Монополист городских перевозок в Челнах отказался от планов закупки автобусов любой вместимости. «Сейчас бы зимнюю резину снять, летнюю поставить. А на что покупать? Не знаю», — говорит Николай Тятюшкин. Пассажиропоток и выручка упали в 2 раза, но при этом ширится круг обладателей льготных проездных, компенсации за которые для перевозчиков мизерные.
Компания «Пассажирские перевозки», которой руководит Николай Тятюшкин, — единственный перевозчик в Челнах
О ГЕРОЕ
- После того как автобусы большой вместимости стали историческим прошлым автограда, компания «Пассажирские перевозки», которой руководит Николай Тятюшкин, стала единственным перевозчиком в Челнах. Ее автопарк составляет 400 микроавтобусов. Сам Тятюшкин, тракторист-машинист по образованию, начинал карьеру водителем в Кочкуровском районе Мордовии, в конце 70-х переехал в Челны, трудился в ПОПАТе, а в конце 90-х создал свое ИП и занялся перевозкой грузов. В настоящее время он является также депутатом горсовета от КПРФ.
«Представьте себе: нет автобусов. Что будет? Пассажира мало интересует, есть у тебя выручка или нет. Ему ехать надо. Так что мы никого не увольняли, не сокращали»
Насколько тяжело кризис ударил по вашей компании?
- Можно отменить торговлю товарами, а пассажира, пусть и одного, возить надо. Поэтому наша компания работает в том же режиме. Представьте себе: нет автобусов. Что будет? Пассажира мало интересует, есть у тебя выручка или нет. Ему ехать надо. Так что мы никого не увольняли, не сокращали. У нас до кризиса до 300 автобусов выезжали на линии, штат водителей был 450 человек. Сейчас выезжает 260–270 автобусов. Поэтому водители чередуются: сегодня один выехал, завтра — другой. То есть вместе с машиной шофер отдыхает. Конечно, мы увеличили интервал — не три минуты сделали, а чуть больше, чтобы хоть что-то заработать на горючее.
- На «удаленке» у нас никого нет. Ни диспетчеры, ни медики не могут работать в таком режиме. Диспетчеры выдают путевки, медики проводят предрейсовый осмотр, охрана смотрит за автопарком. Так что ни сократить, ни уволить, ни на «удаленку» отправить некого. Если только себя самого. Если медик и механик те же часы отрабатывают, я не могу им сказать: извините, коронавирус. Как я могу человеку зарплату сократить? Они встают в три часа утра, пусть и мало работают, но это же их ежедневный труд. Да, будет меньше прибыли начальникам колонн. Но это, я считаю, временно.
- Пассажиропоток, конечно, упал в 2 раза, выручка сократилась больше чем на 50%. Понизили ли план водителям? Разумеется, его просто негде теперь взять. Ведем контроль, анализ того, сколько машина зарабатывает. Но какой бы кризис ни был, двигатель работает столько же, сколько и раньше. Машину заправлять все равно надо. На горючее списывать нужно. Пробег только стал чуть поменьше.
- О закупках автобусов вообще речи не идет — ни большой, ни средней вместимости. Большие машины стоят от 7 до 12 млн рублей. Сейчас о замене микроавтобусов-то речи не идет. Хотя мы получили контракт на перевозки в Челнах на пять лет в прошлом году и стояла задача в первые два-три года полностью обновить парк. И на что сейчас это делать — я не вижу. Тот транспорт, что взят в лизинг до коронавируса, еле-еле вытягиваем. Техники в лизинге довольно-таки много. Провели переговоры с банками по лизинговым платежам. Обращались в лизинговую компанию. Некоторые отказали. Оказывается, нужно болеть коронавирусом, чтобы отсрочка была. Сейчас через минтранс РФ хотят помочь нам получить отсрочки по платежам.
«Если уж республика выделила для каждого работника МВД по 2 тысячи рублей на проезд, так отдайте живыми деньгами! На 100 поездок полиция все равно не потратит»
О ЦЕНАХ НА ПРОЕЗД И ЛЬГОТНИКАХ
- Льготников тоже стало меньше ездить. Сведения по ним нам приходят с серверов. Хотя сейчас, в период садов-огородов, немного побольше их будет. Но на одних льготниках не выедешь. За каждого нам всего-навсего платят до 15 рублей при стоимости проезда в 22. И 22 рубля-то для нас неэффективно. Горючее в цене выросло. Сейчас нужно машину «переобувать»: зимнюю резину снимать, летнюю ставить. А на что покупать? Не знаю. И что будет после коронавируса — тоже не представляю. Читатели, наверное, подумают: что ни интервью — так плач, что денег нет. Но если их нет!
