Двухдневная программа визита делегации Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым была насыщена и даже перенасыщена различными программами Двухдневная программа визита в Узбекистан делегации Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым была насыщена и даже перенасыщена различными программами Фото: president.tatar.ru

УЗБЕКСКИЙ ВОЯЖ

Все начало этой рабочей недели президент Татарстана Рустам Минниханов провел под мягким солнцем Узбекистана, куда в понедельник отправилась обширная деловая делегация из республики. Эта деловая поездка готовилась давно — по крайней мере, почву для делового визита начали зондировать буквально с начала года.

В феврале Минниханов принимал у себя первого заместителя премьер-министра — министра транспорта Узбекистана Ачилбая Раматова, который привозил в Казань представительную делегацию. До этого в последний раз Узбекистан президент РТ посещал два года назад, когда встречался с президентом и премьер-министром соседа из Средней Азии. Потом был еще совместный узбекско-российский межрегиональный форум в Ташкенте, очередное соглашение о сотрудничестве, а затем затишье. И вот стороны активизировались снова в конце лета, в августе, встретившись, по всей видимости, на Каспийском экономическом форуме в Туркменбаши. Через пару дней после этого форума в Казань уже спешил директор завода резинотехнических изделий из Узбекистана Гуломжон Ибрагимов, с которым Минниханов вместе с ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“» обсудил вопросы сотрудничества по шинному производству. К слову, с узбекским инженером, хакимом Ташкентской области Ибрагимовым у руководства РТ давние дружеские отношения — он не раз до этого прилетал в Казань и не упускал возможность встретиться с Миннихановым, например на полях ПМЭФ. Вопросы, обсуждаемые в августе, оформились в совместные решения организовать шинное производство на территории свободной экономической зоны «Ангрен» уже в октябре, когда Ибрагимов снова прилетал в Казань. И вот через месяц Минниханов вместе с татарстанскими промышленниками, в числе которых был и глава «Татнефти» Наиль Маганов, отправился с ответным визитом в Узбекистан. «Это уже третий визит туда нашей делегации. Функционируют рабочие группы давно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — И ничего неожиданного в этом визите нет. Осуществляется планомерная мощная работа. Все идет своим чередом».


Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что после прихода к власти нового президента Шафката Мирзиеева после смерти Ислама Каримова в 2016 году контакты России с Узбекистаном резко усилились. «Мне кажется, что в сравнении с предшественником, президентом Каримовым, президент Мирзиеев гораздо более отрыт к отношениям с Россией, с регионами РФ, и в том числе с Татарстаном. Каримов, как человек, который унаследовал советскую власть, был очень подозрителен в отношении любых форм интеграции, за которыми видел призрак СССР. Мне кажется, у Мирзиеева этого фантома в голове нет», — считает Затулин. Эксперт отмечает, что новый глава страны охотно идет на сотрудничество, что уже привело к резкому росту товарооборота и инвестиций в отношениях между Россией и Узбекистаном.

«Надо отметить, что между государствами Средней Азии наряду с сотрудничеством есть серьезная конкуренция, в том числе за роль главенствующей страны в регионе. Традиционно соперничают между собой за влияние в странах Средней Азии Казахстан и Узбекистан. При Каримове многое было завязано на его личностных взаимоотношениях, на его ревности к соседу — Назарбаеву. Каждый из них пытался доказать, что он в этом регионе самый важный и главный. Не могу сказать, что такое сейчас полностью отсутствует, но я замечаю, что стало гораздо меньше амбиций ради амбиций», — говорит Затулин.

Узбекистан, в отличие от соседей, не столь богат природными ресурсами, поэтому, чтобы развиваться, ему нужно быстрее оборачиваться, развивать промышленность, заниматься диверсификацией торговых связей. «Это вполне естественно для Татарстана — развивать партнерство с родственными странами Центральной Азии, проще устанавливаются контакты», — считает Затулин. 

Он отмечает, что и в Татарстане, и в Узбекистане существенную долю в экономике занимает промышленность — переработка нефтепродуктов и сопутствующее производство. Еще с советских времен и Татарстан, и Узбекистан были своего рода «сборочными» для транспортной отрасли (в Узбекистане находились сборочные авиазаводы, в РТ — автомобильные гиганты), так что развитие взаимоотношений Республики Татарстан и Узбекистана он считает вполне логичным шагом.

