Ленар Габдурахманов: «Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем участникам дорожного движения: прошу быть максимально внимательными и к перевозке своих детей, и к тем автомобилям, в которых едут дети» Ленар Габдурахманов: «Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем участникам дорожного движения: прошу быть максимально внимательными и к перевозке своих детей, и к тем автомобилям, в которых едут дети» Фото: Сергей Елагин

«МЫ ПОТЕРЯЛИ 15 ДЕТСКИХ ЖИЗНЕЙ. ЭТО ОЧЕНЬ МНОГО…»

 Ленар Ринатович, какова статистика ДТП в РТ за 10 месяцев 2019 года? Какова динамика — к увеличению или снижению аварийности на дорогах? Какие причины чаще всего приводят к ДТП? Сколько людей погибло, сколько пострадало, сколько из них детей?

— За 10 месяцев мы отмечаем снижение количества как ДТП, так и пострадавших и погибших. В республике произошло 3 718 ДТП, 277 человек погибли, 4 642 получили ранения. Наблюдаем снижение по всем трем показателям, тем не менее мы потеряли 15 детских жизней. Это очень много, и потеря каждой из них — большая трагедия. Из 15 погибших детей 11 были пассажирами, то есть они ничего не могли сделать, чтобы остаться в живых, в их гибели виновны и сами водители, которые их перевозили, и водители встречных автомобилей. Два ребенка погибли по собственной неосторожности, будучи на велосипедах: один в Иннополисе, другой в Пестречинском районе (приехал на каникулы к бабушке). Еще два ребенка были пешеходами.

Тема профилактики детского травматизма стала одной из основных на недавно прошедшем заседании правительственной комиссии — был принят ряд мер. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем участникам дорожного движения: прошу быть максимально внимательными и к перевозке своих детей, и к тем автомобилям, в которых едут дети.

Анализ показывает, что основная причина дорожно-транспортных происшествий — столкновение автомобилей. Это 45 процентов от общего количества, или 1 684 ДТП за 10 месяцев текущего года. При этом 108 человек погибли, 2 483 получили ранение. Далее идет наезд на пешехода — 30 процентов (1 140 ДТП). Затем следуют опрокидывание автомобиля (8 процентов; 290 ДТП) и падение пассажира (4 процента) в общественном транспорте. Таких ДТП, как падение пассажиров при резком торможении автобуса, произошло 164, в которых 171 человек пострадал.   

Конечно, каждый погибший — большая трагедия, и надо бороться всеми силами, чтобы такого не случалось. Достижение целей и задач Стратегии безопасности дорожного движения РФ условно можно поделить на два этапа: первый — к 2024 году, второй — к 2030-му. К концу срока реализации стратегии мы должны стремиться к нулевой смертности на дорогах России. 

«Анализ показывает, что основная причина ДТП — столкновение автомобилей. Это 45 процентов от общего количества или 1684 ДТП за 10 месяцев текущего года» «Анализ показывает, что основная причина ДТП — столкновение автомобилей. Это 45 процентов от общего количества, или 1 684 ДТП, за 10 месяцев текущего года» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как РТ выглядит среди других регионов по количеству ДТП? Кто в России рекордсмен? (Юлия К.)

— Есть такое понятие, как социальный риск. Это количество погибших на 100 тысяч населения. В стратегии зафиксировано два важных момента: сокращение в 3,5 раза к 2017 году числа погибших, а социальный риск не должен превышать 4 погибших на 100 тысяч населения. Ввиду того что в 2017 году в Татарстане было 426 погибших, к 2024-му их количество должно сократиться в 3,5 раза и быть не более 122, а соцриск должен составить 3,14 на 100 тысяч. Сегодня социальный риск в нашей республике один из самых низких в ПФО и России — 7,11. В целом в округе этот показатель равен 8,94, а в Российской Федерации — 9,25.

Мы обращаемся к показателю «социальный риск», поскольку все регионы разные — по площади территории, количеству населения и дорог. Конечно, в Марий Эл, где меньше населения, в разы будет меньше и ДТП. Чтобы понять, где же безопасность дорожного движения выше, ввели данный показатель. Помимо того, есть еще показатель транспортного риска — количество погибших на 10 тысяч единиц транспорта. По этому показателю у нас тоже неплохие результаты: он самый низкий (1,89) в ПФО (2,27) и ниже, чем в целом по России (2,38).

Конечно, такие результаты — это труд не только сотрудников полиции, но и каждого гражданина, всех организаций, которые непосредственно занимаются обеспечением безопасности дорожного движения, и СМИ, в которых отражается львиная доля всего того, что происходит у нас по линии безопасности дорожного движения.  