- Будем ли поднимать стоимость проезда? Если бы можно было это сделать, но никто не хочет данный вопрос решать. Тарифный комитет в Казани считает, что, если они подпишут повышение, народ будет возмущен. Я это прекрасно понимаю! А нам каково? На что жить? То есть мы сейчас добиваем перевозки и через месяц-другой уйдем. Кто возить будет?
- Все новые и новые проездные выдумывают. Вот сейчас сделали проездные работникам МВД — с 1 мая за 20 рублей они ездят. И как? Я понимаю: они несут службу. А мы тоже что-то несем. 20 рублей проезд, плюс «Социальная карта» свои проценты снимет. И что остается? Возить по 19 рублей? У нас еще и оборудование эти проездные не считывает. «Квантор» заказывал ПО у другого разработчика. А те отвечают, что нет возможности добавить к программе лишнюю функцию. В Тукаевском районе ввели электронные проездные. Наши приборы опять не считывают — «мозгов» у них не хватает. Если бы мы работали согласно 220-му федеральному закону «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», тогда пусть хоть все бесплатно ездят. Но «Социальной карте» выгодно делать все что вздумается. Если уж республика выделила для каждого работника МВД по 2 тыс. рублей на проезд, так отдайте живыми деньгами! На 100 поездок полиция все равно не потратит. Пусть пару раз проедет человек, но 2 тыс. у него останется.
«Пассажиры тоже должны ходить в масках. Но как мы их заставим? Мой водитель не имеет права не пустить в автобус гражданина, если тот трезвый»
ДАЮТ ЛИ ЭФФЕКТ КАРАНТИННЫЕ МЕРЫ?
- Я уже все пальцы обстучал о столы — пока нас Всевышний оберегает. Заболевших среди водителей нет. Хотя риски у них большие. В перчатках резиновых летом вообще невозможно за рулем. Маски заставляем надевать: раздали многоразовые, которые дома можно стирать.
- Пассажиры тоже должны ходить в масках. Но как мы их заставим? Мой водитель не имеет права не пустить в автобус гражданина, если тот трезвый. Будет нарушен закон — у нас свобода передвижения в стране. Продавать маски тоже не имеем права, мы не аптека. Я в выходные все магазины объездил — нашел самые дешевые маски по 29 рублей 70 копеек в «Ленте» со скидкой по карте. Есть рулонные маски, но это не то — их нужно сложить, ножницами сделать дырочки. Поэтому мы стараемся чаще проводить дезинфекцию. В каждой машине есть дезинфицирующий аэрозоль. На конечной остановке или диспетчер, или же водитель обрабатывает все ручки в салоне.
Помогут ли вам меры господдержки?
- Государство обещает меры поддержки. Но, даже если я возьму беспроцентный кредит в банке для выплаты зарплат, его нужно вернуть. Каким образом? Я могу отдать, если пассажиропоток станет в 2 раза больше, чем до коронавируса. Но его же не будет! И, даже если водителей в две смены заставить работать, кого они станут возить? Так что я не вижу смысла брать такой кредит. Возможности возврата через 2–3 месяца просто не будет.
- Что должны сделать власти для помощи бизнесу? Тяжело ответить. Что бы я ни говорил, никто частному бизнесу не поможет. Мы, перевозчики, уже пытались свои вопросы донести до президента. Должны были встретиться. Но пока никто, кроме минтранса, шаги навстречу не делает.
- Если сейчас потихоньку начнут открываться предприятия, пассажиропоток увеличится. Нам-то колесо не надо раскручивать. Как только все наладится, наверстывать упущенное станем. Да, тяжело будет, так как выручки нет, живем внатяжку. Я прошел и 90-е годы, и финансовые передряги, но такого еще не видел: ведь все встало. И, чтобы сейчас это колесо другим раскрутить, нужно будет время. Даже если завтра карантин снимут, все сразу не заработает. Сколько это продлится еще? Я не помню такого удара по экономике.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.