Глубины «мусорного океана» приоткрыли накануне региональные операторы обращения отходов. Принятый на 3 года тариф позволяет возить мусор только на свалки, политкорректно именуемые полигонами ТБО. И никаких вам инвестиций, а значит, никаких мусоросортировочных станций без вливаний денег со стороны построить нельзя. О том, сколько мусоровозов ежедневно едет на казанские полигоны и сколько жители РТ будут платить за вывоз мусора, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
За год в Татарстане образуется примерно 1,6 млн т твердых коммунальных отходов, сообщил на совещании с главными «мусорщиками» республики замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильдус Насыров
259 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РТ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛо МУСОРОВОЗА, А КВИТАНЦИИ УЖЕ ЕСТЬ!
Предновогоднее подведение итогов устроили накануне в минстрое РТ главные «мусорщики» республики. «Прошел год с тех пор, как мы серьезно готовились и с 1 января 2019-го переключились на новую схему обращения с твердыми коммунальными отходами — в соответствии с №89-ФЗ. Теперь можно подвести некоторые итоги», — первым взял слово замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильдус Насыров.
За год в Татарстане образуется примерно 1,6 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). За удовольствие выбросить мусор в бак во дворе каждый житель РТ платит 71 рубль 95 копеек в месяц в многоквартирном доме и 78 рублей — по индивидуальным жилым домам. Региональные операторы неплохо отработали: за год заключили договоров на вывоз 11,9 млн кубометров (это 96% от прогноза образования ТКО по территориальной схеме). Собираемость платежей на 1 декабря 2019-го составляет 89%, в том числе почти 90% — по населению и по прочим мусорообразователям — 86,3%. «Это довольно высокая цифра по сравнению с другими субъектами РФ, при том что общая собираемость за услуги ЖКХ в РТ составляет чуть более 98 процентов», — отметил чиновник. Иными словами, еще есть куда стремиться.
Он напомнил, что в соответствии с федеральным законом в Татарстане занимаются раздельным накоплением ТКО. На сегодняшний день оно охватывает 21% контейнерных площадок в 24 муниципальных образованиях РТ. «К сожалению, пока не все муниципальные образования перешли к раздельному накоплению, но прогресс уже есть», — акцентировал внимание спикер. В схеме потоков задействовано 40 полигонов, из них 9 не имеет лицензии.
Пробелы на «мусорной карте» республики, конечно, существуют. Так, 259 населенных пунктов не обеспечено транспортной инфраструктурой для вывоза мусора: 104 из них находится в Западной зоне, 155 — в Восточной. При этом плату им все равно начисляют! Согласитесь, красиво (но только не с точки зрения кармана населения) придумали наши законодатели… Проблема сейчас в стадии активного обсуждения. «Мы совместно с муниципальными районами в каждодневном режиме отрабатываем данные вопросы, чтобы все населенные пункты РТ во всех муниципальных образованиях обязательно имели возможность сбора ТКО, а регоператор мог вывезти мусор своевременно и качественно предоставить свою услугу», — заверил Насыров. Тем более что отказаться от этой услуги невозможно — она словно вмененный платеж для всех и каждого! Такова логика законодательства.
Еще один важный вопрос — обеспеченность контейнерами. Сегодня в республике, по данным муниципальных образований, задействовано 26,3 тыс. контейнеров. Потребность в дополнительных составляет более 20 тысяч. Очевидно, что работы тут еще воз и маленькая тележка.
На сегодняшний день раздельное накопление ТКО охватывает 21% контейнерных площадок в 24 муниципальных образованиях РТ
ТРЕХЛЕТНИЙ «МУСОРНЫЙ» ТАРИФ: НИКАКИХ ИНВЕСТИЦИЙ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у региональных операторов их мнением по поводу установленных тарифов. Напомним, 22 декабря в Татарстане установили предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Соответствующие постановления госкомитета РТ по тарифам были опубликованы на официальном портале правовой информации РТ. Услышав вопрос, присутствующие переглянулись: видимо, задело за живое.
