Чистополь готовится повторить путь Казани по спасению объектов культурного наследия, но при этом не повторить негативного опыта столицы РТ в данной области. Такие выводы можно было сделать на заседании, прошедшем вчера в комитете РТ по охране объектов культурного наследия. Ситуация такова, что исторические ограничения в центре Чистополя блокируют возможность любых инвестпроектов, а без них старинные дома особо никому не нужны. За обсуждением коллизии наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Фарида Забирова: «В Чистополе проблема с инвесторами»
«РУКИ ФАКТИЧЕСКИ СВЯЗАНЫ»
Беседе о спасении исторического центра Чистополя предшествовал утренний визит в город заместителя премьер-министра РТ Лейлы Фазлеевой, председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина, помощника президента РТ Олеси Балтусовой. Последние, по словам наших источников, несмотря на некоторые разногласия, работали «голова к голове». «Сегодня мы уже выработали „дорожную карту“, по которой надо двигаться для спасения исторического центра», — сообщил после заседания Гущин.
Если коротко, то на заседании научно-методического совета при комитете ОКН обсуждали возможность строительства в историческом центре Чистополя. Режим достопримечательного места предполагает множество ограничений: реставрация и регенерация средовой застройки — только по специально разработанным проектам, новое строительство в границах территорий объектов культурного наследия запрещено. «Руки фактически связаны», — констатировал председатель комитета. Он сообщил, что сегодня обсуждается внесение поправок в разработанные 6 лет назад нормы, которые тормозят реализацию инвестпроектов: люди, которые хотят вложиться в строительство жилья, такой возможности не имеют — строить в центре Чистополя можно лишь по типовым проектам, но они не разработаны и не утверждены, объяснил председатель комитета.
Заместитель председателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова пояснила, что минкульт России сегодня просит согласовывать с ним границы исторического поселения и комплектом идет требование предоставить альбом традиционных архитектурных элементов: «Мы должны разработать эти типовые проекты: архитектурных и объемно-пространственных решений на территории исторического поселения». По ее словам, в Чистополе, в отличие, например, от Свияжска, много перспективных объектов для воссоздания, но этого не делается, потому что нет инвесторов. «В Чистополе проблема с инвесторами», — констатировала она. Также, по словам зампредседателя ТРО ВООПИК, в историческом центре под угрозой разрушения — 72 объекта.
По словам зампредседателя ТРО ВООПИК, в историческом центре под угрозой разрушения — 72 объекта
ВНИМАНИЕ НА ФАСАДЫ!
Представитель «Татинвестгражданпроекта» Ляйсан Ахтямова рассказала, что в 2017 году институт разработал проект планировки Чистополя в границах достопримечательного места. Техническим заданием были определены участки для многоквартирной застройки (на большинстве из них как раз те аварийные дома, о которых говорила Забирова). ТИГП разработал типовой проект двухэтажного дома, выполненного в историческом духе (пилястры, карнизы, фронтоны, аттики, ворота, ограждения и так далее). Каждый дом рассчитан на 3–4 квартиры — больше невозможно из-за ограничений технического задания. Насколько можно понять, в свое время проект ТИГП по непонятным причинам принят не был, поэтому сегодня институт выносит его на повторное рассмотрение, возможно, для разработки нового технического задания.
Главный архитектор Чистополя Андрей Шумилов неосторожно заметил, что можно использовать типовые проекты Зеленодольска и Елабуги. «Единственное — указать, какие поменять наличники, какие элементы — наши, чисто городские», — предположил он. Но ему дали понять, что так рассуждать — кощунственно. «В Казани и Свияжске лестницы параллельны зданию, а в Чистополе всегда приставные и вот так перпендикулярны. В этом и весь смысл этой работы — что типовые, конкретно с привязкой к этому городу, с их культурными кодами», — горячо возразила Забирова. Добавил жару и Гущин. Он попенял Шумилову, что предложения, которые приходят из самого Чистополя, неприемлемы: «Средовая застройка просто-напросто убьется. Странно, что вы этого не видите! Хайтековские здания».
Гущин заявил, что необходимо новое техзадание на разработку типовых зданий, причем оно должно учитывать и интересы собственников земли, которых нельзя заставить строить только двухэтажные строения. «Наверное, мы должны дать некий выбор проектных типовых решений, которые как мозаика будут собираться и которые лягут в основу работы главного архитектора Чистопольского района», — резюмировал он и предложил организовать соответствующее поручение президента РТ «Татинвестгражданпроекту». Гущин предложил акцентировать внимание на фасадах: «Я не говорю, что это должен быть одноэтажный домик в 100 квадратных метров — сегодня житель Чистополя хочет комфортное жилье, но давайте подумаем, чтобы фасады у этого дома были с соответствующими наличниками и кровлей».
Свой вариант предложила архитектор-реставратор Ирина Карпова: «В городе очень много пустот, и нужно решать, потому что если сейчас мы тратим время на проектирование типовых проектов, потом — на то, чтобы посадить их в конкретную ситуацию… Может быть, пойти по другому пути? Проработать конкретные участки? Их много в центральной части города. Там, мне кажется, невозможно типовое или образцовое проектирование, а должен быть конкретный подход по каждому участку». Она предложила сделать несколько проектов под конкретные участки и уже потом объединить их и выпустить типовые.
«Давайте аккумулировать рабочую группу», — подвел итог Гущин.
Иван Гущин: «Бизнесмены смотрят на самые-самые ключевые точки»
ЧИСТОПОЛЬ — НЕ КАЗАНЬ
После заседания глава комитета рассказал журналистам, что в зоне первостепенного внимания — 56 объектов культурного наследия (самих строений при этом больше, так как у каждого дома — несколько литер): 28 уже внесено в федеральный реестр, по еще 28 ведется историко-культурная экспертиза. По всем этим домам есть четыре варианта работы с инвесторами.
Первый — реализовать объект культурного наследия на рыночных условиях просто как здание и земельный участок. «Но здание ввиду своего неудовлетворительного состояния не привлекает. Ведь на следующий же день мы наложим на этого собственника охранные обязательства», — отметил Гущин.
Второй — реализация объекта за рубль с наложением всех сопутствующих обязательств.
Третий — реализация через акционерное общество в качестве вклада в уставный капитал. «Если мы, конечно, найдем такое акционерное общество, которое организует дополнительную эмиссию ценных бумаг, и мы в это недвижимое имущество внесем, — отметил председатель комитета. — Это позволит оптимизировать вопросы, связанные с проектом реконструкции — на начальном этапе. Но нам придется реализовывать инвесторам опять по рыночной стоимости. От подобного никуда не уйти, потому что это вопрос соблюдения законодательства об акционерных обществах», — добавил глава ОКН.
Четвертый вариант — аренда — пока «на паузе», отметил Гущин.
«Конечно, у нас есть практика, когда объекты культурного наследия реставрируем за государственный счет, организуя музейные комплексы, проекты приспособления, но здесь их 70!» — обрисовал сложность ситуации Гущин. Главный вопрос: как приспособить? В Казани, по его словам, востребовано размещение в объектах культурного наследия апартаментов. Но Чистополь — не Казань с ее туристическим потоком. По словам Гущина, объекты на первой линии исторического центра — самые востребованные. Но найдутся ли покупатели? «Бизнесмены смотрят на самые-самые ключевые точки, — рассуждал Гущин. — Пока и у них нет понимания, какая может быть бизнес-история в Чистополе. Магазины есть, гостиницы есть. Общепит — наверное. Но общепит даже в историческом центре Казани работает только в туристический сезон».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.