Проект «Эскадрон» позволил ПСУ не только самому участвовать в сложных проектах, но и выполнять конкретные задачи сторонних заказчиков, экономя их время и деньги «Проект «Эскадрон» позволил ПСУ не только участвовать самому в сложных проектах, но и выполнять конкретные задачи сторонних заказчиков, экономя их время и деньги»

«ЭСКАДРОН» — ПОЛЕТЫ БЕСПИЛОТНИКОВ ДЛЯ БИЗНЕСА И ГОССТРУКТУР

— Роман Владимирович, проект «Эскадрон» вышел на рынок в конце прошлого года. Расскажите, с чего все начиналось?

— Не поверите, но с подарка беспилотника на день рождения! Опыта управления не было, поэтому на втором полете я неудачно посадил аппарат на дерево, откуда не смог его достать (смеется). Аппарат потерял, а интерес только вырос. Постепенно увлечение превратилось в нечто большее, прошел обучение и стал сертифицированным внешним пилотом. Работая в IT-компании, параллельно стал выполнять заказы на аэросъемку, а затем этот проект поддержало Первое строительное управление. Так «Эскадрон» влился в крупную компанию.

— Первое строительное управление — известная на строительном рынке Татарстана компания. И вдруг дроны — казалось бы, непрофильный бизнес!

— В прошлом году она участвовала в тендере, но не победила, потому что у заказчика было одно условие — создать 3D-модель и сдавать работу исходя из нее. Попытки оперативно решить задачу не привели к успеху, что подтолкнуло ПСУ к созданию собственного проекта в партнерстве с центром беспилотных технологий TerraDrones из Екатеринбурга, с которым я уже работал. Проект «Эскадрон» позволил ПСУ не только участвовать самому в сложных проектах, но и выполнять конкретные задачи сторонних заказчиков, экономя их время и деньги. Не все компании имеют беспилотные подразделения, а современное моделирование требует таких съемок. 

— В каких сферах работают ваши клиенты?

— В энергетике, дорожном, жилищном, промышленном строительстве, сельском хозяйстве, а также в нефтедобыче, нефтехимии, промышленности, проектировании, экологической безопасности. Это небольшие и крупные предприятия, муниципальные и государственные службы в Татарстане и соседних регионах.

— Что подогрело интерес к новой услуге ПСУ?

— При участии TerraDrones 15 ноября 2019 года в казанском отеле «Ногай» «Эскадрон» провел конференцию «Применение беспилотных летательных аппаратов», которая привлекла внимание представителей двух десятков министерств и ведомств Республики Татарстан, подразделений Казани, заинтересованных в применении беспилотников. Отклики по итогам конференции показали интерес к проекту и его востребованность.

— Сколько денег можно сэкономить, сотрудничая с «Эскадроном»?

— Зависит от сложности работ. Преимущества беспилотников над пилотируемыми самолетами и вертолетами, объездами, пешими обходами очевидны. Во-первых, коптеры на порядок дешевле, не нужно подолгу готовить пилотов или держать в штате группу людей для обхода, объезда трубопроводов, линий электропередачи. Во-вторых, беспилотники потребляют в десятки, сотни раз меньше топлива. В-третьих, нашим машинам не нужны взлетно-посадочные полосы. Дрон способен за короткое время собрать максимум информации, а значит, сократить затраты на человеческую рабочую силу.

Беспилотник — это уже не модная фишка для съемки свадеб и торжеств. Это «рабочая лошадка», облегчающая сложные проекты. С нами заказчики могут следить за жизненным циклом объектов, избегать простоев, обезопасить труд людей «Беспилотник — это уже не модная фишка для съемки свадеб и торжеств, а рабочая лошадка, облегчающая сложные проекты. С нами заказчики могут следить за жизненным циклом объектов, избегать простоев, обезопасить труд людей»

ЗАКАЗ В ФОРМАТЕ ОДНОГО ОКНа: УМНЫЕ РЕШЕНИЯ И 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ

— Сегодня в Татарстане работают компании со схожими услугами, пилоты-одиночки. В чем ваши преимущества?

— «Эскадрон» не только снимает картинку на квадракоптеры, но и готовит подробные технические отчеты, дефектные ведомости, создает трехмерные модели объектов, ортофотопланы. Беспилотник — это уже не модная фишка для съемки свадеб и торжеств, а рабочая лошадка, облегчающая сложные проекты. С нами заказчики могут следить за жизненным циклом объектов, избегать простоев, обезопасить труд людей. Причем все услуги «Эскадрон» оказывает на собственных мощностях, без привлечения сторонних компаний и в формате одного окна.

