«Геном коронавируса — в грехе. Разбалансированы взаимоотношения между духовными законами, природой и человеком», — убежден митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» владыка рассказал, к чему в нынешних условиях призывает верующих, как будет праздноваться Пасха и когда откроется новый Казанский собор, который должен послужить духовному возрождению России.
Митрополит Феофан: «Татарин, русский, чуваш, узбек — все сидели в одном окопе. И бомбы, артобстрелы не разбирали ни по цвету глаз, ни по религии, а били по человеку. И выстоял человек, сильный духом»
«НЕ ОРУЖИЕМ ПОБЕЖДАЮТ, А ДУХОМ»
— Владыка, вы 3 апреля совершили облет Казани с иконой. Это спасет нас от коронавируса?
— Было две иконы, что очень важно, — Казанская Божией Матери и Смоленская Божией Матери из Седмиозерной пустыни, которые спасли Казань от чумы в конце XVII века. В те времена именно эти две иконы несли навстречу друг другу и встретились в том месте, где сегодня Кизический монастырь. И чума прекратилась — исторический факт! Взяли мы данные иконы и направились крестно-воздушным ходом…
— С каким списком Казанской иконы Божией Матери вы делали облет?
— С ватиканским.
— А почему не взяли более ранний список, который находится у Валерия Сорокина?
— Есть много икон, которые еще старше сорокинской, но они не являются признанными, известными, прославленными чудесами, а ватиканский список иконы был прославленным еще до того, как попал за границу, его путь более-менее известен. А с Валерием Сорокиным у нас добрые взаимоотношения.
— Сорокин не предлагал подарить икону какому-нибудь храму?
— Он дарил иконы некоторым храмам. Мы благодарны Валерию Юрьевичу за это и за то, что иконы хранятся и выставляются у него, а не где-то на зарубежных аукционах продаются.
«Мы благодарны Валерию Юрьевичу [Сорокину] за это и за то, что иконы хранятся и выставляются у него, а не где-то на зарубежных аукционах продаются»
— Говорят, что облет с Казанской иконой совершали и в годы Великой Отечественной войны.
— Да, есть мнение, что с Казанской иконой Божией Матери облетали Москву. Вообще, с этим образом связано много событий. В канун Смуты XVI века в одном из храмов Казани священником был Ермолай, будущий патриарх Гермоген, а потом совершилось обретение Казанской иконы Божией Матери. После смерти жены Ермолай становится епископом, потом — митрополитом Казанским, а затем его избирают на Патриарший Московский престол. И вот начинается Смута, независимость Руси практически висела на волоске. Первыми предателями были бояре, в борьбе за власть они предали народ и страну. Когда пришли к патриарху Гермогену за признанием Лжедмитрия, он категорически отказался. И его бросают в яму, в монастырь. А потом опять пришли: «Признавай!» Он ведь уже в возрасте был… Ему удалось разослать свое послание, одно из которых доходит до Нижнего Новгорода, и народ откликается. Сам святитель Гермоген умирает голодной смертью, но его послание срабатывает. И он благословляет ополченцев на всенародный подвиг освобождения как раз Казанской иконой Божией Матери.
Про этот момент в истории Руси не все говорят правду до конца. Ну освоил Иван IV казанское направление, завоевал Казань. И очень большое количество татар, башкир, чувашей из этого региона влились в народное ополчение, и практически они шли защищать новую государственную единицу — Россию. Слава Богу, к 4 ноября Смуту победили. Спрашивают: почему это День народного единства? А ведь, по сути, подобное и было по-настоящему народное единство — против поляков и оккупации страны в целом.
— То есть икона сыграла некую духовную роль?
— Не просто «некую», а базовую! Не оружием побеждают, каким бы оно ни было сильным, а духом. Вот грядут дни Великой Победы. Вся технически оснащенная армия практически всей Европы работала на машину Гитлера против Советского Союза, но дух советских воинов тех времен был непреклонный! И опять мы говорим о единстве. Татарин, русский, чуваш, узбек — все сидели в одном окопе. И бомбы, артобстрелы не разбирали ни по цвету глаз, ни по религии, а били по человеку. И выстоял человек, сильный духом. Вот это очень важно понять.
«ГЕНОМ КОРОНАВИРУСА — В ГРЕХЕ»
— Как вы думаете, что явилось причиной появления коронавируса? (Виталий) За какие грехи Господь насылает на нас все эти беды — коронавирус, экономический кризис и прочее? Миру грозит катастрофа вселенского масштаба, как считаете? Как такому противостоять? (Малафеев)
— Я очень много над этим размышлял. Геном коронавируса — в грехе. Разбалансированы взаимоотношения между духовными законами, природой и человеком. Все знают законы физики, например закон всемирного тяготения: если упадешь с пятого этажа, то, скорее всего, разобьешься. Так и духовные законы: если мы начинаем их нарушать, то рано или поздно они срабатывают — и мы начинаем разрушаться изнутри.
