ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРЯМО СЕЙЧАС НА МОЛОЧНЫХ ЗАВОДАХ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ?

По оценке ЦРПТ, на рынке молока сегодня 4 тыс. предприятий. 450 из них крупные и средние. 3,5 тыс. — малые и микропредприятия. Разрыв между крупными и небольшими выражается не только в объемах производства, но и в разном уровне технологического оснащения. Очевидно, что здоровый «средний класс» на молочном рынке только начинает формироваться.

Подобная структура рынка обусловливает вызовы, незнакомые для других отраслей:

  1. Работающие экономрешения по маркировке — единственный залог успеха для внедрения государственной программы маркировки в молочной отрасли.
  2. Низкая цифровая зрелость малых предприятий требует от регулятора дополнительных мер по просвещению в области выбора информационных систем для маркировки.
  3. Отсутствие на большей части предприятий полноценных проектных команд не позволяет пока отрасли получать от маркировки положенные выгоды.

Производители молочной продукции по всей стране по совету партнеров собираются срочно закупить маркираторы (принтеры), запросить коды у ЦРПТ, произвести тестовую печать и отправить отчеты. При этом они не берут на контроль несколько принципиальных моментов:

  • Покупка и монтаж оборудования обеспечивает не более 20% готовности к маркировке.
  • Нельзя внедрять маркировку, следуя лишь методическим рекомендациям. Так как на сайте и в методичке ЦРПТ указана лишь необходимость купить маркираторы, запросить коды и отправить отчет в ЦРПТ. Но не указано о необходимости интеграции с системами управления производством, отгрузками, ERP, WMS и «ВетИС».
  • Купленное «по кускам» (у разных поставщиков) решение нежизнеспособно и обречено на большие проблемы на этапе работы в боевом режиме.
  • Интегратор, который ничего не производит, а лишь собирает решение для молочного производства, не дает никаких гарантий.
  • Крупные вендоры, которые работают под ключ, являются партнерами крупнейших мировых поставщиков принтеров и камер. Это значит, что у крупного вендора цены на комплектующие могут быть даже лучше, чем у их производителя. К слову, вендор является лучшим кандидатом на интеграцию своего оборудования и ПО с экосистемой предприятия.

Все знают поговорку «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Так вот, начинать маркировку с покупки комплектующих для печати напрямую от производителя бессмысленно и даже вредно. Крупные вендоры, такие как TraceWay, практикуют поэтапное внедрение в соответствии с комфортным графиком платежей. Например, сначала клиент оплачивает то самое маркировочное оборудование, а потом уже внедряет систему целиком и проводит интеграцию с ERP- и WMS-системами. При этом на протяжении всего периода эксперты оказывают полный комплекс услуг, консультируют по всем вопросам, и в итоге решение действительно «взлетает».

КАК ВЫБРАТЬ КОМПЕТЕНТНОГО ПОСТАВЩИКА РЕШЕНИЯ ДЛЯ МАРКИРОВКИ?

Сегодня команда TraceWay плотно общается с молочными производствами в Московской, Воронежской, Липецкой, Курганской, Белгородской, Кировской, Тамбовской, Ульяновской и Ростовской областях, Краснодарском крае, Крыму и Республике Татарстан.

И везде звучит один вопрос: как проверить компетентность поставщика решения для маркировки?

Главное условие компетентности — это гарантии. Единицы поставщиков документально гарантируют, что риски по внедрению и изменению требования регулятора лежат на их плечах. TraceWay — одна из систем Track & Trace, которая это действительно делает в контракте.

«Отвечать за работоспособность системы Track & Trace в любой ситуации несложно. Логика работа Track & Trace универсальна и диктуется мировым консорциумом GS1. Зрелая Track & Trace элементарно подстраивается под любые изменения на государственном уровне и тем более — в бизнесе. Система TraceWay самостоятельно контролирует целостность данных. Это и есть искомая ответственность поставщика», — замечает Равиль Гимадиев (Original Group).

Второе условие — предложение должно быть комплексным. Например, TraceWay — законченный работоспособный, готовый к развитию ПАК, который системно и индустриально решает задачу маркировки. Это единая экосистема. А 90% компаний выводит сейчас на рынок решения, где «на конвейер прикрутили маркиратор и камеру».