Определенные результаты работы есть, но это не говорит о том, что мы можем успокоиться. Например, к 2024 году мы не должны допустить более 122 погибших за целый год, а у нас за полугодие текущего года было 139. За год должно быть меньше, чем сейчас за полугодие... представляете объем работы? И мы, конечно, будем к этому стремиться. Кроме того, в Татарстане решением правительственной комиссии с участием президента РТ в конце прошлого года поставили еще более амбициозные задачи: уже в текущем году снижение количества погибших у нас должно быть не менее чем на 30 человек. Конечно, все данные показатели условны, потому что строить прогнозы по погибшим — это само по себе коробит, но, поскольку мы апеллируем цифрами, будем стремиться к тому, чтобы выполнить указ президента.

— Вы сказали, что в Татарстане снизились показатели аварийности на дорогах, а в чем вы видите основную причину положительной динамики: или водители стали разумнее, или штрафы больше?

— Это комплекс мер. Огромную роль играют инженерные мероприятия: разделение потоков, увеличение количества полос, барьерные ограждения. Еще есть такое понятие, как место концентрации ДТП, и мы, конечно же, стремимся к их уменьшению. Если по итогам 2016 года у нас их было 178, то сейчас 113.

— По каким параметрам вы определяете место концентрации ДТП?

— Есть два понятия места концентрации ДТП — в населенном пункте и вне его пределов. Вне населенного пункта — это участок автомобильной дороги, не превышающий 1 километра, в населенном пункте — 200 метров или перекресток дорог, где в течение года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида. Во внимание берутся только так называемые учетные ДТП — где погибли или пострадали люди. Мы понимаем, что любое механическое дорожно-транспортное происшествие в конечном итоге может привести к аварии с пострадавшими и погибшими. Если раньше погибшим вследствие ДТП считался человек, умерший в течение 7 суток, то сейчас это значение продлено до 30 суток. 

«Хорошо, что у нас есть камеры, но они абсолютно не панацея. Во все времена самым эффективным для профилактики ДТП было присутствие на дороге сотрудника ДПС» «Хорошо, что у нас есть камеры, но они абсолютно не панацея. Во все времена самым эффективным для профилактики ДТП было присутствие на дороге сотрудника ДПС» Фото: «БИЗНЕС Online»

«С ПОМОЩЬЮ КАМЕР НЕВОЗМОЖНО ВЫЯВИТЬ ПЬЯНЫХ ЗА РУЛЕМ»

— А количество камер фотофиксации влияет на снижение аварийности?

— Хорошо, что у нас есть камеры, но они абсолютно не панацея. Мы же понимаем, что, когда водитель снимает или заклеивает номер своей машины, она становится невидима для камер. Во все времена самым эффективным для профилактики ДТП было присутствие на дороге сотрудника ДПС. Одно дело — камера, другое — инспектор, который тебя остановит. С помощью камер невозможно определить те нарушения, которые являются наиболее грубыми, например выявление водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, лишенного права управления или вообще не имеющего такого права. 

 Кстати, вот что об этом думает наши читатель Марат Исмагилов: «Камеры — это хорошо, спору нет, но не считаете ли вы, что в погоне за количеством камер мы сильно сократили количество патрулирующих сотрудников на дорогах?» Другой читатель в комментариях написал: «Лучше больше экипажей, меньше камер. Народ писем не боится, а сотрудников остерегается».

— Приятно, что сотрудникам ГИБДД доверяют все больше.

— Более того, многие водители признают, что сотрудник Госавтоинспекции на дороге — это гарант их безопасности…

— Совершенно верно! Когда вы едете по трассе ночью и понимаете, что экипажа ДПС нет, то, согласитесь, как-то боязно. А когда знаешь, что впереди есть пост, сотрудник Госавтоинспекции, спокойнее. Ведь работники ОВД не только выявляют нарушения, но и делают много добрых дел. Если человек на дороге попадает в какую-то неприятную ситуацию, первым к нему на помощь приезжают сотрудники полиции.

«Мы же понимаем, что когда водитель снимает или заклеивает номер своей машины, она становится не видима для камер» «Мы же понимаем, что, когда водитель снимает или заклеивает номер своей машины, она становится невидима для камер» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но количество сотрудников ГИБДД постоянно сокращают. Вас это тревожит?

