Заявление Сергея Когогина о кардинальном решении проблем с оплатой «НЕФАЗов», поставленных Набережным Челнам, получило развитие — решать спор сторонам предстоит в Арбитражном суде. Власти автограда пока не комментируют иск КАМАЗа, видимо, по-прежнему не желая выносить спор в публичную плоскость. Между тем частные перевозчики Челнов уверены, что смогут закрыть потребности города и без «НЕФАЗов» МУПа.
КАМАЗ перешел от слов к делу и подал иск в Арбитражный суд РТ об отзыве у исполкома Набережных Челнов 190 автобусов, купленных в лизинг в 2015 году
«МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ»
КАМАЗ перешел от слов к делу и подал иск в Арбитражный суд РТ об отзыве у исполкома Набережных Челнов 190 автобусов, купленных в лизинг в 2015 году. Впервые гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил о возможности такого исхода спора с городскими властями в начале сентября на пресс-конференции в Москве. Тогда поводом стала публикация консолидированной финансовой отчетности КАМАЗа за первое полугодие: завод получил убыток в размере 3 млрд рублей, после чего и выяснилось, что свыше 700 млн рублей из этой суммы — долг Челнов перед заводом. «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток, — рубил в сентябре Когогин. Его заявление стало первым прецедентом общения завода с городом в таком тоне. — Это довольно существенный пробел в нашей финансовой дисциплине. Мы ведем переговоры с республикой и городом, чтобы они решили данную проблему. Скорее всего, закончится тем, что мы будем вынуждены изъять автобусы и продать их другим клиентам».
За два минувших месяца, по словам руководителя пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олега Афанасьева, сумма долга не уменьшилась. Тем не менее свежий иск на возврат автобусов КАМАЗ характеризует как вынужденный шаг.
«По лизингу уже больше года никаких выплат не было, но к иску нас обязывает российское законодательство, — сообщил Афанасьев корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Закон требует либо взыскивать платежи, либо изымать технику. Мы регулярно взыскиваем платежи, но средства по исполнительным производствам не поступают. Нам остается только изъятие. Соответственно, мы готовы пойти на мировое соглашение, но никаких предложений пока не получили. Мы всегда были против жестких мер и и всегда готовы к компромиссу».
Позиция КАМАЗа в этом смысле не изменилась с тех самых пор, как «Лизинговая компания КАМАЗ» впервые истребовала платежи через суд — это было в 2017 году, и долг на тот момент составлял 365 млн рублей. На протяжении двух лет аналогичные иски не прекращались. В начале 2018 года бюджет города выделил 435 млн рублей на покрытие текущих долгов, но после этого сумма стала копиться заново. Собственно, и та выплата, по данным «БИЗНЕС Online», стала возможной исключительно благодаря финансовой помощи республики. В настоящее время эксплуатирующий автобусы МУП «Электротранспорт» является ответчиком более чем по двум десяткам арбитражных исков и плательщиком более чем по 10 исполнительным производствам. Предварительное заседание по заявлению лизинговой компании назначено на 20 ноября.
«По лизингу уже больше года никаких выплат не было, но к иску нас обязывает российское законодательство, — сообщил Олег Афанасьев (слева). — Закон требует либо взыскивать платежи, либо изымать технику»
«ТЕ ПОЛОМКИ, КОТОРЫЕ НАМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ, САМИ ПО СЕБЕ ВЫЗЫВАЮТ ВОПРОСЫ»
Необходимо пояснить, что конфронтация между автогигантом и городом как учредителем МУПа, зиждется не только на финансовом аспекте. Муниципалитет Челнов сегодня отказался комментировать обстоятельства — нужно время на уточнение неких деталей, — однако давно известно, что у города исторически было и осталось много претензий к качеству поставленной КАМАЗом техники. Отчасти, видимо, этим и объясняется нежелание платить за нее — в течение всего периода эксплуатации бо́льшая часть газомоторного автопарка «Электротранспорта» простояла в ремонте. В среднем из 190 автобусов к выезду в город всегда готовы не более 90, порядка 100 тем временем поочередно и беспрерывно чинятся. Весной прошлого года, к примеру, этот вопрос ставил ребром на горсовете депутат Владимир Васев, говоря о ремонтных тратах МУПа, сопоставимых с покупкой новой техники. Масштабы тендеров «Электротранспорта» действительно впечатляли: в мае 2018, в частности, МУП разместил трехгодовой контракт стоимостью 404,2 млн рублей на сервисное обслуживание 192 «НЕФАЗов», причем порядка 212 млн приходилось на запчасти. Перевозчики оценивали ситуацию как «надои из бюджета», а Васев, в частности, пенял «Электротранспорту» за то, что МУП не имеет своей ремонтной базы, которая вышла бы много дешевле аутсорсинга.
