Турки будут строить олефиновый комплекс, известный как «Этилен-600». Контракт подписывали гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин и гендиректор «Гемонта» Мухиттин Акташ (на фото) Турки будут строить олефиновый комплекс, известный как «Этилен-600». Сегодня контракт с ПАО «Нижнекамскнефтехим» подписал гендиректор «Гемонта» Мухиттин Акташ (на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

ТУРЦИЯ ОБОШЛА ЯПОНИЮ И ЮЖНУЮ КОРЕЮ

Сегодня ТАИФ подписал новый контракт со своим давним турецким партнером — международной строительной компанией «Гемонт». Турки будут строить олефиновый комплекс, известный как «Этилен-600». Контракт подписывали в торжественной обстановке гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин и гендиректор «Гемонта» Мухиттин Акташ. Присутствовали на церемонии гендиректор ТАИФа Руслан Шигабутдинов и его главный советник по развитию Альберт Шигабутдинов.

Как отмечает «Нижнекамскнефтехим» в пресс-релизе, старых знакомых привлекли по итогам двух этапов тендеров — «Гемонт» представил наилучшее предложение как с технической, так и с экономической стороны. Мониторить же рынок международных строительных компаний НКНХ начал больше года назад. Тогда изучили опыт 29 строительных компаний из Индии, Китая, Южной Кореи, Турции и Японии, но «Гемонт» обошел всех.

В пиковый период строительства «Этилена-600» турки мобилизуют на строительной площадке в Нижнекамске более 6 тыс. человек. Завершиться же работы должны к июлю 2023 года. Отметим, что ранее сроки указывались другие — первую очередь комплекса планировали запустить уже к 2021 году.

На церемонии подписания присутствовали гендиректор ТАИФа Руслан Шигабутдинов (справа) и его главный советник по развитию Альберт Шигабутдинов (в центре)Фото: president.tatarstan.ru

Общественные слушания по проекту «Этилена» прошли в Нижнекамске в мае 2019 года. По сравнению со скандалами, сопровождавшими другой проекта НКНХ — производство  метанола, — документы по «Этилену-600» публика приняла относительно спокойно, хотя совсем без возмущений не обошлось.

Проектировал комплекс другой давний партнер ТАИФа — немецкая компания AG Linde, а московская «ВНИПИнефть» перекладывала технические решения немцев на российские нормы. В планах комплекса выпускать в год этилена — 600 тыс. т, пропилена — 270 тыс. т, бензола — 248 тыс. т, бутадиена — 89 тыс. тонн. Этилен нужен для полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата, из которых, в свою очередь, делают пленки, пакеты, бутылки, трубы, изделия для автомобильной и медицинской промышленности и прочее. В дальнейших планах — еще один такой же комплекс.

Во время слушаний нижнекамцам озвучили и экологические показатели проекта. На «Этилене-600» НКНХ построит локальные очистные сооружения. «То есть все образующиеся в ходе технологического процесса сточные воды станут очищаться на локальных очистных сооружениях до качества, необходимого для технологического процесса. Вода будет возвращаться в процесс, тем самым сокращается потребление речной воды до 500 „кубов“ в час», — рассказывал во время слушаний директор будущего завода Роман Васильев. Химзагрязненные стоки тоже будут сливать на локальные очистные.

В компании пообещали, что выбросы от «Этилена-600» не сильно ухудшат состояние экологии в Нижнекамске. В небо над городом за год все компании промузла выдают 60 тыс. тонн выбросов В компании пообещали, что выбросы от «Этилена-600» не сильно ухудшат состояние экологии в Нижнекамске. В небо над городом за год все компании промузла выдают 60 тыс. т выбросов Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЛЮС 11% К ВЫБРОСАМ НИЖНЕКАМСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Тогда же в компании пообещали, что выбросы от «Этилена-600» не сильно ухудшат состояние экологии в Нижнекамске. В небо над городом за год все компании промузла выдают 60 тыс. тонн выбросов. Доля НКНХ в них — 23 тыс. тонн. При вводе «Этилена-600» станет 26 180 т, то есть плюс 11,9%. Предполагается, что комплекс будет выбрасывать 2 797 т отходов в год. «Это в четыре раза ниже допустимых норм справочника наилучших доступных технологий», — уточнял во время слушаний Васильев, добавляя, что уровень воздействия на окружающую среду соответствует санитарному законодательству.

Представитель немецкой Linde тогда же пояснила, что наиболее вредный элемент загрязнения — окислы азота — будут сокращать при помощи использования горелок с низким и сверхнизким выбросом этого вещества. При внеплановых выбросах с факелов углеводороды проходят безопасное окисление, что не позволяет им отправляться в атмосферу. К слову, похожий по масштабу проект, по словам представителя Linde, уже реализовали в 1990 году в Антверпене. Надо отметить, что заверения не удовлетворили горожан — больше всех возмущались районные старожилы, которые с давних под обвиняют НКНХ в загрязнении вод, а также бывший главврач санчасти Нижнекамска Гамир Исмагилов, потребовавший от НКНХ компенсации в виде больницы на тысячу койко-мест. Впрочем, проект поддержали большинством голосов.

Как отмечают эксперты «БИЗНЕС Online», проект «Этилена-600» станет знаковым как для самого НКНХ, так и для города в целом. Этот проект входит в долгосрочную стратегию развития химического и нефтехимического комплексов РФ на период до 2030 года. Деньги же на «Этилен-600» НКНХ получит от Deutsche Bank AG, с которым в 2018 году заключил долгосрочное кредитное соглашение на 807 млн евро.

