Тарифы ЖКХ на 2020 год были утверждены задолго до коронавируса, но пандемия ощутимо повлияла и на поставщиков, и на получателей услуг. Первые фиксируют снижение потребления ресурсов компаниями и уже недополучили под 400 млн рублей от недисциплинированных потребителей, а вторые сетуют на рост тарифов в кризис. О том, почему тарифы в разных регионах отличаются многократно и какой прогноз цен на 2021 год, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ежегодную индексацию в пределах установленных законом 4% татарстанцам еще предстоит прочувствовать в платежках
Тарифы на ЖКХ растут в пределах 4%
Сегодня в кабмине РТ прошел брифинг «Об изменениях тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2020 года в Республике Татарстан». Нововведения разъяснил председатель госкомитета по тарифам РТ Александр Груничев: ежегодную индексацию в пределах установленных законом 4% татарстанцам еще предстоит прочувствовать в платежках. При этом надо иметь в виду, что тарифы были утверждены в октябре – декабре 2019 года, когда никакого коронавируса еще не было.
Сейчас в республике в 913 муниципальных образованиях действует 7 коммунальных услуг: электроэнергия, газоснабжение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и обращение с ТКО. Разъяснения Груничев начал с последней и самой болезненной услуги: буквально неделю назад на круглом столе по теме законодательного регулирования реформы обращения с твердыми коммунальными отходами депутаты Госсовета РТ сетовали на чехарду с начислениями, а глава Сабинского района Раис Минниханов напрямую заявил, что цена вдвое выросла, а перспектив не видно. Груничев сообщил, что в этой сфере установлено 42 тарифа: 38 полигонов, две обработки и два регоператора (30% тарифа — услуги полигона, 65% — перевоз мусора). А в среднем по республике тариф будет колебаться от 89 до 97 рублей с человека в месяц в зависимости от места проживания потребителя — в многоквартирном доме или ИЖС. Если сравнивать с другими субъектами Поволжья и России, то Татарстан выглядит достаточно неплохо, к примеру, в Ленинградской области эти цифры составляют 355 и 316 рублей в месяц соответственно. Груничев оговорил, что в каждом регионе свои особенности и нюансы, поэтому картина может отличаться кратно. Согласно рейтингу самых высоких тарифов регоператоров, составленному госкомитетом, наша республика занимает 38-е место в России и 7-е в ПФО по величине тарифов в многоквартирных домах, а также 21-е и 4-е места — по ИЖС.
Розничная цена на природный газ в Татарстане с 1 июля составляет 5,72 рубля за кубометр (для сравнения: в Иркутской области — 2,67 рубля, в Калининградской — 9,31 рубля)
Розничная цена на природный газ в Татарстане с 1 июля составляет 5,72 рубля за кубометр (для сравнения: в Иркутской области — 2,67 рубля, в Калининградской — 9,31 рубля). Тарифы на электроэнергию в Татарстане установлены на уровне 3,93 рубля горожан и 2,77 рубля за киловатт-час для жителей сельской местности и тех, у кого квартиры оборудованы электроплитами. «Хочу отметить, что, в отличие от многих других регионов, у нас действует котловой метод регулирования тарифов, у нас своя энергосистема, которая не зависит от „Россетей“», — подчеркнул Груничев.
В водоснабжении действуют три вида тарифов, которые зависят от источника: подземные воды (30 рублей / куб. м), поверхностный водозабор (25 рублей / куб. м) или покупка воды (40 рублей / куб. м) — часть воды, например, в Альметьевский район, доставляется из Набережных Челнов. Тарифы на водоотведение зависят от степени очистки и составляют от 18 до 30 рублей за кубометр в Татарстане. Абсолютный минимум зафиксирован в Кемеровской области (1,13 рубля, абсолютный максимум — в Томской области, 1251,93 рубля за кубометр.
