Второй частью Марлезонского балета стало продолжение заседания горсовета, сорванного в среду публичным исходом камазовских депутатов. На этот раз они отказались голосовать за субсидии для трамвайного ООО «Электротранспорт», хотя впоследствии КАМАЗ объяснил, что их неправильно поняли. Наиль Магдеев же пытался найти путь к примирению, признавая недоработки и рассказывая, как власти города собираются решать транспортную проблему.
Интриги сегодняшнему заседанию добавил слух о том, что КАМАЗ на фоне обострения отношений с муниципалитетом якобы занялся созданием собственного транспортного подразделения
ДЕПУТАТ АМИНОВ НЕ ПОНЯЛ, ЗАЧЕМ ГОРОД ПЛАТИТ ЗА ТРАМВАИ
В неожиданно неформальном ключе прошел сегодня второй акт отчетного заседания горсовета Набережных Челнов, сорванного позавчера частью депутатов, демонстративно покинувших зал после выступления лидера коммунистов РТ Хафиза Миргалимова. Миргалимов, напомним, пристыдил руководство КАМАЗа за решение забрать у города 190 лизинговых «НЕФАЗов». После этого камазовские депутаты оставили заседание без кворума и его пришлось прервать.
Интриги сегодняшнему продолжению сессии добавил слух, вброшенный накануне одним из телеграм-каналов: КАМАЗ на фоне обострения отношений с муниципалитетом якобы занялся созданием собственного транспортного подразделения, которое отремонтирует сданные «НЕФАЗы», примет участие в тендере на пассажирские перевозки и своим примером докажет, что городские маршруты могут быть рентабельным бизнесом.
По факту на сессии выступил лишь один докладчик — начальник управления финансов Ирина Сагидуллина. Вопрос казался безобидным — чиновница просила утвердить коррективы городского бюджета на 2020 год. Как это и делается ежегодно, город распределял остатки прошлогодних средств, не использованных на 1 января. Сагидуллина подчеркнула, что 131,2 млн рублей остатка распределяются по согласованию с президентом РТ: 3,9 млн рублей на летние детские лагеря, свыше 4 млн рублей на нужды БДД, небольшие суммы на обычные социальные вопросы и самое главное — 62,8 млн рублей на перевозки, то есть фактически для покрытия убытков ООО «Электротранспорт», управляющего челнинским трамвайным парком. Таким образом, доходная часть бюджета составляет по-прежнему 9,32 млрд рублей, а расходная выросла до 9,47 млрд, разница покрывается допдоходами.
Ирина Сагидуллина подчеркнула, что 131,2 млн рублей остатка распределяются по согласованию с президентом РТ: 62,8 млн рублей — на перевозки, то есть фактически для покрытия убытков ООО «Электротранспорт»
Мэр города Наиль Магдеев дополнил выступление, напомнив, что «Электротранспорт» в течение трех лет получал дотации от КАМАЗа, в свое время передавшего городу трамвайное хозяйство. «Три года прошли, КАМАЗ свои обязательства выполнил, но затраты никуда не исчезли, и за два года мы возмещаем их „Электротранспорту“», — объяснил мэр.
Тут-то привычный сценарий и пошел не по плану. Слово взял директор по маркетингу ПАО «КАМАЗ» Эльдар Аминов, расположившийся по соседству с руководителем пресс-службы автогиганта Олегом Афанасьевым. Аминов потребовал доступнее разъяснить основания, на которых бюджет помогает деньгами ООО. Сагидуллина кратко пояснила: город возмещает разницу между себестоимостью трамвайных перевозок и тарифами на проезд.
«Тарифы пересматривались, и на комиссии мы рассматривали эффективность предприятия, — возразил Аминов. — Прошу исключить эту поправку, прошу депутатов поддержать меня и включить мое мнение в протокол заседания».
