«Это не бюджет прорыва, а бюджет инерционного развития!» — возмущались накануне на очередной сессии Госсовета Татарстана коммунисты. Парламентарии поддержали проект бюджета на следующий год в первом чтении, хотя пока и не нашли в нем ответы на свои вопросы. О том, как депутаты просили Абдулганиева озвучить «реальные цифры», какой наметился перевес в межбюджетных отношениях центра и региона и что будет делать Медведев следующей весной в Казани, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Заседание почтил своим присутствием госсоветник РТ Минтимер Шаймиев
ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА ДЕПУТАТОВ
«Прошу быть внимательнее. Проверьте свои жетоны, пожалуйста!» — объяснял избранным депутатам Госсовета Татарстана, как пользоваться пультами для голосования, его бессменный спикер Фарид Мухаметшин. Накануне он провел уже четвертое по счету заседание татарстанского парламента нового созыва, на которое, однако, дошли не все народные избранники. По крайней мере, так сначала показала система регистрации депутатов — зарегистрировались 79 депутатов, еще 9 не прожали кнопки. Председателю парламента пришлось проводить «перекличку» депутатов со второй попытки — тогда уже зарегистрировался 91 из 100 депутатов. Какая-то странная математика. В любом случае необходимый для принятия решений кворум собрался, и заседание объявили открытым.
На него, как обычно, пришел практически весь политический бомонд республики — руководящий состав правительства, министры, руководители комитетов, аппарат президента РТ и многие другие. Почтил своим присутствием заседание и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Не видно было разве что президента РТ Рустама Минниханова, в графике которого с утра значилось посещение сессии парламента. Его присутствие хоть и не обязательно, но логично, учитывая, что одними из основных на повестке заседания значились вопросы утверждения республиканского бюджета на следующий год. Всего на рассмотрение вынесли 19 вопросов, к которым по ходу сессии добавились еще несколько, родившихся с утра на заседаниях парламентских комитетов.
Но начали заседание не с основной повестки — Мухаметшин на правах председателя парламента сделал несколько объявлений. Поздравили вновь избранных председателей парламентского объединения женщин «Мэрхэмэт» Татьяну Ларионову, молодежного парламента Госсовета РТ Нину Шимину и нового главу Апастовского района Равиля Хисамутдинова, пришедшего из-под крыла директора ГИСУ Марата Айзатуллина. Кроме того, минутой молчания депутаты почтили память председателя общественного совета Азнакаевского района Анаса Исхакова, который скончался на этой неделе на 75-м году жизни от продолжительной болезни.
После этого депутаты Госсовета РТ уладили некоторые формальности вроде утверждения новых мировых судей и сразу же приступили к основным докладчикам. Первым из них стал министр экономики РТ Фарид Абдулганиев.
«МЫ КРИЧИМ «УРЯ-УРЯ», НО ХОТЕЛОСЬ БЫ РЕАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ УСЛЫШАТЬ»
Абдулганиев выступил с докладом по социально-экономическому прогнозу развития республики на следующий год. Признаться, озвученные цифры что для самих депутатов, что для всех остальных присутствующих были уже далеко не в новинку. На бюджетную тему уже проходили расширенные парламентские слушания, и каждый комитет Госсовета РТ на своих заседаниях уже знакомился с докладами минэкономики и минфина РТ, о чем наша газета подготовила уже не один репортаж. Куда любопытнее было наблюдать за реакцией народных избранников на озвученные показатели.
Депутаты в большинстве своем отнеслись к докладу Абдулганиева сдержанно, хотя еще не так давно министра критиковали парламентарии. Глава ТНВ Ильшат Аминов поинтересовался у докладчика, когда подведут первые итоги по реализации путинских нацпроектов. Ответ был довольно коротким — в начале следующего года. «Правительством России принято решение в апреле следующего года первый всероссийский форум по нацпроектам провести в Татарстане, в Казани, под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева», — анонсировал Абдулганиев очередное крупное событие для республики.