Одним из основных пунктов программы визита стало, конечно же, открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» Одним из основных пунктов программы визита стало открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» Фото: president.tatar.ru

Двухдневная программа визита была насыщена и даже перенасыщена различными программами — от ставшей традиционной встречи с местными татарами до делового форума «Татарстан — Узбекистан» и встреч на высоком уровне с Мирзиеевым и премьером Абдуллой Ариповым.

Гвоздем программы стало открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» на базе местного ООО «УзАвто Трэйлер». Для челнинского автогиганта построили отдельный корпус на 7,4 тыс. кв. м, в том числе и склад комплектующих на 3,5 тыс. кв. метров. В этом же корпусе разместили участок сборки и установки газобаллонного оборудования на шасси «КАМАЗа». Проектная мощность нового производства — сборка до 3 тыс. машин в год. Как сообщил на открытии Минниханов, в прошлом году объем торгового оборота Татарстана и Узбекистана вырос на 57% и составил $146 миллионов. Вместе с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и гендиректором «УзАвто Трэйлер» Алишером Ходжибаевым они перерезали красные ленточки. А после этого президент РТ быстро улетел в Ташкент.

Минниханов посетил корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где дал небольшое интервью Минниханов посетил корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где дал небольшое интервью Фото: president.tatar.ru

«ТАТНЕФТЬ» В УЗБЕКСКОМ ШИННОМ БИЗНЕСЕ

Там татарстанскую делегацию ждала вторая часть программы. Сначала посетили местный завод сельскохозяйственной техники, потом корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где Минниханов дал ТНВ небольшое интервью, а после уже отправились на деловой форум «Татарстан — Узбекистан», где произошло подписание соглашений.

Первым из них стало соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий, после которого сегодня утром «Татнефть» официально объявила о сделке — покупке доли в узбекском шинном бизнесе у ООО «Биринчи резинотехника заводи» (БРЗ переводится как «Первый резинотехнический завод»). Стороны создают совместное предприятие на базе БРЗ в следующих долях: ПАО «Татнефть» — 51%, АО «Узкимёсаноат» — 49%.


«СП будет владеть заводом», — пояснил журналистам на форуме Маганов (цитата по изданию «Газета.uz»). Гендиректор «Татнефти» добавил, что узбекская сторона участвует в СП активами, а российская компания — деньгами. «Объем финансирования предварительно оценивается минимум в полмиллиарда долларов», — сказал Маганов. Председатель «Узкимёсаноат» Одил Темиров заметил, что до конца года с участием «Татнефти» планируется подготовить технико-экономическое обоснование проекта по расширению мощностей и номенклатуры продукции.

Сам завод БРЗ создан в 2014 году, а производство запущено относительно недавно — в июле 2018-го, так что «Татнефть» заходит на уже готовое новенькое предприятие. Завод расположен в узбекском городе Агрен на территории 30 га в свободной индустриальной зоне «Ангрен» и рассчитан на 1,2 тыс. рабочих мест. Лицензиаром производства выступил один из мировых лидеров — китайская Linglong TireCo Ltd., оборудование поставили VMI, Fischer, Kobelco, Comerio, в том числе линию контроля качества — немецкая компания Siemens. Предприятие имеет мощности по выпуску 3 млн автомобильных шин, 200 тыс. сельскохозяйственных шин и 100 тыс. погонных м конвейерной ленты (30 видов резинотканевых и резинотросовых лент). У БРЗ есть склад готовой продукции, рассчитанный на 120 тыс. шин и 10 тыс. м ленты. Автомобильные и сельскохозяйственные шины выпускаются под брендом Bars. В этом году планируется выпустить продукции на 489,6 млрд местных сумов — это около 3,3 млрд российских рублей.

На деловом форуме «Татарстан — Узбекистан» было подписано соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий. Сегодня «Татнефть» официально объявила о покупке доли в узбекском шинном бизнесе Было подписано соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий. Сегодня «Татнефть» официально объявила о покупке доли в узбекском шинном бизнесе Фото: president.tatar.ru

ПЛЮС ТОЛЬЯТТИНСКИЙ КАУЧУК, ПЛЮС УЗБЕКСКИЕ ШИНЫ

К слову, «Татнефть» имела отношение к узбекскому заводу уже с момента его запуска: с июля 2018 года в качестве менеджера по производству в Агрен был приглашен Александр Махотин, бывший исполнительный директор НТЦ «Кама» при «Нижнекамскшине», шинник с 39-летним опытом. О намерениях «Татнефти» зайти в капитал БРЗ  местные СМИ сообщали еще в апреле. Сотрудников узбекского завода отправили обучаться на предприятия «Татнефти».

