Можно ли определить жулика, пришедшего за кредитом, как удается поддерживать высокую доходность на фондовом рынке и зачем создавалась «Полезная газета» - народный еженедельник, который никогда не пишет про политику… Обо всем этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор Ипотечной финансовой компании, депутат горсовета Набережных Челнов Ринат Нурисламов.
У НАС БЫЛИ КЛИЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОКУПАЛИ «ГАЗЕЛИ», ЗАЛОЖИВ СВОЮ КВАРТИРУ
- Расскажите о том, почему и как была создана «Ипотечная финансовая компания»?
- Изначально мы создали компанию для того, чтобы оказывать услуги по ипотечному кредитованию. Занимались этим до 2009 года, пока не грянул кризис. С одной стороны, прогноз рынка звучал как приговор: пару лет на ипотечном рынке будет невозможно работать. С другой - мы понимали, что сейчас пришло время для того, чтобы диверсифицировать бизнес. В тот момент наша компания расширила свое присутствие на рынке другими видами бизнеса: стали вкладывать деньги в недвижимость. Стали оказывать услуги по потребительскому кредитованию. По сути, это не кредитование в банковском смысле, скорее потребительские кредиты. Сейчас направление нашего бизнеса заключается в том, что мы приобретаем и строим коммерческие объекты недвижимости, сдаем их в аренду, оказываем услуги по финансовому сбережению и управлению и вкладываем в те проекты, которые нам самим кажутся интересными. В частности, в сфере медиабизнеса.
- Почему вы изначально решили заниматься именно ипотечными кредитами? И в чем именно заключался ваш бизнес?
- Если вы помните, с 2005 по 2008 год был бум ипотечного кредитования. Люди очень массово приобретали дома, квартиры в ипотеку. Кто-то приобретал, кто-то закладывал в ипотеку те же дома, приобретая бизнесы, другие активы. У нас были клиенты, которые покупали «Газели», заложив свою квартиру. Тогда фактически мы были кредитными брокерами. У компании был ряд банков-партнеров, от имени которых мы действовали. И в банки мы предоставляли уже готовый набор документов, им оставалось только перепроверить и выдать займ…
НО ГДЕ-ТО У БИЗНЕСМЕНА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОФИС, МАЛЕНЬКИЙ ИЛИ БОЛЬШОЙ, НЕ ВАЖНО
- После кризиса вы диверсифицировали ваш бизнес. Как выбирали направления, в которых намеревались развиваться?
- Мы увидели, что после кризиса менее всего пострадал рынок коммерческой недвижимости. Потому что, как бы плохо ни было, бизнес все равно должен где-то размещаться. Бизнес может снизить свои расходы на связь, фонд оплаты труда, на офисные принадлежности, но где-то у бизнесмена должен быть офис, маленький или большой, не важно. Если это производство – какие-то производственные помещения. Он не может находиться под открытым небом, правда? Или в квартирах – сейчас же не 1991 год. То есть коммерческая недвижимость – это такой актив, который даже в случае потери стоимости не обнулится. Что кризис 2008 - 2009 годов и доказал.
Коммерческая недвижимость, в отличие от жилой, в случае потери стоимости, обусловленной рыночной ситуацией, очень быстро восстанавливается. Всегда, при любой рыночной ситуации, есть люди, обладающие определенным капиталом, которые будут заинтересованы в покупке такого актива. Поэтому сегодня мы приобретаем недвижимость в собственность на средства компании, и затем сдаем в аренду. Работаем мы не только на рынке Набережных Челнов, но и Казани, и готовы работать на рынках всех крупных городов России.
МАЛЫЙ БИЗНЕС ЛЮБИТ ПРИБЕДНЯТЬСЯ
- Еще недавно бизнесмены жаловались, что многие офисы, класса А и B, для них неподъемны – ставки высокие. Сейчас как обстоит с этим дело?
- Но в Челнах нет офисов класса А. Арендные же ставки по офисам класса B я считаю вполне нормальными. На самом деле малый бизнес любит прибедняться. Но если у тебя нет денег снять офис, зачем ты вообще пытаешься выйти на рынок? Если ты хочешь заниматься бизнесом, ты должен обладать стартовым капиталом и пониманием, что накладные расходы надо как-то оплачивать. Почему-то в других странах к этому относятся нормально, только у нас считается, что предприниматель должен получать все бесплатно, при этом неплохо зарабатывая. Средние цены по городу сегодня – от 400 до 700 рублей за квадратный метр в месяц. И мы работаем в этом же диапазоне.
- То есть, в Челнах рынок коммерческой недвижимости сейчас настолько пустой, что чуть ли не любой может войти на рынок, и найдет спрос?
