КОММУНАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКАНДАЛ МЕЖДУ АЛЕКСАНДРОМ СЛАДКОВСКИМ И ЛЕНАРОМ АЙКАЕВЫМ ВЫПЛЕСНУЛСЯ НА ОБОЗРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Сегодня скрытая полемика между руководством ГБКЗ им. Сайдашева и худруком государственного симфонического оркестра РТ перешла в фазу «войны на уничтожение». Как в старые добрые советские времена, музыканты написали коллективное письмо, в котором они просят министра культуры Айрата Сибагатуллина вмешаться в ситуацию….
На прошлой неделе «БИЗНЕС Online» познакомил читателей с пространным интервью Александра Сладковского - шефа государственного симфонического оркестра РТ («Я вообще шел на риск, когда за стеной поет Билан…»). В нем он подвел итоги своего первого года работы в Казани, объяснил свои последние проекты, которые вызвали неоднозначную оценку у наших читателей, и – что не менее важно – в острожной форме рассказал о своем конфликте с директором ГБКЗ им. Сайдашева Ленаром Айкаевым. По словам Сладковского, в этом противостоянии он получил полную поддержку руководства республики, что выразилось и в беспрецедентном годовом гранте президента (120 млн. рублей) и автономии, которую получил оркестр, отделившись от БКЗ и т.д.
Нет смысла пересказывать позицию дирижера, читатель сам может познакомиться с текстом в нашем архиве. Сегодня стало ясно, что полемика между руководством ГБКЗ и новым худруком государственного симфонического оркестра РТ больше не носит характера «подковерной борьбы». Неожиданно на свет появилось коллективное письмо, подписанное музыкантами оркестра, в котором они приводят целый перечень своих претензий к руководству ГБКЗ.
Довольно сложно понять всю внутреннюю кухню конфликта, но сам факт такого письма – симптом того, что ситуация действительно напряженная и стороны не получают полную поддержку своих позиций на самом верху.
* * *
Газета «БИЗНЕС Online» полностью публикует текст письма:
Министру культуры
Республики Татарстан
А. М. Сибагатуллину
От трудового коллектива
Государственнного симфонического
оркестра РТ
Уважаемый Айрат Миннемуллович!
Мы, артисты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, вынуждены обратить Ваше внимание на беспрецедентную кампанию по уничтожению Государственного симфонического оркестра РТ и дискредитации художественного руководителя – главного дирижера оркестра А.В.Сладковского, развернутую директором ГБКЗ им.С.Сайдашева Л.С.Айкаевым. А именно:
Нас не пускают в зал на репетиции.
Во время концертов включается пожарная сигнализация.
Во время концертов не работает система вентиляции и кондиционирования.
Во время концертов отключается свет и электричество.
Во время репетиций администрация зала экономит на освещении.
В репетиционной зоне не работают туалеты.
В артистических уборных протекает крыша.
Артистов нашей группы контрабасов выгоняют из здания ГБКЗ, запрещая репетировать даже в коридорах.
Во время репетиции включают парогенератор, что приводит к постоянным нашим болезням и выходу из строя смычков всей струнной группы.
Не созданы должные условия для хранения дорогих инструментов.
В наше репетиционное время сцена отдается другим творческим коллективам.
Мы возмущены публичными оскорблениями в СМИ художественного руководителя и артистов первого оркестра республики. Мы считаем, что директор ГБКЗ как чиновник не имеет права выступать экспертом в оценке творческой работы музыкантов ГСО РТ и создавать негативный образ оркестра в профессиональной музыкальной среде.
За последний год в оркестре была проделана огромная работа. Мы почувствовали себя людьми и музыкантами, которые создают и творят большое искусство. Оркестр вышел из забвения. Сегодня на наших концертах аншлаги. За два концерта на открытом воздухе мы собрали 18 тысяч зрителей. Это в очередной раз доказывает: то, что мы делаем сегодня, нужно людям.