Ожидается, что сделка будет завершена в течение нескольких последующих месяцев. Ее стоимость не раскрывается. Для продажи доли, как сказано на официальном сайте БРЗ, предприятие уже заказало инвестиционного консультанта: ООО будет преобразовано в акционерное общество, а кроме того, выпустят дополнительные акции в размере 51% от уставного капитала общества. Акции должны быть оценены по рыночной стоимости, а деньги от их продажи инвестору направят на реализацию инвестиционных проектов общества, а также погашение привлеченных кредитов. Оценить их навскидку трудно: финпоказатели завода не раскрываются, а в российских базах данных его нет.

БРЗ будет интегрирован в шинный бизнес «Татнефти». «Подписанное соглашение создает для компании „Татнефть“ уникальные возможности по диверсификации и расширению производства и сбыта шинной продукции „Татнефти“ на перспективных с точки зрения емкости и темпов годового роста рынках Средней Азии и Ближнего Востока», — сообщает компания. Сейчас, напомним, шинные активы «Татнефти» объединены под брендом KAMA TYRES, ими управляет ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“». В бизнес-направление входят ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», АО «Нижнекамский механический завод», АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль), ООО «Энергошинсервис», ООО «Научно-технический центр „Кама“», ООО «Торговый дом „Кама“».

«Поскольку завод новый и сейчас постепенно занимает свою долю рынка Узбекистана, перед компанией прежде всего стоит задача по выводу предприятия на проектную мощность. В целом же доля этого бизнеса в группе „Татнефть“ незначительна», — уточнили нам в пресс-службе «Татнефти».

Как пояснил «БИЗНЕС Online» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, продвижение на новые рынки практически всегда выгодно для производителя, особенно если компания получает на них преимущество. «Рынки Средней Азии и Ближнего Востока менее строго подходят к вопросам качества, и благодаря своему опыту и хорошему качеству продукции и доступной цене „Татнефть“ может получить преимущество. Кроме того, „Татнефть“ будет поставлять сырье для совместного предприятия, что можно рассматривать как еще один новый рынок сбыта», — отметил Калачев. По его словам, благодаря покупке контрольного пакета новое предприятие будет интегрировано в шинный бизнес «Татнефти» и увеличит его более чем на четверть. ООО «БРЗ» производит около 3 млн автомобильных шин в год. Для сравнения: в РФ выпускается в год порядка 67,5 млн шин, в том числе около 47,5 млн шин для легковых автомобилей. На входящее в группу «Татнефть» ПАО «Нижнекамскшина» в прошлом году пришлось 16,7% общего выпуска шин в РФ (11,3 млн штук).

К слову, это уже вторая крупная сделка «Татнефти» в 2019 году, направленная на развитие шинного бизнеса. Недавно компания закрыла сделку по покупке каучукового производства в Тольятти у СИБУРа — ООО «Тольяттикаучук». Таким образом, «Татнефть» обеспечит своих шинников сырьем, избежав ценовых проблем с нынешним основным поставщиком — компанией ТАИФ. Согласно стратегии «Татнефти» до 2030 года, инвестиции в шинный бизнес должны составить 37,5 млрд рублей. Компания хочет увеличить свою долю на шинном рынке в РФ на три процентных пункта (к уровню 2017 года) — до 22%, увеличив продажи на 39% — до 18,1 млн штук ежегодно. Компания рассматривает и других зарубежных партнеров в сфере шинного бизнеса, например предприятия из Саудовской Аравии. По крайней мере, об этом на альметьевском нефтяном форуме журналистам говорил Маганов: «Это связано с шинным блоком — сырья для шин, производства шин. На сегодня это некие идеи, мысли, обмен мнениями…»

АО «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания СП по добыче нефти в Ферганской долине и достигли договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания СП по добыче нефти и достигли договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте Фото: president.tatar.ru

узбекская нефть и заправки

Еще одна нефтяная новость из Узбекистана: АО «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания совместного предприятия по добыче нефти в Ферганской долине. Как сообщила пресс-служба узбекской компании, руководство «Узбекнефтегаза» на встрече в Ташкенте с Магановым обсудило совместные проекты. «Согласованы основные условия создания СП по увеличению добычи нефти на месторождениях АО „Андижаннефть“. Достигнута договоренность по ускорению подготовки учредительных документов и регистрации», — говорится в пресс-релизе. 