«Три года прошли, КАМАЗ свои обязательства выполнил, но затраты никуда не исчезли, и за два года мы возмещаем их «Электротранспорту»
«МОЖЕТ БЫТЬ, НАМ НУЖНА, К ПРИМЕРУ, ПОМОЩЬ КОЛЛЕГ ИЗ ГОСДУМЫ»
Протест маркетолога не смутил Магдеева — было заметно, что чего-то подобного от блока «камазовских» депутатов мэр ожидал. Градоначальник отметил, что позиция имеет право на жизнь и поделился своей точкой зрения: сумму можно не утверждать, но, чем больше горсовет затянет с решением, тем больше проблем будет у города: в декабре «Татэнергосбыт» уже едва не отключил трамваи от электричества за долги. Если финансовые дыры не подлатать, вагоны неминуемо встанут.
«Как председательствующий и как руководитель города предлагаю утвердить, — рекомендовал Магдеев горсовету. — Затраты понятные и открытые, ничего нового. Мы можем еще раз показать все отчеты, можем получить заключение тарифного комитета, но так мы уйдем на полгода, а завтра нас ждут новые отключения. В том числе и маршрутов, следующих на КАМАЗ. Тогда люди спросят: „Куда смотрели депутаты?“ Сумма согласована с президентом, все проверил минфин и дал добро по всем позициям».
На помощь мэру пришла зампредправления Акибанка Венера Туктарова — как председатель профильной комиссии она напомнила, что все вопросы депутатами рассматривались, ответы на них получены в полной мере и откладывать субсидирование «Электротранспорта» нецелесообразно. За выступил и генеральный директор ООО «Инвестпромдорстрой-НЧ» Михаил Левашов, подчеркнув, что пассажирские перевозки всегда были убыточными, а трамвай — проблема такая, что социальнее некуда.
Голосование заставило Магдеева напрячь зрение, чтобы вслух пересчитать «противников трамваев», но в лице и голосе мэр не изменился нисколько. Против предложения Сагидуллиной проголосовали шестеро — ровно столько депутатов-представителей КАМАЗа посетили сегодняшнее заседание.
Уже после второй инициативы от Сагидуллиной, касающейся налоговых льгот для многодетных семей, слова попросил еще один депутат камазовского блока Евгений Архипов. Директор департамента транспортной логистики ЛЦ ПАО «КАМАЗ» попытался скорректировать выпад Аминова и разжевать идею камазовцев в несколько ином русле.
— Я в целом хочу обратить внимание на то, что мы каждый раз в вопросе пассажирских перевозок полагаемся на допдоходы, — отметил Архипов. — А если завтра делить будет нечего? На мой взгляд, это самый важный момент, в котором заключаются риски для города. Пусть сегодня мы приняли поправки бюджета, но как быть со следующим годом? Надо думать об этом уже сейчас. Я предлагаю Рашиду Бадгиевичу (Шамсудинову — гендиректору ООО «Электротранспорт» — прим. ред.) и Ирине Алексеевне обсудить и внести эти расходы в бюджет, чтобы мы четко понимали, какие направления город будет поддерживать. Вы правильно отметили, по всей России пассажирский транспорт остается социальной сферой. Так может быть, нам нужна, к примеру, помощь коллег из Госдумы?
— Это верно, нам нужно ставить вопрос перед минфином и не рассчитывать на допдоходы, — согласился Магдеев. — Нужно и работать лучше, создавать привлекательный инвестиционный климат, новые промышленные площадки, чтобы формировать дополнительные доходы и параллельно формировать рабочие отношения с минфином, с правительством.
В словах Магдеева о промплощадках, отметим, прозвучал ответ и на второй вызов, брошенный городу КАМАЗом на позавчерашнем заседании с участием премьер-министра РТ Алексеем Песошиным. Два дня назад финансовый директор КАМАЗа Андрей Максимов заявил, что пора завязывать с привлечением резидентов в ТОСЭР: самим рабочих рук не хватает. Магдеев же сегодня дал понять, что, хоть новые производства и не нужны КАМАЗу, городу они пригодятся.
