Сегодня в главном оперном доме страны большая премьера — опера «Садко» Римского-Корсакова в постановке знаменитого Дмитрия Чернякова, почти 10 лет не работавшего на родине. На все 6 спектаклей премьерного блока билеты проданы, а 18 февраля «Садко» можно будет увидеть в прямом эфире на канале Mezzo. Среди певцов и Аида Гарифуллина, в последние годы постоянно работающая с Черняковым. «БИЗНЕС Online» рассказывает, почему сегодня в Большом театре ждут светскую тусовку столицы в полном составе.
В Большом театре состоится премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова
ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ И СВЕТСКОЕ СОБЫТИЕ
Настоящим центром культурной и светской жизни российской столицы обещает сегодня стать Большой театр. На его исторической сцене состоится премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова. Этот спектакль — едва ли не самое ожидаемое событие не только оперного, но и всего театрального сезона в стране. Режиссер Черняков, один из самых известных в мире отечественных деятелей культуры, возвращается в российский театр после 9-летнего отсутствия, да еще и с произведением Римского-Корсакова, музыка которого его во многом и прославила. Ну а у Татарстана есть к новому «Садко» и свой интерес.
Дело в том, что режиссер и в 2011 году, когда его спектакль «Руслан и Людмила» Глинки был первой оперной премьерой на исторической сцене Большого театра после капремонта, и в 2020-м не обошелся без звездных татарских сопрано. Заглавная женская партия в том «Руслане и Людмиле» стала знаковой в карьере Альбины Шагимуратовой. «В ее голосе есть что-то такое... Даже если я не смотрю на нее, а просто слышу, меня подобное гипнотизирует! Не могу сказать, что это такое... какой-то дар», — так говорил Черняков в интервью «БИЗНЕС Online» осенью 2016 года о Шагимуратовой.
Но теперь у главного в мире оперного режиссера из России появилась другая любимица с татарскими корнями. Для Аиды Гарифуллиной это будет уже третья работа с Черняковым, но дебют в Большом театре. В 2017-м она пела заглавную партию в его «Снегурочке» все того же Римского-Корсакова в Парижской национальной опере, а двумя годами позже была частью звездного ансамбля солистов в «Обручении в монастыре» Прокофьева на сцене Берлинской государственной оперы. И вот теперь исполнит партию Волховы — дочери морского царя, которая, чтобы остаться с любимым, обратилась быстрой речкой (реальная река Волхов, что на северо-западе страны, вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро).
Всего премьерный блок «Садко» в Большом театре состоит из 6 спектаклей, все билеты на которые уже проданы. Есть два состава певцов, Гарифуллину можно будет увидеть и услышать на представлениях 14, 16 и 18 февраля. 18 февраля «Садко» в прямом эфире покажет телеканал Mezzo. Интересно, что в первом составе есть еще несколько артистов, которые знакомы казанской публике. В разных проектах ГСО РТ Александра Сладковского принимали участие Нажмиддин Мавлянов (Садко), Екатерина Семенчук (Любава), Максим Пастер (Сопель), Андрей Жилиховский (Веденецкий гость), а в прошлом году на Шаляпинском фестивале Ленского в «Евгении Онегине» пел Алексей Неклюдов (Индейский гость).
За Черняковым, которому в мае 2020-го исполнится 50 лет, давно закрепилась репутация новатора оперной режиссуры, причем на Западе она принесла ему славу, в России же большое количество недоброжелателей, считающих, что художник издевается над классикой. Это одна из причин, почему он так долго не ставил на родине, предпочитая Метрополитен-опера, Ла Скала и другие главные мировые оперные дома. В 2011 году его спектакль «Руслан и Людмила» ознаменовался скандалом: многие не приняли пушкинского сюжета в интерпретации Чернякова, где Руслану и Людмиле на пути к счастью пришлось пробираться через горы трупов в камуфляжной форме и психиатрическую лечебницу. Сам режиссер всегда говорит, что не верит в сказки и в то, как оперные певцы дня сегодняшнего изображают на сцене былинных героев, венецианских мавров или средневековых королей. Для него каждый спектакль — разговор с современной аудиторией на понятном ей языке о тех проблемах, которые ее беспокоят.
