На прошедшей накануне итоговой пресс-конференции мэр Челнов Наиль Магдеев наконец публично высказался по одному из самых громких за последние месяцы скандалов На прошедшей накануне итоговой пресс-конференции мэр Челнов Наиль Магдеев наконец публично высказался по одному из самых громких за последние месяцы скандалов Фото: Олег Спиридонов

«Вам, конечно, хочется, чтобы был какой-то скандал. Но его нет»

На прошедшей накануне итоговой пресс-конференции мэр Челнов Наиль Магдеев наконец публично высказался по одному из самых громких за последние месяцы скандалов. Речь о 190 «НЕФАЗах», купленных МУП «Электротранспорт» в лизинг у ПАО «КАМАЗ» за 1,4 млрд рублей. Напомним, гендиректор автогиганта Сергей Когогин обвинил челнинскую власть в неспособности организовать пассажирские перевозки, чтобы они приносили денежный поток, и потребовал изъять автобусы большой вместимости. Сейчас спор перетек в арбитражные прения.

Соблюдая негласный этикет, к самому острому вопросу журналисты подходили издалека, начав в целом с организации работы общественного транспорта. В частности, пожаловались на то, что по проспекту Чулман редко ходит транспорт, и уточнили: не планируется ли там строительство трамвайной ветки, чтобы как-то улучшить транспортную доступность?

Магдеев на это сказал, что по проспекту ходят аж 6 маршрутов и интервал движения у них такой же, как и в целом по городу. Журналисты возразили: мол, проблема еще и в том, что не до конца продумана логистика. С Чулмана, например, сложно попасть на проспекты Мира, Сююмбике или на Московский.

«К каждому подъезду мы подогнать автобус не сможем, — заметил мэр. — Но проблема решаемая. Что касается трамвая — в проекте это есть. Но наши финансовые возможности не совпадают пока с желаниями. Последний раз мы деньги получали на продолжение трамвайной ветки в 2014 году. Нужен источник финансирования. Это было бы здорово».

Продолжая транспортную тему, представители СМИ обратили внимание и на отремонтированную в прошлом году улицу 40 лет Победы, вдоль которой установили  красивые остановки, а транспорта как не было, так и нет. Однако ждать осталось недолго — как пообещал Магдеев, с января в тестовом режиме на два-три месяца там запустят автобусы малой вместимости. Если маршрут будет востребован, исполком объявит на него конкурс.

После этого Магдеев уже без подводок перешел к ключевому предмету обсуждения. «Я интересовался [вопросом], бывая на стажировке в Европе. В основном городской транспорт — убыточный. И в Мюнхене, и в Хельсинки у мэров спрашиваем. У них есть субсидии, дотации. Поэтому не может общественный транспорт быть высокодоходным бизнесом. Не надо ждать от наших муниципальных компаний дохода. Если их такими делать, то тариф должен быть 40–45 рублей. За эти деньги никто не поедет. А если делать приемлемый тариф, то убыток налицо», — ответил наконец на претензии КАМАЗа градоначальник.

«Не может общественный транспорт быть высокодоходным бизнесом. Не надо ждать от наших муниципальных компаний дохода. Если их такими делать, то тариф должен быть 40-45 рублей» «Не может общественный транспорт быть высокодоходным бизнесом. Не надо ждать от наших муниципальных компаний дохода. Если их такими делать, то тариф должен быть 40–45 рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом Магдеев привел в качестве отрицательного примера повышение тарифов на проезд до 30 рублей в Казани. «У нас пока 22 рубля. Что-то по этому поводу никто не возмущается. Мы несем определенное бремя затрат и по трамваям. Ежегодно дотация выделялась по 30 миллионов рублей, когда компания была на балансе КАМАЗа. Потом они три года платили. Но нельзя, чтобы „Электротранспорт“ в убыток возил. Эти 30 миллионов рублей мы будем платить и уже заплатили один раз из бюджета», — прокомментировал мэр и последний долг трамвайщиков перед «Татэнергосбытом».

Публичный же выпад КАМАЗа Магдеев назвал спором двух хозяйствующих субъектов между МУП «Электротранспорт» и ПАО «КАМАЗ». «Вы его, конечно, пытаетесь перевести в другой спор, но это ваше дело, — обратился к журналистам Магдеев. — Суд разберется, кто прав, кто виноват. В арбитраж поступили иски одного хозяйствующего субъекта к другому, учредителем которого мы (город — прим. ред.) являемся. Но МУП „Электротранспорт“ — самостоятельный хозяйствующий субъект, юридическое лицо со своими правами и обязанностями, в том числе и финансовыми. Оно будет отвечать по своим обязательствам, приводить свои доводы в части оплаты или неоплаты. Компании разберутся в суде», — заключил мэр.


По заявлению Магдеева, слухи о конфликте между челнинскими властями и руководством автогиганта не имеют под собой почвы. Более того, мэр заявил, что подобная информация является не чем иным, как попыткой СМИ создать видимость скандала на городском уровне.