Андрей Максимов заявил, что пора завязывать с привлечением резидентов в ТОСЭР: самим рабочих рук не хватает
«ЖИЗНЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОРОДА НА 99 ПРОЦЕНТОВ — ЭТО НЕПРИЯТНОСТИ»
Мэр и дальше демонстрировал несвойственный таким заседаниям настрой — внешне максимально компромиссный по отношению к оппонентам из камазовского блока и при этом неформальный, так что аудитории впору было скидывать галстуки. Отчет Контрольно-счетной палаты от ее руководителя Татьяны Шливе он предложил вообще не слушать. Депутаты с документом знакомы, вопросов к КСП ни у кого не возникло и горсовет махнул рукой, провожая Шливе с трибуны. Магдеев с улыбкой поблагодарил ее за подробное выступление.
Следующим к микрофону вышел и. о. руководителя исполкома Илья Зуев рассказать, как отработал прошлый год РИК, и сразу предупредил, что отчитываться будет 50 минут. Желания послушать никто не изъявил.
«И этот отчет мы слушали, ничего нового в нем нет», — несколько даже меланхолично отпустил докладчика мэр. Тут он решил сам рассказать о ситуации с автобусами, чего ждали сегодня от Зуева.
— Мы определяем перевозчиков, в ближайшее время закупим автобусы большой вместимости. Проблему решим, никаких сомнений нет. Сегодня мы и с ВЭБом встречались, и с министром транспорта. Есть программы для транспорта у фонда моногородов, есть федеральные программы — не думайте, что мы согласились с ситуацией, когда на шесть маршрутов, отданных нами под автобусы большой вместимости, вышла малая техника. Обстоятельства так сложились, но мы виновных не ищем и искать не собираемся. Это отдельная история, и времени на поиск виновных у нас нет, нужно действовать исходя из сложившейся ситуации.
«Проектирование одного километра линии обходится в один миллион рублей. Протяженность ветки — 15–16 километров. То есть в этом году нам нужно изыскать в дополнительных доходах 15–16 миллионов»
Магдеев при этом отметил, что администрация чувствует свою недоработку, говорит об этом открыто и намерена исправить ошибку. Одновременно он напомнил, что до 2014 года, когда он пришел в город, больших автобусов в Челнах и не было. «КАМАЗ в этом плане помог, надо быть объективным, — не преминул вставить мэр. — За пять лет мы привыкли к автобусам и сегодня смотрим, выбираем технику, которая была бы комфортна для всех, вместительностью до 72 пассажиров. Не надо вести себя как обиженные барышни, мы ведь люди государственные. Ситуация не смертельная, никто никого не убил и ничего не украл».
Мэр заявил, что лично с калькулятором в руках подсчитал, сколько бюджет потратил на «транспортную реформу». Расходы он оценил как минимальные: около 700 млн рублей за пять лет. Таким образом, пятилетняя эксплуатация «НЕФАЗов» обошлась городу в 3,7 млн рублей за каждый, а таких цен, заявил Магдеев, сегодня нет — стоимость начинается от 7 млн рублей. В последней ремарке он имел в виду, конечно, выкуп автобуса в собственность.
«Тема обсуждается, и мы обязаны свою точку зрения сказать, и ошибки должны признавать — в этом наша сила. Приходится выслушивать от граждан неприятные вещи, но жизнь руководителя города состоит не из приятных вещей, — смиренно добавил Магдеев. — 99 процентов — это неприятности. Радость мы испытываем от строительства садиков, театров, дорог, но в основном имеем дело с вызовами».
Нельзя не признать, что Магдееву удалось разрядить обстановку, в начале заседания накаленную общим ожиданием скандала. Справившись с этим, он рассказал и о перспективах развития трамвайной сетки. Челнинцев, как выяснилось, ждет новая ветка от Первой автодороги по проспекту Беляева, с выходом на проспект Чулман за магазином Metro и подъемом на Королева.
