Ильсур Метшин дал откровенное интервью главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову. Казанский мэр вспоминает о войне с газелистами, которая чуть не привела к транспортному параличу всего города, объясняет, почему поддерживает Собянина в его нелюбви к частному автотранспорту, и делится своими соображениями о том, почему ЖКХ нужно вернуть в муниципальные руки. Самые любопытные цитаты из интервью — в нашем материале.
Мэр Казани Ильсур Метшин дал большое интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову
Про игру в казаки-разбойники с газелистами
Мэр Казани Ильсур Метшин дал большое интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. На вопрос о том, какое самое трудное решение Метшину приходилось принимать за 14 лет работы мэром Казани, он ответил, что реформа схемы общественного транспорта столицы РТ.
«Если совсем трудное [решение] — когда мы решили убрать „Газели“ и пазики. Это были казаки-разбойники, — вспоминает мэр. — То есть водители выезжают без медицинского освидетельствования, люди, имеющие учет в наркологии, и так далее. Мы приняли решение поменять городской автотранспорт на автобусы повышенной комфортности, вернуться к советской системе — она была очень отлажена, когда по расписанию приходили автобусы».
Метшин признал, что решение это было принято, не учитывая, с каким сопротивлением предстоит столкнуться казанским властям. Ведь транспортный бизнес был очень выгодным. «„Газель“ отбивалась в кэш за 6 месяцев, а пазик — за 9 месяцев. И понятно, какое количество… То есть это порядка 6 миллиардов рублей кэша», — объясняет мэр.
Дошло до того, что возникла угроза паралича движения на 16 перекрестках города — в один прекрасный февральский день газелисты намеревались «остановить движение, поставить пазики, „Газели“, вытащить провода, выкинуть ключи и уйти».
«В один прекрасный февральский день газелисты намеревались «остановить движение, поставить пазики, «Газели», вытащить провода, выкинуть ключи и уйти»
«А я только начинал работать, и мне сказали: „Ты принимай решение. Потому что тебя в 7 утра вынесут вперед ногами и вышвырнут на свалку истории“, — вспоминает Метшин ту непростую ситуацию. — И вот за ночь было принято решение. Количество грейдеров… там к танковому училищу еще обратился, чтобы расчистить, если…»
«В итоге в 2007 году мы впервые в России закупили [автобусы] „Евро-3“, в те времена еще 1,2 тысячи автобусов повышенной комфортности, низкопольные — туда инвалиды могут заезжать. Сделали прозрачные торги, где каждый получил возможность участвовать равнодоступно. (…) И когда люди, участники увидели, что это действительно не перекройка какая-то бизнеса в свой или в какой-то карман, а мы в самом деле хотим сделать благо…» — говорит Метшин, добавляя, что в итоге с транспортниками все же удалось выйти на диалог. Было решено: 50% маршрутов будет муниципальных, 50% — рыночных. А уже через год из рук Игоря Левитина, на тот момент министра транспорта РФ, казанцы получили золотую колесницу за лучшую работу общественного транспорта в России.
«С тех пор мы стали Меккой, потому как сегодня у нас самый современный новый подвижной состав и электрический — троллейбусы, трамваи; у нас единая система ГЛОНАСС. Со своего айфона можете зайти и посмотреть, через сколько приедет трамвай на остановку, автобус... Масса других вещей, которые мы сделали. Но заново, думаю, эту дорогу я бы не прошел, — признается Метшин. — То есть бог помог. Поддержали президент [Минтимер] Шаймиев тогда, Рустам Нургалиевич Минниханов, министр МВД. Потому что у нас в автобусы стреляли новые».
Метшин заявил, что полностью поддерживает мэра Москвы Сергея Собянина, которого многие считают противником личного транспорта
О СОБЯНИНЕ
От темы транспорта в Казани разговор плавно перешел к обсуждению московских реалий. Метшин заявил, что полностью поддерживает мэра Москвы Сергея Собянина, которого многие считают противником личного транспорта. «Болезнь в том, что количество автотранспорта — я начинал работать 14 лет назад — было 130 тысяч [штук] автотранспорта в Казани, сейчас — 438 [тысяч]», — отметил казанский градоначальник. То есть рост числа автомашин произошел в три раза за 15 лет.
