Перечень российских моногородов в следующем году должен быть пересмотрен, и, если критерии моноэкономики кардинально изменятся, ни у одного муниципалитета не окажется гарантий на сохранение статуса. В Татарстане первые на вылет — Набережные Челны как главный отличник диверсификации. Со статусом города могут потерять и доступ к кассе фонда развития моногородов, из которой Челны уже получили 2,8 млрд рублей, Зеленодольск — 931 млн, Нижнекамск — 800 миллионов.
Моногородов в Татарстане пять: Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск и Менделеевск
МОНОГОРОДА НА ЛИНИИ ОГНЯ
Почти вдвое может быть сокращен перечень российских моногородов уже в следующем году. Из текущего списка, в который входит 321 населенный пункт, по мысли инициаторов, следует удалить муниципалитеты, экономика которых перестала фатально зависеть от градообразующего предприятия. Как пишут сегодня «Известия» со ссылкой на источники в Госдуме РФ, по предварительной оценке, в перечне моногородов могут остаться всего 170 позиций, причем в это число после кардинальной корректировки войдут и новые населенные пункты взамен старых.
Сам по себе статус моногорода, напомним, не означает какой-то стабильной поддержки из Москвы, а лишь дает возможность получить ее под конкретные муниципальные проекты. В отношениях с федеральным бюджетом для республики важнее сохранить территории опережающего социально-экономического развития, в число которых могут входить только моногорода, и таковых в Татарстане пять: Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск и Менделеевск. Для них, а вернее, для резидентов их ТОСЭРов, льготы гарантированы на постоянной основе: нет налогов на имущество и землю, нет таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование, они платят 5% вместо 20% по налогу на прибыль в первую пятилетку и 12% — во вторую. Кроме этого, четыре моногорода имеют льготу по отчислениям в социальные фонды — их резиденты платят за своих сотрудников 7,6% вместо 30%. Эта льгота теряется со стажем, и на сегодняшний день ее уже лишились Челны, отработавшие в статусе ТОСЭРа больше трех лет.
«Не нам давать оценку этим намерениям — ее покажет время, но могу сказать, что доля градообразующего предприятия в экономике города по-прежнему является значительной», — считает Тимергалиев (слева)
Именно автоград и является первым претендентом на вылет из списка моногородов Татарстана, поскольку за годы существования фонда развития моногородов (ФРМ) и ТОСЭРа Челны показали реальное движение к диверсификации своей экономики — иначе говоря, уже сумели неплохо попользоваться программами. Так, 40 челнинских резидентов ТОСЭРа по состоянию на третий квартал этого года освоили 15 млрд рублей собственных средств и демонстрируют стабильную динамику: год назад инвестиции составляли 10,6 млрд рублей. Рабочих мест к октябрю создано 5,2 тыс. — плюс 2 тыс. за год. В общегородском объеме отгруженной продукции резиденты сегодня занимают 7,6%, а год назад они отгружали 4,8% товаров. Общая выручка тосэровцев на начало октября составила 58,8 млрд рублей — за год она почти удвоилась. Тем не менее довлеющая роль КАМАЗа никуда не исчезла, подчеркивает в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» замруководителя исполкома города по вопросам развития ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев.
«Не нам давать оценку этим намерениям — ее покажет время, но могу сказать, что доля градообразующего предприятия в экономике города по-прежнему является значительной, — считает Тимергалиев. — На нем трудятся более 30 тысяч человек, любые колебания на градообразующем предприятии всегда сказываются на самочувствии города. Значит, по своему существу, Набережные Челны на данный момент остаются моногородом со своими вытекающими рисками для его экономики. Город не только рано исключать из списка — об этом даже думать пока не время! И вредно».
В столице нефтехимии уверены, что, во-первых, они свой статус моногорода не потеряют, а если и так, то на текущих договорах и переговорах это никак не скажется
ЗЕЛЕНОДОЛЬСК И НИЖНЕКАМСК ПОЛУЧИЛИ ПОЧТИ ПО МИЛЛИАРДУ ОТ ФРМ, И ЧЕЛНЫ — ПОЧТИ ТРИ
В Нижнекамске к настоящему времени резиденты ТОСЭРа из заявленных 4 млрд рублей освоили миллиард, создали 300 рабочих мест и обещают еще 500 в перспективе. У нефтехимиков в льготной зоне уже работает 10 компаний, до конца года их должно стать 14. В столице нефтехимии уверены, что, во-первых, они свой статус моногорода не потеряют, а если и так, то на текущих договорах и переговорах это никак не скажется.
