ГИБДД МВД по РТ запустило трехдневный рейд по выявлению нарушений в работе водителей такси ГИБДД МВД по РТ запустила трехдневный рейд по выявлению нарушений в работе водителей такси

«СМОТРИТЕ, ЧТО ДЕЛАЮТ: ГАЙЦЫ РАЗДЕВАЮТ «ЯНДЕКС.ТАКСИ»

Сегодня внутренние чаты водителей такси и группы в соцсетях взорвались от серии сообщений про облавы, которые устроили сотрудники ГИБДД. Пользователь «ВКонтакте» Александр Давыдов опубликовал в группе «Яндекс такси Uber Казань (водители)» видео, в котором сотрудники ГИБДД остановили брендированную машину «Яндекс.Такси». Водитель на записи снимает с крыши машины фирменный лайтбокс. «Смотрите, чё делают, гайцы раздевают „Яндекс.Такси“ прямо, „шашки“ снимают, — сопровождается комментарием видеоряд. — На рынке „Родина“. Все жестко. Дэпээсники останавливают, *** по полной. Будьте осторожны».

«Завтра городские чаты взорвутся, а где такси?)))» — прокомментировал пост пользователь Юрий Корнеев ( орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены — прим. ред.). «Юрий, скорее почему так дорого», — ответил ему пользователь Руслан Сунгатуллин. «Вот молодцы! Давно бы так! Чё то их без лицензии слишком много…» — заметил Ильсур Замалтдинов.

Под одним из постов про рейды ГИБДД пользователь под именем Ivan Ivanov рассказал, что не все таксисты добровольно останавливаются: «Тут при мне расклеили и догнали на оренбургском». Другие водители прикладывали к обсуждению фотографии выписанных сотрудниками ГИБДД штрафов. Исходя из фото одного из водителей, сопровождаемое комментарием «за газ», придется заплатить 500 рублей за «управление легковым такси, в конструкцию которого внесены изменения без согласования с ГИБДД, а именно установлено и подключено газобаллонное оборудование».

Опыт своего взаимодействия с инспекторами описал Василий Уразайкин: «Час назад остановили на Щапова с пассажиром с детьми. Спросили такси? Говорю да… Спросили путевой лист. Сказал я самозанятый. Пожелали счастливого пути… И всё».

Один из участников сообщества таксистов рассказал нашему корреспонденту, что о трехдневном рейде ГИБДД ему стало известно от одного из инспекторов. «Проверяют наличие лицензий, путевого листа, снимают лайт бокс с крыши, так как не соответствуют такси! На крыше должна стоять оранжевого света „шашка“», — перечислил претензии к водителям такси собеседник издания.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» прокатился по городу на такси, чтобы воочию убедиться в проводимом рейде, однако ни одного экипажа ДПС на улицах уже не было, в том числе на улице Родины — именно там остановивших таксиста сотрудников ГИБДД обнаружил автор размещенного в соцсети видеоролика. Сам таксист о рейде ничего не слышал — возможно, потому, что сам работает без каких-либо опознавательных знаков. «С утра стояли, да, видел в двух местах. Подумал, нелегалов ловят, наверное, — предположил уроженец Средней Азии. — Но у меня гражданство есть, мне все равно». «Работаю же, не ворую. Официально трудоустроен, налог компания платит», — добавил он. По мнению водителя, казанский рейд инспирирован московскими рейдами, которые проводятся в столице регулярно. «Я думаю, это из Москвы пришло. Якобы там таксисты кого-то ограбили, потом другой сбил пешехода и уехал. Это все потому, что нелегалы там работают. Конечно, в такой ситуации должны быть рейды. У нас, я думаю, нет таких нелегалов. А в Москве же всех берут в водители, с проживанием, обеспечением, машину дают — конечно, люди идут. А когда такой что-то натворил, бросил машину, его уже конца не найдешь. А у меня гражданство есть», — вновь подчеркнул мужчина.