— И что делать в такой ситуации?
— Человечеству дан шанс переосмыслить отношения между небом и землей, между Богом и человеком, между сообществами людей — независимо от цвета кожи и глаз, этноса, религиозных убеждений. Надо все пересмотреть. В первую очередь свое отношение к нормам, которые Бог дал людям. Они всем известны: не убий, но мы убиваем, не кради — крадем, не прелюбодействуй — вообще до ужаса дошли... Говорят: «Как скоты», — но нет, скоты не так делают, а по естеству, а люди начинают противоестественно проявлять какие-то грехи. Надо пересмотреть отношение ко всем ценностям: не лжесвидетельствуй — лжесвидетельствуют, не лицемерь — лицемерят.
— Но это было всегда!
— Что же, раз это было, мы должны усугублять и идти к концу? И масштабы разные имелись. Мы уже подошли к пику греха, а значит, к пику человеческого саморазрушения. Вот, например, однополые браки. Благословил Бог человека и сказал: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28). А люди говорят: «Не надо нам множиться, мы по непонятным направлениям состыкуемся». И при этом прикрываются тем, что у них такое волеизъявление. Представьте себе, что подобное станет нормой. Человечество выродится? Выродится! Ведь и ВИЧ-инфекция все-таки от безобразия в половых отношениях. Потому коронавирус — это и беда, и шанс человечества.
— Вы думаете, человечество воспользуется таким шансом?
— Думаю, какая-то часть человечества задумается. А никогда и не было, чтобы идеи возвышенные, фундаментальные принимались всем человечеством. К великому сожалению, оно часто действует как толпа. Вчера кричали «Осанна!» — а сегодня: «Распни!» Эти «Осанна!» и «Распни!» по сей день идут рядом. В интернете прочитал, что начались первые доносы: звонят и говорят, что в период самоизоляции вокруг храма люди ходят и дистанцию между собой не соблюдают…
— Наверное, это просто паника, а не донос?
— Нет, по голосу чувствуется, что донос, а не паника. У меня интуиция все-таки есть. Это тоже опасная вещь.
— Если вспомнить 1937 год… Сталин виноват, но кто доносы писал?
— Конечно!
«Молитва как таковая не должна быть «бубнением», молитва — это когда сердцем обращаются»
«ЭТО САМАЯ ОПАСНАЯ ВЕЩЬ — СВОБОДА!»
— Что делать в этой ситуации?
— В первую очередь я стараюсь донести свои мысли до духовенства, ведь и оно не всегда всё понимает. Законы духовной жизни должны соблюдаться, причем не формально, а реально, в обычной повседневной жизни. Это надо понять. Я не призываю всем пойти бить лбы в молитве…
— Одной молитвой не спасешься?
— Молитва как таковая не должна быть «бубнением», молитва — это когда сердцем обращаются. В христианской аскетике есть такое понятие, как «умная молитва», когда человек не словами обращается к Богу, а сердцем. Молитва тоже нужна, но это только одно из проявлений духовной основы жизни. Обычно говорят: познай Бога. Ну начни ты с окружающей среды! В Евангелии так говорится: если ты любишь Бога, то сначала прояви эту любовь к ближнему своему. Как ты можешь любить Бога, которого не видишь, а к тем, кто рядом с тобой, проявлять вражду? (см. 1Ин. 4:20) Надо вот так, внутренне, отсекать. Но такое людям тоже необходимо донести, разъяснять эти взаимоотношения. Здесь такой треугольник: люди — небо — земля. И его углы должны быть взаимосвязаны.
Возьмем Адама и Еву. Бог не создавал человека, который бы страдал, он дал ему заповедь и полное блаженство: бессмертие, общение с Богом напрямую, отсутствие болезней как таковых. Но человек нарушил заповедь! И это должно быть нам постоянным напоминанием. А вообще, человечество перепутало многие вещи: понятие свободы восприняло как вседозволенность и произвол. Это самая опасная вещь — свобода! Что за свобода, когда человек привык к греху и его уже влечет к нему его извращенный ум, его плоть?! Самый элементарный пример — наркоманы или женщины легкого поведения. Много тех, кто говорит: «Я свободен, потому делаю это». Да не свободен, ты рабом стал своей страсти и греха! Это уже не свобода, а тяжелейшее рабство. Вы спроси́те у наркомана, какие он муки испытывает из-за того, что его свобода привела к первому вкушению наркотиков. А потом данная свобода стала удавкой, рабством и адом для человека, как итог — преждевременная смерть.
