25 октября в центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка под громким названием «Матисс. Пикассо. Шагал…» Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа» 25 октября в центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка под громким названием «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОДЛИННЫЕ ШЕДЕВРЫ?

Оправдает ли ожидания публики выставка под громким названием «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910–1940-х годов в собрании Эрмитажа», которая откроется 25 октября в центре «Эрмитаж-Казань»? Этот вопрос показался совершенно корректным корреспондентам «БИЗНЕС Online», познакомившимся на сайте госзакупок с перечнем экспонатов (всего их 273), которые везет главный музей страны в свой филиал в столице РТ. Как оказалось, здесь продемонстрируют лишь два живописных полотна Анри Матисса — «Портрет Л.Н. Делекторской» (1939) и «Балерина» (1927). Все остальное — это скульптуры, графика и книги, оформленные великим художником. Также будут представлены и два других великих имени, которые вынесены в название выставки, — Пабло Пикассо и Марк Шагал. При этом за организацию экспозиции музей-заповедник выложил вполне солидные 18,7 млн рублей. Нет ли здесь элементов повторения историй, связанных с печально известными сомнительными автолитографиями Сальвадора Дали или мультимедийными выставками «Живые полотна», имевшими место в минувшие годы?

Руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Маргарита Тихонова уверена, что опасаться простому посетителю нечего. «Все экспонаты, которые вы увидите, — это подлинные шедевры. И в их исключительности, в их подлинности ни в коем случае нельзя сомневаться. Матисс у нас представлен очень ярко — это две живописные работы, рисунки, графика, книга художника, скульптурные творения», — рассказала Тихонова газете «БИЗНЕС Online». Отмечает она и обильно представленного в графике Пикассо, особенно работу «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей». «Многие зрители получат дополнительные знания, раскроют для себя эти имена художников совершенно по-другому. И это прекрасно, значимо. Да, мы делаем акцент на трех именах, безусловно, потому что не каждый год можем увидеть произведения Матисса, Пикассо, Шагала у нас на выставке»», — продолжает руководитель «Эрмитаж-Казань».

Подробнее познакомить широкую публику и прессу с концепцией выставки здесь обещают на будущей неделе, но в министерстве культуры РТ нашей газете любезно предоставили ее подробный анонс. Новый проект питерского Эрмитажа в столице РТ посвящен искусству Европы между двумя мировыми войнами. «В это время на фоне краха империй, революций и возникновения фашистских режимов бурлила творческая жизнь, возникали художественные объединения, снимались выдающиеся фильмы, писалась великая симфоническая музыка, играл джаз. Выставки, кинематограф, театр, кабаре, новые танцы и ритмы… „Ревущие двадцатые“ — так окрестили эти годы, немного поутихшие с наступлением Великой депрессии. Следом за ней национал-социалистский переворот в Германии, гражданская война в Испании, аншлюс Австрии и Чехии стали предвестниками грядущей мировой катастрофы, наступление которой возгласили художественные свидетельства конца 30-х годов…» — говорится в пресс-релизе. «На выставке фактически впервые собраны хранящиеся в нескольких отделах музея произведения мастеров разных стран, разных поколений, разных политических взглядов и художественных пристрастий, в разных жанрах и видах искусства, но в один временной отрезок — с середины 1910-х до середины 1940-х годов. Это не только традиционные произведения живописи, скульптуры и оригинальные графические листы, значительную часть экспозиции составляют предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии, — livre d’artiste (книге художника). Экспозиция дополнена образцами костюма, в линиях которого особенно отчетливо отразился стиль эпохи. Будничные и вечерние туалеты соседствуют с яркими киноафишами, напоминающими о важнейшей роли кинематографа в ту эпоху и о необычайном расцвете самого киноискусства. В работах и знаменитых мастеров плаката, и неизвестных художников, как в любой рекламной продукции, наглядно отразились идеалы тех „сумасшедших лет“. Наполнены их духом и пластика фигур в скульптурах, и ритмы линий рисунков», — сообщают нам организаторы.

Эрмитаж в последнее время частенько упрекают в том, что его казанские выставки не становятся суперсобытиями Эрмитаж в последнее время частенько упрекают в том, что его казанские выставки не становятся суперсобытиями Фото: kzn.ru

«ЧЕГО ЭТО НАМ НЕ ПРИВЕЗЛИ МОНУ ЛИЗУ?»

