КАК ПРИВЛЕЧЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ НА САЙТ И УДЕРЖАТЬ ИХ, И ЧТО ЗА СТРАННЫЙ «ЗВЕРЬ» ТАКОЙ - ЮЗАБИЛИТИ
13 сентября в отеле «Ривьера» пройдет семинар сМаркетинг, реклама, PR в Интернете: новые возможности делового сезона осень 2011 — зима 2012 гг.», соорганизатором которого выступает газета БИЗНЕС Online. Один из ключевых докладчиков и директор компании «РуПромо» Марат Машков рассказал, какую пользу могут извлечь для себя участники семинара, как удалось ему недавно открыть первую в Поволжье профессионально оборудованную юзабилити-лабораторию, одну из четырёх в России, и почему тот, кто использует веб-технологии годичной давности, уже отстал от жизни.
«ТО, ЧЕМУ МЫ УЧИЛИ НА СЕМИНАРЕ ГОД НАЗАД, УЖЕ УСТАРЕЛО»
— Марат, семинаров по работе в интернете проводится немало, этим занимаются многие компании. Зачем нужен ещё один?
— В России действительно проводится много семинаров, но Казань в этом отношении отстает. В то же время все понимают, что за интернетом будущее, в интернете надо быть максимально активными и использовать его на 100 процентов. Сейчас практически в каждой компании есть человек, отвечающий за работу в интернете: это и размещение рекламы, и маркетинговые акции, и ведение корпоративного сайта.… Все это делают, но мало кто знает, как делать эффективно.
— То есть интернет принципиально отличается от остального медиа-пространства?
— В интернете всё меняется постоянно и очень быстро. Если телевидению 70 лет, радио скоро 100, печати более 500 лет, и там уже есть устоявшиеся законы, по которым всё работает — отлаженные технологии, схемы, профессионалы с 50-летним опытом, — то интернет еще совсем молодой, ему от силы лет 20, он продолжает расти и развиваться. И то, что было актуально еще год назад, сейчас уже устарело.
Например, еще год назад мы своим клиентам рассказывали, например, о продвижении в поисковых системах, то сейчас будем говорить совсем о другом. Продвижение в поисковиках — уже устаревшая технология, она больше не работает! В современных условиях нет смысла биться за выход в топ выдачи поисковиков, потому что даже первые места не дадут вам никаких гарантий привлечения клиентов, если ваш сайт неконкурентоспособен.
Конечно, маркетологу из небольшой и даже средней компании (банка) самому эти тенденции уловить крайне трудно. И наш семинар призван помочь в этом. Здесь все будут рассказывать — и мы тоже — о самых свежих исследованиях, самых новых тенденциях и современных методах работы. Потому что рассказывать, зачем нужен сайт, к счастью, уже не требуется.
— Какую конкретную пользу получит рядовой маркетолог от семинара? Найдёт он там то, что сразу можно будет применить на практике?
— В докладах мы постараемся расставить чёткие приоритеты, чему уделять больше внимания, а чему меньше. В работе маркетолога очень много разных направлений: это и корпоративный сайт, в работе с которым есть десятки различных аспектов, и интернет-реклама, и социальные сети, и многое другое. Объять всё невозможно, и мы расскажем, на что надо сделать упор, чтобы как можно скорее добиться результата.
На сегодняшний день основное конкурентное преимущество в интернете — это юзабилити. Сейчас в центре внимания человек, комфорт его работы. Но этому аспекту в большинстве случаев уделяется максимум 10 процентов внимания. Остальное время уходит на то, что раньше, может быть, и было актуальным, но теперь уже не работает. Само слово «юзабилити» маркетологам, скорее всего, знакомо, но как это юзабилити внедрить у себя на сайте, они не знают. Вот тут мы и поможем.
Еще один важный вопрос: что маркетологу требовать от подрядчиков? Интернет — настолько высокотехнологичная среда, что для правильной постановки задачи нужны глубокие знания. Клиенты должны хорошо разбираться в современных технологиях, чтобы максимально эффективно использовать наши возможности.
Директор компании «РуПромо» Марат Машков |
ЕЩЁ ЛЕТ 10 НАЗАД НИКТО НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАКОЕ ЮЗАБИЛИТИ
— Почему проблема юзабилити вышла сегодня на первый план среди множества задач, которые решаются в Интернете?
— Ещё лет 10 назад никто не знал, что такое юзабилити. Тогда никто удобством сайта для пользователей не занимался. Сайтов было мало, конкуренция практически отсутствовала, и сам факт наличия у компании сайта — это уже было круто. Все внимание уделялось ярким внешним эффектам в ущерб эффективности.
Сейчас совсем другое время — сайтов огромное количество, и интернетом люди пользуются чисто утилитарно. Никто уже не восхищается: «Ах, какой красивый сайт!», теперь в интернет приходят с определённой целью: «Покажите мне скорее, сколько стоит горящий тур в Египет!» И если я этого на сайте не нашёл, то я его закрываю и иду на другой — выбор огромен.
Ключевым конкурентным преимуществом «РуПромо» всегда было то, что мы делаем сайты, удобные для посетителей. На наших сайтах люди без усилий за 10–15 секунд всегда находят то, что им нужно.
В феврале этого года мы совместно с Казанским университетом открыли первую в Поволжье профессионально оборудованную юзабилити-лабораторию, одну из четырёх в России. У нас есть всё необходимое оборудование и программное обеспечение, включая уникальный прибор eye-tracker, отслеживающий движение взгляда по экрану монитора.