По его словам, компания предлагает водителям обклеить личные автомобили фирменными знаками. Это дает преимущество по заявкам, право ездить по автобусной полосе и различные бонусы: например, компания моет и заправляет машину. «Но я на своей машине трудоустроен на свободный график. Когда хочу, тогда и выхожу. Поэтому, для меня это не так уж важно», — объясняет водитель LADA Priora. А «шашки», по его словам, это верный признак «бомбил», которые так привлекают пассажиров, а потом снимают «шашки» перед тем, как тронуться. «Мне это не нужно, потому что я официально по заявке еду», — резонно замечает таксист.

Рейды ГИБДД МВД по РТ проводятся при поддержке министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, а поводом для них стала серия смертельных ДТП с участием автомобилей такси Рейды ГИБДД МВД по РТ проводятся при поддержке министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, а поводом для проверок стала серия смертельных ДТП с участием автомобилей такси

ПОВОДЫ ДЛЯ ШТРАФОВ: ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ, ЛАЙТБОКСЫ И ПРЕДРЕЙСОВЫЕ ОСМОТРЫ

Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в ГИБДД МВД по РТ, рейды проводятся при поддержке министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, а поводом для них стала серия смертельных ДТП с участием автомобилей такси. Только за три последние недели происшествий было не менее трех. В их числе авария, которая произошла в Звениговском районе Марий Эл 25 октября — на трассе столкнулись грузовик, такси LADA Granta и «ВАЗ-2114». По предварительной информации, водитель такси выехал на полосу встречного движения и врезался в грузовой автомобиль. После этого оба транспортных средства врезались в «ВАЗ-2114». В результате ДТП водитель и две пассажирки Granta погибли на месте. 9 ноября в Казани автомобиль такси въехал в столб на проспекте Ямашева. 19-летний водитель LADA не пропустил KIA Rio под управлением 39-летнего таксиста, и иномарка врезалась в бетонный столб. Пассажирка такси скончалась в больнице. В тот же день еще одно смертельное ДТП произошло в Нижнекамске. По предварительной версии, нетрезвый 26-летний таксист врезался в дерево. Первая пассажирка такси получила травмы, как и водитель. Зато второй пассажир скончался на месте.

Рост ДТП по вине водителей такси не единственная причина для трехдневного рейда. В ГИБДД указывают также на рост числа фактов перевозки пассажиров водителями, лишенными права управления транспортными средствами. Еще один повод для проверок — отсутствие у водителей разрешения на перевозку пассажиров, выдаваемого министерством транспорта РТ. Инспекторы также обращают внимание на незаконную установку атрибутов такси — лайтбокс («шашечки») и цветографические схемы на автомобиле.

Помимо Казани рейды проводятся во всех крупных городах республики и районных центрах. При этом список выявленных инспекторами нарушений делится на две части. Первая касается нарушений ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ №69, который регулирует деятельность по перевозке пассажиров. «В соответствии с требованиями законодательства, юрлицо или ИП, осуществляющее деятельность по перевозке пассажиров, обязаны обеспечить техобслуживание транспортных средств и прохождение водителями предрейсового осмотра. Кроме того, у такси должно быть разрешение на оказание услуги по перевозке пассажиров, которую выдает минтранс РТ. Выявленные нарушения в данном секторе будут направляться в министерство», — сообщили в инспекции.

Второй блок выставленных к таксистам требований напрямую попадает под деятельность ГИБДД, и при выявлении нарушений карается штрафами на месте. «Мы привлекаем водителей за отсутствие путевого листа и за отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров такси, — перечислили в ГИБДД. — Кроме того, проверяем законность установки опознавательного фонаря (лайтбокса), проверяем наличие водительского удостоверения и наличие факта его лишения. Легковой автомобиль должен проходить каждые шесть месяцев техосмотр, в противном случае для водителя также наступает ответственность. Вдобавок в отношении водителей-иностранцев проверяем соблюдение миграционного законодательства».