«Моя позиция: соблюдать режим самоизоляции»
— Можно ли ходить в церковь во время режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса? (Марина)
— Моя позиция: соблюдать режим самоизоляции. Некоторые говорят: «В храме благодать, Бог нас защитит». Но мы только что говорили с вами о законах — духовных и физических. Есть законы развития того же самого коронавируса. Пришел кто-то зараженный, за ручку двери взялся, икону поцеловал… А самоизоляция — это возможность проявления твоей доброй воли для того, чтобы оградить и себя, и ближних от страданий и смерти. В этом проявляется и любовь: ради любви к своему ближнему ты не идешь шататься по улицам и есть шашлык, а самоограничиваешься. С другой стороны, люди всегда жалуются на круговорот, текучку, на то, что не хватает времени даже почитать. И вот такое время дали — читай, думай наедине с собой. Это подарок!
— Но, может быть, человек боится встречи с собой?
— Вот в том-то и дело! Раз — а ты голый…
«Давайте до 19 апреля, до Пасхи, подождем. И крестный ход на Пасху с небольшим количеством священников будет»
«ВЕРА НЕ ОТРИЦАЕТ БЛАГОРАЗУМИЯ»
— Будет ли централизованное информирование о трансляциях богослужений в прямом эфире, в том числе с вашим участием? (Щеглов Михаил Юрьевич)
— Откройте наш сайт — там появится информация о прямой трансляции. Еще спрашивают, будет ли трансляция из всех храмов. Нет такой необходимости, и технической возможности не может быть. Достаточно главной службы — не только на республику, но и на всю страну. Недавно прямую трансляцию моей службы посмотрели в интернете 10 тысяч человек, причем до конца. Но меня удивило другое: нашу службу смотрели 17 процентов москвичей, 13 процентов петербуржцев, а бóльшая часть — татарстанцы.
— В чем смысл трансляции службы? Как это технически выглядит?
— Идет обычная служба, стоит несколько видеокамер, которые передают изображение в интернет.
— А человек дома что должен делать? Стоять, молиться, лежать на диване?
— Есть такая опасность: я буду лежать на диванчике, а вы за меня молитесь… А если человек по-настоящему верующий, он должен встать с иконой в руках и вникать в слова священника, быть вместе с ним душой.
— Как часто будут такие трансляции?
— Основные службы будут транслироваться один-два раза в неделю.
— В связи с новым обращением Путина как мы станем праздновать Пасху, Радоницу, другие праздники? Состоятся ли на Пасху крестные ходы? (Щеглов Михаил Юрьевич)
— Данный вопрос упирается в то, о чем я сказал в начале разговора: как мы будем сегодня переосмыслять свои взаимоотношения с Богом. В зависимости от этого Господь даст нам знак: или оставит дома, или поведет в храмы. Так что давайте до 19 апреля, до Пасхи, подождем. И крестный ход на Пасху с небольшим количеством священников будет. Но еще раз повторяю: мы должны очень ответственно подходить к тому реальному состоянию, которое есть на сегодняшний день.
— А родительская? Тоже сидите дома, позже сходите на кладбище и уберетесь на могилах?
— А куда деваться? Самая большая проблема заключается в нашей безалаберности. Вот дай нам возможность пойти на кладбище в родительскую — мы начнем целоваться при встрече с родственниками, пить чай из одной чашки… Вера не отрицает благоразумия — вот это надо понять.
— 1 апреля прочитал в интернете, что в Михаило-Архангельском храме села Урусово в Тульской области замироточила икона XVIII века — образ Божией Матери «Знамение». Это первоапрельская шутка или на самом деле произошло? Если правда, то что подобное значит? Мироточат ли иконы в Казани? (Зуфар)
— Не могу ничего сказать, потому что не был рядом с этой иконой. Я не люблю комментировать то, в чем сам не удостоверился. А вообще, мироточение икон — явление известное, хотя природа его непонятна людям. Некоторые говорят, что поверхность иконы вспотела, но мироточение имеет ароматический запах. Мироточение бывает разным: иногда оно предупреждает, что что-то случится, а порой приносит утешение.
— Сейчас в Казани иконы не мироточат?
— Нет, такого я не знаю. Но вирус опасен.
«Конечно, имеется ажиотаж и информационная атака, но есть реальная опасность и угроза. Вот насколько эта угроза велика, пока никто еще не может дать точного ответа»
— Откуда вы знаете, что он настолько опасен? Вам не смешно?