«Упреки в том, что кто-то издевается, — это конспирология. Нет задачи высмеять, унизить кого-то, пошатнуть устои. Такого не существует в природе, подобное придумано! Я не знаю никого, кто подвергает сознательно злобному осмеянию те произведения, которые выбирает для постановки. Они их ставят, потому что любят. И я делаю это, потому что люблю. Все пропитано любовью», — рассказывал Черняков нашей газете. О его «Садко» пока известно, что в оформлении спектакля использованы эскизы знаменитых художников, оформлявших данную оперу в постановках начала XX века: Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Константина Коровина, Владимира Егорова и Николая Рериха.
Аида Гарифуллина: «Спектакль обещает быть очень зрелищным, красивым, насыщенным, где-то даже неожиданным, зрителей ждут интереснейшие режиссерские находки и потрясающая музыка Римского-Корсакова»
«ДО СИХ ПОР ЗВОНЯТ ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ, СПРАШИВАЯ ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ!»
«БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов о предстоящей премьере и самой Гарифуллиной.
— Аида, понятно, что всех секретов вокруг постановки «Садко» раскрывать пока нельзя, но каковы ваши общие впечатления от работы? Чего ждать зрителям?
— Спектакль, как мне видится, вылился в довольно красочное и монументальное полотно. Особое настроение создают удивительные декорации, над которыми еще к первым постановкам в Большом работали выдающиеся русские художники — Васнецов, Коровин, Рерих, а также яркие костюмы. Думаю, что эта постановка «Садко» станет культурным событием. Такое ощущение, что вся Москва собралась прийти на эти 6 спектаклей! До сих пор звонят друзья и знакомые, спрашивая пригласительные! Все в ожидании! Воздух накален! Сразу могу сказать: это будет незабываемо. По масштабности постановки, новому режиссерскому взгляду могу сравнить ее с другим спектаклем Чернякова — «Снегурочкой» на парижской сцене.
— Насколько сама тема оперы «Садко» и героиня Волхова вам оказались близки?
— «Садко» — красивая история о любви и верности, дальних странствиях и удивительных встречах. Моя героиня Волхова, дочь морского царя, приносит себя в жертву во имя любви. Музыка Римского-Корсакова — одна из моих самых любимых. С особым трепетом я исполняла партии Снегурочки, Шемаханской царицы, и вот теперь Волхова — необычный, фантастический образ (вообще моя роль в этом спектакле — одна из главных). Она очень подвижная и игривая, нежная и порхающая. Под стать данному образу и мой костюм — легкий и струящийся, не сковывающий движений. К тому же я буду не только петь — вы сможете увидеть и танцевальные эпизоды в моем исполнении во время встречи Садко с Волховой в сцене подводного царства. Это режиссерская находка.
— Вы работали с хореографом?
— Да-да, я работала с хореографом — постановщиком моих танцевальных эпизодов. Мои детские увлечения балетом не прошли даром — очень пригодились! Были и неудобные для пения моменты. Так, в одной из сцен перед колыбельной песней Дмитрий Черняков попросил исполнить танцевальный номер. Представляете, перед спокойной, умиротворенной колыбельной мне приходится танцевать, кружиться, одновременной бегать по ступенькам — здесь нужна не только огромная физическая подготовка, но и выносливость, умение быстро собраться и восстановить дыхание.
«Мы очень уставали, просто валились с ног. Но, когда после репетиций Дима заходил в гримерную, чтобы поддержать меня, откуда-то находились силы шутить и смеяться!»
— Это уже не первый ваш опыт работы с Дмитрием Черняковым. Каким он был на этот раз?