«Переводя это в плоскость того, что есть якобы какие-то плохие взаимоотношения между персоналиями, вы (журналисты — прим. ред.), я могу сказать, не очень честно поступаете. Ваша позиция мне, искренне говорю, не совсем нравится. Кто-то кому-то чего-то не понравился? — обратился к журналистам Магдеев. — Мы, правда, пьем чай и смеемся над вами, вы уж извините, над всеми вашими публикациями. Мы далеки от того, чтобы из-за спора двух хозяйствующих субъектов портить свои человеческие отношения. Они давно выстроены, мы этими отношениями дорожим. Вам, конечно, хочется, чтобы был какой-то скандал. Но его нет. Не ищите черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Там другого плана вопросы — технического, конструктивного, организационного, как к „Электротранспорту“, так и к КАМАЗу. Но в этом споре должен быть кто-то мудрее, покладистее. Если в семье ругаются, кто-то же должен уступить. Нет никаких подводных течений, нет двойного дна. Это чистой воды выдумка журналистов. Думаю, у руководителей КАМАЗа и „Электротранспорта“ хватит мудрости найти золотую середину в данном споре. Думаю, интересы города у КАМАЗа возобладают. Не сгущайте краски. Мало ли кто с кем судится. На вашей памяти мало, что ли, судов было? У любого судебного процесса есть завершение. Я оптимист. Надеюсь и эта история будет иметь хорошее завершение. Так что вы не убивайтесь. Вы так не убьетесь», — высказался Магдеев, процитировав журналистам расхожий анекдот.

«Мы, правда, пьем чай и смеемся над вами, вы уж извините, над всеми вашими публикациями» «Мы, правда, пьем чай и смеемся над вами, вы уж извините, над всеми вашими публикациями» Фото: «БИЗНЕС Online»

Немало ошарашенные журналисты поинтересовались все же: есть ли у города план Б, если арбитражный суд вынесет вердикт не в пользу транспортников?

«И план Б есть, и план С есть, — широко улыбаясь, по-татарски сказал Магдеев. — Все наши планы мы с моим другом Сергеем Анатольевичем решим. Мы же не только чай пьем в аэропорту. Но и городские проблемы обсуждаем». Поясним, что под чайной церемонией, которой так дорожит мэр, понимается подведение итогов визита Владимира Путина в автоград. О них, в частности, и рассуждали мэр и Когогин в аэропорту, проводив главу государства в Москву.   

ДОЛГИ МОСКВИЧЕЙ, ИЛИ ЗАЧЕМ ЧЕСАТЬ ТАМ, ГДЕ НЕ ЧЕШЕТСЯ

Вторая скандальная проблематика, поднятая на мероприятии корреспондентом «БИЗНЕС Online», касалась войны между собственниками трех управляющих компаний, подконтрольных московской группе ПИК, и желающими вернуть их жилой фонд местными управленцами. Исполком, узнав о продажах УК столичным бизнесменам в числе последних, старался сохранять маску спокойствия. Однако долго держать нейтралитет не смог, обвинив руководство трех УК в том, что они имеют задолженность перед поставщиками коммунальных услуг, и потребовав правоохранителей устроить проверку сомнительных УК. Проверка, как уточнил Магдеев, еще не закончена. Тем не менее долги есть, и их спикер озвучил на пресс-конференции.

Так, у УК «Махалля» перед энергетиками более 6 млн рублей долга, перед «Челныводоканалом» — более 7 миллионов. УК «Электротехников» имеет задолженность перед «Татэнергосбытом» почти 7,5 млн, а за воду — 19 миллионов. «Ремжилстрой» сбытовой организации задолжал более 17 млн рублей, а водоканалу — 11 млн рублей.

У УК «Махалля» перед энергетиками более 6 млн рублей долга, перед Челныводоканалом — более 7 млн. У УК «Махалля» перед энергетиками более 6 млн рублей долга, перед «Челныводоканалом» — более 7 миллионов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Разве это дело? — возмутился Магдеев. — Деньги с жителей собирают, почему они не выплачиваются ресурсным компаниям? Так что в данном случае мы будем добиваться, чтобы они работали, как установлено. Вовремя собирали положенную плату и в срок рассчитывались с поставщиками услуг».

В то же время градоначальник считает, что при желании эффективно управлять жилым фондом Челнов можно из любой точки мира. Все зависит от возможностей и желания того, кто бизнесом владеет. «Мы не против кого-то. Мы против того, чтобы нарушался общепринятый порядок расчета. Кто посчитал нужным — тот купил УК. Он ведь не дома приобрел, а право управлять. Но завтра жильцы примут решение, и эта компания вне зависимости от учредителя рискует остаться без жителей и домов», — прозрачно намекнул Магдеев на возможный исход.

