В реке Тунгуче под Нижнекамском обнаружилось 13 загрязняющих веществ, вода покрылась густой пеной. Концентрация некоторых превысила норму в 98 раз. На расследование ушел месяц, и сегодня Росприроднадзор озвучил предполагаемого виновника — по мнению ведомства, это ПАО «Нижнекамскнефтехим». На пресс-конференции чиновники пообещали усилить контроль в городе — для того штат расширяется с одного до пяти инспекторов.
Ленар Низамутдинов: «Завершено административное расследование в отношении ПАО «Нижнекамскнефтехим». Результат анализов таков: обнаружены превышения нормативов по 13 загрязняющим веществам»
«ЖИТЕЛИ ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТА РЕКА ПОСТОЯННо РАЗНОГО ЦВЕТА»
Сегодня утром старший государственный инспектор волжско-камского межрегионального управления Росприроднадзора Ленар Низамутдинов собрал журналистов в Нижнекамске, чтобы озвучить результаты ведомственного расследования. Поводом для него стало загрязнение реки Тунгучи возле села Иштеряково под Нижнекамском. В середине октября сельчане обнаружили, что река покрылась густой белой пеной.
«Завершено административное расследование, которое велось в отношении ПАО „Нижнекамскнефтехим“ (НКНХ), собственника буферных прудов, с которых осуществлялся сброс ливневых и сточных вод. Многократно были отобраны пробы сточных вод на установление факта загрязнения реки Тунгучи», — сообщил Низамутдинов. Результат анализов таков: нормативы превышены по 13 загрязняющим веществам. Больше всего в реке оказалось поверхностно-активных веществ — их допустимая концентрация превышена в 98 раз. Отсюда и пена. Марганца в воде оказалось в 30 раз больше нормы, аммония-иона — в 17 раз, алюминия — в 14, формальдегида — в 4. Обнаружились в сельской речке нефтепродукты, медь и прочие вещества.
Поводом стало загрязнение реки Тунгучи возле села Иштеряково под Нижнекамском. В середине октября сельчане забили тревогу, обнаружив, что река покрылась густой белой пеной
Росприроднадзор собрал доказательную базу и составил в отношении НКНХ протокол по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ («Нарушение правил охраны водных объектов»). Штраф по этой статье может достигать 300 тыс. рублей. Теперь дело будет рассматриваться ведомством в Казани 21 ноября — тогда и станет известна конкретная сумма штрафа, как и нанесенного ущерба. «Судя по тем превышениям, которые мы зафиксировали, однозначно можно сказать, что сумма ущерба многократно превысит административный штраф», — пояснил Низамутдинов.
Пока шло расследование, жители рассказывали госинспектору о своем давнем беспокойстве состоянием Тунгучи. «Они говорят, что данная река постоянно разного цвета, — уточнил спикер. — Но по этому поводу сложно что-либо утверждать. Я неоднократно проводил проверку, раз в квартал мы там отбираем пробы. Вода не разноцветная». Превышения же вредных веществ фиксируются систематически с весны 2018 года.
«Пену я видел сам, — заявил инспектор. — Первым делом озадачил предприятие, которому принадлежат буферные пруды, чтобы оно нашло источник. Но, к сожалению, главный эколог организации к концу расследования не смог внятно объяснить, из-за чего это все произошло. Наша задача — установить факт загрязнения на выходе, а все, что происходит на промзоне, — компетенция экологов компании. По данному вопросу они провели ряд мероприятий, и теперь на „Нижнекамскнефтехиме“ говорят, что это соседи сбрасывают. Кроме того, с их точки зрения, сам водный объект такой загрязненный. Они говорят, что родники, которые находятся выше, содержат некоторые вещества с превышением. Конечно, можно принять это к сведению, но я не вижу здесь оснований для прекращения административного производства в отношении „Нижнекамскнефтехима“».
