Главная мировая тема — пандемия коронавируса — в центре внимания экономиста и ученого Айрата Бахтиярова. Он пытается разобраться в том, что это за всемирное явление, в которое оказалось вовлечено большинство жителей планеты. Бахтияров не верит в теории заговора, но знает «автора» всего происходящего. По мнению же нашего автора, мы должны добровольно изменить свое сознание как по отношению к живой природе, так и по отношению друг к другу. Альтернатива — гибель!
«Дело не в коронавирусе, а в не изученной пока болезни цивилизации. Прежде всего болезни не физического тела, а болезни восприятия, болезни осознания Реальности»
«ПРЕДПРИНИМАЕТСЯ ПОПЫТКА ОДОЛЕТЬ БОЛЕЗНЬ С МИНИМАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ И ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОТЕРЯМИ»
«Вулканическая пыль», поднятая коронавирусом, скрыла за собой самый главный вопрос: что это за всемирное явление, в которое оказалось вовлечено большинство жителей планеты? Существующие ответы вряд ли могут устроить людей, привыкших додумывать до конца. Что же сразу бросается в глаза?
Аномальное несоответствие уровня поднятого шума степени реальной угрозы. На первых порах, когда можно было допустить, что речь идет о новом биологическом оружии с высоким поражающим эффектом, подобная тревога была вполне уместна и обоснована. Теперь же, когда начала вырисовываться объективная картина происходящего, подобное поведение требует специального анализа.
Сегодняшние факты говорят о том, что новая напасть, несмотря на особую опасность для людей с ослабленным иммунитетом, в целом для человечества смертельной угрозы не представляет. Возможно, существуют непроявленные (и поэтому неизученные) катастрофические пост-последствия. Однако это не может служить основанием для такого уровня всеобщего беспокойства. Например, каждый знает, что ему рано или поздно предстоит умереть. С этой точки зрения, смертность гарантирована на все сто процентов. И где же вы видели, чтобы в мировом информационном пространстве изо дня в день обсуждали тему предстоящей смерти? С неминуемым все свыклись, и об этом попросту не задумываются, воспринимая как неизбежное зло. Хотя, на мой взгляд, именно эту тему и стоило бы обсудить со всей серьезностью. Но об этом чуть позже.
Некоторые пытаются утверждать, что поддержание массового психоза выгодно правящим элитам. Якобы под шумок они решают свои накопившиеся проблемы и реализуют далеко идущие планы. С этим также нельзя согласиться, поскольку государственный механизм управления под такие задачи не приспособлен. Он просто вынужден реагировать на состояние общества. Иначе это может вызвать дисбаланс в системе со всеми вытекающими негативными последствиями. Более того, государственный аппарат, особенно у нас в стране, по мере своих возможностей адекватно реагирует на возникшие чрезвычайные обстоятельства. Поэтому хотел бы выразить свою искреннюю благодарность всем причастным к борьбе с этой болезнью. Принимаемые меры ясно показывают, что предпринимается попытка одолеть болезнь с минимальными социальными и общеэкономическими потерями. Хотя всем очевидно, что последствия будут, и к ним нужно заранее готовиться.
«МНОГИМ КРИТИКАНАМ СТОИЛО БЫ БОЛЕЕ ТРЕЗВО ОЦЕНИТЬ СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО»
Так из-за чего же тогда такой «всемирный шум»? Почему тема коронавируса в топе новостей всех мировых СМИ. Поступил «заказ», ответят любители конспирологии. Однако подобный «заказ» невозможно воплотить в жизнь, если отсутствуют подходящие условия — способность удерживать внимание большинства. Внимание большого количества людей можно искусственно возбудить на короткое время, но удерживать длительное время, как сейчас происходит, невозможно. Для этого требуется наличие постоянно генерируемого самовозбуждения. Это, конечно, не исключает вероятности того, что под этот «шумок» различные группы людей пытаются реализовать свои устремления. Человек постоянное чувство страха и беспокойства испытывает лишь под воздействием нависшей смертельной угрозы. В случае эпидемий, особенно в режиме предстоящего ожидания такое, конечно, возможно. Однако при этом уровень смертности и вероятность поражения себя любимого должны быть очень высокими. В случае коронавируса первое условие пока не выполняется. Наблюдая за динамикой заболевания, можно отметить, что в обычных условиях беспокойство и страх испытывали бы лишь люди из групп риска, а также их близкие.