«Вот будет новая практика, когда по воздуху начнем летать, мы примем другое решение. А пока растущее с благополучием жизни жителей Казани количество личного и другого автотранспорта не позволяет нам бежать и расширять дороги», — добавил он.
«А вообще, в поддержку Сергея Семеновича, человеку надо отдать должное уважение. Ну какой была Москва? Вот я не москвич, но какой она была? Раньше я приезжал туда, и у меня первое желание: свалить вечерним рейсом. Сегодня смотришь: эти парки, скверы, набережные, возможности для отдыха людей. Просто красивейший город.
Я вернулся из Нью-Йорка. Мы выступали на генассамблее ООН, на панели сессии мэров. Так вот, в кластере вокруг Нью-Йорка грязь такая… Собянину просто в страшном сне бы не снилось в каких-нибудь закоулках. Есть с чем сравнивать. Я смотрю профессиональным взглядом. Многое может не нравиться, но то, как человек меняет Москву (я как младший профессионал, давно работающий мэром, говорю), респект, это один из успешнейших мэров мира», — считает «младший брат» мэра Москвы.
«Мы в режиме диалога находим консенсус в каждом дворе отдельно. Нет одной таблетки для всех дворов»
О КАЗАНСКИХ ДВОРАХ и велосипедистах
«Сейчас программа дворов. Наш президент объявил: за три года мы отремонтируем все дворы в республике. Это беспрецедентная программа. Мы ее начали в Казани 8 лет назад и отремонтировали почти 50 процентов дворов. Вот я вам хочу сказать, ведь что такое город? Это отражение людей. У меня четверо детей и один телевизор. Попробуй выбери одну программу. Один хочет смотреть футбол, другой послушать „Эхо Москвы“, третий еще какую-то передачу. (…)
Во дворах ровно такая же ситуация. Половина жителей во дворах говорят: „Не надо нам расширять парковки, оставьте зеленую зону, детские площадки“. Вторая половина говорит: „Нам некуда ставить машины, все равно на газоны будем заезжать“. Но мы в режиме диалога находим консенсус в каждом дворе отдельно. Нет одной таблетки для всех дворов. Выход такой: в диалоге с населением мы приходим к какой-то середине», — рассказал Метшин о том, как непросто рождается новая республиканская программа «Наш двор» стоимостью 50 млрд рублей.
Также глава Казани рассказал, что в городе стало много велосипедистов. «У нас это (количество велосипедистов — прим. ред.) растет, и мы видим их число на набережных, статистику по продажам велосипедов в специализированных магазинах. (…) Все новые проекты набережных, парков, что мы с президентской программой делаем с Наталией Фишман (…) Сейчас мы без велодорожек не строим», — заметил мэр Казани.
О стоимости ЖКХ
На первом месте по степени озабоченности казанцев — стоимость услуг ЖКХ. «Когда-то, еще во времена Германа Оскаровича, флаг был на то, что ЖКХ должно быть частное. Провозгласили. Но к работе над ошибками мы не возвращались. Много министров поменялось. Федеральная повестка — тоже. Мы же вернулись к госкорпорациям. Почему мы пришли к ним? Потому что зачастую (меня тоже может сейчас либеральное крыло накрыть медным тазом) советское прошлое возвращается — во многих вещах, как в ВПК, в оборонке, это должно быть в руках государства. Так и ЖКХ. Не может быть собственником пока еще наше население. Вот нет этого… (…) Любая проблема — они по-прежнему куда идут? В исполком. Они даже не называют это мэрией. Вот как в Советском Союзе был райисполком. В ЖЭО звонят и так», — признается мэр.
«15–17 процентов действительно есть частных управляющих компаний, как правило, новые дома, дорогие квартиры, которые позволяют плюсом платить. Все остальное — надо возвращать в муниципальное управление жилым фондом. Почему? Что такое частный собственник? В уставе написано чуть ли не первым пунктом: извлечение прибыли. Не до прибыли в нашем жилом фонде в управлении. Мы должны четко планировать расходы на капитальный, текущий ремонт, вывоз мусора, очистку, освещение, замену лампочек и так далее. А любой предприниматель в этой области сначала на радостях шубу жене купил, дальше дочь машину попросила, потом сын женится…» — рассуждает глава города.