Помимо боевых действий на коммунальных фронтах, Магдеев высказался и по поводу перехода жителей на прямые договора с поставщиками услуг, минуя УК. По мнению мэра, лучше существующий порядок не менять. «Федеральный закон дает такое право жителям, но это не обязанность. Я свои деньги за тепло-воду уплачиваю компании, а она расщепляет ее по всем поставщикам. Сегодня Единый расчетный  центр работает, учредителем его является правительство РТ. Разве это не благо, что у нас высокая собираемость [квартплаты], что схема работает, что деньги идут через УК? Мы свою управляющую компанию знаем, деньги ей доверяем. Зачем чесать там, где не чешется?» — высказался мэр.

«Если машину покупаешь за 2-3 миллиона рублей, на чем экономишь? Тогда не жалуйтесь, что машины на улице стоят» «Если машину покупаешь за 2–3 миллиона рублей, на чем экономишь? Тогда не жалуйтесь, что машины на улице стоят» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПАРКОВКИ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ

Больная мозоль любого города — места для парковок. «Куда людям машины ставить?» — поинтересовались журналисты у мэра. Однако градоначальник не согласился с формулировкой. Построено 6 паркингов, еще 7 планируется. В ЖК «Цезарь» — трехэтажный паркинг, в 64-м микрорайоне владелец «Комфортного жилья» Михаил Золотухин построил паркинг на 265 мест, компания «Профит» в 21-м микрорайоне возвела паркинг на 300 машин, холдинг «Домкор» построил паркинги на 144 машины, компания «Инжиниринг-М» возвела таковые в 46-м комплексе, в ЖК «Тюльпан» паркинги в подвальном помещении на 127 машин, перечислял мэр. Но заполняемость их на уровне 20%. Магдеев считает, что у челнинцев не сформирована культура обращения с автомобилями. Он привел пример из личной жизни, о котором уже однажды рассказывал на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». Каждый день мэр наблюдает из окон квартиры наполовину пустующую парковку на проспекте Чулман, возле ипподрома. И в то же время — море машин в своем дворе.


— Возникает вопрос: кто виноват? — обратился к журналистам спикер.

— Но дело все в цене. За них много просят. Стоимость к цене квартиры приближается, — не сдавались журналисты.

— Подождите, — остановил мэр. — Если машину покупаешь за 2–3 миллиона рублей, на чем экономишь? Тогда не жалуйтесь, что машины на улице стоят. Какие претензии? Паркинги — пустые. Что нужно сделать? Запрещающие знаки поставить, машины эвакуировать? Дайте совет, как поступить, — вновь обратился к журналистам мэр.

— Нужно как в Европе, — посоветовали из зала. — Ужесточить.

— Вот выйди к людям и скажи, что ты хочешь ужесточить, — парировал мэр. — Я далек от мысли принуждать людей, ставить знаки, штрафовать. Может, созреем финансово к тому, чтобы ставить на существующих открытых парковках машины, покупать машино-места на паркингах. Но проблема есть.

«Мост через Челнинку будет достаточно серьезно стоить. Мы планируем начать работы в 2020 году. Нам нужно спроектировать мост и 2,7 км дороги. И в 2021 году активно приступим к строительству» «Мост через Челнинку будет достаточно серьезно стоить. Мы планируем начать работы в 2020 году. Нам нужно спроектировать мост и 2,7 километра дороги. И в 2021 году активно приступим к строительству»

В ходе беседы мэр обозначил перспективные точки развития жилищного строительства. Тем более что обеспеченность квадратными метрами на одного челнинца не слишком высокая. Если по республике этот показатель — 26 кв. м, в автограде — 23 кв. метра. Точек на карте оказалось три. Бурный рост получит территория 34-го комплекса — там планируется продолжить улицу Раскольникова, построив кольцевую развязку. Таким образом улица соединит новый город с Элеваторной Горой. В микрорайоне намечается активное строительство жилых домов в ближайшие годы. Сейчас там строит дом ГК «Профит» Марселя Мингалимова. В перспективе там хотят возвести и детский сад на 220 мест.

Также будет продолжена застройка 63-го комплекса. Там еще решат вопрос с дорожной инфраструктурой, проведя новую дорогу от кольца улицы Машиностроителей до кольца на улице 40 лет Победы. Микрорайон также обеспечат социальной инфраструктурой — детским садом и школой на 1224 места.

Еще одна точка роста — Орловское поле, где застройку ведет ижевская компания  «Талан». Транспортную доступность району должна обеспечить дорога, которая соединит  Московский проспект и улицу Хади Такташа и станет дублером Набережночелнинского проспекта. В исполкоме уже нашли 30 млн рублей, чтобы выплатить собственникам 16 земельных участков, которые изымут под дорожное полотно. «Мы все оценили, соглашения подписали. Как только окончательно рассчитаемся, сделаем коридор. Мост через Челнинку будет достаточно серьезно стоить. Мы планируем начать работы в 2020 году. Нам нужно спроектировать мост и 2,7 километра дороги. И в 2021 году активно приступим к строительству. Ориентировочная стоимость проекта — 3 миллиарда рублей», — рассказал Магдеев.