Но эти группы не в состоянии породить устойчивое самовозбуждение критической массы людей в мировом масштабе и, самое главное, объяснить беспрецедентность принимаемых мер. В случае отсутствия иррационального страха перед этим заболеванием, как в случае гриппа и других ОРВИ, социум сконцентрировался бы на адресных мерах защиты групп риска. Причем эти меры разрабатывались бы с учетом минимизации возможных социально-экономических последствий. Однако именно наличие критического уровня возбужденности в социуме не позволяет властям действовать подобным образом. Мы видели, что руководство различных стран на распространение коронавируса пытались реагировать по-разному. Среди них были и те, кто, видя объективную картину, поначалу во главу угла ставили экономические интересы своих стран, однако, столкнувшись с «психологической подоплекой» коронавируса, вынуждены были поменять ориентиры, невзирая на очевидные долгосрочные социальные и экономические последствия. Здесь мне еще раз хотелось бы подчеркнуть, что политическое руководство нашей страны в этом вопросе оказалось на высоте. Это я к тому, что многим критиканам стоило бы более трезво оценить системные факторы происходящего.
«КОРОНАВИРУС КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИМЕЕТ СВОЮ СИЛУ»
Из вышесказанного следует очень важный вывод: при принятии государственных решений по борьбе с коронавирусом необходимо учитывать психологическую составляющую этой пандемии. Медицинские и экономические меры должны коррелироваться со складывающейся в массовом сознании ситуацией. Коронавирус как социальное явление имеет свою силу. Эта сила может быть направлена как на конструктив, так и на деструктив. Если психологический аспект массового сознания не будет учитываться, найдутся желающие направить эту силу во вред нашей стране. Сегодняшним технологиям манипулирования массовым сознанием это вполне по силам. Например, естественное ухудшение общей экономической ситуации из-за принимаемых мер может вызвать соблазн раньше времени ослабить медицинские аспекты борьбы с эпидемией. Это может привести к росту числа потерь от коронавируса. Если при этом каким-либо образом не будет убран или нейтрализован психологический аспект воздействия коронавируса на массовое сознание, возникнет благоприятная среда для деструктивной социальной манипуляции, поскольку сила воздействия на сознание людей отмеченной психологической составляющей намного выше, чем сила воздействия экономических неурядиц.
Аналогичная ситуация может возникнуть из-за накопления психологической усталости в замкнутых помещениях. Нельзя пренебрегать краткосрочными послаблениями в этом вопросе. Масштабы и сроки таких послаблений должны соотноситься с упомянутой «психологической подоплекой» коронавируса. Поэтому необходима очень гибкая адаптивная система мер медицинского и экономического характера, разрабатываемых с учетом ситуации в массовом сознании. Кроме того, за счет целенаправленной разъяснительной работы можно снизить влияние «психологической подоплеки» коронавируса. Быстро убрать его не получится, поскольку речь идет о необходимости глобальных перемен в сознании людей. Объективность и конкурентность различных мнений по данному вопросу поможет избежать ловушек.
Ответ на поставленный вопрос об источнике «всемирного шума» очевиден: в основе этого явления лежит паническая подсознательная боязнь близкой «незапланированной» смерти у большинства людей. Когда момент ухода из этого мира скрыт за «туманом», факт стопроцентной предстоящей смерти обычно никого не тревожит. Когда же «туман» начинает рассеиваться, оказывается, что все очень серьезно. Коронавирус явно продемонстрировал, что когда далекая абстракция превращается в пугающую реальность для себя любимого, то от безмятежности не остается и следа.