Коммунисты Александр Комиссаров и Хафиз Миргалимов спрашивали министра чуть более конкретно: один — про меры поддержки для МСП, другой — про меры по сокращению бедности. Абдулганиев четко рапортовал, что делается по этим направлениям — впрочем, там ничего нового. Гендиректор АО «Татагролизинг» Азат Зиганшин со своей колокольни спросил у Абдулганиева, что делается для наращивания экспортного потенциала предприятий АПК и как там дела с увеличением несырьевого сегмента в экспорте… Министр смог дать раскладку только за последний продолжительный 10-летний период — за это время доля несырьевого производства выросла с 36% до 58%. Что же касается вывода татарстанских производителей на экспорт — то здесь все упирается в инвестиции, коих пока недостаточно. Но, как заверил Абдулганиев главу федерации профсоюзов республики Елену Кузьмичеву, министерство держит этот вопрос на контроле и постоянно ищет новые инвестиционные ниши.
Николай Рыбушкин: «Что-то здесь маленько не сходится. И по малому, и среднему бизнесу…»
«Сколько у нас предприятий малого и среднего бизнеса закрылось и сколько в этот же период открылось? И вы говорили о повышении производительности труда. Я посмотрел — после 2024 года прямая линия практически не растет. Тогда как это соотносится с повышением ВВП? Что-то здесь маленько не сходится, — с некоторым недоверием к докладчику вопрошал Николай Рыбушкин. — И по малому, и по среднему бизнесу… Мы кричим „уря-уря“, но хотелось бы реальные цифры услышать». Абдулганиев поспешил успокоить депутата — по числу открытых/закрытых компаний в РТ зафиксирована положительная динамика, мол, за год почти полуторатысячный перевес в пользу новых предприятий. «Это показатель нацпроекта, и это один из 15 показателей оценки эффективности глав субъектов России, на особом контроле президента Татарстана», — подчеркнул Абдулганиев.
«Хотел отметить вашу презентацию. Вообще супер! На каждом слайде у вас рост прописан! Очень хорошая презентация!» — как будто с издевкой заметил депутат Олег Коробченко, представляющий Партию Роста. Толику иронии однозначно прочувствовали коммунисты, отреагировавшие смешками и улыбками, и Мухаметшин, чуть раздраженно попросивший депутата: «Вы вопрос зададите?» Коробченко спросил поддержки МСП и моногородов — ответ оказался дежурным и неинтересным.
«СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ НА ДВОРЫ, ЗДЕСЬ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ…»
Абдулганиев проследовал на свое министерское место, успев по пути по-дружески пожать руку министру финансов РТ Радику Гайзатуллину, словно передавая тому эстафету. Вышедший к трибуне министр стал рассказывать депутатам уже непосредственно о законопроекте РТ «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
«Я бы хотел задать такой вопрос, который интересует всех избирателей. Сколько, какие финансы предусмотрены на реализацию программы, с которой мы шли все на выборы, по благоустройству дворов… „Наш двор“. Речь шла о 50 миллиардах… Я бы хотел услышать мотивированный ответ, потому что он волнует всех избирателей, и нам за это отчитываться», — спрашивал у Гайзатуллина депутат Рыбушкин, которого со вторым вопросом по льготному налогообложению все пытался прервать Мухаметшин. «Отключите, пожалуйста, микрофон! — командовал спикер Госсовета РТ, решивший частично сам ответить на вопрос о программе „Наш двор“. — Мы задавались столькими вопросами! Я сам живой участник [обсуждений] на нескольких площадках, по полчаса минимум. Коллеги, задайте самый актуальный вопрос, на который не смогли получить ответ на предыдущих встречах».
Несмотря на эту небольшую казусную ситуацию, министр финансов РТ все же нашел, что ответить на «интересующий всех избирателей вопрос». «Проект бюджета, который президентом внесен вам, депутаты… Те средства, которые на дворы, здесь не предусмотрены. Они будут отдельно. В течение трех лет сумма, видимо, как вы озвучили, будет более 50 миллиардов», — неоднозначно ответил Гайзатуллин, не став пояснять, что финансирование будет идти по линии правительственной кубышки — «Связьинвестнефтехима», где скапливаются многомиллиардные дивиденды «Татнефти».
