Торговля квотами на транспортные выбросы, приложение, контролирующее углеродный след человека, сортировка отходов начиная с детского сада, а вместо сжигания угля — сжигание мусора. Такой путь проделал город Лахти перед тем, как стал зеленой столицей Европы – 2021 вслед за Осло и Лиссабоном. О том, как финны делали первые шаги в экологической трансформации, чего достигли за 30 лет и как там борются с «мусорным пофигизмом», — в 20 кадрах фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
Российские журналисты побывали в финском доме и познакомились с системой сортировки отходов в Больших Хельсинки, затем принимающая сторона показала им город Лахти. Напомним, что в Финляндии корреспондент «БИЗНЕС Online» оказался в составе делегации российских журналистов по приглашению Финско-Российской торговой палаты, поездку татарстанских журналистов организовывало агентство «Татмедиа».
Лахти признан зеленой столицы Европы – 2021. В 2019 году этот статус получил Осло, в 2020-м его будет носить Лиссабон. «Зеленая столица Европы» — награда, которую может получить европейский город, отличившийся экологичным и ответственным подходом к жизни своих горожан. Ее ввела еврокомиссия по предложению мэра Таллина, а первым лауреатом в 2010 году стал Стокгольм.
Фанаты лыжного спорта наверняка слышали о Лахти как о месте проведения с 1923 года чемпионата мира Lahti Ski Games. Город трижды подавал заявку на организацию зимних Олимпийских игр вместе со шведским Оре, но все неудачно. Один из символов города — лыжные трамплины, на которых проводятся международные соревнования.
-
Новый статус не просто дань моде, но и финансовые вливания в размере 9 млрд евро. Треть выделило государство, треть пожертвовали предприятия, оставшиеся 3 млрд изыскал муниципалитет. Цель — сделать к 2025 году из Лахти полностью углеродно нейтральный город. Если вам, к примеру, нужен автомобиль, то за право владеть им придется заплатить: здесь впервые в мире стали торговать персональными квотами на транспортные выбросы.
-
Город располагается на берегу залива в южной части озера Весиярви, входящего в систему озер Пяйянне. Путь к статусу Зеленой столицы начался в 1987 году, когда был разработан проект рекультивации озера путем биоманипуляции, селективного рыболовства и разведения хищных рыб. Первые результаты увидели в 1994 году: то есть 7 лет спустя озеро стало чище.
-
Но так было не всегда. До начала 1990-х на озере располагалось большое количество деревообрабатывающих предприятий, которые и являлись источниками загрязнения. К началу 1990-х годов большинство предприятий закрылось. Город, по словам местных жителей, превратился в маленький финский Чикаго: у людей не было работы, резко возрос уровень преступности.
-
На фоне безработицы в Лахти появилась идея реконструировать здание спичечной фабрики на берегу озера и построить самый крупный в Северной Европе концертный зал и конгресс-холл из дерева — Зал Сибелиуса — в честь финского композитора Яна Сибелиуса. Теперь там регулярно играет городской симфонический оркестр Лахти.
Мнения депутатов городского совета тогда разделились. Половина выступала за строительство зала, половина — за использование этих денег на закрытие текущих социальных проблем. С перевесом в один депутатский голос решили строить концертный зал.
-
И пошло-поехало. Очистка озера подтолкнула город к внедрению в 1998-м раздельного сбора отходов, проведению реформы общественного транспорта, подготовке первой в Финляндии региональной дорожной карты циркулярной экономики.
-
Это член городского совета города Лахти Пекка Комме. По его словам, «Зеленой столицей Европы – 2021» город стал не с первого раза. Комме рассказал, что в городе сегодня тестируется первое в мире приложение по контролю углеродного следа. Таким образом в Лахти намерены контролировать персональные выбросы. Чем больше ты передвигаешься пешком, тем чище у тебя экологический след, а в качестве награды — подарочные сертификаты в магазины, оздоровительные комплексы, театры. Запустить приложение обещают к 2021 году.
-
Сам Комме рассказал, что на работу в ратушу (на фото) он ходит пешком, но регулярно пользуется автомобилем на бензине, ежегодно наматывая 10 тыс. километров. «Это вообще бессмысленно, поэтому в плане оставления углеродного следа я не самый лучший пример, — сказал Комме, отметив, что в целом город отдает предпочтение не электромобилям, а автомобилям на газу. — Что потом делать с аккумуляторами? Их тоже надо как-то утилизировать!»
-
В 2019 году городской производитель тепла и электроэнергии Lahti Energia отказался от использования каменного угля в пользу мусора. На это потребовалось немало средств: не менее 100 млн евро было взято в европейских банках. Срок окупаемости проекта — 33 года. Это, к слову, тормозило заявки на признание города «Зеленой столицей Европы», есть и финансовые санкции ЕС, которые демотивируют города использовать уголь.
Например, в Хельсинки на одной из крупных городских ТЭЦ (на фото видна его труба) до сих пор используется каменный уголь.