Можно сколько угодно бравировать отсутствием боязни перед смертью, но свое подсознание не обманешь. Итоговый результат сложного процесса взаимодействия индивидуальных сознаний в социуме это сегодня наглядно демонстрирует. Подсознательный массовый страх нельзя изменить никакими призывами «не поддаваться панике». Изменения произойдут, если только исчезнет причина беспокойства. Это возможно в двух случаях: когда болезнь рассасывается сама по себе или же когда человек обретает реальные знания, позволяющие ему вести себя адекватно сложившейся ситуации. В первом случае исходная причина возникновения массового психоза никуда не денется. При повторении аналогичной ситуации она себя вновь проявит, скорее всего, в еще более худших формах. Во втором же случае происходит трансформация сознания людей, и повторение подобных ситуаций не приводит к неадекватной реакции социума.
Резюмируя, можно отметить, что коронавирус в реальности оказался не столько особо опасной формой физической болезни, а идеальным тестом для проявления болезни массового сознания, причем особо опасного типа. И если эта болезнь не будет выявлена и изучена, если не будут найдены и реализованы меры по исцелению от нее, то, скорее всего, человеческая цивилизация скачкообразно перейдет на более низкий уровень своего существования, а возможно, в таком виде и вовсе перестанет существовать. И это коснется всех — бункер не спасет.
«ДЛЯ МНОГИХ УЖЕ ПОНЯТНО, КТО «АВТОР» ЭТОГО ГРОЗНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ»
Хочу еще раз подчеркнуть — дело не в коронавирусе, а в не изученной пока болезни цивилизации. Прежде всего болезни не физического тела, а восприятия, осознания Реальности. Надеюсь, после прочтения всего цикла это станет понятно. Эпидемия коронавируса выступила лишь грозным предупреждением об этой болезни. В роли коронавируса могло бы выступить все что угодно. При созревшей ситуации нужен был лишь небольшой толчок.
Для многих уже понятно, кто «автор» этого грозного предупреждения. Если мы как сообщество людей окажемся неспособными расшифровать явленное знамение и, самое главное, правильно среагировать, то следующего предупреждения может и не быть. Наша сегодняшняя реакция на коронавирус является аналогом поведения животных перед мощным извержением, землетрясением или цунами. Задолго до события они начинают испытывать предельное беспокойство, пытаясь спастись от неминуемых последствий. Массовое сознание людей также предельно точно восприняло направленный в их адрес знак в виде коронавируса. Однако люди от животных отличаются тем, что интуитивно воспринимаемые ими знаки они дополнительно пытаются оценить посредством своего рационального ума. Если с разумом все в порядке, то такое объемное видение позволяет адекватно среагировать на предупреждение. Если же не очень, то разум подобное предупреждение превращает в набор рассудочных предположений, которые в лучшем случае забалтываются во время внутреннего диалога с самим собой.
Поэтому давайте более внимательно приглядимся к произошедшим событиям.
Критическая неустойчивость мировой экономики. Китай, столкнувшись с неизвестной формой болезни, должен был реагировать по максимуму. В условиях разворачивающейся в мире войны за ресурсы это единственно разумная стратегия. Причем они должны были учитывать, что это, возможно, военное воздействие. Поэтому и последовали такие масштабные карантинные меры, невзирая на экономические потери. Это естественно. Вопрос в другом. Почему события в Китае запустили такую цепную реакцию по всему миру? Почему, как показали события, мировая экономика оказалась без запаса прочности? Почему мировая система разделения труда и взаимодействия с ресурсами Земли столь перенапряжена? Сбой в любой части перетянутых нитей «кокона» хозяйствования приводит к немедленному съеживанию всего «кокона». Ссылки на размеры и роль Китая в мировой экономики не дают удовлетворительного ответа на эти вопросы. Ими, конечно, можно на время прикрыться. Однако при таком подходе фундаментальные факторы, приведшие к этой кризисной ситуации, останутся не изученными и не излеченными. Поэтому события очень скоро повторятся вновь в гораздо худших масштабах.
«ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ И КАК СЕБЯ ВЕСТИ, КОГДА МЫ ПОЛУЧИЛИ ЯСНЫЙ ЗНАК О ЗАВЕРШЕНИИ «БАЛА»?»
