В 2020 году воздушная гавань Казани получит новое «оперение». За право приукрасить аэропорт в «тукаевской» стилистике сегодня вступили в борьбу авторы пяти концепций. Аэропорт предлагают опутать «серебряными нитями поэзии», осветить «солнцем татарской поэзии» и даже запустить в нем ласточек. Мнения опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов разошлись: одни просят рассказать больше о Тукае и добавить крупные элементы на фасад, другие — не мешать пассажирам и ограничиться скромным арт-объектом в углу.
В 2020 году воздушная гавань Казани получит новое «оперение». За право приукрасить аэропорт в «тукаевской» стилистике сегодня вступили в борьбу авторы пяти концепций
конкурс концепций для аэропорта
Сегодня на портале госуслуг РТ было запущено онлайн-голосование за концепции по оформлению международного аэропорта «Казань» в связи с присвоением ему имени татарского поэта Габдуллы Тукая. Оставить свой голос можно в разделе «Опросы жителей» или по прямой ссылке.
На суд жителей республики представлены пять вариантов концепций оформления аэропорта: «Поэзии серебряные нити», «Вдохновение Тукая», «Путь Тукая», «Следуй за ласточкой» и «Свет Тукая». Участникам голосования предлагается изучить все пять концепций (размещены их изображения с кратким описанием), выбрать только один из вариантов, после чего нажать на кнопку «завершить опрос». Опрос продлится до 22 января, но при необходимости срок голосования может быть продлен, пояснила нам пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наиля Клевлеева.
Известно, что все концепции были разработаны творческими группами КГАСУ по заказу министерства, для объективности голосования их фамилии пока не раскрываются. Как сообщается на сайте ведомства, с учетом результатов голосования в дальнейшем подготовят окончательный вариант концепции.
Напомним, что конкурс по присвоению аэропортам страны имен великих соотечественников «Великие имена России» проходил в конце 2018 года. Для аэропорта «Казань» предложили разные имена великих деятелей прошлого: Михаил Девятаев, Андрей Туполев, но победил татарский народный поэт Габдулла Тукай. Итоги конкурса были подведены в прямом эфире на телеканале «Россия-1» 5 декабря 2018 года. Тогда же стало известно, что аэропорт Бегишево станет носить имя экс-министра нефтеперерабатывающей промышленности СССР и бывшего директора «Нижнекамскнефтехима» Николая Лемаева. В финальном голосовании за два республиканских международных аэропорта суммарно было отдано около 193 тыс. голосов.
Всего членами оргкомитета конкурса во главе с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром Сафиным были рассмотрены 7 концепций оформления аэропорта. Авторы предложили использовать такие элементы, как арт-объекты со сказочными героями, благоустроенный сквер, информационное панно, обновленную детскую площадку, интерактивные инсталляции и фотозону. В итоге для участия в голосовании были отобраны пять лучших концепций.
«серебряные нити», ласточки и «солнце татарской поэзии»
Концепция «Поэзии серебряные нити» основывается на образе «серебряных нитей поэзии», которые «как бы окутывают все пространство аэропорта». Предполагается, что изображены они будут на стеклянных поверхностях. Причем графические сюжеты могут демонстрировать не только образы поэзии Тукая, но и виды казанских достопримечательностей.
Концепция «Вдохновение Тукая» — самая зеленая по цветовой гамме, она изобилует как живыми растениями, размещенными а-ля висячие сады Семирамиды, так и художественными инсталляциями на тему леса и родного края. Основная идея концепции — отобразить колорит и многогранность культуры Татарстана.
Концепция «Путь Тукая» — самая «тукаевская». В ней есть непосредственно портрет татарского поэтического гения, собранный (при ближайшем рассмотрении) из портретов и снимков зданий, имеющих большое значение для формирования татарской культуры и истории. Здесь есть и гигантские люстры-спирали, на которых нанесены известные фразы из произведений Тукая. Сам «Путь Тукая» — его жизненные вехи и творческий путь (деревни Кушлауч, Сосна, Кырлай, Казань, Уральск и т. д.) в виде своего рода огромного макета — воплощен в виде уютной зеленой зоны отдыха для пассажиров. Таким образом авторы концепции решили провести параллели между жизненным путем татарского поэта и тем, что для многих гостей республики аэропорт Казани является отправной точкой для их путешествия по Татарстану.
Изящной и легкой получилась концепция «Следуй за ласточкой». Она объединяет два основополагающих образа: самолет и ласточки (один из ярких образов поэзии Тукая). Световые изображения летящих птичек обвивают башню командно-диспетчерского пункта аэропорта. Графические изображения ласточек также присутствуют в дизайне интерьера здания.