Остальных депутатов интересовали уже «бюджетные частности». Например, Марат Гадыев интересовался, за счет чего будут покрывать дефицит бюджета, который, к слову, в консолидированном бюджете составил 2,9 млрд рублей, а в бюджете только Татарстана — 3,1 млрд рублей. По словам главы минфина РТ, покрывать бюджетные недостатки будут за счет остатков на начало года, собственно, как и всегда. Аминов задавал вопрос про объемы поддержки педагогических кадров и развития профобразования, в том числе через ресурсные центры. Комиссарова заинтересовало, почему происходит снижение налога на имущество организаций, Светлана Вострикова спрашивала про расходы на развитие физической культуры, Артем Прокофьев просил уточнить по объемам дополнительных выплат пенсионерам, и так далее. Во многом вопросы депутатов были уж слишком узкоспециализированными, и касались они тех строк бюджета, точные объемы доходов и расходов пока до конца не определены — все-таки это еще только первое чтение, допишут.
«Федеральное налоговое законодательство ежегодно изменяется. В основном это приводит к распределению доходов в части увеличения доли федерального бюджета и сокращения доли бюджета субъектов. Как эта пропорция сложилась по итогам 2018 года, за 9 месяцев текущего года? Имеется ли тенденция увеличения федеральной части в бюджете нашей республики?» — решил поговорить Миргалимов «о вечном» — о межбюджетных отношениях центра и регионов. Отвечая на этот вопрос, Гайзатуллин спешил порадовать, что в этом году федеральные трансферты чуть приросли в общем объеме. Правда, это в основном связано с нацпроектами и проведением чемпионата WorldSkills, но, как известно, каждое крупное мероприятие в Казани — это такая финансовая палка на двух концах. «Если посмотреть по налоговым доходам прошлого года, то у нас пропорция получилась такая. 35 процентов — это налоговые и неналоговые доходы республики, а 65 процентов — это федеральный бюджет. А в этом году за 9 месяцев итоги показывают, что уже 67 процентов — это федеральный бюджет», — пояснил министр финансов РТ.
Алексей Демидов отметил, что Счетная палата при поддержке правительства РФ предложила впредь выделять регионам деньги федерального бюджета на строительство с учетом числа долгостроев
«Это не бюджет прорыва, а бюджет инерционного развития!»
После небольшой паузы перед принятием проекта бюджета заключение на него зачитал председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов. За сухими цифрами доклада он сообщил, что Счетная палата РФ при поддержке правительства РФ предложила впредь выделять регионам деньги федерального бюджета на строительство с учетом числа долгостроев. На 1 октября в Татарстане к незавершенному строительству относится 250 государственных и муниципальных объектов с общим объемом вложений в 6,5 млрд рублей и на их завершение еще нужны средства. «В отдельных случаях возможно перепрофилирование», — сказал Демидов.
Слова попросил Миргалимов, который свое выступление начал с благодарностей избирателям, проголосовавшим за КПРФ 8 сентября. Тут спикер попросил не нарушать регламента и говорить по существу вопроса — о бюджете, но Миргалимов продолжал, неожиданно выплеснув встречное обвинение в нарушении регламента. Спикер был вынужден попросить выключить микрофон депутату, но потом все же дал ему слово.
Хафиз Миргалимов потребовал пересмотра межбюджетной политики с федеральным центром, увеличения расходов по ряду направлений в социальной сфере: «Ребята, ищите деньги!»
«Это не бюджет прорыва, а бюджет инерционного развития!» — кричал Миргалимов в уже включенный микрофон. Глава фракции отметил, что в республике не растут, а даже падают доходы населения. Депутат потребовал пересмотра межбюджетной политики с федеральным центром, увеличения расходов по ряду направлений в социальной сфере. «Ребята, ищите деньги!» — сказал Миргалимов, кивая головой в сторону представителей кабинета министров.
В ответ Мухаметшин напомнил Миргалимову, что бюджет социально ориентированный — свыше 70% расходов идут на социальную сферу. «Наш коллега больше расходную часть бюджета треплет: надо, надо, надо, — сказал спикер. — Это естественно. Но предложений по доходной части бюджета практически не поступало. Ни в одном комитете, ни на одном совещании. Бюджет не простой, очень напряженный».
В конечном итоге проект бюджета Татарстана в первом чтении поддержал 81 депутат, «против» проголосовали шестеро. Совпадение или нет, но столько же в этом созыве коммунистов, коих и возглавляет вспыливший Миргалимов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.