Рашид Загидуллин, договор которого с министерством культуры Татарстана истек в сентябре этого года и не был продлен, весьма амбициозно настаивает на отмене приказа об увольнении Экс-режиссер театра им. Тинчурина Рашид Загидуллин, договор которого с минкультом Татарстана истек в сентябре и не был продлен, весьма амбициозно настаивает на отмене приказа об увольнении Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАЩИТНИК СЛУЖИТЕЛЕЙ МУЗ ОТПРАВИЛСЯ В НОВЫЙ ПОХОД

Главный казанский «театральный роман» сезона продолжается. «БИЗНЕС Online» ознакомился с исковым заявлением бывшего главного режиссера Татарского государственного театра драмы и комедии им. Тинчурина Рашида Загидуллина, покинувшего этот пост в начале осени. Как указано в шапке заявления, оно включает требование «восстановления на работе и отмены приказа об увольнении», а также «взыскания средней заработной платы за время вынужденного прогула» и «компенсации морального вреда». В самом иске подчеркивается, что Загидуллин «необычайно плодотворно и успешно работал у ответчика 26 лет в должности главного режиссера театра имени Тинчурина». Как указано на сайте Вахитовского районного суда Казани, исковое заявление принято 15 октября 2019 года. Ответчиком по делу выступает министерство культуры Республики Татарстан. По существу заявление рассмотрит федеральный судья Артур Сафин, но первое заседание пока не назначено.

Получить комментарий от самого экс-главрежа нашей газете не удалось, Загидуллин ограничился лаконичной фразой: «Без комментариев». Такую же позицию занял председатель объединения профсоюзов Татарстана (не путать с официальными российскими профсоюзами) Николай Мильченко, который выполняет обязанности его адвоката. 

Новость о том, что министр культуры Татарстана решила распрощаться с многолетним главным режиссером театра им. Тинчурина Загидуллиным, появилась в начале сентября Новость о том, что министр культуры Татарстана решила распрощаться с многолетним главным режиссером театра им. Тинчурина Загидуллиным, появилась в начале сентября Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что судья Сафин и адвокат Мильченко не в первый раз встретятся в Вахитовском суде. Так, последний в 2018 году выступал защитником замдиректора гарантийного фонда РТ Ляйсан Шигаповой в судебном процессе по ее иску о незаконном увольнении. Сафин тогда признал увольнение Шигаповой незаконным и обязал гарфонд выплатить ей 179 174 рубля — столько она, по мнению суда, потеряла в результате «вынужденного прогула» (то есть с момента выхода приказа об увольнении). Также ей были присуждены дополнительно 3 тыс. рублей — в качестве компенсации морального вреда. В другом процессе Мильченко выступал в роли защитника управделами… минкультуры Ирины Мухаметгареевой — 22 ноября Лаишевский районный суд вынес решение в ее пользу также по иску о незаконном увольнении. В ведомстве Ирады Аюповой нашему изданию подтвердили факт трудового спора и сообщили, что конфликт урегулирован, а Мухаметгареева получила компенсацию за «вынужденный прогул».

Мильченко и раньше выступал в судах, защищая представителей творческих профессий. Так, в 2012 году он был адвокатом в судебном споре руководителя Государственного симфонического оркестра (ГСО) РТ Александра Сладковского и трех его бывших подчиненных — виолончелиста Андрея Каминского, его дочери Елизаветы Каминской и помощника концертмейстера Аделя Закирова. В суде Мильченко настаивал на том, чтобы его клиентам выплатили неполученную премию в размере 27 350 рублей и компенсацию морального вреда (по 20 тыс. рублей). В итоге иск был частично удовлетворен. Как лидер объединения профсоюзов РТ Мильченко известен протестными выступлениями против пенсионной реформы.