«Спасибо за вашу осведомленность, — сгладила паузу гендиректор „Гринты“ Светлана Ярлыченко (работает в Восточной зоне РТ, включая Набережные Челны). — Тарифы действительно утверждены на 2020-й. Как вы могли заметить, на первую половину года, до 1 июля цифры остались прежними». Насыров попросил не торопиться: «Окончательного постановления еще нет». Она, однако, заметила, что предполагаемый индекс повышения с 1 июля составит 4%, но в целом не превосходит действующий — наблюдавшийся в республике из года в год. «Также нужно обязательно отметить, что у нас в Татарстане тарифы являются одними из самых низких. Мы, по-моему, на 6-м месте среди всех регионов России. Но сейчас эти тарифы не включают инвестиционную составляющую», — резюмировала Ярлыченко.
Напомним, согласно документу, с 1 января 2020 года тарифы на ТКО для населения по Западной зоне составят 439,03 рубля за кубометр (с учетом НДС), для иных потребителей — 365,86 рубля (без учета НДС). С 1 июля 2020-го предельные тарифы для населения вырастут до 456,60 рубля, с 1 июля 2021-го — до 466,36 рубля, с 1 июля 2022-го — до 480,85 рубля. Для иных потребителей стоимость тарифов с 1 июля 2020 года поднимется до 380,5 рубля, с 1 июля 2021-го — до 388,63 рубля, с 1 июля 2022-го — до 400,71 рубля. По Восточной зоне, включающей Челны, на 1 января 2020 года тарифы на вывоз ТКО будут примерно такими же, как по Западной.
Так счастливы ли регоператоры при взгляде на эти цифры?
«Нет, нас не удовлетворяет! — рубанул правду-матку заместитель гендиректора регионального оператора Западной зоны РТ Альмир Курбанов. — Региональным операторам предстоит построить большое количество объектов инфраструктуры. Те тарифы, которые сегодня есть… Если не будет поддержки бюджета, частной инвестиционной какой-то, нам станет тяжело справляться с этой задачей».
«Вы же понимаете, что тариф имеет две стороны, — встрепенулся замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. — Первая — это те люди, которые используют данные средства, чтобы вести свою хозяйственную деятельность и дальше развиваться. Вторая — мы с вами, граждане республики, которые оплачивают услуги. Конечно, мы не можем допустить того, что регоператоры обанкротятся. С другой стороны, и резкого роста тарифов для населения — тоже, поэтому выбирается золотая середина — соответственно, и по тому направлению, которое мы вместе с регоператором определяем».
Переводя все это с чиновничьего языка на русский, можно прийти к простому выводу. Если кто-то (например, тот же «РТ-Инвест») не вложится в создание мусоросортировочных станций, то их и не будет. Тарифом они банально не предусмотрены. Брать деньги в кредит — значит попасть в тот же капкан, в котором находятся сейчас перевозчики со своими взятыми в лизинг «краснобусами» и жестко установленными тарифами. А раз средств на это нет, то не будет в республике полноценной сортировки мусора. Следовательно, в топку МСЗ полетит все, что собрали, за исключением малой доли отобранного вторсырья. Сейчас глубина рециклинга в Казани, напомним, на уровне 7%, в то время как европейский опыт с его тотальной сортировкой и 6 ведрами на каждой кухне подбирается к уровню 60%.
Вопрос «Каков будет тариф на человека?» спикеры предпочли отложить. «Тарифы пока предварительные. Мы еще, наверное, до конца будем доказывать… То, что обозначили, мы должны сейчас подтвердить цифрами, нашими затратами, расходами», — объяснил Курбанов.
В апреле-мае только в Казани в вывозе мусора участвует 560–580 машин
«ПЕРВЫЙ ГОД РЕФОРМЫ оказался НЕПРОСТЫМ, 2020-й БУДЕТ НЕ ЛЕГЧЕ»
Как живет и чем дышит каждый регоператор? Гендиректор регоператора Восточной зоны РТ напомнила, что в зоне ответственности «Гринты» находится 23 муниципальных образования, в числе которых Набережные Челны. В год компания обслуживает 1,9 млн человек, вывозит 743 тыс. т отходов.
По словам Ярлыченко, первый год реформы оказался очень непростым, но достаточно эффективным. С начала 2019-го в Восточной зоне было установлено 3,4 тыс. контейнеров. Появились они в первую очередь там, где ощущалась острая нехватка, наблюдалась быстрая наполняемость. Где-то роль сыграл и эстетический вопрос. Собираемость платежей по Восточной зоне составила 91%, из них с населения — 92,2%, юридических лиц — 76%.
