Одна за другой приходят новости о громких проектах Татарстана в Узбекистане, где на этой неделе гостит делегация республики во главе с Рустамом Миннихановым. Самая крупная сделка — «Татнефть» покупает контроль над узбекским производителем шин под брендом Bars, в планах — СП по разработке нефтяных месторождений. О результатах поездки — в материале «БИЗНЕС Online».
Двухдневная программа визита в Узбекистан делегации Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым была насыщена и даже перенасыщена различными программами
УЗБЕКСКИЙ ВОЯЖ
Все начало этой рабочей недели президент Татарстана Рустам Минниханов провел под мягким солнцем Узбекистана, куда в понедельник отправилась обширная деловая делегация из республики. Эта деловая поездка готовилась давно — по крайней мере, почву для делового визита начали зондировать буквально с начала года.
В феврале Минниханов принимал у себя первого заместителя премьер-министра — министра транспорта Узбекистана Ачилбая Раматова, который привозил в Казань представительную делегацию. До этого в последний раз Узбекистан президент РТ посещал два года назад, когда встречался с президентом и премьер-министром соседа из Средней Азии. Потом был еще совместный узбекско-российский межрегиональный форум в Ташкенте, очередное соглашение о сотрудничестве, а затем затишье. И вот стороны активизировались снова в конце лета, в августе, встретившись, по всей видимости, на Каспийском экономическом форуме в Туркменбаши. Через пару дней после этого форума в Казань уже спешил директор завода резинотехнических изделий из Узбекистана Гуломжон Ибрагимов, с которым Минниханов вместе с ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“» обсудил вопросы сотрудничества по шинному производству. К слову, с узбекским инженером, хакимом Ташкентской области Ибрагимовым у руководства РТ давние дружеские отношения — он не раз до этого прилетал в Казань и не упускал возможность встретиться с Миннихановым, например на полях ПМЭФ. Вопросы, обсуждаемые в августе, оформились в совместные решения организовать шинное производство на территории свободной экономической зоны «Ангрен» уже в октябре, когда Ибрагимов снова прилетал в Казань. И вот через месяц Минниханов вместе с татарстанскими промышленниками, в числе которых был и глава «Татнефти» Наиль Маганов, отправился с ответным визитом в Узбекистан. «Это уже третий визит туда нашей делегации. Функционируют рабочие группы давно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — И ничего неожиданного в этом визите нет. Осуществляется планомерная мощная работа. Все идет своим чередом».
Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что после прихода к власти нового президента Шафката Мирзиеева после смерти Ислама Каримова в 2016 году контакты России с Узбекистаном резко усилились. «Мне кажется, что в сравнении с предшественником, президентом Каримовым, президент Мирзиеев гораздо более отрыт к отношениям с Россией, с регионами РФ, и в том числе с Татарстаном. Каримов, как человек, который унаследовал советскую власть, был очень подозрителен в отношении любых форм интеграции, за которыми видел призрак СССР. Мне кажется, у Мирзиеева этого фантома в голове нет», — считает Затулин. Эксперт отмечает, что новый глава страны охотно идет на сотрудничество, что уже привело к резкому росту товарооборота и инвестиций в отношениях между Россией и Узбекистаном.
«Надо отметить, что между государствами Средней Азии наряду с сотрудничеством есть серьезная конкуренция, в том числе за роль главенствующей страны в регионе. Традиционно соперничают между собой за влияние в странах Средней Азии Казахстан и Узбекистан. При Каримове многое было завязано на его личностных взаимоотношениях, на его ревности к соседу — Назарбаеву. Каждый из них пытался доказать, что он в этом регионе самый важный и главный. Не могу сказать, что такое сейчас полностью отсутствует, но я замечаю, что стало гораздо меньше амбиций ради амбиций», — говорит Затулин.
Узбекистан, в отличие от соседей, не столь богат природными ресурсами, поэтому, чтобы развиваться, ему нужно быстрее оборачиваться, развивать промышленность, заниматься диверсификацией торговых связей. «Это вполне естественно для Татарстана — развивать партнерство с родственными странами Центральной Азии, проще устанавливаются контакты», — считает Затулин.