«Мы посмотрели — проектирование одного километра линии обходится в миллион рублей, — поделился мэр. — Протяженность ветки — 15–16 километров. То есть в этом году нам нужно изыскать в дополнительных доходах 15–16 миллионов, чтобы спроектировать линию. Планы, кстати, шире — надо вести трамвай дальше по Чулман, развивать электротранспорт и в плане скорости, и экологичности, и точности графика. Трамвай — это один из перспективных видов транспорта, которые мы будем развивать параллельно возвращению на дороги больших автобусов».
Николай Тятюшкин: «В понедельник мы запускаем на месяц Lotos от «РариТЭКа», производства Набережных Челнов. Будет еще и «МАЗ» средней вместимости, и ульяновский автобус Simaz»
«НЕФАЗ», LIAZ И VOLGABUS И ПРО ЗАПАС LOTOS, «МАЗ» И SIMAZ
По завершении заседания «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Афанасьева, как все же следует понимать выступление Аминова, голоса против субсидирования «Электротранспорта» и — самое главное — слух о создании КАМАЗом собственного транспортного предприятия. Руководитель пресс-службы отказался комментировать сообщения анонимов, в целом негативно оценил их уровень осведомленности на других примерах, однако не опровергнул информацию прямо. Что же касается спича Аминова, то, по словам Афанасьева, его коллега недостаточно четко выразился.
«Смысл заявления Аминова не в том, чтобы лишить электротранспорт дотаций. Мы прекрасно понимаем, что городской транспорт их требует, это ни у кого не вызывает никаких сомнений. Это нужно, — акцентировал Афанасьев. — Но мы за то, чтобы это делалось в плановом режиме. Необходимые дотации требуется заложить в бюджет города, а не искать в допдоходах. Это повышает финансовую дисциплину самого предприятия и исключает риск того, что в какой-то момент допдоходов не окажется и мы снова окажемся в ситуации, которая случилась в декабре, когда трамвайное сообщение едва не было отключено». Впрочем, все равно осталось не совсем понятно — если КАМАЗ за дотации, зачем тогда голосовать против?
Также мы поинтересовались у генерального директора ООО «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина, какие именно автобусы рассматривает сегодня город в качестве альтернативы «НЕФАЗам». Напомним, главный перевозчик Челнов уже заявлял о своем интересе к федеральной программе, по которой 60% от покупки автобусов может профинансировать федеральный центр — в том случае, если техника будет покупаться газомоторная, низкопольная и большой вместимости. По словам Тятюшкина, такие варианты сегодня предлагают «НЕФАЗ», LIAZ и Volgabus. Стоят они все примерно одинаково, вмещают больше 100 человек, но участие Челнов в программе пока не подтверждено минтрансом РФ. Если ответ министерства будет отрицательным, запасными вариантами могут стать Lotos, «МАЗ» или Simaz.
«В понедельник мы запускаем на месяц Lotos от „РариТЭКа“, производства Набережных Челнов, — рассказал Тятюшкин. — Будут еще и „МАЗ“ средней вместимости и ульяновский автобус Simaz. Но это уже заказчик (муниципалитет — прим. ред) будет решать. Потому мы и берем их на месяц, чтобы понять, годятся они или нет. Чтобы потом не говорили, что опять частники завезли какую-то ерунду — ни сесть, ни подняться, пол высокий, сиденья неудобные…»
Отметим, что собираемый «РариТЭКом» из китайских запчастей Lotos вместимостью 76 человек стоит 9 млн рублей. Эта техника, по словам Тятюшкина, может быть включена и в другую программу, по которой государство берет на себя 1–3,4 млн рублей от стоимости. Без скидок неплохим приобретением для перевозчиков могут стать белорусские «МАЗы» средней вместимостью 72 человека — они стоят 6,2 млн рублей. Самый дешевый вариант — это ульяновские Simaz, созданные на базе японских Isuzu. Они при вместимости 42 человека стоят 4,3 млн рублей и могут быть просубсидированы в качестве газомоторной техники. Отметим, что своим перевозчикам администрация Ульяновской области оплатила 50% стоимости автобусов Simaz, так что покупателям они обошлись дешевле, чем Ford Transit.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 189
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.