В галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ откроется выставка «Золотые сны Ильдара Зарипова», посвященная 80-летию со дня рождения заслуженного художника России и лауреата премии им. Тукая В галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ откроется выставка «Золотые сны Ильдара Зарипова», посвященная 80-летию со дня рождения заслуженного художника России и лауреата премии им. Тукая Фото: Андрей Титов, архив «БИЗНЕС Online»

«Я ОТНОШУСЬ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО, БЕСПОКОИТ ТОЛЬКО СОХРАННОСТЬ КОЛЛЕКЦИИ ЗАРИПОВА»

Сегодня в национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ откроется выставка «Золотые сны Ильдара Зарипова», посвященная 80-летию со дня рождения заслуженного художника России и лауреата премии им. Тукая. Между тем его семья беспокоится о сохранении наследия именитого живописца, считая, что государство не уделяет этому достаточного внимания.

Еще в 2004 году в Казани на улице Гвардейской открылась галерея-студия им. Зарипова — помещение, которое находится в ведении НКЦ, его передал художнику в безвозмездное пользование первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, чтобы тот мог там работать и выставляться, рассказала «БИЗНЕС Online» внучка мастера Айгуль Зарипова: «Ему было важно, чтобы все работы хранились в одном месте, чтобы он мог к ним возвращаться и вдохновляться». В 2012-м Ильдар Зарипов скончался, и с приходом нового директора в галерее появилась новая активность — там стали экспонироваться произведения других художников, а также проводиться мастер-классы для детей с особенностями развития.

Еще в 2004 году в Казани на улице Гвардейской открылась галерея-студия Зарипова — помещение, которое находится в ведении НКЦ, вот только картин самого мастера сегодня там почти не встретить Еще в 2004 году в Казани на улице Гвардейской открылась галерея-студия им. Зарипова — помещение, которое находится в ведении НКЦ, вот только картин самого мастера сегодня там почти не встретить Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2014 году руководство галереи попросило убрать все работы Зарипова — по словам внучки, в ультимативной форме: «Это стало ударом по нашей семье, по бабушке. В то пространство вложено много сил и средств нашей семьи, оно являлось знаковым местом для нас. Ильдар Касимович был рад, что есть возможность выставлять его произведения в этом помещении. А нас в ультимативной форме попросили все убрать, никак не объяснив». Тем не менее галерея продолжала функционировать под именем мастера, формально больше не имея отношения ни к нему, ни к его семье. «Разрешения на дальнейшее использование имени художника у нас никто не спросил, на работу галереи мы никак не влияем, нас туда не приглашают. Мы могли бы поднять эту тему, но не хотелось бы, чтобы подобные споры возникали вокруг имени дедушки, ведь он всегда был открыт художникам, искусствоведам и ученикам. Я отношусь к работе с детьми положительно, беспокоит только сохранность его коллекции», — подчеркивает Зарипова.

В феврале «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что в галерею им. Зарипова на хранение начали перевозить музейные экспонаты из НКЦ, который окончательно было решено переформатировать под национальную библиотеку. Но, несмотря на то что часть помещений по-прежнему занята экспонатами музея 1000-летия Казани, галерея продолжает работу и открыта для посетителей в обычном режиме. До 26 ноября здесь проходит выставка «Мой родной край» к юбилею художника, правда, его работы там не представлены, но экспонируются произведения учеников и соратников мастера.

Несмотря на то, что часть помещений галереи Зарипова на Гвардейской по-прежнему занята экспонатами музея 1000-летия Казани, она продолжает работу и открыта для посетителей в обычном режиме Несмотря на то что часть помещений по-прежнему занята экспонатами музея 1000-летия Казани, галерея продолжает работу и открыта для посетителей в обычном режиме Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ГОТОВЫ РАССМОТРЕТЬ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ»

Коллекция народного художника России насчитывает 2 тыс. экспонатов, которые сейчас находятся на хранении в помещениях семьи Зариповых, где не предусмотрено создания экспозиции, а лишь содержание произведений. «Хранение такого большого массива затруднительно для нас, в том числе и в финансовом плане. Больно смотреть на то, что работы никак не экспонируются. В декабре прошлого года Рустам Нургалиевич Минниханов поручил проработать вопрос о создании музея художника, этим занимается министерство культуры», — отметила внучка мастера.

В прошлом году она представила президенту РТ концепцию создания культурного комплекса им. Зарипова, разработанную совместно с архитекторами. Такой центр, сформированный по кластерному типу, включал бы в себя как экспозицию картин художника, так и пространства для лекций и конференций. «В эту концепцию мы вложили наше видение функционирования и использования центра имени Зарипова и способ размещения и продвижения там коллекции мастера. Для создания музея мы предложили передать в дар республике часть коллекции. Концепцию мы создавали, грубо говоря, „на воздухе“, потому что у нас нет конкретного земельного участка, выделенного под эти цели, — объясняет наша собеседница. — Мы готовы рассмотреть разные варианты. Конечно, хотелось бы видеть комплекс на пути одного из туристических маршрутов, чтобы туда было удобно добраться туристам и горожанам».