Наконец, концепция «Свет Тукая» основывается на идее того, что главной целью для Тукая было просвещать свой народ. Недаром его называют «солнцем татарской поэзии». Поэтому одним из основополагающих элементов дизайна этой концепции стал насыщенный солнечный желтый цвет: желтые скамейки и зоны отдыха, выполненные в желтых цветах «тукаевские» фотозоны и графические изображения на фасаде здания аэропорта.
Как сообщается на сайте минтранса РТ, министр Сафин отметил, что авторами была проделана колоссальная работа, он поблагодарил их за креативный подход. Также он поручил КГАСУ в дальнейшем подготовить сборный проект, в котором необходимо будет учесть наиболее интересные и приемлемые предложения. Министр подчеркнул, что при выборе оформления в первую очередь аэропорт должен соответствовать своему функциональному назначению, в том числе по обеспечению безопасности и качества обслуживания пассажиров.
Клевлеева уточнила нашему изданию, что само оформление воздушной гавани в «тукаевской» тематике — это не бюджетный проект, работы будут осуществляться аэропортом за счет собственных средств. Преобразования в казанском аэропорту ожидаются уже в течение 2020 года. Они также будут направлены на повышение уровня комфорта пассажиров, подчеркивается на сайте, где проводится голосование.
Ленар Сафин подчеркнул, что при выборе оформления в первую очередь аэропорт должен соответствовать своему функциональному назначению
«у Тукая какое золото? даже собственной квартиры в Казани не было»
Какая концепция лучше всего отражает «тукаевскую» тему и в то же время удачно впишется в хайтековские интерьеры казанского аэропорта, корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили у экспертов.
Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:
— Концепция «Путь Тукая», по-моему, больше подходит для автовокзала, потому что там указаны географические точки из биографии Тукая, названия нескольких сел Арского района. Она явно не авиационная, поэтому я ее исключаю. Концепция «Свет Тукая», оформленная в золотом цвете, тоже скорее для наземного транспорта. Если знать биографию Тукая, то там никакого золота нет. Вот если бы речь шла о Дэрдменде, хозяине золотых приисков, тут бы я все понял. А у Тукая какое золото? Никакого золота он не видел, даже собственной квартиры в Казани у него не было. Голодное, бедное детство, смерть отца, жизнь у дальних родственников… Поэтому эту концепцию я тоже отметаю.
Остаются концепции «Следуй за ласточкой» и «Серебряные нити». Я думаю, «Серебряные нити» произведут впечатление на старшее поколение. Это классика. Изысканное национальное решение в традициях татарского ювелирного искусства. Серебристыми линиями нарисовать в аэропорту достопримечательности Казани — очень хорошая идея. Но креативность и образность «Ласточки» — неожиданная находка, соединяющая Тукая и авиационный транспорт. А это очень трудно совместить! Тукай ведь очень далек от самолетов. Когда он жил, и самолетов-то не было, особенно пассажирских. Но идея модернизировать стихотворение Тукая «Ласточка» — очень креативная. Поэтому я пришел к выводу, что надо совместить эти две концепции: «Следуй за ласточкой» и «Серебряные нити». Они друг другу не противоречат, наоборот — дополняют друг друга, поскольку панно «Ласточки» не покрывает всю территорию нашей воздушной гавани. Но «Серебряные нити» говорят скорее о начале XX века, а «Ласточка» — о современности. И они здорово совмещаются. В аэропорту хватит места и для первого, и для второго проекта.
Павел Савицкий — директор рекламного агентства «Пи Арт»:
— В каждой из предложенных концепций есть интересные, на мой взгляд, фрагменты, но ни одна не решает полностью основную задачу. Авторы так увлеклись отдельными декоративными элементами, что за деревьями стало не видно леса. Я не видел технического задания, по которому работали авторы представленных концепций, но могу предположить, что нужно было передать дух Казани и Республики Татарстан через яркие образы из творчества Габдуллы Тукая. Здесь есть важный момент: Тукай, которого у нас часто называют «татарским Пушкиным», — все-таки не Пушкин. Я имею в виду не качество поэзии, а то, что он не так широко известен за пределами Татарстана, как его кудрявый русский коллега. Таким образом, в оформлении я бы обязательно использовал элементы, которые позволят познакомить людей с творчеством Тукая (этот момент учтен только в концепции «Свет Тукая»), а далее раскрыл бы наиболее яркие образы его произведений в визуальных элементах большого формата.
