Согласно анализу минстроя РФ, Челны вошли в число наиболее развитых с точки зрения городской инфраструктуры крупных городов России, оставив далеко позади даже Казань, не говоря уж о муниципалитетах той же весовой категории вроде Тольятти. Показав себя с лучшей стороны, Челны теперь могут надеяться на дополнительную федеральную поддержку по программе «Жилье и городская среда».
Судя по оценке минстроя РФ, Набережные Челны в будущем году могут рассчитывать на крупное федеральное финансирование по линии городских инфраструктурных проектов
ПРОГРАММА, ДЛЯ КОТОРОЙ НЕ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕДНЯТЬСЯ
Судя по оценке минстроя РФ, Набережные Челны в будущем году могут рассчитывать на крупное федеральное финансирование по линии городских инфраструктурных проектов. Если в случае с возможным исключением автограда из списка моногородов за высокие достижения на ниве диверсификации муниципальной экономики Челны получили обратный эффект от своих усилий, то в свежем исследовании, напротив, субсидирование обещано тем, кто умеет средства осваивать.
Индекс качества городской среды был рассчитан минстроем РФ для 1 114 российских городов. Челны попали в группу крупных, в которых проживают от 250 тыс. до 1 млн человек. Всего в эту группу вошли 63 города, в 52% из которых среда определена как комфортная. Средний балл для этой категории муниципалитетов определился индексом 185,6, Челны же набрали по всем показателям 202 балла, заняв 13-ю строчку. Чуть выше стоят Чебоксары (205 баллов), возглавляют группу Сочи (219), в первую тройку вошли также Грозный и Тула. На одной позиции с Челнами оказались Владикавказ и Новороссийск, также набравшие по 202 балла. Минимумом отметились Чита и Якутск — у них по 147 баллов.
Методика минстроя построена на 36 индикаторах: авторы рассматривают 6 типов городских пространств по 6 критериям оценки. Так, к типам относятся жилье и прилегающие пространства; улично-дорожная сеть; территории озеленения; общественно-деловая инфраструктура; социально-досуговая инфраструктура; общегородское пространство. Каждый тип территорий рассматривается по следующим критериям: безопасность; комфортность; экологичность и здоровье; идентичность и разнообразие; современность и актуальность среды; эффективность управления. К примеру, качество жилья оценивается по проценту аварийных домов в городе, обеспеченности централизованными сетями, объемам образования ТКО и другим параметрам. За качество улично-дорожной сети отвечают статистические данные: количество жертв ДТП, обеспеченность ливневыми канализациями, загруженность дорог и пр.
Челны попали в группу крупных, в которых проживают от 250 тыс. до 1 млн человек. Всего в эту группу вошли 63 города, в 52% из которых среда определена как комфортная
На положении Челнов в этом рейтинге прежде всего сказалась оценка качества жилья с прилегающими территориями (41 балл) и социально-досуговой инфраструктуры (40). Только 33 балла получила улично-дорожная сеть автограда — основные проспекты, напомним, стали предметом гордости для муниципальных властей благодаря ежегодному финансированию капремонта, а вот местные проезды остаются предметом стыда и социального напряжения из-за хаотичных парковок. Меньше половины возможных очков Челны набрали лишь по одному критерию — озеленение города минстрой оценил всего в 19 баллов. В совокупности набранные показатели позволили назвать климат автограда условно комфортным, хотя это понятие в рамках рейтинга весьма растяжимо.
Проще сравнить: от Татарстана в исследование были взяты 24 города, средний индекс по республике составил 177,4 балла, максимальный — 217, столица набрала 190 баллов, а Челны разделили третью строчку с Бугульмой. Таким образом, автоград уступил только образцовому, по мнению федералов, Иннополису (217) и Альметьевску (205). Города Камской агломерации остались далеко внизу: Елабуга, обойдя Казань, набрала 191 балл, а Нижнекамск — 179, хотя и до крупных они не дотягивают.