В театральном мире Татарстана отставку восприняли довольно спокойно, это была скорее ожидаемая сенсация. Тинчуринский театр очень давно не производил ярких спектаклей В театральном мире Татарстана отставку восприняли довольно спокойно, это была скорее ожидаемая сенсация. Тинчуринский театр очень давно не производил ярких спектаклей Фото: «БИЗНЕС Online»

УВОЛЬНЕНИЕ ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Напомним, новость о том, что министр культуры Татарстана решила распрощаться с многолетним главным режиссером театра им. Тинчурина Загидуллиным, появилась в начале сентября. 5-го числа как раз истекал его годичный контракт (обычная практика для руководителей культурных учреждений РТ в последнее время). По словам самого режиссера, то, что с ним решили не перезаключать договор, стало для Загидуллина неожиданностью. «А разве я обязана объяснять?» — цитировал многолетний руководитель театра министра культуры РТ.

Сам Рашид Муллагалиевич объяснял произошедшее тем, что на базе учреждения не удалось создать музыкальный театр, а режиссер противился трансформации учреждения — мол, тогда бы артисты драматического театра остались без работы. Хотя еще несколько лет назад минкульт, когда его возглавлял Айрат Сибагатулин, увеличил бюджет Тинчуринского на 17 штатных единиц для организации музыкальных спектаклей, благо сцена театра оборудована оркестровой ямой. Эта работа была провалена во многом по причине застарелого конфликта Загидуллина и директора Фаниса Мусагитова.

Между тем в театральном мире Татарстана отставку восприняли довольно спокойно, это была скорее ожидаемая сенсация. Тинчуринский театр очень давно не производил ярких спектаклей, не радовал процентом заполняемости зала, практически все постановки здесь делал сам Загидуллин, да еще все больше ставил собственных пьес под псевдонимом Ильхам Гали. Что интересно, эти драматургические произведения до сих пор не заинтересовали практически ни одно другое театральное учреждение.

Впрочем, в самой труппе Тинчуринского театра все было далеко не спокойно, часть артистов довольно резко выступили за своего главного режиссера, писали письма и т. д. В минкульте же решили пойти следующим путем — на два года театр остается без полноценного художественного руководства, при этом артисты должны быть максимально загружены новой работой, попробовав себя с разными постановщиками. Только в этом сезоне свои спектакли должны поставить самые известные татарстанские театральные режиссеры: Фарид Бикчантаев, Ильгиз Зайниев, Туфан Имамутдинов. Первая премьера сезона — комедия «Мечтатель» по пьесе Салавата Абузарова в постановке молодого Ильшата Мухутдинова — намечена на следующую неделю.

Только в этом сезоне свои спектакли в Тинчуринском должны поставить самые известные татарстанские театральные режиссеры: Фарид Бикчантаев (на фото), Ильгиз Зайниев, Туфан Имамутдинов Только в этом сезоне свои спектакли в Тинчуринском должны поставить самые известные татарстанские театральные режиссеры: Фарид Бикчантаев (на фото), Ильгиз Зайниев, Туфан Имамутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я СЧИТАЮ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО СКОРЕЕ ПРАВО, НЕЖЕЛИ ДОЛЖНО НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

По информации «БИЗНЕС Online», сторона истца, судя по всему, в суде будет оспаривать саму правомочность однолетних контрактов, которые подписывал минкульт с Загидуллиным. «Почему профсоюзы в принципе являются противниками срочных контрактов? — рассказал „БИЗНЕС Online“ секретарь ФНПР Александр Шершиков. — Потому что это в существенной степени ограничивает права работников, вынуждает их крайне осторожно относиться к своим правам и обязанностям в сторону их ущемления, потому что в случае, если сотрудник начинает качать права, велика вероятность, что контракт с ним не продлят, а в случае, если данный срочный контракт был возобновляем в течение долгого времени, например несколько лет подряд, уже можно ставить вопрос о том, что де-факто работа являлась постоянной и из срочного данный контракт переводить в бессрочный. И это уже может быть предметом судебного разбирательства».

«На практике встречаются случаи, когда работодатель заключает с сотрудником различного вида договоры (гражданско-правовой, трудовое соглашение, договор на оказание услуг, договор найма и тому подобное), при этом в основе содержания данных соглашений лежат трудовые отношения между работником и работодателем. Трудовое законодательство предусматривает заключение трудового договора на неопределенный срок и заключение срочного трудового договора (не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом России и иными федеральными законами). Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то он считается заключенным на неопределенный срок», — рассказывает юрист «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Марьям Шамгунова.

