«В нашей семье случилось большое горе, это невосполнимая утрата», — такое сообщение сегодня ночью распространил в соцсетях казанский ТЮЗ. Смерть 42-летнего актера театра и кино Арсения Курченкова настигла его во время спектакля «Бал.Бесы». Предварительная причина — инфаркт. Прощание с Курченковым состоится завтра в 12:00 в ТЮЗе. По просьбе газеты «БИЗНЕС Online» его коллеги вспоминают энергию и свет Арсения и приносят соболезнования родным. У актера осталась супруга в положении.
На 43-м году жизни скоропостижно скончался заслуженный артист Республики Татарстан Арсений Курченков. Трагедия случилась прямо во время спектакля «Бал.Бесы»
потерял сознание за 10 минут до окончания спектакля
«10 октября в нашей семье случилось большое горе. На 43-м году жизни скоропостижно скончался заслуженный артист Республики Татарстан Арсений Курченков. Для нас это невосполнимая утрата. Точную дату и время гражданской панихиды сообщим позже», — сообщение такого содержания было опубликовано накануне поздно ночью в группе «Казанский ТЮЗ» в соцсети «ВКонтакте».
Трагедия случилась прямо во время спектакля «Бал.Бесы». Как сообщают источники издания, причиной смерти актера, предположительно, стал инфаркт. Ожидается, что точный диагноз будет поставлен после вскрытия. Актер ТЮЗа Михаил Меркушин позже рассказал, что Арсений Курченков потерял сознание за 10 минут до окончания спектакля. «Сеня вышел со сцены за кулисы и потерял сознание. Приехавшая скорая уже не смогла его вернуть…» — пишет актер на своей страничке во «ВКонтакте». Сейчас данная запись удалена. «Это все произошло перед нашими глазами. Какой труд у артистов… Не показали зрителям, что их близкий человек умирает… Всю ночь думала и переживала за него… Утром узнала страшную весть о нем…» — написала в комментариях «Инстаграма» ТЮЗа зрительница Аниса Даминова.
Официальный комментарий в ТЮЗе нашему изданию пока не предоставили. В театре отменили показ спектакля «Любовь людей» с участием драматурга Дмитрия Богославского (он должен был состояться 17 октября, а Курченков играл там одну из ролей), а 11 октября в Горкинско-Ометьевском лесу отменили публичные чтения романа Льва Толстого с актерами иммерсивного спектакля «Анна Каренина» (где актер играл роль Алексея Каренина).
Театр разослал СМИ некролог. «Арсений оставил память о себе как о ярком талантливом актере и музыканте с великолепным многогранным даром, — говорится в письме. — Пластичный, темпераментный, обаятельный, он пользовался большой любовью у зрителей».
Гражданская панихида пройдет 12 октября с 12:30 до 15:00 в здании казанского ТЮЗа (ул. Островского, 10). Похороны состоятся 13 октября на старом кладбище в поселке Дербышки.
Курченков (справа) — лауреат международного конкурса актерской песни Андрея Миронова, победитель фестиваля «Созвездие-Йолдызлык», дважды принимал участие в фестивале национальной театральной премии «Золотая маска»
«НЕ МЕЧТАЛ БЫТЬ АРТИСТОМ — Я ИМ БЫЛ. МНОГО ВРАЛ, НАЗЫВАЯ ЭТО «Я ФАНТАЗИРУЮ»
Курченков родился 1 октября 1977 года. В 1997-м окончил Казанское театральное училище, сразу же был принят в труппу театра юного зрителя. «Не мечтал быть артистом — я им был. Много врал, называя это „я фантазирую“. В школе меня воспринимали как скомороха, незлобивого хулигана пацифистического толка. Настолько филигранно я симулировал боль в животе, что меня положили в больницу на обследование. Искоренить эти дурные наклонности помогла профессия. Когда актерство становится твоим главным делом, играть в жизни уже неинтересно», — рассказывал о себе актер в интервью газете «АиФ».
Про детство вспоминает: «Жили бедно, не понимая даже насколько, хотя так не казалось тогда. Кроме картошки, порой нечего было есть». «Но было много романтики. До сих пор жалею, что не успел стать комсомольцем. Пионерский галстук я носил с удовольствием. В детстве зачитывался „Тремя мушкетерами“ Дюма. В пионерии находил много общего с мушкетерскими принципами. Пионер — он же всем пример: защищает слабых, всем помогает. А быть комсомольцем еще круче. Пионерия и комсомол здорово влияли на общество, меняли его в лучшую сторону», — делился актер своими детскими воспоминаниями.