Только 33 балла получила улично-дорожная сеть автограда — основные проспекты, напомним, стали предметом гордости для муниципальных властей благодаря ежегодному финансированию капремонта
Если сравнивать подобное с подобным независимо от географии, то любопытна разница в оценке Челнов и его близнеца из Самарской области — Тольятти. Самарский автоград побольше, в нем проживают 707,4 тыс. человек, однако муниципалитеты входят в одну группу, имеют схожую структуру экономики и промышленное амплуа. Последние три года оба центра машиностроения соревнуются в развитии своих ТОСЭРов и идут практически ноздря в ноздрю как по количеству резидентов, так и по объему инвестиций в территорию. Однако на фоне челнинских успехов в развитии общественных пространств Тольятти выглядит весьма скромно: город набрал только 181 балл и занял 32-ю строчку в группе крупных муниципалитетов. Три из шести типов пространств в Тольятти набрали меньше половины баллов из возможных. Как и в Челнах, здесь худо с озеленением (22), общественно-деловая инфраструктура развита на 26 баллов, а критерий общегородского пространства оценен в 29 баллов — он учитывает, к примеру, общее количество ДТП, доступность остановок, обеспечение чистой водой, долю горожан, занятых в непроизводственной сфере, и другие моменты.
Меньше половины возможных баллов Челны набрали лишь по одному критерию — озеленение города минстрой оценил всего в 19 баллов
«БУДУТ ВЫБИРАТЬ ПЕРВЫЕ 50 СУБЪЕКТОВ»
Такие индексы минстрой отныне будет рассчитывать ежегодно. Как сказано в пояснении к исследованию, информацию для анализа министерство собирало по госстатистике, геоданным и дистанционному зондированию. Индекс города, полученный на выходе, будет использован в Стратегии развития страны до 2024 года, а также в национальном проекте «Жилье и городская среда». В последнем случае, как указывают авторы исследования, индекс повлияет на размер федерального субсидирования субъектов для последующего финансирования муниципальных программ, направленных на формирование современной городской среды.
Подробнее о том, как минстрой намерен пользоваться своими выводами, на днях рассказывал вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко. Именно он дал понять, что деньги получат те муниципалитеты, которые уже научились работать с городской средой. Во главе угла здесь стоит именно финансирование по нацпроекту «Жилье и городская среда». За время действия программы с 2017 года в стране было благоустроено около 7 тыс. парков, набережных, площадей и скверов, почти 40 тыс. дворов. Конкретно в Татарстане за три года на парки и скверы потратили почти 9 млрд рублей.
«Мы приняли решение правительства о том, что 50 миллиардов рублей выделяем на межбюджетные трансферты. Будут выбирать первые 50 субъектов, которые по 15 показателям окажутся впереди. 45 миллиардов направят на развитие региона, а 5 — на поощрение управленческих команд, всех тех, кто вовлечен в достижение этих 15 целей», — расписал Мутко на презентации в минстрое РФ. Поясним, что упомянутые им 15 показателей — это более обширное исследование, в котором индекс комфортности городской среды станет лишь одним из 15 индикаторов. Опираясь на итоговые цифры, правительство обещает выделять лучшим городам в среднем по 40 млрд рублей ежегодно, не считая софинансирования от республики, самих муниципалитетов, а также частного бизнеса.
Подробнее о том, как минстрой намерен пользоваться своими выводами, на днях рассказывал вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко. Именно он дал понять, что деньги получат те муниципалитеты, которые уже научились работать с городской средой
«В ЕЛАБУГЕ НИЧЕГО НЕТ, НО ТАМ СОЗДАЛИ АУРУ, КОТОРОЙ НЕТ У НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились мнениями о выводах минстроя, сделанных, как указано в самом исследовании, кабинетными методами.
