В казанской галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка произведений Павла Филонова и его учеников «Глаз видящий, глаз знающий» из собрания Русского музея — 114 работ разместились сразу на двух этажах галереи. О том, почему имя Филонова оказалось забыто на многие годы, что позволяет питерцам рассчитывать на успех выставки в Казани и какую украденную в 1980-х работу можно увидеть в экспозиции, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
Павел Филонов — русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве. Его имя до сих пор не так известно широкой публике, поскольку главным направлением искусства в 1932 году был объявлен соцреализм, а Филонов и его ученики были названы формалистами и подвергнуты травле. Один из них, Василий Купцов, не выдержал напряжения и покончил с собой после обыска в собственном доме.
-
Сам Филонов был убежден, что искусство принадлежит народу, поэтому не соглашался продавать свои произведения западным коллекционерам и галереям, которые по-настоящему охотились за его творчеством. При этом интерес к нему не угас — в 1980-е из Русского музея были похищены 8 рисунков, которые позже обнаружились в парижском центре Помпиду. История кражи даже вдохновила сценаристов телесериала «Криминальный Петербург», а один из рисунков — «Пропагандист» — представлен на выставке в ГСИ.
-
Всего на выставке представлены 114 произведений искусства, из них 64 принадлежат кисти Филонова. 40 графических и 24 живописных работ мастера разместились на втором этаже галереи. Третий этаж заняли работы 10 его учеников. Всего у художника было 70 последователей, которые вошли в состав одной из крупнейших школ авангарда «мастера аналитического искусства».
-
Открывается выставка обширной статьей искусствоведа, старшего научного сотрудника сектора рисунка XX–XXI веков Русского музея Людмилы Вострецовой, из которой посетители могут узнать подробности биографии художника и особенности его художественного стиля. При этом важные для понимания его творчества моменты специально выделены.
-
«Жесткой геометризации форм, приведшей искусство „в тупик от своих механических и геометрических оснований“, Филонов противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. „Организм против механизма“ — так можно определить пафос филоновской позиции», — пишет Вострецова.
-
«Одним из главных положений аналитического метода искусствовед называет «принцип сделанности» — «организм» художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. «Он строит свои картины, как природа творит из атомов более крупные образования», — пишет Вострецова.
-
Одна из самых известных работ Филонова — «Формула весны». «Беспредметная картина, но непрерывное движение цветных частиц — единиц действия — создает ощущение взволнованного, бурного кипения просыпающейся природы. „Эта живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому“, — определяет характер работы Евгений Ковтун», — указывает искусствовед.
-
Отдельно на выставке отмечена младшая сестра художника Евдокия Глебова. Именно она сохранила и в 1977 году передала в дар Русскому музею его наследие — более 300 работ.
-
«Приезд этой выставки в Казань — огромное событие, — считает заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина. — Казань — это один из художественных центров России еще дореволюционного времени. Мы знаем многих художников – выходцев из Казанского художественного училища, и публика тут подготовленная. Выставка сложна для восприятия — по цвету, по форме, по расшифровке тайного послания, которое Павел Николаевич Филонов дает в каждой своей работе. Мы очень надеемся, что именно в галерее современного искусства с достаточно подготовленной публикой эта выставка возымеет успех и для многих будет открытием».
-
Бабина добавила, что на выставке представлены почти все периоды жизни и творчества Филонова, и можно проследить, как развивается его идея аналитического искусства. «На выставках отмечали, что работы Филонова — исконно русские. В них не западное искусство трансформируется, а свое, родное. При этом его сравнивают с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была предложена Филоновым», — подчеркнула она.
-
Ведущей на торжественном открытии выставки выступила искусствовед, советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству Дина Ахметова. «Мы показываем одного из самых загадочных художников XX века, очень разного по технике и стилю, — отметила она. — Это фигура мирового, уникального масштаба — Филонов участвовал в теоретическом и практическом становлении авангарда. Подобного рода выставки еще не было». По ее словам, Филонов редко появляется в галереях в формате моновыставок, и Русский музей очень щедро поделился с Казанью своей коллекцией. К слову, в его постоянной экспозиции всего несколько работ мастера.
-
Министр культуры РТ Ирада Аюпова призналась, что выставка была незапланированной и Казани действительно повезло, что она состоялась. «Коллекция Павла Филонова еще в большей степени раскрывает богатство и нашей коллекции русского авангарда. Самая главная задача этой выставки — научиться читать замысел автора, который передается не прямолинейно, а за счет образов и символов», — считает Аюпова.
-
Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева в начале своего выступления даже расчувствовалась — настолько важным стало для нее событие. «Когда экспозиция была доставлена в город и мы начали распаковывать картины, было совершенно необыкновенное ощущение счастья, — призналась она. — Весь мир и Европа наблюдали за нашими художниками, и Филонова очень хотели приобрести западные коллекционеры. Но благодаря его преданности России и народу, несмотря ни на что, почти все работы остались в России. В тело выставки совершенно потрясающе вписались фильмы, созданные каналом „Культура“, информационные материалы Русского музея».
-
Тон выставке задал камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой.
-
А перед его выступлением дирижер о чем-то оживленно беседовала с председателем комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айратом Зариповым.
-
Сам Зарипов признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что очень рад открытию выставки Филонова. «Это большая радость и большой успех, что в Казань привозят такие выставки. Это значит, что зритель здесь подготовлен, и мы умеем проводить не только мировые спортивные чемпионаты. Таким образом, Казань — не только спортивная, но и культурная столица», — считает депутат Госсовета РТ.
-
Также среди гостей открытия была замечена депутат Казгордумы, директор центра современной музыки Софии Губайдулиной Ляля Гарифуллина с эффектным декольте и на высоких шпильках, а также и. о. ректора КазГИКа Роза Ахмадиева.
-
Вдумчиво прогуливалась по ГСИ директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева.
-
Не пропустила событие и арт-директор галереи современного искусства «БИЗON» Светлана Кузнецова.
-
Жизнь Филонова окончилась в трагически — он погиб в 1942 году в блокадном Ленинграде. Его жена Екатерина Серебрякова очень переживала, что союз художников не помогает похоронить супруга. На девятый день знакомым Филонова все-таки удалось выхлопотать 9 досок на его гроб. Его похоронили на Серафимовском кладбище, а вспомнили о художнике лишь спустя почти полвека, когда в 1988 году в Русском музее была организована выставка Филонова.
-
Теперь славу незаслуженно забытому художнику возвращают и в Казани. Выставка продлится до 23 февраля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.