Гигантскую природную территорию площадью 1,7 тыс. га на севере Альметьевска собирается обустроить для отдыха жителей «Татнефть» совместно с мэрией города. На разработку мастер-плана объявлен конкурс с призовым фондом в 14,5 млн рублей. Уже известно, что на этой территории расположится и студенческий кампус Высшей нефтяной школы (АГНИ). О том, что думают по поводу грандиозной задачи Наталия Фишман-Бекмамбетова и Тимур Нагуманов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Гигантскую природную территорию площадью 1,7 тыс. га на севере Альметьевска собирается обустроить для отдыха жителей «Татнефть» совместно с мэрией города
«МЫ НЕ ПЛАНИРУЕМ ДЕЛАТЬ ПАРК В 1,7 Тысячи ГЕКТАРОВ»
«Это не просто еще один сквер, парк, набережная или площадь: мы в данном случае говорим об огромной территории», — анонсировала накануне помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова старт международного конкурса на разработку мастер-плана территории, прилегающей к Альметьевскому водохранилищу на реке Степной Зай. Конкурсный участок расположен на севере Альметьевска и занимает более 1,7 тыс. га, в том числе около 270 га — территории лесного фонда за пределами городской черты. Старт конкурса приурочили к пресс-конференции с участием главы Альметьевского района Тимура Нагуманова. Прошла она, к слову, не в Альметьевске, а в Казани: сюда приехали и главный архитектор города Антон Севастьянов, и соучредитель и гендиректор агентства «Центр» Сергей Георгиевский, и замгендиректора «Татнефти» Николай Глазков.
Сейчас в пределах конкурсной территории имеются объекты рекреационной инфраструктуры, многие из которых морально и физически устарели. В границах долины реки Степной Зай расположены нефтедобывающие скважины и промысловые нефтепроводы «Татнефти». Разработанный мастер-план должен обеспечить ревитализацию этих территорий, восстановление ландшафтов и сохранение ценных природных объектов.
«Наиболее близкое из того, что мы делаем в Татарстане, — это Лебяжье. В случае с ним у нас изначально была разработана стратегия развития на 240 гектар», — заметила помощник президента, напомнив, что из них сегодня реализовано порядка 50. Восстановлено почти 30 га водной глади, еще 20 га — территория благоустройства, первый этап которого планируется завершить в этом году. Сейчас же речь идет об участке, в 7 раз превосходящем даже концепцию, сделанную для Лебяжьего.
Конкурс на развитие системы набережных озер Кабан, победителем которого стала компания Turenscape из Китая, показал, что международные технологии и международный подход в республике могут быть эффективными, добавила Фишман-Бекмамбетова. «В этой связи мы рассчитываем на то, что в финале конкурса на развитие территории в Альметьевске будут как европейские участники с классическим европейским подходом, так и азиатские», — выразила она надежду. Притом спикер акцентировала внимание на том, что у организаторов нет цели сделать парком всю территорию: «Это будет одна из первых на сегодняшний день в России больших градостроительных концепций, когда мы поймем, где городской лес, где — национальный, где рекреационная набережная, где, если возможно, территория под деловую или жилую застройку — там, где подобное не вредит экологии и не нарушает целостность экологического каркаса».
Наталия Фишман-Бекмамбетова: «Мы рассчитываем на то, что в финале конкурса на развитие территории в Альметьевске будут как европейские участники с классическим европейским подходом, так и азиатские»
«МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО НЕ РЕАЛИЗУЕМ ВСЕ: ЭТО ПЛАН НАШЕГО РАЗВИТИЯ НА 10, 20 ЛЕТ»
В городе за последние годы была проведена серьезная работа по развитию общественных пространств и территорий, отметил, взяв слово, глава района. При этом рядом с Альметьевском, в его черте, существует относительно не тронутая и не освоенная территория, которая не является в общем смысле городской — там нет ни жилья, ни особой инфраструктуры, рассказал он. Какие-то единичные объекты здесь тем не менее существуют: майдан Сабантуя, конноспортивная школа, экстрим-парк. «Это территория, которая полностью примыкает к освоенной части Альметьевска, притом она очень натуральная, естественная и не особо тронутая рукой человека. Там обитают редкие животные, есть определенная флора и фауна, — рассказал Нагуманов. — Мы должны сделать так, чтобы горожанам было удобно и комфортно в постоянном режиме пользоваться этой территорией, причем ни в коем случае не потерять ее природную идентичность. И самое главное, любые локальные, небольшие вещи, которые мы там будем делать в дальнейшем, должны состыковываться и согласовываться между собой».
В связи с вышеизложенным и решили объявить международный конкурс — его итогом должна быть концепция, которая станет основой для города на ближайшие десятилетия. «Мы понимаем, что не реализуем все, что будет предусмотрено концепцией, в течение одного года — это план нашего развития на 10, может быть, 20 лет. А вообще, базово мы ставим задачу планировать как минимум 15-летний период», — обозначил сроки глава района. Он заметил, что территория должна стать полноценной частью города и в ней обязана появиться инфраструктура как экономическая, так и для рекреации.
Конкурсная территория расположена на севере Альметьевска и занимает более 1,7 тыс. га, в том числе около 270 га — участки лесного фонда за пределами городской черты
По признанию замгендиректора «Татнефти» по капитальному строительству, в компании впервые подходят к разработке такой большой территории. Проведя небольшой экскурс в историю, он напомнил, как в 1980-е годы организация решила построить на этом участке водохранилище, а спустя годы болотистые места превратили в каскад прудов. Постепенно на территории стали появляться какие-то объекты (конноспортивная школа, майдан), но все они были разрозненными.