Корректировка программы развития моногородов необязательно означает лишение статусов ТОСЭРа для тех муниципалитетов, которые лишатся приставки «моно-» — закон, как известно, обратной силы не имеет. Другое дело, что, выпав из списка, действующие ТОСЭРы не смогут продлить статус в будущем, а в короткой перспективе для территорий все-таки важны адресные программы ФРМ.
Вне программы ТОСЭРов Челны, в частности, получили от ФРМ за все время 2,8 млрд рублей — на эти деньги строились дороги к отдельным предприятиям и промышленным паркам, подводились коммуникации. Как уточнила «БИЗНЕС Online» начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Челнов Гузель Гилязова, фонд профинансировал в городе 7 проектов: по четырем получал субсидии на инженерную инфраструктуру и по трем — льготные займы.
Гузель Гилязова: «В ближайший год мы точно не выйдем из списка моногородов, у нас в этом вопросе минимальные риски. Статус моногорода не имеет срока ограничения, если сам проект соответствует ряду критериев»
Зеленодольск получил от ФРМ 931 млн рублей на развитие промпарка в Новой Туре, и его резиденты рассчитывают взять еще 490 млн рублей в виде льготного займа. Экономика парка, по данным администрации Зеленодольского района, складывается весьма успешно и город не опасается исключения из числа моногородов. «В ближайший год мы точно не выйдем из списка моногородов, у нас в этом вопросе минимальные риски, — заверили корреспондента „БИЗНЕС Online“ в администрации. — Статус моногорода не имеет срока ограничения, если сам проект соответствует ряду критериев. Промпарк „Зеленодольск“ им соответствует. Общий размер инвестиций у 7 действующих резидентов промплощадки составляет 854 миллиона рублей, всего будет создано 459 рабочих мест. Площадка оказалась очень востребованной — сегодня резиденты выстраиваются в очередь, чтобы попасть на нее, стоит вопрос о дальнейшем развитии этой территории».
Нижнекамск за последние два года получил по линии ФРМ в общей сложности 800 млн рублей. Из них, правда, 300 миллионов дала республика, однако без денег от фонда не было бы и региональной части. «Мы привлекли средства на чистопольскую дорогу к промпарку „Пионер“, на промпарк „Нижнекамск“, где сейчас 10 резидентов строят свои объекты. Сейчас по Камским Полянам готовим заявку. Активно участвуем в займах фонда — пока положительной практики нет, но фонд сегодня сократил сумму займа и упростил условия, поэтому будем форсировать получение займов», — уточняет интерес Нижнекамска к сохранению статуса моноэкономики первый замруководителя исполкома района Радмир Беляев, курирующий вопросы развития МСБ и ТОСЭР. Он также подчеркивает, что инвесторов привлекают не только преференции, но и инженерная инфраструктура, стоимость энергозатрат, кадровые ресурсы, география производства… Новости из Госдумы, по мнению спикера, инвесторов не напугают.
«Мы привлекли средства на чистопольскую дорогу к промпарку «Пионер», на промпарк «Нижнекамск», где сейчас 10 резидентов строят свои объекты», — уточняет Радмир Беляев
Беляев напоминает, что статус моногорода присваивается городам, в которых на ведущих предприятиях работают не меньше 25% трудоспособного населения, а в Нижнекамске это 32%. «И процент отгрузки от градообразующих предприятий должен превышать 50 процентов, а у нас 72 процента, — добавляет чиновник. — У нас действительно высокая зависимость от градообразующих предприятий с точки зрения экономики. Думаю, будет проведен глубокий анализ, обновятся все паспорта моногородов и, исходя из них, начнут приниматься решения».
Местный бизнес свыкся с федеральной поддержкой. Директор «Метакама» Марат Гиниатуллин, который одним из первых завел свою компанию в ТОСЭР, подтверждает, что статус моногорода выгоден бизнесу и нужен. Владелец торговых центров Алексей Асанов, никак не зависящий от отношений с федеральным бюджетом, тоже считает статус необходимым. «Нефтехимия у нас действительно мощна, все новые и новые проекты заявляются, складывается мощнейший химический хаб, — отмечает Асанов. — Но, с другой стороны, если и другие сегменты экономики что-то привносят, то зачем от этого отказываться? Есть ведь не только крупные химические производства, но и малые».