Тем не менее логично было поинтересоваться, почему среди экспонатов будущей выставки не так много подлинных шедевров живописи, но зато есть книги художника и туалеты эпохи. «Матиссу исполняется 150 лет в текущем году, ровно 31 декабря. И конечно, „Танец“, „Музыка“, „Красная комната“ — они к нам не приезжают по совершенно понятным причинам: поскольку организовываются выставки в Москве и Петербурге. Они проходят сейчас, меняют месторасположение. Щукинская коллекция уезжает в Петербург, морозовская — в Москву, потом они, эти две коллекции вместе, как СМИ нам сообщают, отправляются во Францию на выставку», — отвечает Тихонова. Интересно, что выставка «Щукин. Биография коллекции», которая недавно завершилась в столичном ГМИИ им. Пушкина и где демонстрировался тот самый великий «Танец» Матисса, стоила московскому музею порядка 38 млн рублей, а это сумма, которую вполне мог бы потянуть и Татарстан. Как тут не вспомнить о том, что Эрмитаж в последнее время частенько упрекают в том, что его казанские выставки не становятся суперсобытиями, как будто крупнейший музей страны все-таки рассматривает столицу РТ как провинцию, для которой сойдет не высший сорт. Пример противоположного отношения — Третьяковка, которая в 2017 году показала на той же площадке потрясающую экспозицию «Гений века».

«Тут, я думаю, мы в любимчиках у господина Пиотровского (на фото) — директора Эрмитажа» «Тут, я думаю, мы в любимчиках у господина Пиотровского (на фото) — директора Эрмитажа» Фото: «БИЗНЕС Online»

Правда, с таким мнением не согласен известный казанский журналист Антон Райхштат, который несколько лет работал замдиректора музея-заповедника «Казанский Кремль» по выставочной работе: «По тем экспозициям, которые к нам привозят... Те же самые „Французские импрессионисты“ — это выставка абсолютно мирового уровня. Jameel Prize 3 — экспозиция, которая сначала приехала в Казань, потом в Москву. Выставки, которые связаны с тем, что потенциально будет интересно и казанцам, и гостям города. Например, связанная с Золотой Ордой экспозиция, которая только что прошла. Тут, я думаю, мы в любимчиках у господина Пиотровского — директора Эрмитажа».

По мнению Райхштата, главная проблема — в нашем сознании, поскольку публика продолжает мыслить стереотипами. «Понятно, что есть „Джоконда“ Леонардо да Винчи — она невыездная. Если завтра в Казань привезут работы Леонардо да Винчи, наверняка возникнет некое ощущение: чего это нам не привезли Мону Лизу? Поверьте мне, кроме этой работы Леонардо создал еще массу всего интересного, что достойно внимания. Я бы не стал разделять: вот главный шедевр, а это — нет. Понятно, что есть какие-то достаточно популярные вещи, но то, что будет привезено из Эрмитажа, я уверен, будет наивысшего порядка», — считает наш собеседник. Он еще раз напомнил об одной из самых громких выставок за всю историю сотрудничества Татарстана с главным музеем Санкт-Петербурга: «Я помню, как мы работали над экспозицией „Французские импрессионисты и их эпоха“: там были работы Дега, причем не только в изобразительном искусстве, не только картины и графика, но и скульптуры. По-моему, это очень хорошо дополняло общую композицию».

Выставка «Французские импрессионисты и эпоха» Выставка «Французские импрессионисты и эпоха» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЯТЫЙ ЗАЛ — ЭТО ТЕМА «МИР И ВОЙНА»

Также мы выяснили у Тихоновой еще некоторые подробности предстоящей выставки.

— Маргарита Сергеевна, можно ли сравнить будущую экспозицию с громкой выставкой «Французские импрессионисты и эпоха», которую Эрмитаж привозил в 2013 году?

— Сложно сравнивать данные выставки, поскольку это разные периоды, хотя одно из другого вытекает. В принципе, да, мы можем утверждать, что это «Импрессионисты, часть вторая», но планируется более авангардная и расширенная экспозиция. Когда мы говорим об импрессионистах, это у нас в первую очередь Клод Моне, Ренуар... то есть Франция. Здесь же у нас будут представлены и немецкие художники, и французские, конечно же. Охвачено искусство именно Западной Европы. «Французские импрессионисты» были значимым проектом, конечно, но мы надеемся, что новый будет не менее важным. 

— Помимо трех главных имен, кого еще из художников вы бы отметили?

— Рауль Дюфи, Макс Либерман, Вламинк, Ив Аликс, Моранди, Руо — это имена очень громкие и яркие. В том числе Либерман — немецкий импрессионист, который также знаменит во всем мире; Помпео Борра — знаменитая его работа «Обнаженная».

Если у вас есть список произведений, можно смело брать все работы Матисса, Шагала, Пикассо, рисунки Синьяка, потому что они очень редко вывозятся из Эрмитажа (это совершенно особая коллекция), Кольбе... У нас будет графика Эрте и скульптуры. Это тоже совершенно удивительный художник, дизайнер, один из самых популярных. 