Он отмечает, что и в Татарстане, и в Узбекистане существенную долю в экономике занимает промышленность — переработка нефтепродуктов и сопутствующее производство. Еще с советских времен и Татарстан, и Узбекистан были своего рода «сборочными» для транспортной отрасли (в Узбекистане находились сборочные авиазаводы, в РТ — автомобильные гиганты), так что развитие взаимоотношений Республики Татарстан и Узбекистана он считает вполне логичным шагом.
Одним из основных пунктов программы визита стало открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ»
Двухдневная программа визита была насыщена и даже перенасыщена различными программами — от ставшей традиционной встречи с местными татарами до делового форума «Татарстан — Узбекистан» и встреч на высоком уровне с Мирзиеевым и премьером Абдуллой Ариповым.
Гвоздем программы стало открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» на базе местного ООО «УзАвто Трэйлер». Для челнинского автогиганта построили отдельный корпус на 7,4 тыс. кв. м, в том числе и склад комплектующих на 3,5 тыс. кв. метров. В этом же корпусе разместили участок сборки и установки газобаллонного оборудования на шасси «КАМАЗа». Проектная мощность нового производства — сборка до 3 тыс. машин в год. Как сообщил на открытии Минниханов, в прошлом году объем торгового оборота Татарстана и Узбекистана вырос на 57% и составил $146 миллионов. Вместе с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и гендиректором «УзАвто Трэйлер» Алишером Ходжибаевым они перерезали красные ленточки. А после этого президент РТ быстро улетел в Ташкент.
Минниханов посетил корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где дал небольшое интервью
«ТАТНЕФТЬ» В УЗБЕКСКОМ ШИННОМ БИЗНЕСЕ
Там татарстанскую делегацию ждала вторая часть программы. Сначала посетили местный завод сельскохозяйственной техники, потом корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где Минниханов дал ТНВ небольшое интервью, а после уже отправились на деловой форум «Татарстан — Узбекистан», где произошло подписание соглашений.
Первым из них стало соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий, после которого сегодня утром «Татнефть» официально объявила о сделке — покупке доли в узбекском шинном бизнесе у ООО «Биринчи резинотехника заводи» (БРЗ переводится как «Первый резинотехнический завод»). Стороны создают совместное предприятие на базе БРЗ в следующих долях: ПАО «Татнефть» — 51%, АО «Узкимёсаноат» — 49%.
«СП будет владеть заводом», — пояснил журналистам на форуме Маганов (цитата по изданию «Газета.uz»). Гендиректор «Татнефти» добавил, что узбекская сторона участвует в СП активами, а российская компания — деньгами. «Объем финансирования предварительно оценивается минимум в полмиллиарда долларов», — сказал Маганов. Председатель «Узкимёсаноат» Одил Темиров заметил, что до конца года с участием «Татнефти» планируется подготовить технико-экономическое обоснование проекта по расширению мощностей и номенклатуры продукции.
Сам завод БРЗ создан в 2014 году, а производство запущено относительно недавно — в июле 2018-го, так что «Татнефть» заходит на уже готовое новенькое предприятие. Завод расположен в узбекском городе Агрен на территории 30 га в свободной индустриальной зоне «Ангрен» и рассчитан на 1,2 тыс. рабочих мест. Лицензиаром производства выступил один из мировых лидеров — китайская Linglong TireCo Ltd., оборудование поставили VMI, Fischer, Kobelco, Comerio, в том числе линию контроля качества — немецкая компания Siemens. Предприятие имеет мощности по выпуску 3 млн автомобильных шин, 200 тыс. сельскохозяйственных шин и 100 тыс. погонных м конвейерной ленты (30 видов резинотканевых и резинотросовых лент). У БРЗ есть склад готовой продукции, рассчитанный на 120 тыс. шин и 10 тыс. м ленты. Автомобильные и сельскохозяйственные шины выпускаются под брендом Bars. В этом году планируется выпустить продукции на 489,6 млрд местных сумов — это около 3,3 млрд российских рублей.