Поясним, что первые два года КАМАЗ обслуживал автобусы бесплатно, по гарантии. По истечении срока тендер предсказуемо выиграла «Автозапчасть КАМАЗ», но с тех пор «Электротранспорт» не платит и за ремонт — расчеты с «дочкой» КАМАЗа стали вторым фронтом борьбы поставщика и МУПа. В этой части автогигант пока никаких кардинальных мер не предпринимал, за исключением формальных исков по долгам.
В среднем из 190 автобусов к выезду в город всегда готовы не более 90, порядка 100 тем временем поочередно и беспрерывно чинятся. Весной прошлого года, к примеру, этот вопрос ставил ребром на горсовете депутат Владимир Васев
К настоящему времени, по данным Афанасьева, за ремонт автобусов «Электротранспорт» задолжал группе еще свыше 170 млн рублей. «Эти автобусы каждый день выходят в рейсы и какую-то выручку собирают. Куда она уходит? Нам, как организации, ожидающей расчета, это не совсем понятно. Неужели вся выручка идет на зарплату, если нет оплаты ни лизинга, ни ремонта этих автобусов? Мы можем напомнить, что пару лет назад контрольно-счетная палата Набережных Челнов проводила проверку и выяснила, что от 45 до 80 процентов выручки не отражается в документации», — намекнул руководитель пресс-службы КАМАЗа.
Действительно, в 2017 году челнинская КСП провела выездную проверку: аудитор палаты сутки катался по маршруту №2 и зафиксировал фактическую дневную выручку автобуса. В присутствии контролера автобус собрал за смену денег на 86% больше плановой нормы, за вторую смену — на 42% больше. Между тем средний сбор с маршрута по отчетам не дотягивал до плана 28%. Отсюда и подозрения поставщика в финансовой беспомощности МУПа. Более того, на заводе не принимают и претензий города относительно качества.
В 2017 году челнинская КСП провела выездную проверку. В присутствии контролера автобус собрал за смену денег на 86% больше плановой нормы, за вторую смену — на 42% больше
«Ремонт автобусов осуществляет компания из структуры КАМАЗа, и мы прекрасно видим, в каком состоянии автобусы приходят на ремонт, — пояснил Афанасьев этот нюанс. — Те поломки, которые нам предъявляют, сами по себе вызывают вопросы. Понимаете, идентичные автобусы эксплуатируется в других городах России. Даже если не брать в расчет Нижнекамск или Казань, где работают наши газомоторные автобусы немного другой модификации, я могу назвать несколько городов, которые закупили идентичную челнинской технику. Ростов-на-Дону эксплуатирует 50 таких же автобусов, Новосибирск — 30. Екатеринбург — 110, это один из крупнейших муниципалитетов России, но и оттуда не поступает никаких нареканий к нашей технике. Несмотря на то, что в „Электротранспорте“ автобусы стоят под открытым небом, никаких боксов для нормального обслуживания у них нет, практика показывает, что те поломки, с которыми „НЕФАЗы“ поступают на ремонт, нехарактерны для этой техники». Грубо переводя, КАМАЗ подозревает покупателя в саботаже: у всех аналогичные автобусы работают и зарабатывают на лизинговые платежи, а у челнинского перевозчика — нет.