Свой путь в театральную семью Курченков описывал в программе «Счастливые люди» на ТНВ. Сначала хотел поступать в музыкальное училище, но побывал в театральном училище и изменил свое решение. «Я зашел туда — и меня прямо фонтаном ударило: тут кто-то играет, кто-то читает, тут танцы, ребята на гитаре играют», — вспоминал артист. Очень скоро театр стал делом всей жизни Курченкова. «Театр — это моя семья, мое самовыражение на сцене, хотя в музыке мне выразиться гораздо проще, потому что на сцене приходится примерять чужие шкуры», — рассказывал он в интервью. Себя считал вполне счастливым человеком: «Я занимаюсь любимым делом всю свою жизнь, надеюсь, это стало призванием, а не просто мастерство, делаю дело с душой и сердцем. У меня прекрасная супруга и мама. У меня есть все, чтобы быть счастливым».
В интервью он рассказал, что провел с женой обряд никаха только потому, что этого хотела семья невесты, хотя после этого и не стал мусульманином. «Для меня семья — ячейка общества, о создании которой надо отчитаться и перед государством, и перед богом мусульманином, — рассуждал актер. — Своего ребенка, когда он у меня появится, я постараюсь научить уважать стариков, детей, любить животных».
Чуть больше года назад, в сентябре 2018-го, Курченков женился на Лиане Сарварутдиновой, распространительнице билетов театра. Сейчас она ждет ребенка.
Актер был задействован во множестве ролей в казанском ТЮЗе. Из действующего репертуара Курченков играл в таких спектаклях, как «Дикий», «Остров сокровищ», «Кошкин дом», «Игроки», «Про Кота и про любовь», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Женитьба Бальзаминова», «Любовь людей», «Страсти по Семену Семеновичу» и «Выстрел».
Курченков — заслуженный артист РТ, лауреат международного конкурса актерской песни Андрея Миронова (2000, 2004 годов), победитель фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» (2003 год). Актер дважды принимал участие в фестивале национальной театральной премии «Золотая маска». В 2003-м играл в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (режиссер — Георгий Цхвирава), а в 2009-м — в постановке «Фальшивый купон» (режиссер — Анатолий Праудин).
Арсений — автор и исполнитель своих песен, их у него набралось около 200, это добрые и светлые композиции о самом главном. Помимо традиционных спектаклей, Курченков был постоянным участником тюзовских квартирников, которые проводились для того, чтобы вытащить людей из их личных «нор». «Недостаток общения, так называемое норное существование, когда все сидят в соцсетях, убегают, в том числе и от себя, — это сегодня действительно проблема. На квартирнике нет разделения на зрителей и актеров, есть общая любовь к театру», — делился Арсений в беседе с журналистами. Он участвовал в благотворительных проектах — например, с другими артистами посещал семейную гостиницу «Дом Роналда Макдоналда».
Арсений Курченков в спектакле «Анна Каренина»
«Внутренне я чувствовала, когда мы с ним играли Карениных, что он держал дистанцию»
Исполнительница роли Анны Карениной в одноименном спектакле, актриса Юлия Маленкина, говорит о Курченкове как об актере-импульсе. «Это значит, что он всегда работал очень по-живому. Есть актер, который стабилен и всегда посередине. У Сени было по-другому. Он либо вкатывал — и это одни из самых лучших спектаклей, которые у меня были благодаря ему, либо чувствовал, что у него не идет, и не врал. Не пытался выпрыгнуть из штанов. Доверял себе, своему импульсу», — говорит актриса. Она вспоминает Арсения как честного, настоящего, правдивого актера, не пытающегося обманывать ни себя, ни зрителя, и очень убедительного профессионала.
«Если понимал, что это был не его день, он извинялся. Всегда четко осознавал и переживал, если у него не идет. Делал выводы. Помню, когда мы с ним только начали готовиться к „Карениной“, я видела, как ему непросто было справляться с ролью. Мне нравился его подход к мелочам — ему были важны все нюансы. Это большой показатель Арсения как актера, заинтересованного в своем герое, — рассказала Маленкина. — Как о человеке не могу сказать ни одного плохого слова. Я неплохо разбираюсь в людях: он человек без двойного дна, открытый, глубокий, но простой, без показухи. Добрый и мягкий, но со стержнем».
По словам Маленкиной, Курченков был мужчиной одной женщины. Его любовь, верность, второе дыхание в работе — за это следует благодарить жену Арсения. «Внутренне я чувствовала, когда мы с ним играли Карениных, что он держал дистанцию, — вспоминает исполнительница роли Карениной. — Как женщина хочу поддержать его жену. Думаю, Сенька давал ей все тепло, какое только возможно. Его шлейф любви к этой женщине тянулся всегда. Прекрасный, теплый, душевный человек. Я всегда была рада его видеть».
«Это был очень светлый и добрый человек, — рассказал нашему корреспонденту актер Денис Крутовских, также партнер Арсения по „Анне Карениной“. — У нас были теплые, дружеские отношения. Мы знакомы с 1994 года, всегда поддерживали друг друга. Учились в одно время, играли на сцене и футбольном поле. Сеня — это олицетворение всего самого лучшего и светлого в человеке. Другим я его не знал. „Привет, сентябрь“, — говорил он пару дней назад. Прощай, сентябрь. Прощай, мой друг!»