По словам Низамутдинова, объективности ради инспекторы вновь съездят к месту сбросов вместе с экологами НКНХ. «Быть может, они смогут показать конкретную трубу соседнего предприятия. Тогда мы начнем новые контрольно-надзорные мероприятия», — предположил Низамутдинов. «БИЗНЕС Online» отправил запрос в пресс-службу НКНХ с просьбой прокомментировать выводы Росприроднадзора, ответ пока не поступил.
На «Нижнекамскнефтехиме» говорят, что это соседи сбрасывают. Кроме того, с их точки зрения сам водный объект такой загрязненный
«ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЙМЕТ, ЧТО ДЕВАТЬСЯ НЕКУДА»
У Росприроднадзора есть несколько версий о происхождении пены в реке. Причиной может быть несанкционированный сброс, в частности, моющих средств из заводского общепита. «Буферные пруды принадлежат конкретному юридическому лицу, по ним есть разрешительный документ у „Нижнекамскнефтехима“, установлены конкретные нормативы. Ситуация точно такая же, как и по очистным сооружениям. В прошлом году у нас периодически возникали проблемы с воздухом на объекте НКНХ, мы наказывали предприятие. „Нижнекамскнефтехим“, как правило, говорит, что загрязнитель не они, а кто-то другой, но компания за плату принимает стоки и, соответственно, отвечает за них», — объяснил Низамутдинов логику преступления и наказания в данном случае.
Госинспектор упомянул и назревающую в городе проблему, связанную опять же с очистными сооружениями. ОС принадлежат НКНХ, в них сливают стоки и заводы промзоны, и город. В городских стоках «Нижнекамскнефтехим» фиксирует превышение нормативов по допустимым концентрациям веществ, это давний спор между нефтехимиками и городом. Осенью прошлого года ряд ведомств инициировал тотальную экологическую проверку небольших предприятий после официального заявления НКНХ о нарушениях с их стороны. Позже исполком района заявил, что существенных нарушений со стороны города и малых предприятий найдено не было.
«У нас периодически возникали проблемы с воздухом на объекте НКНХ — мы наказывали предприятие. А «Нижнекамскнефтехим», как правило, говорит, что загрязнитель не они, а кто-то другой
«„Нижнекамскнефтехим“, реконструировав свои очистные, не учел, что город будет расширяться. Теперь превышения очевидны, но „Водоканал“ ничего не способен с этим поделать. По сути, компания должна предъявить городу за неисполнение договора водоотведения, но не может, так как у Нижнекамска не получится выплатить неустойку. Это замкнутый круг», — прокомментировал ситуацию Низамутдинов. По его словам, компания планирует третий этап реконструкции. «Мы настаиваем, чтобы они предусмотрели на перспективу расширение города», — отметил инспектор.
Ситуация с рекой Тунгучой сейчас на контроле у природоохранного прокурора, есть предписание об устранении нарушений. Однако НКНХ и ранее чистил свои пруды, внедрял нужные микроорганизмы. «В июле это было, но, к сожалению, каких-либо улучшений я не обнаружил. Мы будем настаивать, чтобы они до сброса в эти пруды-отстойники установили локальные очистные сооружения, чтобы полностью уйти от данной проблемы», — подытожил Низамутдинов.
НКНХ и ранее чистил свои пруды, внедрял нужные микроорганизмы. «В июле это было, но, к сожалению, каких-либо улучшений я не обнаружил», — отметил представитель Росприроднадзора
Представитель Росприроднадзора поблагодарил жителей за бдительность, призвал и впредь сообщать о непорядках с рекой. «Не нужно молчать, надо по каждому факту обращаться. Если мы так будем реагировать, предприятие поймет, что деваться некуда, необходимо строить локальные очистные сооружения либо платить штраф и возмещать ущерб. Третьего не дано», — добавил он.
К слову, до этого момента в Нижнекамске работал лишь один госинспектор Росприроднадзора. Теперь в городе станут действовать пять сотрудников, подбор кадров уже идет. «Сейчас я один на разрыв, а если нас будет пятеро, то это повлияет на качество и оперативность нашей работы», — пояснил Низамутдинов. Также у ведомства в Нижнекамске появится своя лаборатория, до этого приходилось обращаться за помощью к коллегам из управления минкэологии РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.