— Конечно, сокращение штата ГИБДД не может не тревожить. Но, к сожалению, есть указ президента РФ от 31 декабря 2017 года о сокращении сотрудников полиции и, соответственно, работников ГИБДД на 10 тысяч человек по стране. Недавно произошло еще сокращение сотрудников Госавтоинспекции, в целом за два года в республике сокращены более 200 человек. А 200 человек — это 100 экипажей ДПС, огромная силища! Наверное, вот как раз их и не хватает. Но только у нас в республике президентом РТ было принято решение о введении 165 муниципальных служащих для сохранения постов ДПС практически на прежнем уровне. Конечно, мы понимаем, что функционал муниципального служащего отличается от должностных обязанностей полицейского, поэтому 100-процентной замены мы получить не можем, но это огромная помощь нам в работе.

Большое спасибо всем гражданам, которые сообщают нам о совершенных правонарушениях. Только официально нам за 10 месяцев поступило 3 338 обращений граждан, их количество из года в год растет. Это я сейчас говорю не про «Народного инспектора», а только о письменных официальных заявлениях. Помимо того, еще есть огромное количество звонков в дежурную часть. И «Народный инспектор» — это тоже большое подспорье.

Пропаганда БДД, профилактика тоже сыграли важную роль в деле снижения аварийности. Профилактика у нас начинается с детского садика, со школы. В этом году в Казани прошел всероссийский конкурс юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Мы считаем, что за движением ЮИД — будущее. Не только потому, что там занимаются профилактикой детского травматизма, но и потому, что через несколько лет сегодняшние дети сами сядут за руль. 

Все вместе эти факторы и придали аварийности положительную динамику, но показатели еще далеки от совершенства. Статистика учитывает погибших, а сколько горя испытывают их родственники, сколько пострадавших в ДТП становятся инвалидами! Поэтому мы работали, работаем и будем работать на снижение аварийности на дорогах.

 

«В целом за два года в республике сокращено более 200 сотрудников Госавтоинспекции. А 200 человек — это 100 экипажей ДПС, огромная силища! Наверное, вот как раз их и не хватает» «В целом за два года в республике сокращены более 200 сотрудников Госавтоинспекции. А 200 человек — это 100 экипажей ДПС, огромная силища! Наверное, вот как раз их и не хватает» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧАСТНЫХ ПЕРЕНОСНЫХ КАМЕР ФОТОФИКСАЦИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

 На камеры фотофиксации в Татарстане потратили миллиарды, а пользы нет. Может, все-таки признаете, что президент РФ прав, что некоторые из безопасности делают бизнес на камерах фотовидеофиксации? (Айрат Ф.)

— Во-первых, в Татарстане частных переносных камер фотофиксации не существует, все 1 102 камеры находятся на балансе министерства земельных и имущественных отношений РТ, все операторы, которые охраняют эти камеры, — сотрудники ГБУ «БДД». Нет ни одного частника, с кем было бы подписано соглашение на данный вид деятельности.

— Почему же люди склонны думать, что у нас частные лица камеры выставляют?

— В стране есть концессионная схема — это когда некая фирма закупает приборы и вступает на определенных условиях в концессионные отношения с местными властями. В Республике Татарстан данных схем нет, все штрафы направляются в бюджет региона. В ГИБДД штрафы не идут! Мы за счет камер и штрафов зарплату не получаем! Для нас важно не штраф наложить, а безопасность обеспечить. Ни один частник у нас в регионе не работает, с 2008 года все камеры покупаются за счет бюджета.

 Появились блогеры, которые выезжают на трассы и закрывают обзор переносных камер, чтобы они не могли фиксировать скорость, а потом видео выкладывают на своей YouTube-страничке. Популярность таких роликов растет, и в данной среде муссируется мнение, что ГИБДД таким образом зарабатывает. Как вы к этому относитесь?   

— Внимание блогеров имеется. Есть такие, которые своими действиями мешают обеспечению безопасности дорожного движения, на подобное сотрудник полиции говорит, что делать этого нельзя, законно выдвигает свои требования, на которые в случае неподчинения человек привлекается к ответственности.   

 Президент РФ Владимир Путин не так давно потребовал, чтобы все камеры контроля за дорожным движением находились открыто и дублировались соответствующими знаками. Когда в республике наведут порядок с камерами-ловушками, которые нацелены только на отъем денежных средств, а не на обеспечение БДД? (Рустем, Булат)

— Существует ГОСТ 57145-2016, который рекомендует, где и как надо устанавливать эти приборы. Как правило, тренога с камерой ставится либо у светофорной опоры, либо около знака — для того, чтобы тросиком прикрепить камеру, чтобы ее не украли. По инструкции это разрешается. Если вдруг кто-то заметит, что камеру спрятали на дереве или зарыли в сугроб, то, пожалуйста, пришлите мне фотографию — и все нарушения, которые выявлены этой камерой в течение дня, будут аннулированы, а виновных привлекут к ответственности в рамках трудового законодательства.