- Да. Если кто-то захочет построить здесь нормальный офисный центр и будет продавать помещения, у него их купят. Другое дело, что существующие офисные центры не продают их, к сожалению, по частям. Они или пытаются их продать целиком, или вообще не продают.
А ПОТОМ ПРИЕЗЖАЮТ К КЛИЕНТАМ ЗЛЫЕ ДЯДИ
- Почему одним из своих направлений вы выбрали потребительские кредиты? На рынке сегодня немало банков, готовых выдавать займы населению.
- Потому что не все могут позволить себе получать займ в банке – не отвечают банковским требованиям. Потом банки долго рассматривают возможность выдачи займа. Как бы они не именовали это экспресс-кредитованием, они это делают достаточно долго. Во-вторых, не у всех банков отношение к заемщикам лояльное. Например, есть банки, всем известные, которые быстро дают займ, под высокий процент, но при этом потом приезжают к клиентам злые дяди, которые с заемщиком ведут себя очень некрасиво. Конечно, заемщики зачастую сами виноваты в том, что это происходит. Но мы так со своими клиентами не поступаем. Люди это знают, и выбирают нас.
- Потребительское кредитование вообще очень больной вопрос, как вы знаете. До кризиса был бум потребительских кредитов, часто необеспеченных, рискованных. Сейчас, напротив – многие банки боятся выдавать займы. Вы, когда выходили на рынок, как оценивали свои риски?
- Конечно, в кризис резко вырос невозврат. Нам пришлось ужесточать условия выдачи и обеспечения займов. Практически мы довели их до банковских. Сейчас ситуация другая. Мы разработали более эффективную систему оценки платежеспособности заемщика, да и заемщики стали увереннее - вместо того, чтобы портить себе биографию, они выплатят займ. Ситуации хронического и панического безденежья сегодня нет.
КУДА ХОДЯТ ИСКУСНЫЕ ЖУЛИКИ
- Какие условия выдачи займов в вашей компании?
- Если это постоянный клиент, то мы сильно не нагнетаем момент по обеспечению. Если нет, то мы просим двойное обеспечение каким-либо имуществом или серьезного поручителя, если сумма очень большая. Выдаем займы под 4 - 5 процентов в месяц. С банками я бы их не сравнивал. Объясню, почему. Например, человек занимается продажей шуб. Перед началом сезона продаж он прогнозирует большой спрос. Если предприниматель обратится в банк, займа может ждать больше месяца. За это время его конкуренты уже привезут товар. Он приходит к нам – и через два дня мы выдаем деньги, через неделю он уже продает товар. А через месяц у него достаточно средств, чтобы вернуть заем. Наша компания может выдать денежные средства хоть на неделю, хоть на год.
- То есть ваша система оценки клиентов позволяет вам изучить их за два дня. Если такая система оценки возможна, почему банки этим не занимаются?
- Я тоже хочу у них об этом спросить (улыбается). К тому же, кому не очень нужны деньги, такие клиенты за долгий срок выдачи сами отсеются. Отсеются и жулики или мошенники. Мошенников же сразу видно: им нужны деньги прямо здесь и сейчас. Определить такого можно по манере, стилю поведения, по тому, как он говорит, по другим отличительным чертам. Бывают и реально искусные жулики, но они к нам не придут, они придут в крупный банк.
- Какова доля вашего бизнеса идет на потребительские займы?
- Треть средств мы вкладываем в активы, недвижимость. Треть средств в резервном фонде – в «Тройке Диалог». И, наконец, часть средств находится в постоянном обороте.
АМЕРИКАНЦЫ ПОПАЛИ В ЛОВУШКУ СОБСТВЕННОЙ ЖАДНОСТИ
- Вы следите за тем, сколько выдаете? Просто есть горький опыт американских банков, навыдававших множество необеспеченных займов…
- Американские банки попали в ловушку собственной жадности. Они имеют доступ к дешевым деньгам, ничем не обеспеченных, кроме печатного станка США. Во-вторых, банки имеют доступ к сенату, к законам, ослабляющим требования к банковскому обеспечению, чего у нас в России нет. И они выдавали средства, которые им не принадлежат, под дешевые проценты, на долгий срок, людям, не способным эти займы обеспечить. Думаю, если бы в американской финансовой системе была бы такая ситуация, как у нас в компании, Америка еще долго бы сохраняла финансовую стабильности и доминирование в мире.
- Каков, на ваш взгляд, процент необеспеченных займов сегодня на рынке в Татарстане, в Челнах? После кризиса он снизился, а сейчас?