«Мозг не может понять, себе объяснить… Он ушел, когда у него стало все хорошо. У него были перипетии — он драматический и в жизни, и на сцене, комичный и трагичный одновременно. Когда у него появилась семья, он стал счастлив, все его обожали... Арсения не стало… — отметила в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ актриса ТЮЗа Елена Калаганова. — Это был удивительно светлый человек. Он свет, смех, радость, открытая душа и большой нерв. Это был талант во всех смыслах души человеческой, талант в том числе открытости и принятия в себя человека, дружбы с ним; талант голоса, в юности мы его называли золотым голосом, и он был им до последнего дня: писал песни, музыку, божественно играл на гитаре. Он на все реагировал песнями. Ему предлагали сольную карьеру певца, но он болел театром и в него нес свои песни. Все квартирники в культурном учреждении он придумал сам и проводил с ребятами. Сеня был очень легким партнером на сцене, потому что он фонтанировал идеями, придумывал, зацеплял своей энергией, заражал все вокруг радостью, светлостью. С ним было здорово придумывать капустники, репетировать роли. Он мог одной фразой подсказать такую черту характера героя, что роль сразу расцветала и приобретала другой оттенок». По словам Калагановой, Курченков одно время работал в Самаре с режиссером Адольфом Шапиро, но потом вернулся в Казань.
«С его уходом меньше света стало в мире. На него смотришь — и сразу понимаешь, что все будет хорошо, даже если в жизни или на сцене есть какие-то проблемы. Он на тебя посмотрит и скажет: „Да ладно, Ленка, все будет хорошо!“ Он мог поддержать, подобрать нужные слова… Это был друг. Когда мы вспоминаем великих, то говорим: „Мне повезло с ним работать“. Могу сказать это про Сеню: мне повезло с ним работать, я была с ним на сцене. И навсегда запомню кайф от деятельности с ним, обмена энергией, светом... Это было здорово! Спасибо его родителям и миру, что он с нами работал. Это стало большой радостью и огромным праздником», — заключила Калаганова.
Соболезнования выразила в своем «Фейсбуке» и руководитель дирекции «Время кино» Альбина Нафигова: «Один из самых отзывчивых и талантливых актеров в молодом казанском кино. Из недавних работ: фильм „2 часа до тишины“ Рудольфа Хайнурова, картина „Голодовка“ Тани Жуковой из проекта „Кино за 7 дней“. Для нас это тоже потеря. Соболезнования родным и близким!» «У нас в Казани есть с десяток отзывчивых актеров, которые всегда идут навстречу молодым режиссерам независимо от гонорара и условий съемки. И Арсений — один из таких. Я не сомневалась, что он примет участие в экспериментальном проекте „Кино за 7 дней“. Он всегда посещал все наши мероприятия, был на всех творческих встречах, относился к этому добросовестно и серьезно. У меня остались о нем очень нежные и уважительные воспоминания», — поделилась Нафигова с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Продюсер фильма «2 часа для тишины» Влада Крылова рассказала, что Курченкова ввели в съемки после того, как в них не смог участвовать московский актер. «Мы очень не любим тревожить наших казанских актеров, потому что знаем, что такое театр и как это важно, но нам очень понравился Арсений, поэтому я написала ему и спросила: „Вы можете?“ Даже сценарий не успела скинуть, а он сразу ответил: „Без проблем!“ Арсений очень хорошо вписался в нашу картину. Он потрясающий, добрый, отзывчивый! Съемки проходили в майские праздники, у него были единственные три дня выходных, и он посвятил их нам — это было так ценно! Вся съемочная команда его обожала. На студенческие проекты не все легко соглашаются, а Арсений всегда шел навстречу. О нем остались только самые светлые воспоминания. Это большая утрата», — отметила Крылова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
«Сеня — моя первая театральная влюбленность, — призналась в беседе с журналистом нашего издания бывший замдиректора театра им. Камала Айгуль Давлетшина. — Да и как можно было в него не влюбиться?.. Сначала я узнала его как исполнителя и автора песен. Его голос, песни, манера исполнения — все это производило сильное впечатление и врезалось в память. Потом были спектакли „Прощание в июне“, „Ромео и Джульетта“, позже — „Игроки“, „Любовь людей“. Ох, трогательное „Прощание в июне“ Вампилова… Наверное, мой любимый спектакль с Сеней».
По воспоминаниям Давлетшиной, Арсений выделялся и в других театрах и мог построить карьеру в Москве. «Я приехала из-за рубежа ненадолго в Казань и должна была сегодня идти на „Бал.Бесов“, — добавила собеседница издания. — Была в таком предвкушении… Очень хотела увидеть постановку. Но этому уже не случиться — спектакль изменился. Я горюю вместе со всем ТЮЗом и моими близкими друзьями из данного театра, не знаю, как их можно сейчас утешить. Сеню любили многие. Он навсегда в моем сердце».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.