В казанском ГБКЗ им. Сайдашева стартовал IX международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Открытие стало вечером премьер и семейных встреч: сын композитора Ивана Карабица продирижировал серенаду отца, а вдова Николая Корндорфа благодарила за игру виолончелиста Петра Кондрашина, который работал с его другом Анатолием Левиным. Концерт преподнес немало сюрпризов. О том, как музыканты ГСО РТ из звезд классики превратились в рокеров, — в материале «БИЗНЕС Online».
Дирижировать на открытии фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia Александр Сладковский пригласил сына композитора Ивана Карабица Кирилла — главного дирижера Борнмутского симфонического оркестра
«ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА В НАШЕМ ТУРБУЛЕНТНОМ МИРЕ»
Маэстро Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ — любит предлагать публике и музыкантам все новое: и дирижеров, и солистов, и репертуар. Международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia — яркий тому пример: вот уже 9-й год на нем звучат казанские, российские и мировые премьеры, открываются новые для татарстанских слушателей имена, образуются новые симфонико-музыкальные связи.
На открытии фестиваля (Сладковский — его художественный руководитель) премьерными стали произведения украинского композитора Ивана Карабица («Вио-серенада для струнного оркестра»), Николая Корндорфа («Concerto capriccioso для виолончели, струнного оркестра и ударных») и одного из основоположников модернистского направления в украинской музыке, учителя Карабица Бориса Лятошинского («Симфония №3»). Логично, что дирижировать в этот вечер, в том числе произведением Карабица, Сладковский пригласил его сына Кирилла Карабица — главного дирижера Борнмутского симфонического оркестра, который сотрудничал со многими ведущими оркестрами Европы, Азии и Северной Америки.
«Нечасто бываю в России, тем более сейчас — я ведь из Киева, — рассказал Карабиц „БИЗНЕС Online“. — Но всегда приезжаю с удовольствием, и мне кажется, что язык музыки, культуры — это единственная надежда в нашем турбулентном мире. Передаю маэстро Сладковскому большой привет и спасибо за приглашение». Уровень ГСО РТ опытный Карабиц назвал фантастическим: «Не ожидал такого! Я всегда знал, что здесь хороший оркестр, но не предполагал, что настолько. Он не хуже первоклассных мировых оркестров».
Доказал эти слова публике оркестр Сладковского непосредственно во время концерта, исполняя и произведения для группы струнных и ударных, и полновесную симфонию с равным мастерством. «Мне показалось, что музыкантам понятен язык музыки и они откликались на него, — говорит Карабиц. — Я чувствовал, что мои слова понимают. Музыканты ведут себя очень профессионально, и одновременно в их игре есть теплота, а это самое важное».
Петр Кондрашин выступил солистом в концерте Корндорфа
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА СОЧЕТАЕТСЯ С ДУШЕВНОСТЬЮ»
Слова Карабица подтверждает и виолончелист Петр Кондрашин — концертмейстер оркестра Большого театра России. Он выступил солистом в концерте Корндорфа. «Маэстро Карабиц сказал, что часто бывают оркестры очень душевные, но без школы, а существуют очень вышколенные, но сидят как зомби. А здесь профессиональная дисциплина совмещается с душевностью. Я сам работаю в оркестре, прекрасно знаю и чувствую это сразу же, обмануть не удастся. Дирижер сказал замечание, и концертмейстер сразу же, без ложного пафоса, повернулся, и все его слушают. Оркестр без этого не может существовать, иначе это будет сборище разных музыкантов», — отметил Кондрашин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Он сотрудничал со Сладковским во времена его работы в БСО им. Чайковского под руководством Владимира Федосеева. «Он периодически приезжал туда как приглашенный дирижер и играл с нами программу. Это было очень профессионально, качественно, корректно и интересно. Сладковский на меня всегда производил впечатление очень хорошего дирижера», — отметил Кондрашин. Интересно, что худрука ГСО РТ связывает с семьей Кондрашиных не только работа в БСО — в 2016 году фирма «Мелодия» выпустила диск с тремя симфониями Густава Малера в исполнении оркестров Сладковского и деда виолончелиста, выдающегося дирижера Кирилла Кондрашина. «Кондрашин обладал потрясающим чувством стиля, чутьем, был могучим русским дирижером», — говорил Сладковский. И в самом факте выступления его внука Петра с татарстанским оркестром видится та самая музыкальная преемственность, которая делает каждый концерт ГСО РТ особенно значимым.