На проведение проверок таксистов ориентирован весь личный состав ГИБДД. В первую очередь инспекторы будут вылавливать из потока брендированные автомобили — их проще идентифицировать как такси. Периодичность и продолжительность рейдов будет зависеть от показателей аварийности. Предварительно принято решение проводить такие трехдневные операции по контролю таксистов еженедельно. «По итогам 11 месяцев работы сверимся со статистикой и примем решение, продолжать эти рейды или нет», — заключили в ГИБДД.

В ГИБДД указывают также на рост числа фактов перевозки пассажиров водителями, лишенными права управления транспортными средствами В ГИБДД указывают также на рост числа фактов перевозки пассажиров водителями, лишенными права управления транспортными средствами

В ТАТАРСТАНЕ ВЫДАНО 32 028 РАЗРЕШЕНИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАКСИ, ДЕЙСТВУЮТ 6857

«Указанные вами аспекты входят в компетенции перевозчика», — ответили корреспонденту «БИЗНЕС Online» на вопросы, адресованные в пресс-службу «Яндекс.Такси».

Корреспонденту нашего издания в пресс-службе минтранса РТ сообщили: «[В ходе рейда министерство] оказывает содействие в части предоставления информации о наличии и статусе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан, а также о требованиях законодательства к водителям и транспортным средствам, используемым в качестве легковых такси».

В министерстве отмечают: в числе наиболее распространенных нарушений — отсутствие фонарей оранжевого цвета легкового такси на крыше автомобиля, «шашечек» на боковых поверхностях кузова, информации о водителе такси на передней панели. Говоря о проблемах в отрасли в целом, в минтрансе особо отмечают отсутствие определенного статуса и регулирования деятельности агрегаторов, кол-центров, интернет-ресурсов, а также отсутствие регламентирования стандартов обязательной атрибутики.

«Нет четкого образца опознавательного фонаря оранжевого цвета и способа его фиксации, исключающего возможность оперативного демонтажа фонаря для воспрепятствования идентификации автомобиля в качестве легкового такси в общем потоке. Также не урегулирован вопрос нанесения „шашечек“ на кузов транспортного средства, исключающий их порчу и утерю в процессе движения», — сообщили в министерстве.

По данным минтранса, с 8 декабря 2011 года в Татарстане было выдано 32 028 разрешений. На данный момент действующими являются 6857 разрешений на деятельности такси.

В Татарстане запустили эксперимент по самозанятости — это как раз тема водителей такси. Но по сути эта модель не работает, потому что получить разрешение на деятельность такси может только ИП или организация В Татарстане запустили эксперимент по самозанятости — это как раз тема водителей такси. Но по сути эта модель не работает, потому что получить разрешение на деятельность такси может только ИП или организация

«Я ВАМ МОГУ ПОЗВОНИТЬ И СКАЗАТЬ: «У МЕНЯ ЗНАКОМЫЙ ТАКСУЕТ, ВАМ МАШИНА НЕ НУЖНА?» ЧТО Я ТУТ НАРУШУ?»

Специалист по связям с общественностью сервиса «Максим» Мария Пухова рассказала «БИЗНЕС Online», что у них нет информации по поводу задержанных в ходе совместного рейда ГИБДД и минтранса РТ автомобилей такси «Максим». По ее мнению, контроль за деятельностью работников такси необходим, но одних только рейдов недостаточно. «Для того чтобы сократить количество нелегальных таксистов, нужно менять правила, создавать такой климат для предпринимательства, чтобы водителям самим было выгодно выходить из тени. Например, в Татарстане запустили эксперимент по самозанятости — это как раз тема водителей такси. Но по сути эта модель не работает, потому что получить разрешение на деятельность такси может только ИП или организация, но никак не самозанятый водитель. Штрафы для легальных таксистов в 10 раз больше, чем для нелегальных. И таких препятствий для нормальной работы водителей много. Рейды не решают их, поэтому неэффективны», — считает Пухова.