— Нет, мне совершенно не смешно. СМИ сообщают, что в хваленой Америке от коронавируса за один день умирают более тысячи человек.
— А сколько там обычно умирает от других заболеваний?!
— Существуют две вещи с этим коронавирусом: конечно, имеется ажиотаж и информационная атака, но есть реальная опасность и угроза. Вот насколько эта угроза велика, пока никто еще не может дать точного ответа.
— Но мы уже сдались — сидим по домам, не работаем…
— Вы подводите к тому, что экономика теряется. Еще раз повторю: я не знаю конечных результатов действия этого вируса, но не думаю, чтобы президент РФ Путин не понимал опасности для экономики, когда принимались эти решения.
— То есть полагаетесь на авторитет власти?
— Я полагаюсь на авторитет специалистов в данном вопросе и отвергать позитивное в этой теме не могу. Но как верующий человек я уже дал ответ: мы должны переосмыслить свою жизнь. Две дороги — небо и земля, законы физики и законы духа. Пока мы это не осмыслим, нас будут настигать разные напасти — коронавирус, Эбола, ВИЧ и тому подобное. Человечество пребывает в духовном кризисе — вот что самое главное, самая большая опасность для человечества. Это объективная реальность, которую мы не хотим признавать, а кто-то, зная о ней, искусственно скрывает: якобы нет такой опасности, не надо даже обсуждать подобного рода тему. Вот это по-настоящему опасно!
— Если бы не было коронавируса, то его надо было бы придумать, чтобы человечество одумалось?
— В общем-то, да. Иногда по одному месту надо стукнуть, чтобы искры из глаз полетели, только потом люди начинают думать…
«Человечество пребывает в духовном кризисе — вот что самое главное, это самая большая опасность для человечества»
«ВПЕРЕДИ СТРАШНЫЙ СУД, И НИКТО НЕ УЙДЕТ ОТ НЕГО»
— Чем РПЦ и вообще религия могут помочь в такой ситуации, как сейчас? Где искать защиту и спасение? (Юрий)
— Ответ один и тот же: спасение в силе духа, переосмыслении своей жизни. По сути, мы мало внимания уделяем самому главному — объективному закону смерти. Многие живут в таком внутреннем мире: просто живу — и это будет вечно. Но человек живет 70–90 лет, а вот что впереди? Впереди — Страшный суд, и никто не уйдет от него. Бытует такой рассказ. Богатому человеку настало время умирать. Жил он непутево в основном, хотя и помогал церквям, мечетям. Думал, что через эту помощь в рай попадет. Спрашивает у «небесной канцелярии»: «Куда мне — в рай или ад, решение по мне принято?» Отвечают ему, что решение принято: «Деньги тебе вернуть и отправить в ад».
— Разве религия учит понимать закон смерти?
— Да. Религия учит: чтобы получить пропуск в вечную жизнь, надо духовные законы соблюдать. В Евангелии написано, как во время Страшного суда Бог простых людей отправляет в рай: «Идите как мои любимые дети». Люди спрашивают: «За что такая милость, ведь мы ничего особенного в жизни не делали?» Господь отвечает: «Я был голоден — вы накормили, Я был бездомным — вы Меня приютили, Я был в тюрьме — вы Меня посетили, Я был болен — вы Меня полечили». Люди удивляются: «Мы не видели Тебя ни голодным, ни бездомным». Ответ был такой: «Это вы делали своим ближним, значит, вы Мне это делали» (см. Мф. 25:31–46). Ваши добрые дела — это ваш пропуск в рай. А тех, кто жил сытно, но воровал, угнетал, не помогал, — в ад.
— Многие люди задаются вопросом: почему Бог «любимых чад своих» подвергает столь сильным страданиям?
— Когда Бог создал человека, Он дал ему свободу и заповеди. И в этой свободе ответ: не Бог виновник, а человек сам себя приговорил к страданиям, нарушив Божьи законы. Но мы знаем, что Бог тысячелетиями вел человечество, напоминая ему, что нельзя грешить: то был потоп, то плен вавилонский, то рабство египетское. Но Бог есть любовь, Он Сына Своего Иисуса Христа отдает на смерть, на распятие, потому что человечество не могло само исцелиться. Но при этом вновь дает заповеди, определяет нормы поведения. Христос добровольно пошел на смерть. Молитва о чаше (Мк. 14:36) напоминает, какая великая борьба была у Иисуса Христа. Вот Его слова: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». И Иисус добровольно пошел на смерть. Из-за любви к человечеству распинается Сын Божий Иисус Христос! И даются заповеди блаженства (см. Мф. 5:1-12), там все расписано.