Концерт Корндорфа, в котором солировал Кондрашин, музыковед Юлия Пантелеева описывает так: «Это сложнейшая партитура, требующая исполнительской виртуозности от всех музыкантов оркестра, сольная же партия виртуозна по определению». «Честно говоря, у меня не было уверенности, что все получится, — признался виолончелист корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Концерт очень трудный по ансамблю, там можно разойтись и так до конца и не сойтись. Но музыканты были подготовлены просто блестяще. И маэстро Карабиц мне сказал: „Слушай, оркестр готов так, что мне нечего добавить“».
После исполнения концерта Корндорфа на сцену поднялась вдова композитора Галина Аверина
СИНТЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫХ ФОРМУЛ
«Корндорфа играть формально невозможно, — продолжил Кондрашин. — Можно сыграть формально Баха — это будет плохо, но он останется Бахом. Подобное не говорит о качестве музыки, а скорее о свойстве того или иного композитора. И Корндорфа нужно играть с полностью открытым сердцем, а иначе получится непонятно что. А у нас сегодня свершилось настоящее событие, потому что данный концерт почти никто не играет и за последние 10 лет это второе исполнение в мире». И действительно, премьера произведения Корндорфа произвела впечатление как на публику, выразившую свой восторг в овациях, так и на самих оркестрантов.
Критики отмечают, что в концерте воплощен синтез различных музыкально-языковых формул: внеевропейского фольклора, ритуала, европейского музыкального искусства и рок-музыки. Во второй части концерта, когда с характерным ритмом зазвучала ударная установка, на лицах оркестрантов появился тот самый драйв, которого зачастую не хватает исполнителям академической музыки. «Роковый» компонент значительно освежил как партитуру, так и настроение музыкантов, почувствовавших себя не только звездами от классики, но и рок-звездами. Хотя улыбку на лицах музыкантов оркестра Сладковского можно увидеть не так редко, ведь вслед за своим маэстро они получают настоящий кайф от музыки и не стесняются это демонстрировать. После исполнения концерта на сцену поднялась вдова композитора Галина Аверина, в глазах которой тоже читался тот самый кайф, и сердечно поблагодарила музыкантов и дирижера.
Следующий концерт фестиваля Concordia — 9 ноября. В программе — «Формула» для камерного оркестра, «Три песни» для голоса и камерного оркестра и «10 знаков зодиака» Штокхаузена
Стоит отметить интересную деталь, подсмотренную корреспондентом «БИЗНЕС Online» на этом концерте. В ложе справа расположился знаменитый эстонский дирижер Андрес Мустонен, который встанет за пульт 9 ноября, чтобы исполнить произведения одного из лидеров немецкого авангарда Карлхайнца Штокхаузена. А напротив него сидел мальчик лет 4–5 на вид, которого происходящее на сцене занимало не меньше, чем опытнейшего профессионального музыканта: он почти не отрывал взгляда от ГСО РТ и, казалось, улавливает и понимает все тонкости музыкальной фактуры произведений XX века. Думается, что это и можно назвать главной оценкой качества игры оркестра Сладковского — он играет музыку так, что она интересует и привлекает как профессионалов, так и любителей, как детей, так и слушателей в возрасте.
Следующий концерт фестиваля Concordia — 9 ноября. В программе — «Формула» для камерного оркестра, «Три песни» для голоса и камерного оркестра и «10 знаков зодиака» Штокхаузена. «Штокхаузен для меня впереди планеты всей, в первую очередь потому, что его музыка совершенно уникальна и данного композитора здесь вообще никогда не играли. Это будет откровением для Татарстана и для казанской публики. Это как запустить ракету в космос…» — говорил Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online». Солисткой выступит Полина Шамаева (московский театр «Новая опера», меццо-сопрано), за дирижерским пультом — Андрес Мустонен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.