В прошлом году внучка художника Айгуль Зарипова представила президенту РТ концепцию создания культурного комплекса имени Ильдара Зарипова, разработанную совместно с архитекторами В прошлом году внучка художника представила президенту РТ концепцию создания культурного комплекса им. Зарипова, разработанную совместно с архитекторами Фото предоставлено Айгуль Зариповой

Кроме разработки концепции культурного центра, семья Зариповых обратилась в мэрию города с запросом о присвоении имени художника улице или скверу. Тема сейчас находится на стадии обсуждения. Небольшая коллекция произведений мастера есть в собрании «Хазинэ», однако в работе с семейным архивом, по словам внучки, галерея не заинтересована. «Я не вижу в этом больших трудностей, потому что мы открыты и хотим, чтобы велась научная и выставочная работа, в том числе и с нашей коллекцией», — отмечает она. Также есть планы проведения выставок за пределами Татарстана, семья инициировала экспозицию в Русском музее, однако для ее организации не хватило средств на транспортировку коллекции.

«Творчество художника очень тесно связано с национальной идентичностью — это видно невооруженным глазом. Было бы намного более значимым сохранение его коллекции на той земле, которой он вдохновлялся и которая его питала», — считает Зарипова. По ее мысли, одну часть собрания передадут в дар республике, а другая будет выставляться, находясь в собственности семьи. «Об актуальности спорить не приходится — все-таки народный художник Российской Федерации, — размышляет она. — К тому же это единственный мастер из Татарстана, чьи работы представлены в Русском музее и Третьяковке».

«Его творчество очень тесно связано с национальной идентичностью — это видно невооруженным глазом. Было бы намного более значимым сохранение его коллекции на той земле, которой он вдохновлялся, и которая его питала» «Творчество художника очень тесно связано с национальной идентичностью — это видно невооруженным глазом. Было бы намного более значимым сохранение его коллекции на той земле, которой он вдохновлялся и которая его питала» Фото: Андрей Титов, архив «БИЗНЕС Online»

«МЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ БЫ ПРИОБРЕЛИ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА, НО И ЕГО РОДСТВЕННИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПАССИОНАРНЫМИ»

В управлении культуры столицы РТ, в чьем ведении и находится галерея им. Зарипова, нам сообщили, что в связи с юбилейным годом художника «в муниципальных учреждениях Казани проводятся культурно-образовательные и просветительские мероприятия, которые являются неотъемлемой частью сохранения и популяризации художественного образования в Республике Татарстан». Отметили здесь и выставки, приуроченные к круглой дате, которые проходят или же еще откроются в «Хазинэ» и ДК «Сайдаш». «Популяризация творчества и наследия Ильдара Касимовича проводится в форме лекций, бесед, книжных и художественных выставок, мастер-классов, музыкальных концертов, встреч с художниками – членами союза художников РТ. Традиционно проходят вечера памяти Зарипова, читаются лекции о его жизни и творчестве, проводятся мастер-классы членами союза художников РТ, цикл экскурсий по творчеству мастера», — говорится в официальном ответе городских властей. При этом информированные собеседники «БИЗНЕС Online» в госструктурах неофициально заявляют, что всерьез вопрос о создании музея им. Зарипова на уровне Казани или республики не поднимался и неактуален с учетом существования постоянно действующей галереи.

«Ильдар Зарипов — дитя оттепели, реформатор. Во времена, когда считалось, что искусство не может быть национальным по содержанию, Зарипов провозгласил новый тезис, что искусство может быть национальным и по содержанию, и по форме» «Зарипов — дитя оттепели, реформатор. Во времена, когда считалось, что искусство не может быть национальным по содержанию, художник провозгласил новый тезис о том, что оно может быть национальным и по содержанию, и по форме» Фото: Владимир Зотов

«В середине ноября мы готовимся концептуально выставить работы художника в ДК „Сайдаш“, — рассказала нашему корреспонденту известный искусствовед, один из создателей музея национальной культуры при НКЦ „Казань“, Розалина Шагеева. — Зарипов — дитя оттепели, реформатор. Тема дома развивалась в его творчестве абстрактно, как отражение Вселенной, и конкретно, приобретая национальный аспект. Работы мастера — апофеоз этнической культуры, они монументальны. Во времена, когда считалось, что искусство не может быть национальным по содержанию, художник провозгласил новый тезис о том, что оно может быть национальным и по содержанию, и по форме».