В КП должны быть не только принтеры и навесное оборудование, но и:

  • станция управления оборудованием для производства и маркировки продукции, которая взаимодействует с Line Manager;
  • Line Manager, который обеспечивает непрерывность и целостность работы оборудования в цеху;
  • комплекс программного обеспечения (Serialization Manager, Aggregation Manager, Line Manager, Site Manager (L3), коннекторы к СУЗ, ГИС МТ, ERP и WMS системам);
  • услуги по интеграции с внутренними информационными системами и техподдержка с гарантированным временем реакции и устранения (SLA).

«В корне не верно то, что на молочном рынке до сих пор про программное обеспечение уровней L2–L4 по стандарту ISA95 никто не слышал. И во многом это вина так называемых подрядчиков, стремящихся продать свой продукт, выдавая его за полноценное решение. И если в „фарме“ часть компаний точно так же продавала сперва оборудование, но потом надеялась дописать нужное ПО, то здесь даже дописывать никто и ничего не собирается. Запрос кодов, печать их с флешки, считывание и загрузка отчета — именно такой урезанный функционал в 90 процентах случаев предлагается сегодня молочному рынку», — говорит Дмитрий Горловский, главный инженер TraceWay, который ежедневно (а теперь и в режиме онлайн) общается с молочными производствами по всей России.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МАРКИРОВКИ

К сожалению, на рынок молочной продукции уже вышли поставщики программного обеспечения, которое не делает ничего, кроме того, что получает от оператора коды, наносит их на упаковки и отправляет отчет о маркировке. То есть, по сути, это примитивный коннектор, осуществляющий передачу данных. Если такой вариант есть в реальности, то в будущем можно рассчитывать на тотальный крах всего проекта.

«Как правило, урезанный L3 уже не переделать, потому что ресурсы на разработку полноценной версии ПО этого уровня и его урезанной версии отличаются в сотни раз», — утверждает Равиль Гимадиев, генеральный директор Original Group.

Если в качестве партнера выбран интегратор, который является, по сути, перепродавцом и сборщиком, то стоит быть готовым к тому, что эта компания написать полноценный уровень L3 будет также не в состоянии, так как в его команде только группа продаж и поддержки.

Большие системы для молочного рынка могут писать только большие IT-компании (они же вендоры). Последние могут разработать ПО в соответствии со всеми требованиями законодательства и спецификой отрасли, сопровождать его и соблюсти необходимый для заказчика баланс CAPEX/OPEX. Также у них должен быть большой портфель внедрений и широкий спектр поддерживаем открытых протоколов взаимодействия с оборудованием.

КАК НЕ IT-СПЕЦИАЛИСТУ НЕ ОШИБИТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ И ОЦЕНКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ МАРКИРОВКИ?

Важно как можно раньше понять, что Track & Trace — это не ERP-система, не 1С, не оператор электронного документооборота. Есть глобальное отличие в логике обращения с товаром после внедрения системы Track & Trace.

С внедренным Track & Trace решением производится учет каждой единицы товара и уже нельзя оперировать такими понятиями, как партия и серия. Ядро работающей на предприятии ERP-системы подобного функционала в принципе не имеет.

Вот каким функционалом на самом деле должно обладать программное обеспечение для управления системой Track &Trace на предприятии:

  • ПО должно обеспечивать взаимодействие с оператором, ссузами;
  • осуществлять резервирование заказов;
  • управлять данными для передачи на печатное оборудование, самой печатью, агрегацией и всеми необходимыми складскими операциями.

ПО уровня L3 должно обладать внутренними интерфейсами, в частности взаимодействовать с терминалами сбора данных. Имеются в виду не обычные беспроводные сканеры, а устройства, работающие под управления ОС Android или Windows, на которые поставлено полнофункциональное ПО и которые могут производить отборы проб, перемещение на склады, приемки.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА ПРИ ВНЕДРЕНИИ МАРКИРОВКИ

Маленькая деталь, о которой не знают 99% участников рынка, в то же время является главным секретом успешного внедрения маркировки. Речь идет о том, что со стороны поставщиков оборудования и ПО обязательно должен быть открыт API.

API — application programming interface, или программный интерфейс приложения, интерфейс прикладного программирования. Если у купленного аппаратного решения открыт API, это значит, что молочный производитель сможет подобрать на рынке решение уровня L3, которое полностью закроет все стоящие перед ним задачи. Соответственно, весь процесс внедрения будет простым и безболезненным. Если же API закрыт, значит, в безопасности окажутся поставщики, но никак не производитель молочной продукции.