Если говорить о переосмыслении, то вспомните, что на соседних крестах с Христом были распяты два разбойника. Один из них ругает Христа и подначивает: «Если Ты способен на чудеса, то с креста сойди». А второй разбойник, видя все это, просто переосмысляет: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). И первый человек, который входит в рай, — разбойник! Это тоже надежда для человечества. И это тоже любовь к каждому человеку. Иногда спрашивают, почему Бог не создал человека без возможности греха. Но тогда это не будет образ Божий! Образ Божий — в свободе человечества.
«Почему верующим легче выдержать такую ситуацию? Они открывают Евангелие или Коран, начинают общаться с Богом»
— Многие сегодня напуганы, стали мнительными, пребывают в депрессии, будто впереди уже не будет ничего хорошего и светлого. Владыка, подскажите, как выйти из такого состояния? (Ирина Антонова)
— Почему верующим легче выдержать такую ситуацию? Они открывают Евангелие или Коран, начинают общаться с Богом. В этом плане мусульмане меня радуют больше, потому что молодежь и в мечети активнее идет. А ты, православный мой собрат, оставшись наедине с собой, переосмысли разбалансированность общества, которая начинается с разбалансированности отдельного индивидуума. Открой книгу своего бытия и посмотри, что тебе совесть говорит: что такое хорошо и что такое плохо. А еще я посоветую взять в руки книгу.
Но сходить с ума начинают не простолюдины, а те, кто считает себя в какой-то степени интеллектуалом. Так вот, пусть интеллектуал обратится к духовным основам. На портале Казанской епархии очень много материалов о вере, смысле жизни. А когда станет совсем тяжело, голова устанет от интернета, посмотри телеканал «Спас» или «Союз» — там очень много хороших передач.
Еще хочу напомнить, что месяца через три мы запустим в Казани радио «Вера». Непростое это оказалось дело — радио, недешевое. Уже должны были начаться натурные испытания, но коронавирус помешал… Вообще, общаться через средства современной коммуникации — это большое дело! Я благодарю газету «БИЗНЕС Online», с которой у нас получилось соработничество, потому что у нас с вами одни чаяния и ценности. Дай Бог и дальше так продолжать!
«И СЛАВА БОГУ, ЧТО ПРЕДЛОЖИЛИ УПОМЯНУТЬ БОГА В КОНСТИТУЦИИ!»
— Почему вы положительно высказались о поправке в Конституцию о «государствообразующем народе»? Вы де-факто одну национальность сделали первосортной, а других — второсортными. Я крещеный татарин, и та фактическая политика, которую проводят власти в части национальных языков, в конечном итоге приводит к постепенному исчезновению национальных языков. (Кряшен Анатолий)
— Я высказался в целом о поправках и по сей день считаю, что они вполне здравые. Что касается государствообразующего народа, то везде это есть — и в Британии, и в Польше.
— Просто татары считают, что вместе с русскими строили империю, поэтому немного не поняли…
— Больше, чем я, татар никто не защищает! И за это мне попадает и от русских, и от татар…
Что касается кряшен, то они постоянно просят дать им священника-кряшена, чтобы он знал их обычаи и традиции. А где я им такого найду? Дайте мне ваших детей в семинарию на обучение, чтобы я мог вырастить для вас священника! К сожалению, многие говорят, декларируя, требуя от других, а сами и пальцем не пошевелят. Так и передайте Анатолию.
— Зачем упоминать Бога в Конституции, ведь Россия — светское государство?! (Жуков А.)
— Раз атеисты не верят в существование Бога, то и упоминание Его в Конституции не должно их беспокоить. Какая им разница, упомянули Бога или нет? А для большинства людей, которые все-таки верят, что Он есть, это напоминание о существовании высшей ценности. И слава Богу, что предложили упомянуть Бога в Конституции!
— Навязывания веры в Бога не начнется?
— А кто вам будет навязывать? Скорее другие системы бесовщину станут навязывать.
«Мне иногда говорят: «А что толку храмы восстанавливать, кто туда ходить будет?» Но, что интересно, как только храм восстановишь, люди сразу начинают его посещать»
«СОЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Я НАЧАЛ НЕ СО ЗДАНИЯ»
— Будет ли факсимильно или репринтно переиздана служба Казанской иконе Божией Матери XVI века — первая печатная книга, изданная в Казани? (Евгений Григорьев)
— Безусловно, будет! Мы уже работаем над этим. О сроках говорить не стану, потому что ситуация не самая хорошая для планирования.