При этом она напоминает, что для музеев бывшего НКЦ «Казань» уже выделили здание магистрата по адресу Баумана, 3. «Это очень респектабельное место, где мы будем строить музей „Казань форум — Казань йорт“. Конечно, туда войдет и Зарипов. Мы с удовольствием бы приобрели наследие художника, но и его родственники должны быть пассионарными, чтобы творчество мастера было представлено во всей широте и во всем масштабе», — резюмирует Шагеева.

«В середине ноября мы готовимся концептуально выставить работы Зарипова в ДК „Сайдаш“, — рассказала известный искусствовед Розалина Шагеева «В середине ноября мы готовимся концептуально выставить работы Зарипова в ДК «Сайдаш», — рассказала известный искусствовед Розалина Шагеева Фото: © Елена Сунгатова, art16.ru

«ЗАРИПОВ — ЭТО УНИКАЛЬНАЯ ФИГУРА, ЛИЦО НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить влияние Зарипова на искусство Татарстана и России и целесообразность появления нового музейного пространства с его работами в Казани.

Ильнур Сиразиев — художник, председатель союза художников РТ:

— Ильдар Касимович — очень яркий, самобытный художник, у которого крайне выражен собственный колористический мозаичный язык. У него есть большие полотна, выполненные очень непростой техникой со сложными подходами и красочными слоями. Яркой чертой мастера была национальная тема, поэтому художники из разных уголков Российской Федерации сразу выделяют его работы, он запоминается. Татарстанские художники обладают характерными чертами, например, Николай Фешин — профессиональный рисовальщик, владеющий композицией, у него хлесткая живопись, своя, фешинская. У Зарипова тоже свой изобразительный язык, очень самобытный и яркий.

Галерея его имени обязательно должна быть, но другого плана, более обширная, с серьезными выставками. Сейчас произведения мастера выставлены в «Хазинэ», но неплохо было бы отдать 5–6 залов Харису Якупову и 5–6 — Ильдару Касимовичу. У него осталось хорошее наследие, которое республика могла бы закупить. Там просто шикарные произведения! А то, что происходит с наследием художника сейчас, не самый лучший вариант, конечно.

Дина Хисамова — заместитель директора по научному обеспечению и издательской  деятельности ГМИИ РТ:

— Зарипов — это уникальная фигура в изобразительном искусстве Татарстана и России. Его появление было закономерным — в конце 1960-х годов он окончил Суриковский институт и поступил в мастерскую Гелия Коржева для совершенствования. Это было время обновления художественного языка, оттепели, и годы творчества Ильдара Касимовича как раз пришлись на обновленческую, оттепельную пору. Работая в мастерской Коржева, который являлся знаменитым и мощным советским художником, Зарипов впитывает все тенденции, существовавшие в России в то время, особенно в Москве. В этот период в искусстве появилась деревенская тема — в литературе у Шукшина, Распутина, художников Попкова, Коржева, Стожарова.

Ильдар Касимович, очень чутко воспринимая современные ему тенденции, избирает для себя деревенскую тему, ведь он родился в казанской Ягодной слободе, где был вполне деревенский образ жизни. Деревня осталась для него корневой темой, которую он пронес через все свое творчество. В начале 1970-х годов художник отыскал свой индивидуальный язык, свою нишу — его всегда притягивала тема дома и сельских жителей. После этого он быстро выходит на всесоюзный уровень, о нем начинает писать столичная пресса. Если мы посмотрим журналы об искусстве начала 70-х, то во всех статьях, которые касаются развития отечественного изобразительного искусства, будет имя Зарипова. Таким образом, он оказался в первых рядах молодых художников. Его отличает яркий, плоскостный язык, теплая колористическая гамма — золотой, красный, все работы мастера одухотворены домашним и сельским началом. С одной стороны, творец остается в узких рамках избранной темы, а с другой — создает массу вариаций, десятки произведений, которые наполняются различными атрибутами.

В ГМИИ РТ хранится обширная коллекция Зарипова, которая насчитывает около 70 произведений. Его работы есть в Третьяковской галерее, Русском музее и десятках музеев России — и Сочи, и Таганрог, и Тамбов, и Красноярск, в бывших союзных республиках: Киеве, Узбекистане, Казахстане. Это единственный художник в изобразительном искусстве Татарстана, который вырвался в молодом возрасте на всесоюзную арену и обладал яркой индивидуальностью. При жизни Ильдара Касимовича была открыта галерея, в которой находилась прекрасная его экспозиция, принадлежащая НКЦ «Казань». Место, возможно, не очень удачное, хотя и расположенное на транспортном узле. Наверное, есть целесообразность на основе семейного наследия создать галерею. Зарипов — это уникальная фигура, лицо национального искусства нашей республики наравне с Баки Урманче. Со стен «Хазинэ» практически не сходят картины первого, и в новой выставке мы покажем роскошные работы из нашего собрания.