Александр Груничев: «Никто не спорит, что расчеты перевозчиков не объективны. Просто наши расчеты тоже объективны» Александр Груничев: «Никто не утверждает, что расчеты перевозчиков необъективны. Просто наши цифры тоже объективны» Фото: Василий Иванов

«С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»: ГОСКОМИТЕТ УЧТЕТ УЖЕСТОЧЕНИЕ ЗАКОНОВ В ТАРИФЕ?

Лично высказался по поводу ситуации с повышением цены проезда в казанских автобусах председатель госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» он подробно пояснил логику действий комитета, рассказал, что сейчас продолжается анализ деятельности автотранспортных предприятий Казани. А утвердить новый тариф намерены до 15 декабря.

«Как раз сейчас ведутся все расчеты по себестоимости. Приблизительно через неделю мы направим окончательное решение руководству республики. Конкретику я еще не готов вам озвучить, пока расчеты до конца не сделаны», — сказал Груничев.

Он также напомнил, что в сфере перевозок предстоят новые законодательные изменения, чем в ассоциации перевозчиков РТ ранее объясняли необходимость увеличения тарифа. Так, с 1 июля 2020 года каждый городской автобус должен быть оборудован тахографом — бортовым самописцем, способным контролировать режим труда и отдыха водителя, а также регистрировать скорость движения и пробег за смену. 8 часов прошло, и автобус останавливается. За нарушение режима труда и отдыха в первый раз оштрафуют на 50 тыс. рублей, при повторном нарушении — на 300 тыс. рублей, затем — лишение лицензии. Поэтому, кроме тахографов, остро нужны дополнительные водители — и, соответственно, деньги на их зарплату. 

Кондукторы должны быть трудоустроены официально. Это теперь кассиры — точно так же, как в магазине Кондукторы должны быть трудоустроены официально. Это теперь кассиры — точно так же, как в магазине Фото: «БИЗНЕС Online»

Покупка тахографов, по словам Груничева, неминуемо отразится на цене билета. «Мы поэтому и не можем сейчас прийти к соглашению, потому что до конца не понимаем их количество и себестоимость», — объяснил он ситуацию. 

Глава ведомства в курсе, что в этом году перевозчики уже начали исполнять закон, согласно которому с 1 июля 2019 года вместо валидаторов и отрывных билетов требуется применение контрольно-кассовых машин (ККМ), что также привело к росту расходов: кондукторы должны быть трудоустроены официально. Это теперь кассиры — точно так же, как в магазине: кассир пробивает чек, информация о факте продажи уходит в налоговую, они материально ответственны в том числе и перед налоговой. Сейчас непробитие, подделка, невыдача чека пассажиру еще никак не наказываются. Но с 1 июля будущего года вводятся штрафы на работников, приостановка деятельности юрлица на 90 дней и как край — лишение лицензии. Нынешним тарифом повышение фонда оплаты труда не покрывается, убытки одних только МУПов к сентябрю достигли 110 млн рублей, говорил ранее председатель ассоциации перевозчиков Сергей Темляков. И на следующий год, если выполнять все требования законодательства, убытки вырастут до 777 млн рублей. 

«Никто не утверждает, что расчеты перевозчиков необъективны. Просто наши цифры тоже объективны, — сказал Груничев. — Нужно смотреть, на каких показателях они строятся. Мы все прекрасно понимаем, что можем заложить рост стоимости топлива на уровне 10 процентов, а реально он будет 3 процента. И у них объективно — они взяли пессимистичный прогноз, и у нас объективно — мы посмотрели оптимистичный сценарий. Наши расчеты будут обоснованы с учетом изменений в законодательстве».

Убытки одних только МУПов к сентябрю достигли 110 млн рублей, говорил ранее председатель ассоциации перевозчиков Сергей Темляков Убытки одних только МУПов к сентябрю достигли 110 млн рублей, говорил ранее председатель ассоциации перевозчиков Сергей Темляков Фото: Андрей Титов

СПОРЫ О КОМПЕНСАЦИИ: льготнОго ТАРИФА официально не существует, но…

Перевозчики из раза в раз повторяют, что им для нормальной работы правительству РТ достаточно увеличить компенсацию за перевозку льготников по безлимитным картам с нынешних 18 до 27 рублей. Второй вариант — повысить цену по транспортным картам до 31 рубля, по банковским — до 32–33, а наличными — до 40 рублей. Эти предложения перевозчиков и были отправлены в госкомитет по тарифам через комитет по транспорту города.

