выпускники центра оперного пения Галины Вишневской разных лет — лауреат II премии XXVI международного конкурса вокалистов им. Глинки в Казани Станислав Ли, сопрано Екатерина Петрова и тенор Михаил Новиков. Вместе с ГСО РТ они исполнили программу «Опера-гала» — арии и отрывки из произведений русских и зарубежных композиторов: Чайковского, Прокофьева, Верди, Пуччини, Чилеа. За дирижерский пульт поднялся итальянец Марко Боэми, который работал с Лучано Паваротти и Анной Нетребко. Этому дирижеру не требуется палочка — он вполне уверенно обходится только руками, которыми и управляет оркестром.
Одним из самых ярких номеров концерта стала заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин», в которой солировали Петрова и Ли. Казанская публика увидела почти концертное исполнение оперы — на сцене ГБКЗ кипели пушкинские страсти и бурлили чувства, а вокалисты полностью перевоплотились в Онегина и Ларину. Их голоса превосходно дополняли друг друга, сливаясь в гармоничное единое целое с высокопрофессиональным оркестром, имеющим большой опыт работы с самыми звездными вокалистами.
За дирижерский пульт поднялся итальянец Марко Боэми, который работал с Лучано Паваротти и Анной Нетребко. Этому дирижеру не требуется палочка — он вполне уверенно обходится только руками
Следующий концерт ГСО РТ состоится в Альметьевске 14 октября — там ГСО РТ и известная оперная вокалистка Альбина Шагимуратова исполнят оперные и романсовые хиты. 30 октября в Казани прозвучат «Смерть и просветление» и «Четыре последние песни» для сопрано с оркестром Рихарда Штрауса, а также Пятая симфония Густава Малера. «Это наша репертуарная симфония — фантастическая, одна из моих любимых среди малеровских. Почему очень важно сыграть Пятую симфонию? Потому что в Москве концерт запишут, и потом он будет транслироваться на Mezzo TV. Мы давние партнеры с этим потрясающим французским каналом, и благодаря очередной записи Татарстан вновь покажется в этой ветви музыкальной культуры, ведь канал транслируется на весь мир», — говорил Сладковский.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.