В ходе юзабилити-тестирования пользователь пытается решить на сайте какую-то свою насущную задачу, например, на сайте банка рассчитать автокредит. Аппаратура записывает всё, что он в это время делает: движение взгляда по экрану, все движения мышкой, выражение лица, голосовые комментарии. И так по всем типовым задачам для данного сайта. Например, для банка — как открыть расчётный счёт, какие виды вкладов есть, где находится ближайший банкомат.… После анализа данных делается вывод, как правильно разместить на сайте информацию, чтобы посетителю было максимально удобно.
В результате проведения такого тестирования и устранения всех обнаруженных недочетов конверсия сайта может повыситься в 2 – 10 раз, и это далеко не предел!
— А если сайта ещё нет, если он только разрабатывается?
— Тогда делается так называемый прототип сайта — его схематическая версия, все основные страницы с типовыми задачами. Его уже можно тестировать.
— Отстаём ли мы от Запада в применении юзабилити?
— Отстаём только в широте применения, в количестве компаний, которые этим занимаются. Там любой сайт обязательно проходит тестирование на юзабилити. У нас такого пока нет. Но в отношении уровня исследований и работы мы не отстаём. Наша лаборатория «Векстор» в КФУ оснащена так же, как и любая другая в Европе или Америке, и наши специалисты ничем не хуже. Мы протестировали десятки сайтов и приобрели значительный опыт. Так что теперь у любой казанской компании есть великолепная возможность провести профессиональное юзабилити-тестирование сайта у нас в лаборатории.
ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
— Насколько удаётся улучшить результативность сайта после вашей работы с ним?
— Продуктивность особенно хорошо видна на примере таких сайтов, как интернет-магазины. Здесь конверсию отследить проще всего. На сайте, скажем, «Газпрома» или какой-то консалтинговой компании конверсию определить нелегко. Для интернет-магазина есть однозначный показатель — количество заказов в день.
Мы перепроектировали сайт для одного московского интернет-магазина, у которого до этого было примерно 30 заказов в день. В первый же день, как мы выложили новую версию сайта, было сделано 45 заказов. Тех же результатов можно было бы добиться, вкладывая больше в рекламу, но расходы в этом случае просто несравнимы.
Другой случай сложнее — сайт казанской консалтинговой компании «Аудэкс». Здесь экономический эффект от юзабилити не так очевиден. Но после перепроектирования процент отказов — то есть людей, которые пробыли на сайте меньше 30 секунд и просмотрели только одну страницу, — снизился в два раза, с 60 до 30 процентов.
— Юзабилити — это основное направление работы вашей компании?
— Одно из направлений. В целом я бы охарактеризовал деятельность нашей компании так: всё, что связано с понятием «сайт». Создание, модернизация, система управления, продвижение, поддержка сайтов — все направления.
У нас, например, есть служба поддержки сайтов. Обычно все разработчики сайтов обещают какую-то поддержку, но в большинстве случаев эта поддержка оказывается постольку-поскольку, как нечто второстепенное и необязательное к исполнению. Бывает, что на просьбы помочь с проблемами на сайте ответа приходится ждать неделями, а то и вовсе не отвечают. А у нас в «РуПромо» выделено отдельное подразделение: служба поддержки с автоматизированной системой обработки заказов. Это специалисты, которые занимаются только поддержкой, поэтому не позже чем через 12 часов после поступления заявки клиенту приходит ответ.
— Зачем успешной, загруженной заказами интернет-компании ещё тратить силы на семинар?
— Семинар даст нам более образованных, более квалифицированных клиентов. Чем выше уровень квалификации клиента, тем успешнее идёт работа, тем больше обе стороны довольны друг другом. В основном к нам обращаются компании, у которых уже есть сайт. Они его уже продвигали, пытались улучшать и поняли, что стоящие перед их бизнесом задачи способны решать только профессионалы высокого уровня. Такие заказчики могут оценить наши услуги, нашу службу поддержки, нашу юзабилити-лабораторию.
— Вы пригласили на семинар гостей — петербургскую компанию «Юмисофт» и будете вместе вести секцию. В чём смысл такого приглашения?
— «Юмисофт» — компания-разработчик системы управления сайтами UMI.CMS. В «доисторические» времена у каждого веб-разработчика была своя система управления сайтами. И у нас тоже. Но сейчас это не оптимальный вариант: систему тяжело поддерживать самим, у клиента нет выбора, с кем работать, возникают другие трудности. Поэтому разработчики стали переходить на готовые коммерческие продукты.
В 2007 году мы одни из первых в Казани решили перейти на использование готовых коммерческих продуктов. Мы тщательно изучили все системы и выбрали UMI.CMS. Технически она самая совершенная среди существующих систем управления сайтами, к тому же очень удобная для пользователей. Например, чтобы сделать на сайте под управлением UMI.CMS какое-то рутинное действие, скажем, поменять статью, нужно всего 30 секунд и четыре клика мышкой. В других системах для этого понадобится 5 минут и 40 кликов. За год эти минуты складываются во множество сэкономленных часов. UMI.CMS настолько удобна, что для работы с ней не надо держать специалиста: работать с ней сможет любой человек, знакомый с компьютером и интернетом. Сейчас UMI.CMS уже вторая в Рунете по популярности.
Наша компания — один из лучших в России разработчиков сайтов на UMI.CMS, платиновый партнёр компании «Юмисофт». Нам передают заказы на наиболее сложные, нестандартные сайты. «Если у вас сложный проект, обращайтесь в «РуПромо», в Казань», — рекомендуют сотрудники «Юмисофта» своим клиентам.
На семинаре вместе с нашими коллегами из «Юмисофт» мы лучше объясним, как правильно делать сайты и работать с ними. Программа нашей секции будет насыщенной и разнообразной, с множеством практических примеров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.