Было подписано соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий. Сегодня «Татнефть» официально объявила о покупке доли в узбекском шинном бизнесе
ПЛЮС ТОЛЬЯТТИНСКИЙ КАУЧУК, ПЛЮС УЗБЕКСКИЕ ШИНЫ
К слову, «Татнефть» имела отношение к узбекскому заводу уже с момента его запуска: с июля 2018 года в качестве менеджера по производству в Агрен был приглашен Александр Махотин, бывший исполнительный директор НТЦ «Кама» при «Нижнекамскшине», шинник с 39-летним опытом. О намерениях «Татнефти» зайти в капитал БРЗ местные СМИ сообщали еще в апреле. Сотрудников узбекского завода отправили обучаться на предприятия «Татнефти».
Ожидается, что сделка будет завершена в течение нескольких последующих месяцев. Ее стоимость не раскрывается. Для продажи доли, как сказано на официальном сайте БРЗ, предприятие уже заказало инвестиционного консультанта: ООО будет преобразовано в акционерное общество, а кроме того, выпустят дополнительные акции в размере 51% от уставного капитала общества. Акции должны быть оценены по рыночной стоимости, а деньги от их продажи инвестору направят на реализацию инвестиционных проектов общества, а также погашение привлеченных кредитов. Оценить их навскидку трудно: финпоказатели завода не раскрываются, а в российских базах данных его нет.
БРЗ будет интегрирован в шинный бизнес «Татнефти». «Подписанное соглашение создает для компании „Татнефть“ уникальные возможности по диверсификации и расширению производства и сбыта шинной продукции „Татнефти“ на перспективных с точки зрения емкости и темпов годового роста рынках Средней Азии и Ближнего Востока», — сообщает компания. Сейчас, напомним, шинные активы «Татнефти» объединены под брендом KAMA TYRES, ими управляет ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“». В бизнес-направление входят ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», АО «Нижнекамский механический завод», АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль), ООО «Энергошинсервис», ООО «Научно-технический центр „Кама“», ООО «Торговый дом „Кама“».
«Поскольку завод новый и сейчас постепенно занимает свою долю рынка Узбекистана, перед компанией прежде всего стоит задача по выводу предприятия на проектную мощность. В целом же доля этого бизнеса в группе „Татнефть“ незначительна», — уточнили нам в пресс-службе «Татнефти».
Как пояснил «БИЗНЕС Online» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, продвижение на новые рынки практически всегда выгодно для производителя, особенно если компания получает на них преимущество. «Рынки Средней Азии и Ближнего Востока менее строго подходят к вопросам качества, и благодаря своему опыту и хорошему качеству продукции и доступной цене „Татнефть“ может получить преимущество. Кроме того, „Татнефть“ будет поставлять сырье для совместного предприятия, что можно рассматривать как еще один новый рынок сбыта», — отметил Калачев. По его словам, благодаря покупке контрольного пакета новое предприятие будет интегрировано в шинный бизнес «Татнефти» и увеличит его более чем на четверть. ООО «БРЗ» производит около 3 млн автомобильных шин в год. Для сравнения: в РФ выпускается в год порядка 67,5 млн шин, в том числе около 47,5 млн шин для легковых автомобилей. На входящее в группу «Татнефть» ПАО «Нижнекамскшина» в прошлом году пришлось 16,7% общего выпуска шин в РФ (11,3 млн штук).
К слову, это уже вторая крупная сделка «Татнефти» в 2019 году, направленная на развитие шинного бизнеса. Недавно компания закрыла сделку по покупке каучукового производства в Тольятти у СИБУРа — ООО «Тольяттикаучук». Таким образом, «Татнефть» обеспечит своих шинников сырьем, избежав ценовых проблем с нынешним основным поставщиком — компанией ТАИФ. Согласно стратегии «Татнефти» до 2030 года, инвестиции в шинный бизнес должны составить 37,5 млрд рублей. Компания хочет увеличить свою долю на шинном рынке в РФ на три процентных пункта (к уровню 2017 года) — до 22%, увеличив продажи на 39% — до 18,1 млн штук ежегодно. Компания рассматривает и других зарубежных партнеров в сфере шинного бизнеса, например предприятия из Саудовской Аравии. По крайней мере, об этом на альметьевском нефтяном форуме журналистам говорил Маганов: «Это связано с шинным блоком — сырья для шин, производства шин. На сегодня это некие идеи, мысли, обмен мнениями…»
«Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания СП по добыче нефти и достигли договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте
узбекская нефть и заправки
Еще одна нефтяная новость из Узбекистана: АО «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания совместного предприятия по добыче нефти в Ферганской долине. Как сообщила пресс-служба узбекской компании, руководство «Узбекнефтегаза» на встрече в Ташкенте с Магановым обсудило совместные проекты. «Согласованы основные условия создания СП по увеличению добычи нефти на месторождениях АО „Андижаннефть“. Достигнута договоренность по ускорению подготовки учредительных документов и регистрации», — говорится в пресс-релизе.