«Говоря о задачах, стоит отметить, что территориальной схемой в Восточной зоне прописано создание двух межмуниципальных комплексов обращения с отходами», — обратила внимание гендиректор «Гринты». Каждый комплекс будет включать в себя мусоросортировочный завод мощностью не менее 350 тыс. т, полигон твердых коммунальных отходов и экотехнопарк, на котором станет производиться переработка вторичных компонентов с получением полезного продукта, имеющего рынок сбыта. Ранее она подробно рассказывала «БИЗНЕС Online» о работе регоператора.
Итоги подвел и Курбанов. Он напомнил, что ООО «УК „ПЖКХ“» осуществляет свою деятельность в 21 муниципальном районе (плюс Казань) и оказывает услуги 1,9 млн граждан. «На территории зоны обслуживания оператора работает более 300 единиц техники. Полигоны захоронения ТКО „Восточный“ и „Химическая“ принимают в среднем в сутки 440 мусоровозов», — привел он впечатляющие цифры. В весенний сезон данная цифра растет: в апреле-мае только в Казани в вывозе мусора участвует 560–580 машин.
«При этом на территории Западной зоны деятельности регоператора по обращению с ТКО ежегодно образуется около 880 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, из них в Казани — 560 тысяч тонн, на территории 21 муниципального района — 320 тысяч», — рассказал замгендиректора регионального оператора Западной зоны РТ. Собираемость по заключенным договорам составляет по населению 87%, юридическим лицам — 77%. Притом доля заключенных договоров по населению — 98,5%, юрлицам — 50%. Проблема, по его словам, здесь кроется в отсутствии инструмента воздействия на потребителя. К примеру, так называемые магазины у дома игнорируют заключение договоров и сваливают мусор в близлежащие контейнеры либо самостоятельно складируют и везут в пригороды Казани. «Нет инструмента контроля», — заключил он.
Переходя к теме раздельного сбора, Курбанов напомнил, что в Казани сегодня установлено 1 243 контейнера, из которых около 500 — собственно УК «ПЖКХ». В планах компании на 2020 год — трехкратное увеличение устанавливаемых контейнеров и оборудование площадок уже 2 тыс. мусорных баков. В 2019-м в столице РТ 15 новых контейнерных площадок появилось на улицах Маршала Чуйкова, Академика Лаврентьева, Гаврилова. До конца года в городе также установят 70 новых пунктов приема отходов.
В Казани раздельным сбором отходов охвачено 80% многоквартирных домов, озвучил он уже неоднократно упоминавшуюся руководством столицы РТ цифру. Замгендиректора регионального оператора Западной зоны РТ признался, что оператору данная тема интересна, но это лишь в перспективе, а пока не стал скрывать, что сейчас раздельный сбор оборачивается дополнительной нагрузкой и увеличением затрат. Что ж, такова цена инвестиций в будущее.
В очередной раз он прокомментировал и жалобы казанцев на то, что раздельно собираемые отходы водитель сваливает в одну машину. По словам первого, с начала 2019 года в компанию поступило около 10 обращений. «Два из них не подтвердилось, остальные 8 случаев мы конкретно разобрали у себя. В основном это две причины. Первая — халатность водителя. Вторая — управляющие компании несвоевременно внесли в систему „АС-отходы“ данные о контейнерах. Там есть возможность сразу предупредить, что надо заезжать два раза, а это, к сожалению, не было указано», — объяснил Курбанов.
Он добавил, что в планах на следующий год — начать работу по проектированию в муниципальных районах мусороперегрузочных станций и новых полигонов. «Как известно, в приказанской зоне предстоит построить три межмуниципальных полигона: в Арске, предварительно в Апастово и Алексеевском районе. Нужна еще 21 мусороперегрузочная станция», — напомнил представитель компании, отметив, что в связи с вышеизложенными задачами 2020 год станет не легче уходящего. «Он будет напряженным», — заключил замгендиректора.
«К сожалению, сегодня сортировка отходов прибыли не приносит. И причем чем глубже мы сортируем, тем дороже данный процесс!»
ПРАВДА ЖИЗНИ: ЧЕМ ГЛУБЖЕ УРОВЕНЬ СОРТИРОВКИ, ТЕМ УБЫТОЧНЕЕ ЭТОТ ПРОЦЕСС
Работа по разделению отходов — дополнительные издержки для регоператора. Но в то же время это может быть дополнительным источником доходов. «Каково здесь соотношение — может быть, они перекрывают друг друга?» — спросили журналисты.