Речь идет о трех месторождениях, разрабатываемых «Андижаннефтью», — Андижан, Палванташ и Западный Палванташ. стороны также договорились ускорить рассмотрение материалов и принятие решения по проведению геологоразведочных работ на Приташкентском инвестиционном блоке. А кроме того, есть договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте.

«Татнефти» с узбекскими партнерами есть где разгуляться. На территории Узбекистана находится 194 месторождения углеводородного сырья, из них газовых и конденсатных — 98, нефтегазовых, нефтяных и нефтегазоконденсатных — 96. Геологические запасы нефти оцениваются в 5 млрд т, а доказанные запасы нефти — в 530 млн тонн. 

«Достигнутый уровень товарооборота в 145 млн. долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Республика Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев «Достигнутый уровень товарооборота в 145 миллионов долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил Шавкат Мирзиеев Фото: president.tatar.ru

«ПОЕЗДКА ПРИДАЛА ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ИМПУЛЬС НАШЕМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ»

После того как «Татнефть» в рамках узбекско-татарстанского бизнес-форума заключила соглашение о сотрудничестве с местными производителями шин, Минниханов отправился на встречу с Ариповым. В официальных новостях с этой встречи коротко сказано, что стороны обсудили дальнейшие вопросы по расширению сотрудничества. В частности, по информации «БИЗНЕС Online», поднимались вопросы по ряду совместных татарстано-узбекистанских экономических проектов, по которым пока есть загвоздки.

Так, татарстанская «Эйдос-Медицина» сейчас активно занимается модернизацией системы здравоохранения Узбекистана, разумеется, только со стороны своего прямого профиля работы. Например, создается симуляционный центр при Ташкентском педиатрическом медицинском институте, для которого уже готово отдельное здание, а также центр образовательных технологий при ташкентской медакадемии. У Казанского ГипроНИИавиапрома есть вопросы по проектированию инновационного города Нурафшон и проекту «Химграда» по созданию индустриального парка в Ташкентской области, реализация которого движется не такими быстрыми темпами, как этого хотелось бы. Также поднимались вопросы развития автозаправок «Татнефти», которая планирует запускать целую сеть АЗС в Ташкентской области. По словам Агеева, «Татнефть» уже открыла там четыре АЗС и еще 20 — в планах. Кратко поговорили об открытии филиала КФУ в Ташкенте. О таких планах ранее «БИЗНЕС Online» рассказывал ректор КФУ Ильшат Гафуров. По его словам, вопрос в практической плоскости, вузу готовы предоставить обустроенное здание и помещения. Предметные направления могут быть тесно связаны с интересами КАМАЗа и «Татнефти». Зашла речь даже о том, чтобы переименовать одну из улиц Ташкента в честь Габдуллы Тукая. Ну а что? В Казани же есть улица в честь Алишера Навои.

Эти вопросы обсуждались и на встрече Минниханова уже с президентом Узбекистана. «Ежегодный рост взаимного товарооборота — это, конечно, хорошо, но достигнутый уровень в 145 миллионов долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Республика Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил Мирзиеев. Как сказано в официальной хронике, глава Узбекистана призвал создать рабочие группы по каждому из достигнутых с Татарстаном соглашений и регулярно отчитываться об их исполнении. «Вчера была прекрасная встреча двух президентов — Татарстана и Узбекистана. Все вопросы решены. Дорожная карта отработана. Протокол готовится. Поэтому там все даже слишком в шоколаде!» — поделился с нами Агеев.

«Эта поездка придала очень важный импульс нашему сотрудничеству. У нас хорошие темпы роста взаимного товарооборота. Но не стоит останавливаться на достигнутом», — цитирует Минниханова его пресс-служба. В конце встречи он пригласил президента Узбекистана посетить Татарстан во время его очередного визита в Россию. Не исключено, что это произойдет в год празднования 100-летнего юбилея ТАССР.