Мы настаиваем на прекращении травли в адрес нашего руководителя, а значит и в наш адрес, и требуем обеспечить нормальные условия для нашей работы и творческого роста.
Просим Вас принять кардинальные кадровые решения в отношении администрации ГБКЗ им.С.Сайдашева.
Подписи членов трудового коллектива в количестве 109 человек прилагаются.
* * *
Мы не беремся комментировать коммунальные и тем более музыкальные коллизии. Наверное, у каждой сторон есть своя правда. Нас удивил только один пассаж из открытого письма музыкантов. В частности, г-ну Айкаеву вменяется в вину оскорбления в адрес г-на Сладковского в СМИ, ставится под сомнение его право быть экспертом в области музыкального искусства и т.д.
Надо думать, что в письме имеется в виду комментарии Айкаева по поводу недавней постановки оперы «Алтынчеч», которые он дал в публикации БИЗНЕС Online. В частности, директор БКЗ заявил: «Что касается «Алтынчэч», то, опять же, как акция, мероприятие соответствует всем правилам. Громкий проект, национальная идея, привлечение публики, память о Назибе Жиганове - все это очень хорошо. Однако учебный спектакль студентов консерватории всегда останется учебным. Он может публику привлечь, а может и оттолкнуть. Именно уровнем профессиональной и технической подготовки. Немало людей посетило постановку в кремле, но почувствовали ли они то главное в этой музыке, что не передается словами, то, волшебство, ради которого некоторые готовы сорваться в другой город, в другую страну для погружения в этот потрясающий оперный мир? Думаю, даже уверен, что вряд ли. Эффектная акция с внешним антуражем, но без глубокого наполнения. Мне думается, что на данный момент мы имеем, скорее, некий пилотно-экспериментальный проект Александра Сладковского на бюджетные деньги, нежели серьезно взвешенную работу по развитию государственного оркестра. К какому результату это приведет, покажет время».
Этот довольно сдержанный комментарий, как явствует из письма коллектива оркестра, вызвали у музыкантов возмущение. «Мы считаем, что директор ГБКЗ как чиновник не имеет права выступать экспертом в оценке творческой работы музыкантов ГСО РТ и создавать негативный образ оркестра в профессиональной музыкальной среде, - пишут они министру культуры.
Хотелось бы напомнить возмущенным музыкантам, что мнение г-на Айкаева (кстати, выпускника Казанской консерватории, в прошлом руководителя струнного квартета Казанской консерватории, солиста клезмерского ансамбля «Симха» и т.д.) не доминировало в этом тексте. Оно было приведено в череде мнений других экспертов. Это во-первых. А во-вторых, если идти по этому пути - запрещать директору БКЗ как нанятому менеджеру (чиновнику) выступать в СМИ экспертом, то договориться можно до того, что всем чиновникам запретить выступать в СМИ по любым вопросам, которые непосредственно не связаны с их деятельностью. Вплоть до министра культуры Татарстана, который, как известно, является экспертом в области ТВ, а не классической музыки. Про права вышестоящего начальства министра культуры РТ мы тактично умолчим, оно уж точно явно не компетентно в профессиональном смысле во многих узких темах…
БИЗНЕС Online предложил Ленару Айкаеву высказаться в интервью нашей газете. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем познакомить читателей с его видением непростой ситуации вокруг главного оркестра Татарстана.
Но кроме того мы предлагаем обеим сторонам, а также целому ряду авторитетных музыкальных деятелей республики сесть за «круглый стол» и попытаться за ним самим выяснить истинное положение дел (а потом отдавать это на откуп административным силам). БИЗНЕС Online готов стать такой площадкой.
P.S. Напомним, что во время проведения фестиваля «Казанская осень» на страницах нашего издания развернулась дискуссия. Комментаторы в основном разделились на два диаметрально противоположных лагеря: за Сладковского и его реформы и против.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 167
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.