Груничев объясняет, что в принятых тарифах официально вообще не существует категории «льготник». Текущие тарифы все знают и озвучивают: 27 рублей за наличку и по банковской, 25 — по транспортной карте и 18 рублей при покупке карты на 100 поездок. А вот компенсация за льготников выплачивается в соответствии с постановлением кабмина РТ «Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в РТ», контроль за исполнением которого возложен на министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. И эта компенсация рассчитана так, что перевозчикам за проезд льготников доплачивают до той самой стоимости по карте на 100 поездок — до 18 рублей.

Груничев объясняет, что в принятых тарифах официально вообще не существует категории «льготник» Груничев объясняет, что в принятых тарифах официально вообще не существует категории «льготник» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Наверное, есть основания для разговора о том, чтобы доплачивать или нет. Но не настолько они большие, как преподносят нам перевозчики, — отмечает Груничев. — В тарифной кампании вообще есть противоречие: коммерсанты хотят повышенную норму прибыли, государство желает этот доход уменьшить. Каждый коммерсант хочет увеличить свою норму прибыли». Справедливой нормой прибыли для транспортников глава госкомитета называет 10–15%, а если в постановлении кабмина заложена стоимость проезда в 18 рублей, то, скорее всего, рентабельности там хватало. «Наверное, стоит вопрос о том, чтобы норму рентабельности по льготникам „догнать“», — считает Груничев.

Напомним, по данным комитета по транспорту исполкома Казани, в 2018 году льготники в месяц совершали более 7,6 млн поездок. Доля льготных пассажиров в общем объеме перевозок — 36,6% (на некоторых маршрутах доходит до 40%). Такую же цифру называют и в госкомитете. 

«Вот перевозчики говорят: „Компенсация за льготников должна быть 27 рублей“. А почему не 25? Или 23 рубля? — задается вопросом Груничев. — Например, есть мнение, что госкомитет должен устанавливать только предельный тариф, а не расписывать тарифный план в зависимости от карт и наличных, длительности и количества поездок».

Он предлагает также обратить внимание на то, что карта на 100 поездок сегодня стоит 18 рублей — это оптовая покупка. «В среднем, когда мы в прошлом году утверждали тариф, мы посчитали, что он экономически обоснованный на 2019-й», — считает Груничев. 

Глава госкомитета по тарифам предлагает также обратить внимание на то, что карта на 100 поездок сегодня стоит 18 рублей — это оптовая покупка Глава госкомитета по тарифам предлагает также обратить внимание на то, что карта на 100 поездок сегодня стоит 18 рублей — это оптовая покупка Фото: «БИЗНЕС Online»

«кроме заявлений ассоциации о том, что перевозчики продают свой подвижной состав, других доказательств я не видел»

Прокомментировал глава ведомства и появляющуюся в СМИ информацию о продажах перевозчиками автобусов.

«Кроме заявлений ассоциации о том, что они продают свой подвижной состав, других доказательств этому я не видел», — сказал Груничев, отметив, что МУПы (а они в числе продававших подвижной состав) как исполнители 223-го закона «О закупках» должны были провести торги. Впрочем, есть и частники, которые не должны проводить аукционы в данном случае — а они тоже якобы продавали автобусы.

«Шантажируют?» — переспросил наш корреспондент. «Возможно, ассоциация для того и создана, чтобы активно защищать интересы перевозчиков, а иначе какой в ней смысл? — нашел объяснение Груничев. — Тем более туда пришел высокий профессионал, ваш бывший коллега».

Перевозчики также неоднократно заявляли, что госкомитет РТ по тарифам никогда не публиковал методику с формулами расчета утверждаемого тарифа. Груничев заявляет, что методика есть и ее никто и никогда не скрывал.

«У нас ведомство достаточно открытое, если не на 100, то на 110 процентов. Если вы зайдете на наш сайт, то найдете все расчеты, можете высказать свое мнение на портале „Открытый Татарстан“. Вы и сами присутствуете на согласительных комиссиях. Наверное, есть и более открытые ведомства, но тот, кто устанавливает и контролирует, открыт в силу законодательства. Может быть, мы не до конца проводим разъяснительную работу, с нашей стороны тут есть минус».

Полная версия интернет-конференции будет опубликована позже.