-
Это приемные пункты мусоросортировочной станции муниципальной компании PHJ, которая занимается обслуживанием 10 муниципалитетов с населением 202 тыс. человек, включая Лахти. Расстояние до города составляет 10 километров. По данным PHJ, в 2018 году на полигон их компания отправила 3% отходов, 43% составило вторсырье, а 54% сожгли на МСЗ Lahti Energia. Цель, которую поставил Евросоюз, — это 50% переработки в 2020 году. «Это для нас довольно серьезная сложность», — говорит менеджер компании Пекка Клиперайнен.
-
Оборот PHJ в прошлом году составил 18 млн евро, из которых 65% — оплата за поставку смешанных отходов (ТБО). Инвестиции в проект сортировочного центра составили 40 млн евро. Деньги были взяты в кредит под муниципальные гарантии во время кризиса 2008–2009 годов. «Можно сказать, что воспользовались моментом — ставки тогда были низкими, а спроса на кредиты не имелось», — говорит Клиперайнен. Оборудование закупалось в Германии, Франции и Австрии.
-
Это мониторы центра управления конвейерной линией по сортировке смешанных отходов (ТБО). На момент визита оператор проводил техническое обслуживание, поэтому линия была остановлена. Принцип ее работы следующий: распознав, к примеру, полиэтилен, инфракрасные датчики подают сигнал, и воздушный поток засасывает его с линии. Настроить датчики можно под разные виды мусора. Мусор также трясут на виброситах — для извлечения ценных фракций и камней.
-
На станции собирают четыре вида пластика. Затем из него получают гранулят, который идет на изготовление, например, цветочных горшков, щеток для мытья посуды и других товаров широкого потребления. А вот всю деревянную мебель измельчают, щепу отправляют на МСЗ. Сортировочная станция находится вблизи действующего и уже закрытого полигона. «Тело» последнего выдает объем биогаза, которым можно целый год заправлять 4,5 тыс. легковых авто. Извлекаемый биогаз станция, естественно, использует для выработки электроэнергии, в том числе под собственные нужды.
-
С подачи муниципалитета Лахти ТСЖ многоквартирных домов обязаны иметь 7 видов мусорных контейнеров: для биологических, энергосодержащих, смешанных отходов (ТБО), бумаги, картона, металла и стекла. При этом Пекка Комме отмечает, что в городе с населением свыше 118 тыс. человек все еще остаются «мусорные пофигисты»: в основном это мужчины с невысоким уровнем образования. Так что разъяснительная работа о правилах сортировки здесь никогда не останавливается.
-
К сортировке мусора в Лахти начинают приучать еще в детском саду. На фото — муниципальный детский сад «Можжевельник» на 70 человек. Ему 40 лет, а три последних года он работает под «Зеленым флагом». Помимо того что детей здесь регулярно выводят в лес и знакомят с природными особенностями региона, воспитатели уделяют большое внимание их экологическому воспитанию.
-
В каждой детсадовской группе есть по три ведра для сортировки отходов — для бумаги, пластика и несортируемых отходов (ТБО). Цвет ведерок дети определяют сами в игровой форме и под присмотром воспитателей. В группах постарше каждый день назначается шериф, который следит за правильностью сортировки, включением и выключением света, воды. На время дежурства шерифу присваивают специальный значок — капельку.
-
По словам директора детсада Жозефины Марола, как только дети переступают порог детсада, им сразу начинают рассказывать об экологии. На невербальное общение делается акцент с самыми маленькими — их воспитатели учат на своем примере. «Чем больше развивается их речь, тем больше мы им рассказываем», — говорит Марола.
-
Эффект от всего этого уже есть. Приходя домой, дети начинают учить экологическим ценностям своих родителей: «Выключи свет!», «Ты не туда складываешь мусор!» По «зеленой» программе в Лахти работает лишь четыре детсада из 32. Но во всех так или иначе культивируются экологические ценности. Членство в программе «Зеленого флага» не бесплатное: ежегодный взнос — 500 евро.
На фото воспитатель Тайла показывает работы своих воспитанников, которые они делают на протяжении всего года и носят домой, чтобы только показать родителям. «Мы стараемся не делать поделки, которые потом чаще всего выкидываются. Сейчас ежик зимой, а был осенью, летом и весной», — говорит Тайла.
-
Журналисты (особенно те, у которых есть дети) отметили легкость дыхания в детсаду и даже приятную прохладу. Директор пояснила, что в помещениях поддерживается температура в 21–22 градуса, да и сама она считает неприемлемым перетоп — иначе придется открывать окна, а это неэкологично и неэкономично.
-
Детям в финском детском саду постоянно объясняют важность сокращения количества отходов. Например, питание происходит по принципу шведского стола: бери столько еды, сколько сможешь съесть, или бери понемногу, чтобы все попробовать. Марола рассказывает, что чем старше становятся дети, тем меньше они оставляют еды. В старших группах объедков совсем не образуется.
Видимо, финнов в Турции отчаявшиеся отельеры, выбрасывающие тонны недоеденных блюд, в будущем вряд ли попросят полностью доедать еду в отелях!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.