- Был невысокий еще недавно. Но в последнее время потихоньку рынок разгоняется в сторону необеспеченных займов. Когда все хорошо, у людей жадность начинает перебарывать страх. Это и хорошо - в том смысле, что подстегивает экономический рост. Жадность - это вообще основной двигатель экономического роста. С другой стороны, это часть экономического цикла: рост, стагнация, падение. И каких-то сдерживающих факторов по выдаче необеспеченных займов почти нет.
- Вашу компанию что сдерживает от выдачи таких займов?
- Благоразумие собственников компании. У любого финансового института на таком рынке есть невозврат. В нашем случае он не превышает 10 процентов.
- Вы сказали, что в ряду новых направлений бизнеса ваша компания также стала предоставлять услуги по финансовому сбережению и управлению и вкладываться те проекты, которые вам кажутся интересными. Не могли бы рассказать поподробнее?
- Этот наш инструмент больше связан с сохранением средств. Мы вкладываем их в ценные бумаги: облигации, акции, бумаги, обеспеченные драгоценными металлами. Для того, чтобы средства, временно находящиеся у нас в свободном обороте, не простаивали, а показывали определенную доходность. Это своеобразная подушка безопасности. Мы работаем с компанией «Тройка Диалог», через которую размещаем свои средства на фондовом, финансовом и товарных рынках. Быть партнером «Тройки Диалог» - это большая честь для нас. Это серьезная компания, и она себе в партнеры кого попало не берет. Мы также прошли у них определенную проверку надежности, и теперь партнеры.
НА ВСЮ ПЛАНЕТУ ОДИН ЦУКЕРБЕРГ И ОДИН БИЛЛ ГЕЙТС
- В числе открытых вами проектов есть «Полезная газета». Почему вдруг решили заняться этим?
- Это интересно и весело! И мы увидели в этом определенный экономический интерес. В городе нет газеты, которая отвечала бы на вопросы рядовых жителей. «Полезная газета» - это такой народный еженедельник, где не пишут про политику, республиканскую или городскую. Мы пишем про вещи, которые реально интересны простым людям: текущие трубы, общественный транспорт, проблемы с турагентствами, риэлторами…
- Вы недавно создали «Лигу дела». Что это за организация и почему вы решили ее организовать?
- В «Лигу Дела» может прийти любой человек и с любой проблемой, даже за консультацией юриста. Наша задача - найти необходимый ресурс для решения проблемы, оказать консультационную помощь. «Лига дела» проводит социальные мероприятия: дни дворов, детские праздники… Для пенсионеров устраиваем курсы компьютерной грамотности. Для молодежи есть специальная программа «Путь к успеху» - это тренинги для ребят, встречи с известными людьми, представителями бизнеса, помощь в трудоустройстве.
- На какие средства существует организация?
- На деньги ее создателя, то есть меня и моих партнеров. Но зачастую деньги не играют определяющей роли. Часто партнеры помогают нематериально. Когда занимаешься бизнесом, превращаешься в определенную машину, которая думает о конкретных вещах, оперируя конкретными понятиями. И если ты выходишь за рамки, то имеешь дело с риском, который в одном случае из ста приведет к успеху, если ты креативно мыслишь. А в 99 процентах случаев ты вылетаешь в трубу, так как твое креативное мышление никому не нужно. На всю планету один Цукерберг или Билл Гейтс. Найти себя и самореализовать можно как раз в таких проектах, как «Лига дела», которые, может, и поглощают определенные ресурсы и требуют внимания, но зато дают духовную реализацию.
- До «Лиги дела» вы избрались в горсовет. Занялись деятельностью, тоже, собственно, с бизнесом ничего общего не имеющей. Зачем «пошли в политику»?
- Когда я раньше видел депутатов в горсовете, это было достаточно унылое зрелище. Я считаю, что нужно менять ситуацию в лучшую сторону. Довольно часто мы с моими коллегами в горсовете раскачиваем острые проблемы, которые до этого годами не решались!
- Почему вообще решили заняться бизнесом?
- Хотелось реализоваться, как личность. В бизнесе это можно двумя путями: создать что-то свое или сделать карьеру, добравшись до верха. Я решил, что делать карьеру - уныло и долго. Поэтому и открыл свою компанию.
- При таком жестком графике остается у вас время на семью, на хобби?
- «Лига дела» - мое хобби. На семью время остается, но, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
- Какая у вас главная цель в жизни?
- Чтобы не было стыдно перед моими детьми. Я считаю, прожить жизнь надо так, чтобы дети на тебя равнялись.
Сергей Афанасьев
Визитная карточка руководителя Нурисламов Ринат Фларитович, гендиректор ООО «Группа компаний «ИФК» Визитная карточка компании ООО «Группа компаний «ИФК» Дата создания: 5 марта 2007 года |
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.