— Позади две недели ежедневных и интенсивных репетиций, практически ни минуты отдыха. Мы очень уставали, просто валились с ног. Но, когда после репетиций Дима заходил в гримерную, чтобы поддержать меня, откуда-то находились силы шутить и смеяться! А вообще, спектакль обещает быть очень зрелищным, красивым, интересным и насыщенным, где-то даже неожиданным, зрителей ждут интереснейшие режиссерские находки и потрясающая музыка Римского-Корсакова!
«ЭТО НЕ ТОТ РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ, ЗАКРЫВ ГЛАЗА, БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЧЬЕЙ-ТО УКАЗКЕ В ВЫБОРЕ АРТИСТОВ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о сегодняшней премьере Большого театра в Москве.
Сергей Ходнев — искусствовед, музыкальный критик, заведующий отделом культуры газеты «Коммерсантъ» (Москва):
— Дмитрий Черняков не ставил в России с конца 2011 года — прошло почти 9 лет. За это время у него вышло несколько фантастических спектаклей на разных сценах за границей. Слава богу, они доступны в записи, но всегда приятно, когда человек, чья карьера начиналась в РФ (и во многом именно Большой театр стал трамплином для его нынешней мировой репутации), возвращается сюда, чтобы поставить именно русскую оперу, причем одну из страшно важных для оперной школы, рубежа конца XIX — начала XX веков. Несмотря на то что сам сюжет о Садко, как нам кажется, у всех на слуху, все его знают и что-то слышали, исполняется эта опера достаточно редко. В Большом театре «Садко» не ставился с 80-х годов, что не совсем справедливо. Это очень отрадно не просто как новая театральная работа, но и как возвращение данной вещи в полноценном масштабном исполнении, которое по понятным причинам доступно у нас не на каждой сцене. Не каждому театру в стране такое по плечу.
Выступление Аиды Гарифуллиной у многих вызывает большой интерес, потому что все слышали о ее европейских успехах, в том числе у того же Дмитрия Чернякова в «Снегурочке». И сам он тепло отзывается об Аиде как об актрисе, исполнительнице. Это достаточно важно, потому что Черняков — тот человек, который очень придирчиво относится к выбору исполнителей, артистов, к тому, что они показывают, как относятся к тому, как он работает. Это не тот режиссер, который, закрыв глаза, будет действовать по чьей-то указке в выборе артистов. Потому увидеть Аиду воочию на сцене Большого — один из сюрпризов, который все ожидают. Наряду с той же Екатериной Семенчук, примой Мариинского театра, которая тоже на сцене Большого еще не пела.
Нияз Игламов — театральный критик (Казань):
— Любая постановка Дмитрия Чернякова в России или где-то еще — событие как минимум в оперном мире. Поскольку он в какой-то степени реформатор оперной режиссуры и человек, пришедший в музыкальный театр из драмы (хотя и был там недолго), мне кажется, что это событие, выходящее на более широкий уровень, не только музыкального театра. Моя знакомая сейчас работает ассистентом у Чернякова в данной постановке и рассказывает, какой это разбор. Он к нам приезжал на фестиваль «Ремесло» в качестве мастера, вел семинары, и я представляю себе, как подобное может быть. Дополнительный фактор — Черняков давно не ставил в России. У него были какие-то критические моменты по отношению к обстановке в стране. Это не связано ни с какой политикой, а вопрос удобства и неудобства, подготовленности и неподготовленности российского зрителя. И определенный накат на него в связи с тем, что он якобы ставит все с ног на голову, и подобное в таком ключе. Конечно, не очень хорошая атмосфера, но, думаю, это было преодолено за прошедшие годы, сейчас он с удовольствием и интересом ставит «Садко». Тем более Римский-Корсаков — один из его любимых композиторов.
Дебют Аиды Гарифуллиной интересен. Она наша землячка, одна из надежд, становящаяся знаковой фигурой на международной оперной сцене. Опера сегодня — не национальное искусство, а наднациональное. Вообще, я не могу сказать, что большой ценитель именно вокала. Мне, конечно, больше интересно постановочное решение, то, как придуманы мизансцены, партнерские взаимоотношения, какова вообще режиссерская концепция, какая идея за этим лежит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.