Для поиска ответа на эти вопросы давайте более внимательно присмотримся к существующей мировой системе хозяйствования. Она состоит из двух связанных между собой контуров: контура взаимодействия людей между собой и контура взаимодействия людей с окружающей средой. Качество и тип этих двух контуров определяют текущее состояние нашей цивилизации. Если бы при построении мировой экономики более приоритетными выступали факторы гармонии и устойчивости, а не максимизации прибыли, то текущие события не привели бы к тем последствиям, которые мы наблюдаем.
Перенапряжение порождают два ключевых фактора: отсутствие гармоничного взаимодействия человечества с окружающей средой и базирование мировой экономики на принципах недоверия и конкурентной борьбы. Конкуренция, основанная на изъятии всего того, что плохо лежит, — это стратегически проигрышный вид кооперации между людьми. Если бы окружающая нас живая природа руководствовалась таким типом сознания, то она очень быстро в буквальном смысле сожрала бы сама себя. Не были бы возможны ни кругооборот, ни расцветающее многообразие проявленной Единой Жизни. Поэтому наше сегодняшнее цивилизационное сознание конфликтно и не может ужиться с Сознанием Единой Жизни. Кто победит? Ясно, что не человек. С нами или без Жизнь продолжится. Поэтому, если мы добровольно не изменим своего сознания как по отношению к окружающей нас живой природе, так и по отношению друг к другу, наш конец предопределен.
Любой разумный эгоист это, в общем-то, понимает. Весь его жизненный расчет строится на том, что на его век хватит. Он успеет насладиться жизнью на своих условиях, а после него хоть потоп, — это его мало волнует. Лишь когда над горизонтом восходит «коронавирусная звезда», он начинает беспокоиться и суетиться. Обрыв «бала жизни» в его планы не входит…
Что же делать и как себя вести, когда мы получили ясный знак о завершении «бала»? Причем о завершении по обоим контурам хозяйствования. Мы одномоментно достигли критических параметров как в плане взаимодействия между собой, так и взаимодействия с окружающей природой. Математик бы сказал: налицо точка бифуркации, когда малые изменения приводят к качественным изменениям всей системы. В результате таких изменений система из одного равновесного состояния переходит в другое. В нашем случае новое состояние вряд ли кому-то придется по душе.
Призывы «давайте жить дружно, беречь и любить друг друга и природу» ни к чему не приведут. Они так и останутся лишь призывами. Для их воплощения в жизнь необходимо волевое начало. Причем в нашей ситуации такое волевое начало должно быть сугубо добровольным и желанным. Это как если бы всем предложили стать успешными и счастливыми с гарантией практической реализации. Волевое начало, основанное на внешнем принуждении — как силовом, так и манипулятивном, — для этого случая не сработает. Пистолет у виска или доза наркотической инъекции абсолютно противопоказаны, когда требуется реально искренне дружить, любить и жить в гармонии с окружающим. Когда речь идет об овладении новым сознанием, имитация также не работает. Поэтому все те, кто говорит о диктатуре, всеобщей чипизации и т. д., могут успокоиться: этого не будет. Конечно, за исключением случая, когда все захотят оказаться в общей братской могиле. Но я думаю, что это маловероятно. Как показывают «коронавирусные события», этого никто не хочет и страшно боится.
Вопрос только в одном: что же конкретно делать? Об этом мы и поговорим в последующих публикациях.
Айрат Бахтияров
Айрат Равильевич Бахтияров — кандидат экономических наук.
Закончил экономфак МГУ. Работал министром экономики в правительстве Крыма (при президенте Юрии Мешкове). В Татарстане был первым заместителем министра экономики, гендиректором «Татгазинвеста». Один из разработчиков республиканской стратегии «Жизнь после нефти». В 90-е годы вместе с Рустамом Курчаковым написал цикл идеологических статей, посвященных национальному капиталу как опорному элементу экономики республики. В нулевых годах работал в Москве, где консультировал крупные ФПГ, а также входил в руководство одного из крупнейших банков страны – Автобанка.
Автор множества статей и ряда книг, посвященных новым типам хозяйствования и идеологически-философским системам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.