В такси «Максим» предлагают доработать систему самозанятости так, чтобы перевозчики могли работать по простой и понятной схеме, без оформления ИП, платя налоги по льготной ставке через приложение «Мой налог». Для этого необходимо отменить разрешения и закрепить такси среди видов деятельности для самозанятых. «Нужно повысить безопасность услуг такси, введя современную платформу для контроля перевозчиков. Она представляет собой цифровой профиль водителя, в котором содержится информация о его штрафах, правонарушениях, судимости. Данные поступают из государственных баз и позволяют сервисам достоверно определять, может ли конкретный водитель работать в такси. В августе сервис „Максим“ совместно с „Яндекс.Такси“, „Везет“, „Ситимобил“ направили в государственно-правовое управление президента России письмо с предложением создать такую процедуру», — сообщила Пухова.

«В сфере такси очень много нарушений. У кого-то нет водительского удостоверения, кто-то работает 20 часов в сутки вместо 8, у кого-то нет лицензии, на одной машине работают пять человек… Поэтому изредка проверять их надо», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. По его мнению, даже такие разовые меры все равно дают положительный эффект, поскольку отсутствие какого-то документа дает ГИБДД право эвакуировать машину. «Машину — на штрафстоянку. Значит, надо ловить новое такси, ехать в ГИБДД составить протокол, оформлять документы на вывоз машины со стоянки, выкупать машину. Раз-два-три так остановят, а потом человек подумает: „Что-то это накладно стало“ — и оформит документы», — считает наш собеседник.

В то же время Ольшанский отмечает, что законодательного запрета на работу агрегаторов такси не существует, поскольку по факту они оказывают информационную услугу, работают как диспетчерские службы. «Пока что закона, ограничивающего агрегаторы, нет. Кстати, я вам могу позвонить и сказать: „У меня знакомый таксует, вам машина не нужна?“ Что я тут нарушу? Передача информации — это из области другого закона», — говорит Ольшанский. Вся ответственность за состояние машины, соблюдение режима труда и отдыха, наличие всех необходимых документов лежат на самом водителе. Организовать контроль за таксистами можно либо путем создания таксопарков, как в советское время, либо законодательно обязать водителей устанавливать приборы, которые будут проверять, «когда таксист сел, когда спал, когда встал». Также отчасти решают задачу и «проверки на каждом шагу», считает эксперт. 

Вместе с тем Ольшанский говорит, что на законодательном уровне закручивать гайки в отношении таксистов у федеральной власти нет никакого желания. Он объясняет это тем, что в такси работает немало приезжих. «Это уже вопрос почти политический. Например, нужно ли принимать экзамен по русскому языку, нужен ли ценз оседлости, годятся ли только российские права и нужно ли пересдавать экзамены тем, кто получил права в другой стране? Вопросов здесь масса», — отмечает Ольшанский. Но в связи с непростой демографической ситуацией в РФ страна оказывается заинтересована в привлечении мигрантов, которые помогают повышать рождаемость, увеличивать количество граждан России. «А мигранты где работают? На стройках да в такси. Поэтому вопрос с таксистами непростой, он требует не только проверок, но и политической мудрости. В Госдуме не торопятся вносить изменения в законодательство о такси, изучают все точки зрения», — говорит представитель движения автомобилистов России.

Как рассказал нашему корреспонденту источник, знакомый с ситуацией, в ГИБДД неспроста взялись за водителей такси. «В этой отрасли бардак творится. У нас на рынке нет настоящих такси, есть только агрегаторы, которые в случае чего никакой ответственности за жизнь пассажира не несут. И привлечь их как юрлицо к ответственности невозможно. Нет никакого спроса с кол-центра, который принимает заказы и перераспределяет их на непонятных исполнителей. Эти заказы могут достаться кому угодно — лишенному прав водителю или нетрезвому таксисту. Атрибутика, которой их машины обклеены, также не означает никакой ответственности, это лишь привилегия для водителей при раздаче заказов. Для того, чтобы исправить ситуацию, надо добиться того, чтобы и агрегатор в случае инцидентов с водителями привлекался к ответственности, а не только таксопарк. Обратите внимание, как тщательно проверяют автобусников, но в такси же не меньше людей перевозят. Пока же это индустрия по зарабатыванию денег без затрат на безопасность и инфраструктуру».