— Есть ли у вас намерения возрождения православной духовной академии? В частности, на исторической территории — в бывшей горбольнице №6? (Михаил Щеглов)
— Будем возрождать, и мы трудимся в данном направлении. Наша духовная семинария работает сегодня на самом высоком современном уровне: это и компьютеризация классов, и обеспеченность библиотечных фондов. Но путь к созданию академии — не только здание. Самое важное — профессорско-преподавательский состав. У нас сегодня преподают человек 60, а учатся порядка 300, в том числе заочники. И все получают образование бесплатно.
— Блестящие выпускники имеются?
— Есть толковые ребята. Создание духовной академии я начал не со здания. И с этим историческим зданием — большой вопрос. Там сегодня больница КФУ. И что мы должны делать — выселять ее? Зачем нам скандал? Второй вопрос — местоположение данного здания. Что там по соседству сегодня? Злачные места! Разве это подходящее место для духовного роста? Духовная семинария расположена в трудовом районе, Авиастроительном, злачных мест там нет. Для соответствия образовательным стандартам у нас там не хватает только отдельно стоящего общежития. Но я веду переговоры с Рустамом Нургалиевичем, причем довольно успешно. Мы уже выкупили землю рядом с семинарией. Думаю, найдем компромисс с властями и по поводу здания для академии. Во всем нужен разумный подход.
— Когда будет отреставрирован храм-памятник павшим русским воинам на реке Казанке? То, что он находится в таком запустении, к нему нет доступа для молитв, просто дико: это ведь центр города! На его реставрацию выделялись средства? Какова их судьба? (Николай Иванов)
— Данный вопрос и меня очень волнует, я ставлю его и перед президентом РТ. У нас есть четкий план, как восстановить памятник как храм, чтобы доступ туда имелся. Но не должно быть вандализма, как сейчас. Это история, и не надо ее ворошить.
«Мечеть Кул Шариф — это и есть памятник тем, кто защищал Казань»
— Может быть, для баланса надо построить храм-памятник погибшим воинам Казанского ханства, защищавшим Казань?
— Мечеть Кул Шариф — это и есть памятник тем, кто защищал Казань.
— Много в Татарстане разрушенных храмов?
— Много. С полсотни таких, которые еще можно восстановить. Мы сегодня делаем паспортизацию храмов. И Московская патриархия этим обеспокоена, и мы делаем все возможное, чтобы сохранить церкви. Как только начинаем делать что-то самое элементарное, чтобы храм не разрушался дальше, сталкиваемся со страшными вещами. Кто-то начинает писать во все инстанции: дескать, а есть ли у нас на это разрешение? Пошли доносы: не сметь трогать! Это наша боль… Я считаю, что надо максимально приложить усилия к сохранению памятников истории и религии: сначала их законсервировать, а потом постепенно восстанавливать. Мне иногда говорят: «А что толку храмы восстанавливать, кто туда ходить будет?» Но, что интересно, как только храм восстановишь, люди сразу начинают его посещать.
Вот посидят люди по своим квартиркам месяц, а потом решат уехать жить в деревню. Вообще, надо «растаскивать» мегаполисы, если мы хотим нашу страну сделать нормальной. Я долго над этим думал. В первую очередь обращаюсь к тем, у кого корни православные: надо создавать фонды и постепенно — храм за храмом, мечеть за мечетью — воссоздавать. Вот стоит уже собор Казанской Божией Матери — какая красота!
«Нижний храм практически готов, мы его уже освятили. Его восстановили полностью таким, каким он был. Великолепный получился»
СОБОР КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПЛАНИРУЮТ ОТКРЫТЬ ЛЕТОМ 2021 ГОДА
— Что сегодня делается в Казанском соборе?
— Идет внутренняя отделка, расписывают. Это очень кропотливая работа!
— Сколько человек сегодня работают в соборе?
— По-разному бывает. Думаю, человек 30. У нас уже многое готово, например иконостас, убранство, чугунный пол…
— Вы планировали создать свою мастерскую. Сделали это?
— Да, мы создали реставрационно-художественную мастерскую и на ее деятельность получили федеральную лицензию от министерства культуры РФ, поэтому сегодня сами можем любой памятник реставрировать. Кроме того, сотрудничаем и с министерством культуры РТ, и с научным сообществом.
— Когда планируете завершить все работы в соборе?