По его мнению, население не является эффективным управляющим собственным жилым фондом. «Хватит уже. Не все то, что хорошо в Америке, хорошо в России. У нас зимы, свой менталитет, культура. Поэтому пора уже некоторые вещи возвращать на круги своя и делать работу над ошибками», — считает Метшин.
«Мы один из самых больших растущих туристических центров в России»
О молодежи и росте туризма
В Казани один из самых низких по стране уровней безработицы — 0,55%. На одного безработного — пять предложений на рынке, но молодые специалисты не всегда могут найти себе работу.
«Молодежь другая. Завышенные ожидания. Он после вуза… Мы мечтали пойти... Допустим, я после юрфака хотел пойти в органы, послужной список заработать и когда-нибудь, лет через 10–15, на квартиру заработать, а пока жить в съемной и так далее. О машине мечтали.
Молодежь другая. Сегодня, сейчас, причем, не имея (в подавляющем большинстве) какой-то квалификации или особых талантов, но „мы хотим сейчас социального лифта“. (…) Я хочу сегодня и сейчас иметь высокооплачиваемую работу. Я хочу машину, квартиру, я хочу-хочу-хочу», — сетовал глава Казани.
Конечно, с оттоком молодежи у Казани проблем нет, миграция в городе положительная, причем именно за счет студентов.
«14 лет назад, после 1000-летия, для меня был вызов, что дальше. Мне казалось, что пик Казани достигнут. (…) Мы пригласили международный банк реконструкции и развития. И они мне тогда показали простую статистику, что мы были и должны быть образовательным центром. Казань — второй после Москвы императорский университет. (…) И в 2007 году с Минтимером Шариповичем Шаймиевым мы поехали на выставку по недвижимости MIPIM в Канны . (…) Я тогда заявил, что Казань будет магнитом, который притянет все лучшее в Поволжье. И с 20 миллионов мы соберем все сливки. У нас будет самый крутой город, большой туризм и самое дорогое жилье, растущее в цене. Бабай на меня так посмотрел (тогда еще интернета не было) со словами: „Слушай, бумага все стерпит. Но тебе потом надо будет об этом говорить“», — вспоминает Метшин.
В те годы в Казань приезжали 500 тыс. туристов в год, сегодня — 3 млн 300 тысяч.
«Мы один из самых больших растущих туристических центров в России. Первые по росту вторички. То есть любой, кто вкладывается в Казань, имеет доход 14–15 процентов. И то же самое по новому жилью. Мы строим миллион квадратных метров. И порядка 15 процентов покупателей у нас — не жители Татарстана. То есть мы ставили себе системные задачи, работали над ними. Это не пальцем в небо попадали, и не вдруг подобное нам оттуда свалилось», — говорит Метшин.
Во многом помогли Универсиада, чемпионат водных видов спорта и чемпионат мира по футболу. «Это как big wave raises all boats — „большая волна поднимает все лодки“. И вот они нам помогали поднимать. Но это одна часть большой штанги», — приводит он параллели.
О том, почему Казань не жирует
«Мы город крупного бизнеса: химия, нефтехимия, авиа- и машиностроение, вертолетостроение, IT, торговля. То есть у нас, конечно (в перечне источников бюджета — прим. ред.) НДФЛ, налог на землю и аренда имущества. Но две цифры есть. Если брать прямой бюджет, то мы по обеспеченности на одного жителя на 11-м, 10-м месте — Казань, то есть мы, не жирует. Но, как я вам уже сказал, благодаря системной поддержке президента республики субвенции, дотации, программы капитального ремонта, капитального строительства — то, конечно, у меня бюджет такой, что называется, слава богу», — радуется Ильсур Раисович.
Туризм, по его словам, пока большой роли в общем бюджете Казани не играет. «Туризм — занятость. Это узнаваемость. Работа всей нашей сферы услуг и обслуживания. (…) Отели — это тысячи занятых людей. Такси, автобусы, экскурсоводы. Сувенирная продукция, наши кафе, рестораны. Фастфуды», — перечислял Метшин сферы, зависящие от туризма.