— Сколько времени уходит на получение разрешения, подготовку к полету, обработку готового материала?

— По правилам на каждый полет необходимо получить разрешение в органах власти, на что уходит от трех до пяти недель в зависимости от места облета. Если нужно лететь завтра, но нет пакета документов, «Эскадрон» не возьмется за эту работу, даже несмотря на крупную сумму заказа. Сами не летаем из кустов и никому не советуем. Это действительно небезопасно.

Подготовка к полету зависит от сложности объекта. Малый облетим за один рабочий день, сложные, труднодоступные места потребуют больше времени. Обработка картинки занимает от одного до пяти рабочих дней.

— Какова стоимость услуг?

— Компания придерживается рыночных цен, которые зависят от массы факторов: летного задания, площади участков, применяемой беспилотной техники, специфики конечного материала заказчика.

Наши коптеры контролируют расход материалов в дорожном строительстве, ведут диагностику зданий и сооружений, следят за этапами строительства многоквартирных домов «Наши коптеры контролируют расход материалов в дорожном строительстве, ведут диагностику зданий и сооружений, следят за этапами возведения многоквартирных домов»

ЧТО МОГУТ БЕСПИЛОТНИКИ В НЕБЕ И ПОД ВОДОЙ И ПОЧЕМУ КОМПАНИЯ готовит курсы ВНЕШНИХ ПИЛОТОВ

— Какие аппараты в вашем авиапарке?

— Авиаотряд «Эскадрона» — это профессиональные, зарегистрированные беспилотники компаний DJI, «Геоскан», два внешних пилота и специалист-камеральщик, который обрабатывает результаты облетов.

Работаем в дождь, снег, при сильном ветре и минусовых температурах. Например, квадрокоптер DJI Phantom видит в пяти направлениях вокруг себя, автоматически огибает препятствия. «Геоскан» используем для геологической, геодезической и картографической разведки, аэросъемки местности, патрулирования, в сельском хозяйстве. Скорость съемки земельных участков — 5–6 гектаров в час.

Выполняем заказы не только в воздухе, но и в воде — на глубине до 100 метров с беспилотным аппаратом сверхвысокой четкости CCROV. Этот дрон подходит для подводной фото- и видеосъемки, инспекции промышленных объектов, обследований судов и научных исследований. Также применяется в разведении аквакультур и спасательных операциях.

Еще три дополнительные навесные камеры снимают с 30-кратным оптическим зумом, ведут тепловизионную съемку, отслеживают малейшие падения температур, состояние электрооборудования и сооружений заказчиков.

— Что еще могут дроны «Эскадрона»?

— Наши коптеры контролируют расход материалов в дорожном строительстве, ведут диагностику зданий и сооружений, следят за этапами возведения многоквартирных домов. Тепловизионная съемка помогает искать дефекты и утечки тепловых сетей, нефтегазопроводов, контролировать испытания оборудования, вести поисково-спасательные работы и даже учет животных в заповедниках. Отдельно остановлюсь на преимуществах дронов в области нефтегазовой промышленности: регулярной диагностики факельных труб, топливных хранилищ, линий электропередачи, промысловых и магистральных трубопроводов. 

Беспилотники передадут полную информацию о состоянии электросетей без проведения высотных работ. Не нужно объезжать труднодоступные места, чтобы определить расхождения границ землепользования с государственным кадастром, — эту работу тоже сделают комплексы «Эскадрона». Наконец, сотрудники компании способны создать и высокоточные модели объектов культурного наследия.

— Какие планы, цели у компании на этот год?

— Выйти на долгосрочные отношения с заказчиками, повысить навыки работы в сложных условиях и качество обработки отснятых материалов. Вместе с компанией – партнером TerraDrones готовим курсы профессиональных пилотов дронов в Казани.

— Расскажите подробнее о курсах пилотов. В чем их уникальность?

— Рынок коммерческого использования беспилотников новый для Казани, Татарстана, поэтому сложно найти сертифицированных пилотов с опытом управления сложными, тяжелыми промышленными дронами. Так утолим собственный кадровый голод и повысим качество услуг на рынке. Ведь для того, чтобы внешний пилот летал хорошо, нужны не только регулярные полеты, но и обучающие теоретические и практические занятия. По итогам обучения каждый курсант получит сертификат о присвоении статуса оператора наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом.