В ушедшем году многое в культуре и шоу-бизнесе крутилось вокруг фигуры главы минкульта РТ Ирады Аюповой, которую и активно хвалили, и отчаянно ругали за те или иные управленческие решения. Хотя ответ на вопрос о том, куда плывет культурная лодка Татарстана, пожалуй, получен так и не был. «БИЗНЕС Online», анализируя происходящее в отрасли, вспоминает главные события года 2019-го и предлагает вам проголосовать за одно или несколько из них как наиболее значимые и интересные.
2019-й стал для министра культуры РТ Ирады Аюповой годом настоящих испытаний и проверки на прочность
«МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ» ИРАДЫ АЮПОВОЙ ЗАВЕРШИЛСЯ
Весь год культурное сообщество пристально наблюдало за действиями министра культуры РТ Ирады Аюповой. Напомним, она заступила на эту должность в мае 2018-го и едва ли не все в отрасли с восторгом восприняли назначение, а журналисты, ранее не знакомые с Ирадой Хафизяновной, могли приятно удивиться степени открытости министра, готовой отвечать почти на любые вопросы и устраивать регулярные встречи с прессой. Но «медовый месяц» прошел, и 2019-й стал для Аюповой годом настоящих испытаний и проверки на прочность.
От нее ждут едва ли не мгновенной активизации культурной жизни Татарстана, тем более на фоне застоя, который наблюдался в этой сфере последнее время. При этом любые, к примеру громкие кадровые, решения вызывают массу кривотолков.
Так было и с эпопеей вокруг конкурса на соискание должности директора Казанского цирка, которым в итоге стал сын предыдущего руководителя Рамиль Шарифуллин; и с уходом с поста директора республиканского центра развития традиционной культуры Фанзили Завгаровой. Наконец, самая громкая история была связана с непродлением контракта главного режиссера театра им. Тинчурина Рашида Загидуллина, который продолжает судиться с минкультом.
Самая громкая история была связана с непродлением контракта главного режиссера театра им. Тинчурина Рашида Загидуллина, который продолжает судиться с минкультом
Кроме того, Аюпова, впрочем, как и ее предшественник Айрат Сибагатуллин, пытается внедрить в сознание местных художников пагубность формулы «я творю — государство оплачивает!», поскольку многие деятели культуры или те же творческие союзы по-прежнему уверены, что должны получать прямые субсидии из бюджета, минуя всяческие конкурсные процедуры. Нынешний министр уверена, что это прямой путь к коррупционным схемам. Не нравится многим и практика привлечения внешних экспертов для оценки тех или иных проектов, которую внедряет Аюпова.
При этом неудачей года для главы минкульта можно считать так пока и неоформившуюся в конкретный документ концепцию развития культуры Татарстана («концепцию пяти „К“»), презентованную на коллегии ведомства в феврале. Возможно, проблема в том, что культурное министерство пока так и не определилось с приоритетами в работы и пытается объять необъятное. Впрочем, на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Аюпова называла эти приоритеты: «Драматический театр, кино и литература».
Наконец, хотя первые лица республики и выказывают ей регулярно публичную поддержку, министру, судя по всему, не всегда хватает аппаратного веса. Тут и музыкальный фестиваль Skaz.ka, который почему-то решил организовать АИР РТ, или, скажем, решение по главной номинации республиканской театральной премии «Тантана». Глава минкульта, возглавляющая жюри «Тантаны», не скрывала, что решила не выбирать «событие года» между успешным спектаклем театра им. Камала «Тормышмы бу», национальной оперой «Сююмбике» в театре им. Джалиля и иммерсивной «Анной Карениной» Дианы Сафаровой, поскольку выбор в пользу одного из тяжеловесов неизбежно повлек бы за собой критику с других сторон. В итоге главный приз дали всем номинантам, включая примкнувших «Бал.Бесов» Казанского ТЮЗа.
2019-й в России объявили Годом театра, так что к этому виду искусства было приковано особое внимание
ГОД ТЕАТРА В ТАТАРСТАНЕ: БЕЗ ПРОРЫВОВ, НО С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ТРЕНДОМ И СОПУТСТВУЮЩИМИ СКАНДАЛАМИ
2019-й в России объявили Годом театра, так что к этому виду искусства было приковано особое внимание. Откровенно говоря, необходимо констатировать, что год не принес прорывных спектаклей, пожалуй, вспоминается только новый проект камаловцев #Молодежныйвторник. Так что внимание было сосредоточено на кадровых делах, а также перспективах новоселья театральных коллективов. То, что Татарстан готов вкладываться в новые здания для культурных учреждений, ни для кого не секрет, вот и в этом году, под самый его занавес, нижнекамская татдрама вернулась в свое здание, капремонт которого обошелся республиканской казне в 145,1 млн рублей. На очереди театры Набережных Челнов — татарский драматический и «Мастеровые».
Что касается смены руководителей театров, то в этом вопросе политика руководства министерства культуры РТ выглядит наиболее решительной и последовательной. Очевидно, курс взят на смену администраторов и постановщиков, которые не способны создавать интересный продукт. Абсолютно оправданным оказалось назначение еще в 2018-м Гузель Сагитовой директором татарского ТЮЗа им. Кариева.
Многих порадовало появление Ильгиза Зайниева в кресле главного режиссера театра кукол «Экият», хотя татарский драматург мог занять и другую должность...
Многих порадовало появление Ильгиза Зайниева в кресле главного режиссера театра кукол «Экият», хотя, и это не секрет, самый востребованный татарский драматург и уже опытный постановщик Зайниев мог занять и другую должность, причем при таком развитии событий, возможно, не было бы главного культурного скандала года. Дело в том, что в министерстве культуры рассматривали фигуру нынешнего главрежа «Экията» на смену командовавшему Тинчуринским театром последние 26 лет Загидуллину. Но в 2018-м последнему удалось добиться продления контракта с минкультом на год, а Зайниеву предложили место в волшебном замке на улице Петербургской, который теперь должен стать не только территорией паломничества малышни, а местом, где живет настоящий современный театр.
Необходимо отметить тенденцию, которая все заметнее проявляет себя в театральном мире Татарстана. Если традиционные институции вроде казанской оперы и театра им. Качалова занимаются «предоставлением услуг населению» (хотя Александра Славутского, безусловно, стоит отметить за активность на фестивальном фронте), то негосударственные театральные организации создают Казани имидж одного из центров экспериментального театра. Впрочем, термин «негосударственные» здесь не вполне корректен, хорошо известно, что республиканский минкульт активно поддерживает структуры вроде творческой лаборатории «Угол» (Инна Яркова и Диана Сафарова), фонда «Сфорцандо» (Данияр Соколов) или объединения «Алиф» (Туфан Имамутдинов). Первые двое привезли в 2019-м в Казань «Золотую маску», а Имамутдинов и Ко устроили главный художественный скандал года — спектакль «Дэрдменд», а также заработали три номинации на «Маску» следующего года за хоровую оперу «Аллюки» с участием глухонемых актеров. Все заметнее в российской театральной жизни и драмтеатры из Челнов (прежде всего речь о «Мастеровых»), Альметьевска и Буинска.
Радуют и подвижки в области музыкального театра, которые теперь ограничиваются не только свияжскими экспериментами композитора Александра Маноцкова. Фонд «Сфорцандо», имеющий в своем арсенале целый молодежный оркестр и несколько готовых оперных постановок, реализовал яркий проект KazanOperaLab, а теперь и вовсе объявил о создании своего экспериментального музыкального театра, пусть пока еще и не имеющего постоянной площадки.
Олег Ивенко буквально «затащил» гала-концерт своего фестиваля Stage Platforma на главную сцену театра им. Джалиля, где целый вечер господствовала современная хореография
А премьер казанского балета Олег Ивенко буквально «затащил» гала-концерт своего фестиваля Stage Platforma на главную сцену театра им. Джалиля, где целый вечер господствовала современная хореография, да еще и в исполнении местных солистов — невиданное раньше дело. Отметим, что ни один из этих проектов не реализовался бы без поддержки министра Аюповой.
УХОД ИЛЬГАМА ШАКИРОВА И КРУГЛАЯ ДАТА ДЛЯ ВСЕГО ТАТАРСКОГО ШОУ-БИЗА
В национальной эстраде главными стали два события начала и конца года. В январе 2019-го на 84-м году ушел из жизни Ильгам Шакиров. Татарский певец №1 всех времен давно болел и не выступал, но сам факт того, что мы были современниками Шакирова, связывало нынешние поколения с татарской музыкальной классикой. После ухода выдающегося артиста и сама эта музыкальная культура, по сути, становится историей.
Зато в декабре медиагруппа «Барс-Медиа» сразу тремя большими шоу в Москве, Уфе и Казани отметила 20-летие своего самого известного проекта — фестиваля «Татар җыры». Можно сказать, что современной индустрии татарской эстрады тоже исполнилось два десятка лет. Той самой индустрии, созданной безо всякого участия государства на частные вложения, на которую в последнее время со всех сторон летят тумаки. При этом в который раз констатируем, что слова Рустама Минниханова о том, что татарской эстраде необходимо меняться, сказанные несколько лет назад, кажется, с восторгом приняли буквально все.
«Yзгәреш җиле» станет историей, оставив после себя разве что несколько хорошо записанных на видео концертов, которыми ТНВ еще долго сможет забивать праздничную телевизионную сетку
Но сильно ли продвинулись в реализации идеи президента РТ те, кому это было поручено? Уже сейчас можно констатировать, что тот же сверхдорогостоящий «Yзгәреш җиле» поставленных задач не решил. И музыкальный руководитель фестиваля Вадим Эйленкриг со своими коллегами, московскими джазменами, может сколько угодно говорить, что «поднял татарскую эстраду на мировой уровень». Судя по всему, после концерта в Карнеги-холле (билеты на него, кстати, расходятся не ахти как) «Ветер перемен» станет историей, оставив после себя разве что несколько хорошо записанных на видео концертов, которыми ТНВ еще долго сможет забивать праздничную телевизионную сетку. На фоне насквозь искусственного «Yзгәреш җиле» с переделкой на новый джазовый лад Сайдашева и Яхина намного более интересными видятся такие проекты, как Tat Cult Lab или «Безнен җыр», организаторы которых пытаются создавать новые и современные татарские песни.
Что касается персон года в национальном шоу-бизнесе, то за неимением других стоит отметить молодую певицу Лэйну с ее «Малаем на белом барсе» и водителя из Чикаго Ильшата Гизатуллина, который со своей шуточной песней про эчпочмак с горячим чаем, к собственному удивлению, стал героем интернета.
SKAZ.KA, ГЛИНКА, ЧАЙКОВСКИЙ И ВАСЯ ЛОЖКИН
Что еще нам подарил в уходящем году шоу-биз? Конечно, церемонии открытия и закрытия чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills от Алексея Сеченова. Это было мощно, но кудесник Сеченов делал в Казани, как мы знаем, и более крутые вещи. Наконец, отличилась глава АИР РТ Талия Минуллина, придумавшая музыкальный фестиваль Skaz.ka. Пока зрители могут быть благодарны Минуллиной за качественный бесплатный концерт, но за дальнейшей эволюцией данного проекта будет как минимум любопытно следить.
Что касается классической музыки, то из всего перечня сделанного Александром Сладковским стоит отметить летнюю запись ГСО РТ всех симфоний и концертов Петра Ильича Чайковского. Интересно будет понаблюдать за реакцией российского музыкального сообщества на диски «татарстанских симфоников», когда они увидят свет.
Кроме того, конечно, мы вспомним и проведение конкурса вокалистов им. Глинки в Казани. Видимо, Татарстан, возродив это именитое состязание молодых оперных певцов с подачи Альбины Шагимуратовой, хочет и дальше проводить его у себя.
Союз кинематографистов РТ избрал на новый срок своим главой Ильдара Ягафарова
Наконец, союз кинематографистов РТ избрал на новый четырехлетний срок своим главой Ильдара Ягафарова, киношники спорят с минкультом по поводу того, как и в каком количестве деньги от государства должны идти на производство местных фильмов: чиновники настаивают на конкурсных процедурах, указывая на невостребованность татарстанских картин, творцы — на прямых субсидиях. При этом «Водяная», а потом и «Кире» попали в федеральный прокат.
А в галерее современного искусства ГМИИ РТ прямо сейчас можно сходить на две такие разные, но одинаково яркие выставки — выдающегося лидера русского авангарда Павла Филонова и самого популярного художника отечественного интернета Васи Ложкина. И это не может не радовать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 199
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.