— К середине 2021 года, к летнему празднику Казанской иконы Божией Матери. Нижний храм практически готов, мы его уже освятили. Его восстановили полностью таким, каким он был. Великолепный получился! Там по воскресеньям в 6 часов утра мы уже проводим службы. Туда входишь словно через глубину веков…
«Я глубоко убежден, что как некогда Казанская икона Божией Матери спасла Россию, так и воссозданный Казанский храм послужит ее возрождению»
— Как вы считаете, воссоздание собора Казанской Божией Матери повлияет на судьбу России?
— Без сомнения! Я глубоко убежден, что как некогда Казанская икона Божией Матери спасла Россию, так и воссозданный Казанский храм послужит ее возрождению. Часто вижу, что в храм приходят мусульмане и у Казанской иконы Божией Матери молятся по-своему. Дева Мария почитаема во многих религиях.
— Значит, возрождение России начнется с лета 2021 года из Казани?
— Да, возрождение духовных традиций. Я верю в возрождение России.
— Каковы перспективы устройства полноценных колоколен Благовещенского собора и воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери? Вообще, зазвонят ли в Казани, как встарь? (Михаил Юрьевич Щеглов)
— Щеглов — молодец, конечно, но он любит торопиться… Не все так просто. Вот Михаил Юрьевич спрашивает, но почему возглавляемое им Общество русской культуры раньше не восстанавливало собор? Когда я приехал сюда, в первом же интервью мне задали вопрос, какая моя первая задача, и я ответил: воссоздание Казанского собора. Многие не верили, думали, что я ради красного словца сказал это, а на самом деле ничего не будет… А собор-то стоит!
— Понятно, что вы человек большой энергии. Но, наверное, и время для строительства собора должно было прийти?
— Конечно, и то и другое. Я верю, что Бог определил, что какое-то время должно пройти. И вот настал момент, когда надо было действовать.
На фото: церемония закладки камня в основание храма Казанской иконы Божией Матери
В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ УЧАТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК
— Почему нет ни одного храма на Казань, который был бы открыт до 9–10 часов вечера? Хотя бы два на полуторамиллионный город. Если у кого-то горе, кто-то задумался о суициде, можно было бы его спасти, дав возможность постоять у иконы, подумать, наставить. Не думаю, что это проблема для священников. (Олег)
— Так говорят те, кто практически не ходит в храмы. У нас Богородицкий монастырь всегда допоздна открыт. Да и вообще, вечерние службы идут допоздна. А если кому-то надо именно до 22:00, то пусть ко мне подойдут, я объясню им.
— Почему у православной церкви нет точки, куда можно было бы сдать нуждающимся одежду, обувь? На Колхозном рынке от мечети такая точка есть; реклама о поиске рабочих мест для нуждающихся имеется — на улицах огромные билборды в Азино. (Олег)
— Практически в любом храме можно оставить вещи — в Никольском, Святодуховском, храме Серафима Саровского… Но я категорически против, чтобы отдавали грязные, стоптанные, не продезинфицированные вещи.
— Батюшка храма на Арском кладбище ездит на Volkswagen Teramont, который стоит около 3–3,5 миллиона рублей. Разве это норма? Сам видел. И он ставит авто за административный корпус, чтобы не видели. Срамота… На свечках заработал? (Олег)
— Это натуральный донос! Наверное, в этом Олеге зависти много. Я попросил бы обратить внимание на самого себя и пожелал бы ему ездить на BMW, а для подобного надо работать много. А если батюшка поедет на осле, то скажут: «Смотрите, сумасшедший батюшка на осле ездит!» Всем можно на машинах передвигаться, а священнику ничего нельзя? Кстати сказать, в апреле я отменил взносы храмов в епархию, поскольку люди во время режима самоизоляции в церкви не ходят и доходов у них нет.
Да, излишняя роскошь — это плохо, но и нищета, граничащая с безалаберностью, не лучше. Данный священник служит уже лет 30, его супруга пишет иконы на заказ. Разве они не могут себе позволить такой автомобиль? И ничего он не прячет, просто там больше ставить некуда… Пусть Олег лучше сходит посмотрит, какая данным священником гимназия сделана, которая рядом со Святодуховским храмом и театром кукол. Это новая православная гимназия.
«Конкретно в этой гимназии около сотни учеников. Она полностью на плечах епархии. Кстати, по моему распоряжению там учат татарский язык»
— Много желающих отдать своих детей в православную гимназию?
— Много, а конкретно в этой гимназии около сотни учеников. Но родители за обучение платят, потому что мы практически не получаем финансов от государства, хотя гимназия имеет лицензию министерства образования. Она полностью на плечах епархии. Кстати, по моему распоряжению там учат татарский язык. Еще мы строим детский сад с бассейном, уже идет отделка.