Одним из оснований прекращения трудового договора является истечение срока его действия. «При этом увольнение работника по причине истечения срока трудового договора возможно, только если срок установлен правильно. Для этого необходимо ознакомиться с содержанием трудового договора, заключенного между режиссером и министерством культуры Республики Татарстан, с дополнительными соглашениями при их наличии, с приказом об увольнении работника. Из статьи „БИЗНЕС Online“ от 3.09.2019 („Первый ‚скальп‘ Ирады Аюповой: спустя 26 лет в Тинчуринском театре меняется власть“ — прим. ред.) следует, что уполномоченный орган ознакомил режиссера с приказом об увольнении „еще на прошлой неделе“, то есть в конце августа, — продолжает Шамгунова. — В исковом заявлении речь идет о 26 годах работы — это приличный срок. Из статьи „БИЗНЕС Online“ следует, что министерство не закрыло перед режиссером двери, при наличии нового проекта от Загидуллина готово его реализовать. Несмотря на то что ведомство официально не прокомментировало данную ситуацию, я считаю, что оно скорее право, нежели должно нести ответственность».

В самом минкульте нам сообщили, что пока искового заявления не получали, но прокомментировали практику заключения контрактов с руководством театров и музеев: «В соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации министерством культуры РТ заключаются срочные трудовые договоры с руководителями подведомственных учреждений. В настоящее время такие соглашения заключены практически со всеми руководителями».

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАГИДУЛЛИНА НАМ СИТУАЦИЮ НЕ УЛУЧШИТ»

А вот что думают о сложившейся ситуации коллеги Загидуллина по театральному цеху, да еще и обремененные депутатскими полномочиями.

Александр Славутский  художественный руководитель, директор театра им. Качалова, депутат Госсовета РТ:

Александр Славутский: «Какие театры готовы его принять? Я не знаю, у нас татарских театров не так много»Фото: «БИЗНЕC Online»

— Подавать такие иски в суд человеку никто не может запретить. Но если при увольнении были соблюдены все нормы закона, то, мне кажется, это не имеет никакого смысла, если подобное законно. Я просто не знаю нюансов его контракта, какие там были прописаны условия, какие договоренности. Есть же какие-то нормы, по которым его должны предупредить за определенное время, сообщить. Какие театры готовы это сделать? Я не знаю, у нас татарских театров не так много. Есть Камаловский, Тинчуринский, татарский ТЮЗ имени Кариева… Я не знаю, кто его может принять, могу только за себя говорить. Приму ли я его к себе в театр? Нет.

Рамиль Тухватуллин — народный артист РТ, депутат Госсовета РТ:

Рамиль Тухватуллин Рамиль Тухватуллин: «У Загидуллина есть свои права, он их защищает, потому его обвинять в этом никак нельзя» Фото: mincult.tatarstan.ru

— Здесь какая-то юридическая несостыковка присутствует. Де-факто оспаривать непродление контракта сложно, но, как любой гражданин Российской Федерации, Загидуллин имеет на это право. И соответственно, он делает то, что считает нужным в рамках закона. Но на самом деле данные контракты несовершенны. Конечно, контракт закрепляет права и обязанности, но у нас слишком большая нехватка режиссерских кадров, их по пальцам можно пересчитать, потому подобная ситуация несколько смущает. С другой стороны, из-за того что режиссеры долгие годы руководят театром, мы практически не видим новых имен, это превращает культурное учреждение в такое, знаете ли, «получастное». Тут палка о двух концах. У Загидуллина есть свои права, он их защищает, потому его обвинять в подобном никак нельзя. А то, что касается контракта… Контракты — такие, какие есть, и мне кажется, они несовершенны.

Возвращение Загидуллина в театр, если такое решение примет суд, в творческом плане нам ситуацию там не улучшит. Если министр культуры сочла нужным принять такое решение, оно не было единоличным — наверняка она перед этим собирала какой-то экспертный совет. И тут всегда встает вопрос: «А судьи кто?» Если человек многие годы руководил театром, то, естественно, могли быть перегибы, потому что главный режиссер — это и швец, и жнец, и на дуде игрец, что называется. Сам писал, сам ставил… По моему мнению, подобное стагнировало театр, а он должен быть полифоничным…