— Как выставка будет разделена на залы?

 В первом зале представим живопись Франции, Италии, Испании, там же будут и скульптуры. Второй зал у нас посвящен шедевру западноевропейского рисунка, третий — творчеству Матисса. Очень интересно увидеть там портрет Делекторской и рисунки, связанные с ней. С книгой художника связан четвертый зал. Могу вам раскрыть секрет: чем-то он даже напоминает библиотеку. Это будет очень интересно, для многих станет открытием это искусство книги Матисса. И пятый зал — тема «мир и война». 

Светлана Кузнецова Светлана Кузнецова Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАКИХ-ТО СВЕРХЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН К НАМ ПРИЕДЕТ МАЛО, НО ЭКСПОЗИЦИЯ ПОДОБРАНА ДОВОЛЬНО ЦЕЛЬНАЯ»

Казанские искусствоведы отмечают, что малое количество живописи на выставке обусловлено ее высокой стоимостью. «Очень дорого привозить живописные работы — одна такая картина съест весь бюджет. Насколько я понимаю, организаторы пошли по другому пути и решили сделать выставку, посвященную la belle epoque („прекрасная эра“). Среди экспонатов есть декоративное искусство, платья, графика — все, что должно воссоздать атмосферу этой эпохи. Судя по всему, на выставке будет представлено реалистическое искусство без какого-то крутого авангарда или абстракции, достаточно аккуратные, спокойные, вполне воспринимаемые работы. Там нет радикальных вещей, но ведь и публика с трудом воспринимает авангард. Стилистически подбор экспонатов довольно точный, есть разные творения: и постимпрессионизм, и футуризм, в том числе можно сравнить работы художников из разных стран», — отмечает искусствовед, советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству Дина Ахметова.

«Каких-то сверхзнаменитых картин к нам приедет мало, но экспозиция подобрана довольно цельная, — считает искусствовед и арт-директор галереи „БИЗON“ Светлана Кузнецова. — Представлены великолепные скульптурные работы Мессина („Мальчик у моря“), Розенберга („Пловец“), Гарбе, Бена, Кольбе и, конечно же, плакатная графика неизвестных граверов, которая глубоко и реалистично отражает свое время. Мировое искусство обогатилось от появления в жизни Анри Матисса его музы Лидии Делекторской. На выставке представлены многочисленные рисунки, на которых изображена Лидия и которые отражают степень трансформации не только объекта, но и самого художника. Не менее значима и „Балерина“, бронзовая „Генриетта“, то есть Матисс представлен как гений живописи, графики и скульптуры». Отмечает графику данного художника и Ахметова: «Матисс вообще прекрасный график, поэтому большое счастье, что его там много. Также я жду живопись Джорждо Моранди — у нас мало представлены его работы, но это совершенно замечательный итальянский художник, очень известный. Кроме того, в списке экспонатов есть бронзовые творения Романа Тыртова под пседонимом Эрте, графика Александра Архипенко. Оба они эмигранты, и привезти их работы сюда тоже достижение».

Дина Ахметова: «Стилистически подбор экспонатов довольно точный, там есть разные вещи — и постимпрессионизм, и футуризм, в том числе можно сравнить работы художников из разных стран» Дина Ахметова: «Стилистически подбор экспонатов довольно точный, там есть разные творения: и постимпрессионизм, и футуризм, в том числе можно сравнить работы художников из разных стран» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кузнецова отмечает и другие экспонаты: «Пабло Пикассо представлен более сдержанно: серией литографий 1945–1948 годов. Джорджо Моранди с его невероятными натюрмортами просто великолепен; акварели Поля Синьяка порадуют зрителей своим многообразием; Георг Кольбе перекликается серией своих обнаженных этюдов с Александром Архипенко. Великий итальянский маэстро Альбер Марке несет свою космическую энергию („В окрестностях Руана“). Гоголевский мир глазами Марка Шагала мы можем лицезреть в оригинальных офортах 1948 года, а также будет представлено двухтомное издание 1952 года Fables. В живописные полотна именитых мастеров Кастедо, Фавори, Кампильи, Леже, Фоглера врывается „Автопортрет“ Хаима Сутина, который завораживает своей экспрессией».

По словам Ахметовой, знаковой организаторы выставки считают произведение немецкого художника Генриха Эмзена «Расстрел матроса». «Эта экспрессионисткая работа составляет полный диссонанс с остальной выставкой. Наверное, таким образом нам продемонстрируют, что во всей этой красоте la belle epoque была еще и трагедия», — считает искусствовед.