«К сожалению, сегодня сортировка отходов прибыли не приносит. И причем чем глубже мы сортируем, тем дороже данный процесс! — констатировал Курбанов. — Потому что на поверхности лежат те отходы, которые сегодня легко покупаются: это бумага, картон, ПЭТ-тара, стекло». На остальное (то, что находится в глубине) сегодня спроса нет. Их продажа большой выгоды не приносит, так что о прибыли говорить рано. Казанцам для понимания ситуации он предложил провести эксперимент: подойти к контейнерной площадке и ознакомиться с содержимым мусорных баков. «Да, мы контейнеры раздельного сбора выставили. Они есть в 80 процентах домов. Но до того, чтобы в контейнерах оказалось то, что нам надо, еще очень далеко», — обратил замгендиректора внимание журналистов. По его словам, даже если в сухом контейнере действительно окажется только ПЭТ-тара, картон и прочий сухой мусор, все это в любом случае поедет на сортировочную станцию. «Сегодня в городе в сетках определенные предприниматели собирают ПЭТ. В составе этих бутылок 30 процентов мусора. То есть 30 процентов еще выкидывают, потому что он не соответствует тем требованиям, которые им нужны. Пробки с бутылок надо открутить. Светлые бутылки сортировать отдельно, темные — тоже. Потому большой прибыли от этого, к сожалению, пока нет. И для нас сортировка является убыточной», — наглядно обрисовал ситуацию представитель западного регоператора.
«Многие считают, что если они положили ПЭТ-бутылки в сетчатый контейнер, то сделали всю работу за весь мусоросортировочный завод. На самом деле это не так», — не осталась равнодушной и Ярлыченко, призвав развеять данный миф. «На сегодняшний день существует, по-моему, не менее 12 видов пластика, а то и больше. 12 — это только то, что на мусоросортировочных заводах можно отсортировать. Даже те же самые прозрачные пластиковые стаканчики изготавливаются из разного сырья. Посмотрите на донышко, там разная маркировка! И даже если мы их хотим переработать, перед вами окажется огромная куча стаканчиков… И будет определенный человек — оператор мусоросортировочного завода — стоять, переворачивать их. И с определенной маркировкой они не пригодны для переработки вообще, а вот с другой могут идти на переработку».
Курбанов добавил, что в муниципальных районах республики часто интересуются, когда же у них будет организован раздельный сбор. «Я отвечаю так: пока в районе не будет мусоросортировочной станции, говорить о полномасштабном разделении мусора невозможно. По той причине, которую я уже объяснял, — отметил он. — К сожалению, на сегодня мусоросортировочные станции есть только в Казани. В районах их нет. Мы планируем в будущем поставить там небольшие сортировочные установки, где можно будет вести речь о сортировке отходов».
«Если внимательно посмотреть с высоты птичьего полета, вокруг Казани одни кладбища и мусорные полигоны. Поэтому на самом деле нужно искать другие способы организации и обезвреживания отходов»
КАЗАНСКИЕ ПОЛИГОНЫ ПРОЖИВУТ ЕЩЕ 4 ГОДА, А ПОТОМ — ВСё: МУСОР ДЕВАТЬ НЕКУДА!
Еще один вопрос касался вместимости полигонов. Эксперт сообщил, что остаточный резерв «Восточного» составляет 184,6 тыс. т, а «Химической» — 2,2 миллиона. «Что значат эти цифры в переводе на обывательский язык?» — спросили журналисты.
«Резервов на размещение отходов у нам максимум на 3–4 года, — честно признался представитель УК „ПЖКХ“. — А чтобы дальше жить, нам надо думать, куда двигаться. Или строить новые полигоны, или же сегодня как вариант рассматривается строительство мусоросжигающего завода».
Предупредив, что строительство МСЗ ни в коем случае не сфера ответственности регоператоров, Курбанов тем не менее высказал свою точку зрения по этому поводу. «Если внимательно посмотреть с высоты птичьего полета, вокруг Казани одни кладбища и мусорные полигоны. Более 40 кладбищ и около 10 объектов размещения отходов. Потому на самом деле нужно искать другие способы организации и обезвреживания отходов. И, наверное, строительство завода — верный путь», — предположил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.