Глазков добавил, что планы благоустроить данный участок у «Татнефти» имелись давно. В прошлом году «БИЗНЕС Online» публиковал эскизы, где озерное кольцо водохранилища делилось на 8 зон, в которых будет все: и пляж, и аквапарк, и прокат, и зона пикников, и спортплощадки, и даже «остров влюбленных». «Хотелось бы, чтобы наши мысли и задумки подтвердились мыслями профессионалов», — признался замгендиректора.
Он напомнил, что сотрудники компании во главе с гендиректором Наилем Магановым этим летом сплавлялись по реке Зай, чтобы лучше узнать флору и фауну данной территории. «Я с удовольствием смотрел на чистые кусты, бобровые горки, ондатр, журавлей, которые там по берегам живут. Это такой биологический индикатор… Ну а проблемы, конечно, еще есть, будем их планомерно решать. Кстати, вы бы видели, сколько мы мусора собрали!» — говорил Наиль Ульфатович в интервью «БИЗНЕС Online».
Фишман-Бекмамбетова в ответ полушутя заметила, что сплав (с теми же ознакомительными целями) можно было бы включить в обязательную программу для финалистов. Впрочем, шутка эта лишь наполовину: победители действительно будут работать в Альметьевске, выезжать на территорию и т. д. — иначе проектировать нельзя.
По признанию замгендиректора «Татнефти» по капитальному строительству Николая Глазкова, в компании впервые подходят к разработке такой большой территории
«ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ ТЕРРИТОРИИ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООБЩЕ НИ ПОДО ЧТО»
Судя по предоставленным журналистам материалам, территория подразделяется на несколько принципиальных подзон, и, помимо эколого- и ландшафтно-рекреационных, среди них есть многофункциональная (помеченная флажком «здания» и, вероятно, предназначенная под жилье). В связи с этим корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, есть ли понимание того, сколько жилья планируется построить на данном участке (вспомним историю с казанским экорайоном, когда весь конкурс затевался ради разработки планировочного решения). Члены жюри, впрочем, эту иллюзию развеяли: по их словам, под жилую застройку может уйти максимум одна десятая часть.
«Мы умышленно включили в состав территории площадью 1,7 тысячи гектаров те участки, которые обладают таким статусом, где можно строить жилье. Мало того — мы туда взяли часть городской местности, которая сейчас уже имеет планы по освоению», — пояснил Нагуманов, добавив, что проекты сегодня реализует, в частности, компания «Татнефть». Это строительство нового кампуса АГНИ (Альметьевского нефтяного института), которое, по признанию самого Глазкова, действительно повлечет за собой появление жилья, в том числе и общежитий для студентов. Однако, обращая внимание на общую схему, Нагуманов заметил, что жилья там представлено немного и территории эти включили осознанно. «Мы понимаем, что там планируется строить, но нам важно увязать их с городской средой», — объяснил он и для большего понимания уточнил: преобразовывать данный участок за счет девелоперского проекта ни город, ни инвестор не планируют, «экономическая эффективность не через окупаемость жилья». «Кроме того, если вы обратите внимание, у нас здесь есть ИЖС. Мы не стали вырезать это, потому что нам крайне важно, чтобы все существующие и планируемые к застройке территории были максимально интегрированы — инфраструктурно и содержательно», — добавил глава Альметьевского района.
Во многих частях данной местности возводить ничего нельзя в принципе: по закону это земля Гослесфонда. Есть и другие ограничения, связанные с объектами промышленными, нефтедобычи. «Там, где добывается нефть, жилье строить тоже нельзя. Данные ограничения мы никак обойти (если бы даже захотели) не сможем. Но мы и не намерены это делать. Застраивать пойму реки жильем не будем. У нас проблема в том, что мы имеем территории, которые не можем использовать вообще ни подо что, а хочется — для города, жизни и людей», — резюмировал Нагуманов.
Сергей Георгиевский: «Это конкурс архитекторов и консультантов в области недвижимости»
Впрочем, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, что же должна включать в себя модель социально-экономического развития, ответа не прозвучало. По словам Георгиевского, предложить решение должны как раз финалисты. «Мы приглашаем на конкурс не архитекторов, которые получают в задании уже прописанные технико-экономические показатели. Это конкурс архитекторов и консультантов в области недвижимости. Мы приглашаем те компании, которые эти показатели для нас предложат, обоснуют и докажут, потому что метод, который, например, использует Knight Frank, — это не тот, который применяет PricewaterhouseCoopers. Потому ответ на ваш вопрос появится во втором этапе конкурса», — пообещал он. Соотношение функционального зонирования (то, какие зоны, в каком количестве должны быть представлены), по его словам, должны дать именно конкурсанты.
Сам конкурс будет проходить с 27 ноября 2019 по 23 апреля 2020 года, в несколько этапов. Первый — отборочный, второй — непосредственно сама разработка концепций. 13 января состоится первое заседание, в ходе которого члены жюри отберут финалистов. Итоговое пройдет 23 апреля, а призовой фонд составит 14,5 млн рублей — всю эту сумму выделила «Татнефть». Приз разделят между тремя компаниями – победителями, занявшими первое, второе и третье места. Отвечая на вопросы журналистов о сроках реализации, Нагуманов заметил, что следующим этапом после определения победителя станет разработка проектной документации. «После чего мы уже коллегиально — с жюри, коллегами, горожанами — будем говорить об очередности с точки зрения проектирования и начинать его. В следующем году, я надеюсь, мы найдем на это средства. Но там могут многие вещи быть параллельно. Я очень надеюсь, что нам конкурсанты не предложат однотипные варианты развития», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.