Здесь важно не забыть о специфике аэропорта, где есть два типа зон: первый — где люди не имеют возможности задержаться ни на секунду: зоны регистрации, посадки и т. д., и второй — зоны ожидания, где люди имеют много времени для длительного контакта с материалом. Очевидно, что в зонах ожидания уместно разместить звучные цитаты из произведений поэта, сопроводив их малоформатными иллюстрациями, а в зонах быстрого прохождения отлично будут работать крупные форматы с теми же иллюстрациями. Здесь я не вижу смысла ограничиваться только видами природы (концепция «Вдохновение Тукая») или одним героем его произведения (концепция «Следуй за ласточкой), лучше гармонично преподнести их все, используя татарский национальный колорит в костюмах, пейзажах и орнаменте. От такого оформления у посетителя аэропорта останется цельное впечатление. Человек вспомнит или прочитает впервые вдохновенные строки о крае, который он собирается посетить или, наоборот, покидает, и это впечатление останется с ним надолго.
«Если аэропорт назвали именем поэта, это не значит, что там должна быть экспансия персонажей»
«интересная ручная линейная графика, 3D всех уже утомило»
Сергей Насекин — руководитель дизайн-студии «Айбат»:
— Я посмотрел эти концепции. Что могу сказать? Традиция каким-то образом оформлять аэропорты к значимым культурным событиям — такая международная уже практика, это довольно часто делается. Я много летаю и наблюдаю подобное в разных аэропортах. И то, что наш казанский решили оформить в духе Тукая, это хорошая идея и начинание. Единственное, что во всем мире эти экспозиции — сменяемые и важно, чтобы они были не на постоянной основе. Максимум такая экспозиция создается на год, потом должна быть сменяемость.
Теперь непосредственно по поводу концепций. Есть интересные решения, но все они немного сыроваты. Но концепция на то и концепция, чтобы предложить идею, а дальше ее дорабатывать, так что это нормально. Мне понравилась первая идея, которая называется «Поэзии серебряные нити». Здесь интересная ручная линейная графика, одна картинка с большим видом Казани. Сейчас ручная графика вообще намного приятнее, чем какое-то 3D, которое всех уже утомило. Она обладает бо́льшей индивидуальностью и самобытностью. Поэтому мне эта картинка понравилась.
Единственное замечание, и это касается всех пяти концепций, что они не учитывают один важный момент — что такое оформление должно обладать двумя уровнями восприятия: на большом расстоянии (из машины) и второй уровень — тактильный, близкий. Так вот, восприятие первого уровня во всех концепциях так и не решено. У всех мелкая детализация и крупные решения вообще не учитываются. Это замечание относится и к концепции «Поэзии серебряные нити». Мелкая графика, которая вынесена на фасад, абсолютно не читается и пропадает.
Тем не менее концепция «Поэзии серебряные нити» мне понравилась. И хорошая — «Следуй за ласточкой». Здесь и сама идея замечательная. Ласточка — образ самолета, тут все понятно. Другое дело, что только этого образа слишком мало для решения. Поэтому я бы совместил первую идею со второй. К тому же и по графике они похожи. Интересное решение и со скульптурной композицией… То есть в этих концепциях есть и свои плюсы, и свои минусы. Если их доработать до ума с учетом замечаний, может получиться очень даже симпатично.
«это перебор. Превращать аэропорт в музей Тукая я бы не стал»
Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
— Мы сейчас с моим первым заместителем — Гали Насыровым — смотрим присланные вами эскизы. Мне больше нравится второй вариант — «Поэзии серебряные нити». Он более современный, легкий среди всех представленных, хотя, может быть, не совсем традиционный. И четвертый вариант — «Путь Тукая» — тоже неплох. Он более традиционный и, я бы сказал, содержательный. «Поэзии серебряные нити» — вариант, может быть, немного футуристический. А моему заместителю больше нравится четвертый вариант, «Путь Тукая», потому что он очень зрелищно и содержательно показывает жизненный путь нашего великого поэта.
Ильгизар Хасанов — художник:
— Ни с одним из вариантов я бы не согласился, это перебор. Превращать аэропорт в музей Тукая я бы не стал. Если аэропорт назвали именем поэта, это не значит, что там должна быть экспансия персонажей. Там и так проблема с навигацией, трудно понять, куда бежать, двигаться. Эти картинки будут просто сбивать. Человек начнет шарахаться. Ему же самолет надо найти.
Есть очень простое решение: где-то внутри аэропорта, в красном углу здания, там, где это никому не будет мешать, поставить стелу. Или например, взять какое-нибудь стихотворение, цитату Тукая и высечь на стекле на трех языках.
В зоне ожидания на посадку можно что-то сделать. Но опять же, я бы не стал визуализировать на стенах или еще на чем-то. Можно поставить проектор, сделать небольшой фильм о Тукае, но так, чтобы это не мешало людям. Пусть те, кто захочет, подойдут и ознакомятся. Этого более чем достаточно.
А украшать… Это не то место, не музейная история. Сейчас все пытаются превратить в псевдомузей или галерею современного искусства, мне кажется, это лишнее. Там нужен доступ к визуальной информации о рейсах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 189
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.