Что касается табличек 8.23 ПДД РФ, предупреждающих о фото- или видеофиксации, то они, согласно ГОСТу, ставятся только перед стационарными приборами. Если в ГОСТ внесут изменения и нас обяжут ставить данные таблички и перед передвижными приборами, то начнем это выполнять.

«Что касается табличек, предупреждающих о фото- или видеофиксации, то они, согласно ГОСТу, ставятся только перед стационарными приборами» «Что касается табличек, предупреждающих о фото- или видеофиксации, то они, согласно ГОСТу, ставятся только перед стационарными приборами» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Стационарных камер в республике достаточно? У людей складывается впечатление, что у нас их больше, чем в любом другом регионе.

— Как я уже сказал, мы будем оборудовать камерами еще пять дорог — это 73 камеры. А говорить, что у нас камер больше, чем в Москве, абсолютно несерьезно. У нас 1 102 камеры, схема их расположения есть на официальном сайте главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ (https://гибдд.рф). Кроме того, данная информация размещена на официальных сайтах исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов РТ и на официальных сайтах собственников (владельцев) автомобильных дорог (ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ГКУ «Главтатдортранс» Республики Татарстан). Из 1 102 камер 33 — мобильные, 177 — передвижные, 892 — стационарные.

— На выставке «Дорога-2019» в Екатеринбурге представили первый российский комплекс, фиксирующий скорость в потоке прямо из патрульных машин, — «Кордон.Про-М». Появятся ли таковые в Казани? Какая техника сегодня используется в РТ, каковы ее возможности? (Альберт)

— Такая техника у нас уже работает с прошлого года! Комплексы установлены на базе автомобиля Largus, их у нас 10.

— Данные машины как-то обозначены, их можно узнать в потоке?

— Нет, это обычный автомобиль, просто в нем вмонтирована камера. Он помогает работать в местах концентрации ДТП, а по дороге фиксирует встречные и попутные автомобили, которые нарушают ПДД.   

«Госавтоинспекция — это не фискальный орган, не казначейство, поэтому это не моя работа — считать, сколько мы собираем денег со штрафов» «Госавтоинспекция не фискальный орган, не казначейство, потому это не моя работа — считать, сколько мы собираем денег со штрафов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОВЕРКА СО СТОРОНЫ МВД РОССИИ ПОДТВЕРДИЛА ОТСУТСТВИЕ ПЛАНА ПО ШТРАФАМ»

— Можно сказать, что водители в целом стали разумнее вести себя на дороге?

— Я уверен, что правосознание растет. Приведу такой пример: 10 лет назад, когда человек поворачивал налево, не могло и речи быть о том, чтобы его кто-то пропустил. Сегодня водители уже понимают, что это надо делать, иначе будет затор. В конце концов, автолюбители дорожат своей жизнью, понимают, что лучше не нарушать ПДД, чтобы не оказаться участником ДТП. 

— Сколько водителей было оштрафовано за нарушение ПДД, на какую общую сумму? Есть ли у вас негласный план по штрафам? (Максимов Д.П.)

— Госавтоинспекция не фискальный орган, не казначейство, потому это не моя работа — считать, сколько мы собираем денег со штрафов. Что касается количества выявленных правонарушений непосредственно сотрудниками Госавтоинспекции, то оно снизилось относительно аналогичного периода прошлого года. Более того, прошедшая инспекторская проверка со стороны МВД России подтвердила отсутствие плана. Нами фиксируются только те нарушения, которые совершаются.

Кто платит штраф? Нарушитель. А если ты едешь как положено, то никаких штрафов платить не будешь. Мы видим, что большинство водителей в своем «активе» имеют один-два, от силы три штрафа. Конечно, есть и другая категория — злостные нарушители, которые имеют по 240 штрафов. Например, собственник транспортного средства BMW, гражданин К, в текущем году совершил 240 нарушений скоростного режима. Как относиться к такому человеку? Наверное, только отрицательно, потому что невозможно 240 раз нарушить неумышленно. Поэтому инспекторы и камеры выявляют те нарушения, которые они видят.

— Сотрудников стало меньше, а камер больше?