Олег Афанасьев депутат горсовета, руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ»— Я как человек, который переехал в Набережные Челны из Москвы, всегда говорил и от своих слов не отказываюсь: Челны — один из самых удобных и приятных городов для проживания. Недаром я тут уже 10 лет живу и работаю, семью сюда перевез, у меня трое детей здесь растут и воспитываются. Безусловно, есть куда двигаться, но с рейтингом я полностью согласен. Однако существует и другой взгляд на ситуацию. Проблема в том, что это не Набережные Челны такой замечательный город, а другие российские города хуже. Я много езжу по командировкам, вижу разные города и понимаю, что по сравнению с ними Набережные Челны и Казань — территории другого уровня. Это благодаря и власти, и архитектурным решениям: город строился хоть и по советским нормам, но все же они были на тот момент современными.
Не могу полностью согласиться с высокой оценкой досуговой среды. У нас состояние театров и концертных залов оставляет желать лучшего. По большому счету хороший зал в Челнах только один — Органный, остальные требуют вложений. Спортивную инфраструктуру тоже надо развивать — Ледовый дворец, прямо скажем, не самый современный.
С парковыми зонами в Челнах большая проблема, заниматься ими стали относительно недавно. Наш парк «Прибрежный» — уникальное место, но в нем ничего, кроме тропинок, нет. Может быть, это своего рода экзотика, но во всеми мире такие зоны развивают. «Гренады», парка Победы и «Прибрежного» мало — согласно мировой урбанистической тенденции, чуть ли не каждый микрорайон должен иметь место отдыха. Возможно, исходя из этого, эксперты и поставили низкую оценку в категории «Озеленение».
Набережным Челнам не хватает современной инфраструктуры, которая сейчас в Казани и Москве активно развивается. По Питеру вообще ходишь как по музею. В той же Елабуге тоже ничего по большому счету нет, но там сделали центр — и появился какой-то уют, аура, которой нет у Набережных Челнов.
недостаточно уделяется внимания паркам и скверам
Владимир Нестеренко гендиректор ООО «Каминвестгражданстрой», заслуженный архитектор РФ и РТ— Я думаю, вопрос не только в том, куда сходить в Набережных Челнах, но и в том, как добираться до этого места. Комфортная ли в городе прогулочная среда — вот что важно. С досуговыми объектами, наверное, в Челнах особых проблем нет, а с высокой оценкой улично-дорожной сети я не согласен. Мне не совсем понятен принцип отвода земли под те или иные сооружения, определение границ участков. Мне не нравится, что соцкультбыт, магазины, торговые центры слишком приближены к проезжей части. Тротуары недостаточны для использования в качестве территорий для массового скопления людей. Если строится торговый центр, то, мне кажется, вокруг него должна располагаться благоустроенная территория, комфортная для покупателя. Просто строить здание и около возводить небольшой узкий тротуар — совершенно неправильный подход. Все это располагается в городе и должно решать проблемы его благоустройства. Людям необходимо чувствовать себя комфортно не в каком-то отдельном здании, а именно в городской среде, чтобы у человека была потребность гулять по улицам, чтобы ему это нравилось. Подобного пока в Набережных Челнах недостаточно. Что касается транспортной схемы, она удобная, градостроительное решение удачное. Другой вопрос — качество, но не все сразу делается.
Не согласен, что в Челнах плохо с озеленением. Вопрос в другом — я считаю, что недостаточно уделяется внимания паркам и скверам. У нас почему-то считается, что чем больше деревьев, тем лучше, а вот качеству придают небольшое значение. Например, заходишь в дремучий лес, где сложно пройти, или зеленую зону, в которой деревьев-то мало, но она так решена, что доставляет огромное удовольствие там находиться и отдыхать. Парк — это не просто дорожки и детские площадки с кафе. Надо думать о качестве озеленения. У нас много делается в этом плане — цветы сажают, клумбы, что очень приятно, особенно весной. В данном направлении «Горзеленхоз» работает. Тут вопросов нет, осталось решить момент качества озеленения парков и скверов.
Город, помимо всего прочего, должен быть уютным, масштабным, родным, с интересной архитектурой. А вот этого в Челнах, к сожалению, нет. Много безвкусицы в плане цветовых решений. Нужно уделять больше внимания отделке фасадов, хотя, отмечу, если сравнить качество жилья в Москве и Челнах, то в автограде оно намного выше. (Фото: nabchelny.ru)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.