Речь идет о трех месторождениях, разрабатываемых «Андижаннефтью», — Андижан, Палванташ и Западный Палванташ. стороны также договорились ускорить рассмотрение материалов и принятие решения по проведению геологоразведочных работ на Приташкентском инвестиционном блоке. А кроме того, есть договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте.
«Татнефти» с узбекскими партнерами есть где разгуляться. На территории Узбекистана находится 194 месторождения углеводородного сырья, из них газовых и конденсатных — 98, нефтегазовых, нефтяных и нефтегазоконденсатных — 96. Геологические запасы нефти оцениваются в 5 млрд т, а доказанные запасы нефти — в 530 млн тонн.
«Достигнутый уровень товарооборота в 145 миллионов долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил Шавкат Мирзиеев
«ПОЕЗДКА ПРИДАЛА ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ИМПУЛЬС НАШЕМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ»
После того как «Татнефть» в рамках узбекско-татарстанского бизнес-форума заключила соглашение о сотрудничестве с местными производителями шин, Минниханов отправился на встречу с Ариповым. В официальных новостях с этой встречи коротко сказано, что стороны обсудили дальнейшие вопросы по расширению сотрудничества. В частности, по информации «БИЗНЕС Online», поднимались вопросы по ряду совместных татарстано-узбекистанских экономических проектов, по которым пока есть загвоздки.
Так, татарстанская «Эйдос-Медицина» сейчас активно занимается модернизацией системы здравоохранения Узбекистана, разумеется, только со стороны своего прямого профиля работы. Например, создается симуляционный центр при Ташкентском педиатрическом медицинском институте, для которого уже готово отдельное здание, а также центр образовательных технологий при ташкентской медакадемии. У Казанского ГипроНИИавиапрома есть вопросы по проектированию инновационного города Нурафшон и проекту «Химграда» по созданию индустриального парка в Ташкентской области, реализация которого движется не такими быстрыми темпами, как этого хотелось бы. Также поднимались вопросы развития автозаправок «Татнефти», которая планирует запускать целую сеть АЗС в Ташкентской области. По словам Агеева, «Татнефть» уже открыла там четыре АЗС и еще 20 — в планах. Кратко поговорили об открытии филиала КФУ в Ташкенте. О таких планах ранее «БИЗНЕС Online» рассказывал ректор КФУ Ильшат Гафуров. По его словам, вопрос в практической плоскости, вузу готовы предоставить обустроенное здание и помещения. Предметные направления могут быть тесно связаны с интересами КАМАЗа и «Татнефти». Зашла речь даже о том, чтобы переименовать одну из улиц Ташкента в честь Габдуллы Тукая. Ну а что? В Казани же есть улица в честь Алишера Навои.
Эти вопросы обсуждались и на встрече Минниханова уже с президентом Узбекистана. «Ежегодный рост взаимного товарооборота — это, конечно, хорошо, но достигнутый уровень в 145 миллионов долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Республика Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил Мирзиеев. Как сказано в официальной хронике, глава Узбекистана призвал создать рабочие группы по каждому из достигнутых с Татарстаном соглашений и регулярно отчитываться об их исполнении. «Вчера была прекрасная встреча двух президентов — Татарстана и Узбекистана. Все вопросы решены. Дорожная карта отработана. Протокол готовится. Поэтому там все даже слишком в шоколаде!» — поделился с нами Агеев.
«Эта поездка придала очень важный импульс нашему сотрудничеству. У нас хорошие темпы роста взаимного товарооборота. Но не стоит останавливаться на достигнутом», — цитирует Минниханова его пресс-служба. В конце встречи он пригласил президента Узбекистана посетить Татарстан во время его очередного визита в Россию. Не исключено, что это произойдет в год празднования 100-летнего юбилея ТАССР.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.