Отметим, что параметры занятости населения на градообразующем производстве, как и процент его участия в формировании валового территориального продукта, да и все остальные признаки моноэкономики могут потерять свое значение при отборе в следующем году. Дело в том, что в настоящее время программы развития моногородов не существует вовсе. Прежняя, по которой выделялись представленные суммы, была рассчитана до 2025 года, но досрочно закрылась в начале текущего, по инициативе счетной палаты РФ, которая не обнаружила эффекта от бюджетного финансирования. Летом минэкономразвития РФ презентовало новый вариант трехлетней программы на 18,6 млрд рублей, но идея не прошла через правительство и теперь перерабатывается. Основным ее контролером и критиком выступает минфин. Как заявляют в обоих министерствах, перечень городов, которые получат право на кусок пирога из новой программы, будет определяться по неким новым критериям, пока несформированным, — отсюда, собственно, и корректировка списка.
Позиция Натальи Зубаревич: у нас в каждом моногороде градообразующее предприятие — это государство, потому что количество бюджетников на порядок выше, чем штат любого завода
«ОДНОЗНАЧНОГО ПОНИМАНИЯ НОВЫХ КРИТЕРИЕВ МОНОГОРОДА НЕТ»
О том, как именно могут измениться критерии для попадания в перечень моногородов, в министерствах пока не имеют никакого представления. В настоящее время минэкономразвития собирает актуальные данные по всем моногородам, однако не на основе утвержденных параметров, а по некой таблице общего характера, как пояснил «БИЗНЕС Online» ответственный секретарь экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете по экономической политике нижней палаты парламента Павел Склянчук.
«Минэкономики неоднократно заявляло, что порядка 100 моногородов не соответствуют утвержденным критериям, — пояснил Склянчук. — Вопрос критериев пока выдвинут на экспертное обсуждение в Госдуме, есть интересные мнения. К примеру, позиция Натальи Зубаревич: она проводила отдельное исследование и утверждает, что у нас в каждом моногороде градообразующее предприятие — это государство, потому что количество бюджетников на порядок выше, чем штат любого завода. Следовательно, штат, к примеру, КАМАЗа — это довольно формальный критерий, но экономика Челнов зависит от завода не по формальным признакам, а исторически, и Челны всегда будут оставаться моногородом. Однако тот факт, что Челны улучшили свою экономику, может исключить город из списка. Сейчас многое зависит от базы данных ФНС, которая покажет пропорции занятости населения, но, поскольку этот критерий представляется абсурдным, однозначного понимания новых критериев моногорода нет».
Статусы ТОСЭРов в контексте обновления списка моногородов на данный момент не рассматриваются. Сейчас в России действуют около 80 ТОСЭРов — с начала года в моногородах они создавались буквально каждый месяц
Склянчук подтвердил, что статусы ТОСЭРов в контексте обновления списка моногородов на данный момент не рассматриваются. Сейчас в России действуют около 80 ТОСЭРов — с начала года в моногородах они создавались буквально каждый месяц. Плановым показателем ставилась сотня ТОСЭРов, но возникла проблема — создать ТОСЭР можно, но как его закрыть, если резиденты не привлечены? Поэтому, по словам спикера, минэкономики готовит изменения в закон 483-ФЗ о ТОСЭРах с новыми нормами. Поскольку все татарстанские ТОСЭРы в числе «отличников», вопрос об их закрытии не стоит.
«Речь идет и о том, что, может быть, стоит вообще ввести мораторий — к примеру, на период реализации нацпроектов, то есть до 2024 года — и перечень моногородов существенно не пересматривать, поскольку ни один моногород не ушел от монозависимости. В таком случае должны быть введены не карательные рычаги, а, наоборот, стимулирующие. Ведь вполне может быть так, что в какой-то момент штат КАМАЗа сократится, город исключат, а потом штат градообразующего предприятия снова вырастет. Что тогда делать — снова возвращать Челны в список? Это было бы странно для последовательной государственной политики».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.