— Да, и мы вводим тотальный контроль. То есть надо ехать как положено не только там, где камера стоит, а везде. В этом смысл тотального контроля.  

«Помимо федеральных дорог, мы будем обустраивать системой тотального контроля еще пять региональных, которые характеризуются наиболее серьезной аварийностью и большим потоком транспортных средств»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как будет развиваться система тотального контроля в республике?

— В этом году, помимо федеральных дорог, мы будем обустраивать данной системой еще пять региональных — именно тех дорог, которые характеризуются наиболее серьезной аварийностью и большим потоком транспортных средств.

— А штрафы мотивируют людей к тому, чтобы не нарушать правила, как считаете?

— К сожалению, штраф за превышение скорости в 500 рублей многими нарушителями воспринимается не как штраф, а как плата за проезд. А если еще оплатит в течение отведенного времени, то всего 250 рублей будет. А что такое 500 рублей? Это превышение от 20 до 40 километров в час от установленной скорости, в городе это от 80 до 100 километров в час. На такой скорости практически невозможно среагировать на внезапно появившегося на дороге пешехода. Время реакции человека не зависит от того, какая у вас машина. С таким превышением о безопасности пешехода уже речи не может быть.

— Пьяных за рулем стало больше или меньше?

— Сегодня статистика аварийности с пьяными водителями говорит о снижении количества ДТП, числа погибших и пострадавших. Этому в том числе способствовало то, что криминализировали статью по повторной «пьянке».

«Штраф за превышение скорости в 500 рублей многими нарушителями воспринимается не как штраф, а как плата за проезд. А если еще оплатит в течение отведенного времени, то всего 250 рублей будет» «Штраф за превышение скорости в 500 рублей многими нарушителями воспринимается не как штраф, а как плата за проезд. А если еще оплатит в течение отведенного времени, то всего 250 рублей будет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СНИЗИВ СКОРОСТЬ, МЫ УМЕНЬШИМ И ТЯЖЕСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ, И ЧИСЛО ПОГИБШИХ»

— На федеральном уровне сейчас обсуждается серия законодательных инициатив в сфере безопасности дорожного движения: отмена нештрафуемых 20 километров в час, внесение в ПДД нормы об ограничении скоростного режима при перевозке детей, усиление ответственности водителей за нарушения ПДД в части перевозки детей в салоне транспортных средств, непредоставления преимущества несовершеннолетним пешеходам, исключение возможности оплаты административного штрафа с 50-процентной скидкой. Какие пробелы в законодательстве в первую очередь замечаете вы, что нужно устранить, чтобы работа ГИБДД стала более эффективной?

— Что касается нештрафуемого превышения скорости на 10–20 километров в час, то этот вопрос обсуждался в Екатеринбурге на самом высоком уровне — с участием премьер-министра РФ. Тема возникла не просто так. В некоторых странах Европы даже за превышение на 3 и 5 километров в час наказывают, а штраф там за превышение — от 300 до 3 тысяч евро. Сравните 300 евро за 5 километров в час и 250 рублей от 20 до 40 километров в час. Когда я коллеге из Европы рассказал про скидки на штрафы, он так удивился: «Это не продукт, не услуга, как могут быть скидки?! Это же правонарушение, за которое надо платить полностью, и попробуй не заплати!»

«В РТ 60,4 процента погибших в ДТП приходится именно на дороги вне населенных пунктов, где чаще всего и превышают скорость» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Когда вводили эти 10–20 километров и 50 процентов скидки, чем объясняли?

— 50-процентную скидку вводили с той целью, чтобы люди наконец начали платить штрафы. В некоторых регионах исполняемость доходила до 30 процентов, сейчас ниже 60 процентов не падает. А у нас в республике исполняемость никогда не была ниже 70 процентов.  

Когда убирали превышение от 10 до 20, штраф за это нарушение был всего 100 рублей, он никак не мотивировал нарушителей. Было принято решение упразднить часть 12.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, убрать эти 100 рублей.

Но давайте не будем забывать, что вся тяжесть последствий наступает только от превышения скорости: в РТ 60,4 процента погибших в ДТП приходится именно на дороги вне населенных пунктов, где чаще всего и превышают скорость. Снизив скорость, мы уменьшим и тяжесть последствий, и число погибших. Напомню: у нас очень амбициозная цель к 2024 году — не допустить более 122 погибших. Достигать ее будет очень и очень непросто в условиях сильного роста количества автотранспорта. По сравнению с 2006 годом количество автотранспорта у нас выросло в 2 раза (с 752 697 до 1 545 168 ТС).

Окончание следует.