— Экс-руководителя УФСБ по Чечне Игоря Хвостикова назначили начальником управления ФСБ по Татарстану. Вы с ним ранее общались?
— Конечно. Надо учесть, какое это время было — шла война. Но он тогда еще не являлся руководителем. Нормальный, понимающий человек. У них с Кадыровым выстроились очень хорошие отношения, что весьма непросто. Надеюсь, что и в Татарстане все нормально будет.
«Любовь концентрируется в твердом желании не просто помочь, не просто проявить милосердие, но и иметь готовность умереть за ближних своих, что и сделал Христос»
«ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ ТОЛЬКО ТОГДА ВОЗМОЖНО, КОГДА ЛЮДИ ПЕРЕОСМЫСЛЯТ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
— У вас в мечтах, мыслях есть образ будущей России?
— Во-первых, для меня возрождение России — и экономическое, и цивилизационного характера — только тогда возможно, когда люди переосмыслят свое поведение. Постепенно мы справимся с нравственной и духовной разбалансированностью. Вот когда наступит этот баланс, тогда и Россия начнет возрождаться — и как держава, и как экономически мощная страна, и как социальное государство. Корень — в балансе.
Кто бы что ни говорил, но Россия — одно из всех масштабных государств для выживания человечества на основе нравственного фундамента. Есть и другие страны, но они в силу своего небольшого масштаба не могут повлиять на судьбу человечества. Да, и наше общество больно — и верхи, и низы, но мы выдержим испытания. Недаром многие из тех, кто сбежал жить за рубеж, просятся назад, в Россию. У них прошла эйфория, что, наворовав здесь, на Западе спасутся. Ничего подобного!
— А их надо пожалеть?
— Жалеть всех нужно! В этом и величие нашего российского народа. Мы действительно очень милостивые. Вот говорили: «Глобализация — спасение человечества», — а сегодня данная глобализация стала большой проблемой, каждая страна начала отгораживаться. Вот тебе панацея от всех бед и болезней!
— Почему вы верите в возрождение России? Что, вокруг вас есть духовно здоровые бизнесмены?
— Массово нет, но есть здоровые люди. Например, о возрождении заброшенных храмов. Я думаю, мне удастся создать целое движение, пробудить совесть людей. Наверное, в каждом районе и даже селе есть люди, которые, что называется, встали на ноги. Если эти граждане в своем районе помогут восстановить порушенный храм или мечеть, то мы справимся со многим. У меня даже есть идея: что, если бы состоятельные люди подумали о своей малой Родине и создали там какие-то небольшие предприятия, чтобы местным можно было зарабатывать на жизнь? Поверьте, так мы возродили бы опустевшие наши села.
— По-вашему, что такое любовь? (Евгений Григорьев)
— «Нет большей любви, чем положить жизнь свою за други своя» (см. Ин. 15:13). Любовь концентрируется в твердом желании не просто помочь, не просто проявить милосердие, но и иметь готовность умереть за ближних своих, что и сделал Христос. Бог есть любовь, Он добровольно пошел на крест.
— Владыка, спасибо за полезный разговор!
Митрополит Феофан родился 21 мая 1947 года в городе Дмитриеве Курской области. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии. Окончил Московскую духовную семинарию (1972), Московскую духовную академию (1976).
1969–1970 — нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.
1973 — принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.
19 декабря 1973 года пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана-исповедника.
14 января 1974-го рукоположен в сан иеродиакона.
1976 — рукоположен в сан иеромонаха.
1977–1982 — послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме.
1982–1984 — пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры.
1984–1987 — нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки.
1987–1989 — нес послушание в отделе внешних церковных сношений Московского патриархата.
1989–1993 — экзарх патриарха Московского при патриархе Александрийском и всей Африки.
1993–1999 — заместитель председателя ОВЦС МП.
28 декабря 1999 – 8 октября 2000 года — представитель патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока.
В 1979-м возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.
В 1985 году возведен в сан архимандрита.
7 октября 2000-го назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру.
25 ноября 2000 года наречен во епископа.
7 мая 2003-го назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру.
25 февраля 2008 года возведен в сан архиепископа.
6 октября 2010-го назначен ректором Владикавказского духовного училища.
22 марта 2011 года назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.
26 июля 2012-го назначен главой новообразованной Челябинской митрополии.
Июль 2012 – март 2014 года — временный управляющий Троицкой епархией.
1 августа 2012-го возведен в сан митрополита.
30 мая 2014 года назначен преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.
13 июля 2015-го назначен митрополитом Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.
С октября 2015 года — ректор Казанской духовной семинарии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 125
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.