Из собственных источников «БИЗНЕС Online» известно, что проблема платежеспособности МУПа неоднократно рассматривалась и в казанском Кремле. От города ждали понятного плана действий по выводу автопарка если не на прибыль, то хотя бы на самостоятельные расчеты с поставщиками. Единственным результатом переговоров стала смена руководства МУПа два месяца назад — вместо Александра Гурьянова в кресло директора сел Радиф Мубаракшин. Последний стал уже третьим руководителем за время тяжб с КАМАЗом — покупались автобусы еще при Рашиде Шамсудинове.
Хотя КАМАЗ и не желает физически изъять автобусы у города, такую перспективу нельзя списывать со счетов — если компромисс не будет найден, как не находился он прежде, поставщику придется реализовать заявленные планы
«МЫ, ПЕРЕВОЗЧИКИ, РАССМОТРЕЛИ БЫ ВОПРОС ПРИОБРЕТЕНИЯ ЭТИХ АВТОБУСОВ»
Хотя КАМАЗ и не желает физически изъять автобусы у города, такую перспективу нельзя списывать со счетов — если компромисс не будет найден, как не находился он прежде, поставщику придется реализовать заявленные планы. Для КАМАЗа, по словам Афанасьева, не составит труда реализовать технику повторно. Хотя, отметим, автобусы поставлялись еще в 2014 году и назвать эти машины новыми сложно.
«У нас сейчас такое количество заказов на автобусы, что, как я уже неоднократно говорил, мы контрактуемся за переделами 2020 года, — напомнил спикер. — У нас не только огромный контракт с Москвой, но и с другими городами, мы физически не успеваем отработать все заказы. Муниципалитеты разные, потребности у всех свои, поэтому проблем с реализацией техники не будет. Спрос огромный. Естественно, мы проведем предпродажную подготовку. Но это нежелательная перспектива, я еще раз хочу подчеркнуть: мы не хотим оставить город без автобусов, однако наши акционеры и инвесторы не понимают, почему мы не исполняем свои обязанности по возврату долгов».
КАМАЗу не страшно, но что при таком раскладе будет с муниципальной автобусной сетью? На сегодняшний день челнинцев обслуживают только две транспортные компании: МУП «Электротранспорт» и частная компания «Пассажирские перевозки», объединившая былых перевозчиков в одно общество под руководством Николая Тятюшкина. Конкуренты МУПа не считают потерю муниципальных автобусов критичной для города, более того — при нежелательном для «Электротранспорта» исходе суда они даже готовы подумать над самостоятельным обслуживанием Челнов на тех же самых «НЕФАЗах».
«Мы, перевозчики, рассмотрели бы вопрос приобретения этих автобусов. Взяли бы для города, — заявил Тятюшкин. — Вот только какая цена будет у них?»
«Мы, перевозчики, рассмотрели бы вопрос приобретения этих автобусов. Взяли бы для города, — заявил Тятюшкин „БИЗНЕС Online“. — Вот только какая цена будет у них? На сегодня можно купить новый „НЕФАЗ“ по программе газомоторной техники за 5,6 миллиона, но сколько будут стоить четырехгодовалые машины — я не знаю. Что касается перспективы транспортного коллапса, то могу сказать, что не такую большую часть перевозок „Электротранспорт“ занимал в городе. Мы, например, только один маршрут потеряли после тендера, хотя общее число автобусов и у нас снизилось».
Любопытно также, как Тятюшкин оценивает разницу в аутсорсинговом и самостоятельном ремонте «НЕФАЗов» в шесть раз. «Наши взяли автобусы и сказали: „Обслуживать будете у КАМАЗа“. Извините, но, если у меня карданный вал полетел, замена его 120 тысяч, а когда своя ремзона есть, замена крестовины — всего 20 тысяч. А вообще, с нами, частниками, был бы короткий разговор: договор в одностороннем порядке расторгли и будьте добры — верните машины. И изъяли бы сразу».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.