«Самая лучшая ресторация — безусловно, Москва, Лондон, Париж и Рим: я бы взял вот так, четыре… А если по цене и качеству — у нас вкусная кухня, очень красивые люди. Я думаю, красивый город благодаря Волге, Казанке, людям, набережным. Мы приросли общественными пространствами, культурными учреждениями. Поэтому в трех часах езды на машине у нас без Москвы 20 миллионов населения проживают. Вот три-четыре часа на машине. Мы их видим, они приезжают!» — говорит Метшин.
«Когда меня спрашивают, в чем секрет — просто в том, что повезло на больших руководителей»
О мэрстве
«Мне иногда говорят: „14 лет, ты не устал? Ты почему не устаешь?“ (…) Нет, я абсолютно не устал. Для меня каждый день как новый. Вот мы с вами не виделись два года. Это у нас, татар, каждая встреча — как новая жизнь. С интересными людьми, совершенно разными. Культура, искусство. С проектантами, архитекторами. (…) И новые проекты. Допустим, вот мы закончили только что WorldSkills (…) Мы сейчас занимаемся с нашим президентом тем, чтобы привезти в Казань Суперкубок УЕФА на 2023-й. Он проходил в этом году в Стамбуле. Играли „Челси“ и „Ливерпуль“. Весь мир, вся элита приезжают туда. (…) Мы, дай бог, когда победим, предопределим до 2023 года приезд крупных компаний, спонсоров, которые миллиардными бюджетами обладают», — помечтал Ильсур Раисович.
Венедиктов спросил, что бы мэр ответил, если бы ему предложили стать председателем космической станции. «Окей, хорошо, но с условием того, что столицей будет Казань, согласен», — нашелся градоначальник.
Радиоведущий предложил Метшину назвать «штуку, ради которой конный памятник Ильсуру Метшину можно поставить напротив Ленина». «Во-первых, по нашим мусульманским традициям, памятники ставить нельзя, — ответил Метшин, но добавил. — Для меня, конечно, важнее мои добрые имя и фамилия. Чтобы через годы дети, внуки ходили по улицам моей Казани, любимой, родной, и им не было бы стыдно. Вот главный памятник».
«Отвечая на ваш вопрос, безусловно, возраст, физические возможности и опыт позволяют еще долгое время приносить стране пользу. На каком рубеже это будет — воля Всевышнего. И в данному случае я имею в виду не главнокомандующего, а действительно Всевышнего. Я верующий человек. Где моя дорога — подчинюсь и со словами „С Богом!“ пойдем дальше», — говорит Метшин.
«У меня чувство к Казани: „Она выбрала тебя, а не ты ее выбирал“ (из переписки Метшина с другом — прим. ред.). Когда меня спрашивают, в чем секрет — просто в том, что повезло на больших руководителей. Наш Бабай Минтимер Шарипович Шаймиев. До него великие руководители были и Мусин, и Табеев Фикрят Ахмеджанович — такие великие люди. Нынешний — Рустам Нургалиевич Минниханов. Есть преемственность великих государственных мужей, и существует одна лодка, в которой работают все, не только президент, парламент, правительство, мэр. Большой бизнес. У нас нет сторонников каких-то, как принято называть, олигархов. У нас есть люди, которые имеют ответственность за происходящее и на предприятиях, и за забором предприятия. Простой рецепт. Нефть есть в других регионах, нефтеперерабатывающие заводы, большие компании, но должны быть люди и преемственность. Мне просто повезло оказаться в этой лодке.
Я не имею каких-то исключительных талантов, но мне позволили те, которые есть, раскрыть их. И это сделали Шаймиев, Минниханов и старшие коллеги. Я не могу всех перечислить. Это и премьер-министры, и парламент, и самое главное — наши трудолюбивые татарстанцы. Мы умеем работать, служить. И Казань, Татарстан были, есть и всегда останутся оплотом большой федеральной России», — заключил Ильсур Раисович.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 276
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.