«Это очень масштабный проект для „Нижнекамскнефтехима“. Подобные проекты не реализовывались здесь со дня его основания. Все остальные проекты, которые были реализованы в последние годы — это небольшие установки с не таким значительным бюджетом. Я полагаю, что „Этилен-600“ даже объемнее по масштабу, чем КГПТО для ТАИФ-НК», — рассуждает собеседник издания, знакомый с ситуацией в компании.

Эксперт считает, что турки не обделят работой и местные компании, несмотря на заявку 6 тыс. рабочих. «Это не говорит о том, что в Нижнекамске будут работать тысячи именно турецких рабочих. „Гемонт“ выбран как комплексный подрядчик, а значит, он будет привлекать субподрядные организации. Материалы и строительные комплектующие, которые потребуются, тоже будут местного производства. Зачастую основной объем выпадает на долю местных производителей и строительных организацией по одной простой причине — это бывает выгоднее и помогает вписаться в бюджет контракта, особенно если это валютный контракт и курс плавающий. Тем более у „Гемонта“ есть опыт взаимодействия с местными строительными организация по предыдущим работам», — комментирует эксперт в отрасли.

Эксперт считает, что турки не обделят работой местные компании, несмотря на заявку 6 тыс. рабочих. «Это не говорит о том, что в Нижнекамске будут работать тысячи именно турецких рабочих» Эксперт считает, что турки не обделят работой местные компании, несмотря на заявку 6 тыс. рабочих: «Это не говорит о том, что в Нижнекамске будут работать тысячи именно турецких рабочих» Фото: tatarstan.ru

КАК НИЖНЕКАМСК СТАЛ ОКНОМ В ТУРЦИЮ

Соотечественник строителей и владелец ООО «Авиа-Тола» Толга Акынджы, кстати, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» еще месяц назад предрекал возвращение «Гемонта» в Нижнекамск, комментируя прекращение регулярного авиасообщения с Турцией. В период своего триумфального первого похода на Татарстан в 2015–2017 годах «Гемонт» давал маятниковую миграцию, которая обеспечивала рентабельность рейсов между Бегишево и Стамбулом, и теперь, по мнению Акынджы, авиакомпании снова могут заинтересоваться направлением. Спикер прогнозировал, что поток трудовых мигрантов хлынет в Закамье в марте — и, как видим, не ошибся, так что и возобновление рейсов в Стамбул вполне возможно.

В 2015–2017 годах, напомним, «Гемонт» стал в Татарстане «своим строителем» благодаря масштабному проекту от ТАИФ-НК, для которого турки монтировали трубопроводы и оборудование на комплексе глубокой переработки тяжелых остатков. Нынешний подряд много крупнее — достаточно отметить, что в 2016-м, на пике работ в ТАИФ-НК, на нижнекамской стройке работали 2,5 тыс. турок, а сейчас ожидается 6 тыс. собственных сотрудников. Несмотря на то, что история строительства КГПТО не обошлась без «международного» скандала, компания прижилась в Татарстане. Скандал, напомним, вызвало недовольство рабочих зарплатами — как тогда выяснилось, получая гонорары в рублях и отсылая деньги на родину в валюте, строители по факту имели в полтора раза меньше, чем рассчитывали. Проблему создала девальвация рубля в период между заключением генконтракта между ТАИФ-НК и «Гемонтом» в апреле 2014-года и забастовкой турецких рабочих в феврале 2016-го. В итоге около 200 турок прошли по площадке «ТАИФ-НК» маршем, свистя и скандируя.

Компания Садыка Акмана (в центре) вошла в топ-5 налогоплательщиков-строителей в Омске, где у «Гемонта» тоже имеется представительство. До этого, в 2017 году компания зашла в ОЭЗ «Алабуга» с юрлицом «Гемонт Металл» Компания Садыка Акмана (в центре) вошла в топ-5 налогоплательщиков-строителей в Омске, где у «Гемонта» тоже имеется представительство. До этого, в 2017 году, компания зашла в ОЭЗ «Алабуга» с юрлицом «Гемонт Металл» Фото: president.tatarstan.ru

Были и другие неприятные страницы в истории «Гемонта» в Татарстане. Год назад, в частности, денег от компании потребовали судебные приставы — за утилизационный сбор предприятие задолжало 48,5 млн рублей, но в рекордные сроки выплатило деньги после того, как у предприятия арестовали 33 грузовика.

Достроив КГПТО, сотрудники «Гемонта» основным составом уехали на родину, и с тех пор компания громко о себе не заявляла, однако корни пустила многочисленные. Собственно ООО «Гемонт» за 2018 год заработало 25,6 млн рублей при выручке 2,1 млрд рублей. Кроме того, компания Садыка Акмана вошла в топ-5 налогоплательщиков-строителей в Омске, где у «Гемонта» тоже имеется представительство. До этого, в 2017 году, компания зашла в ОЭЗ «Алабуга» с юрлицом «Гемонт Металл», заявив об инвестициях на уровне 13,7 млрд рублей в производство листового металла. Одновременно дочка «Гемонта» — компания «Макметалл» — стала 17-м резидентом ТОСЭР «Набережные Челны», вложив 100 млн рублей в производство арматурной сетки, рассчитанное на 10 тыс. т сетки в год.

В химграде же место «Гемонта» с апреля прошлого года заняли их земляки Enka İnşaat ve Sanayi A.Ş. — компания тоже работает с объектами ТАИФа, на подрядах помельче. В целом инвестпрограмма ТАИФа на ближайшее 10-летие подразумевает освоение около 10 млрд евро только на строительно-монтажных работах.