Теплоснабжение же привязано к способу выработки: комбинированная (с производством электроэнергии) и некомбинированная. «Разница между ними минимальная. Теплоснабжение — самая понятная технология, и она достаточно просто тарифицируется, хотя не с простыми компаниями», — намекнул Груничев на хронические энерговойны ТАИФа и «Татэнерго». Известно, что председатель госкомитета в свое время выступил с предложением создать отдельную теплосетевую компанию в Казани и сделать ее государственной, чтобы она на торгах закупала тепло у производителей — у «Татэнерго» и ТАИФа. Впрочем, как позже отметил первый замглавы минстроя РТ Алексей Фролов, отвечая на соответствующий вопрос «БИЗНЕС Online», решение по этому поводу еще не принято, хоть и идет активное обсуждение.
«Нужно дорабатывать увеличение количества инвестпрограмм, как минимум чтобы мы в этом году дошли до Башкортостана, а возможно, и выше»
инвестпрограммы на 14 млрд рублей
Отдельно Груничев остановился на инвестпрограммах компаний, регулируемых тарифным комитетом. Татарстанские компании реализовывают их в этом году аж на 14 млрд — это самые масштабные финансовые вложения во всем ПФО, хотя количество инвестпроектов у соседей больше. Так, если в Татарстане 24 инвестпрограммы, то в Башкортостане их 60 (с бюджетом в 6,6 млрд), в Нижегородской области 48 (4 млрд на все), даже в Кировской области 28 (совокупное финансирование 2,8 млрд). «Если сложить все регионы, они как раз достигают того показателя, который мы видим [в Татарстане]. Единственное — нужно дорабатывать увеличение количества инвестпрограмм, как минимум чтобы мы в этом году дошли до Башкортостана, а возможно, и выше», — сообщил Груничев.
Председатель госкомитета по тарифам РТ также уточнил, что с начала года комитет выявил 50 административных правонарушений. Среди неоднократных нарушителей этого года Груничев выделил «Таткоммунэнерго», «Кукморские электросети», «Мехуборка», «Водоканал-сервис».
«Плата зависит не только от тарифов, но и от объема потребления услуг, — взял слово Фролов. — Этот момент нужно учитывать при рассмотрении итоговой строчки в платежном документе. <…> От месяца к месяцу все-таки семьи живут по-разному, и объем потребления ресурсов отличается — и по сезонам, и в зависимости от количества суток пребывания [дома], тем более сейчас у нас летний период и многие уезжают на дачу. Это очень важно, потому что тариф — величина, установленная на единицу, а объем исчисляется исходя из наличия приборов учета. В случае, если отсутствуют приборы учета, объем вычисляется исходя из нормативов потребления». Фролов дал конкретный совет: «Для того чтобы реально экономить, конечно же, мы рекомендуем устанавливать приборы учета, максимально правильно использовать сантехнику, энергопотребление снижать».
Вопросы, связанные с изменением платы за ЖКУ, всегда вызывают негатив, признал первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ, пояснив, что министерство ежемесячно рассматривает обращения граждан по этому поводу и докладывает президенту РТ, оценивает деятельность органов муниципальной власти и отдельных УК и организаций коммунального комплекса. За последний год число обращений выросло незначительно.
Есть и другая проблема: россиянам на федеральном уровне разрешили просрочки оплаты услуг ЖКХ безо всякого взимания пени. Это уже аукнулось татарстанским компаниям, по подсчетам Фролова, на 300–400 млн рублей
Татарстанцы в апреле – мае недоплатили под 400 млн рублей за услуги ЖКХ
«Многие задают вопрос: как повлияла ситуация с пандемией на работу жилищно-коммунального хозяйства? Я бы хотел отметить, что в период ограничений система ЖКХ продолжала работать. Более того, структуры жизнеобеспечения функционировали в более усиленном режиме, так как бо́льшая часть населения находилась в многоквартирных домах. Управляющие организации задействованы для обработки подъездов», — сказал Фролов. «Есть, однако, и проблемы. Сложности, связанные со снижением объема потребления энергоносителей, в первую очередь с электрической энергией и водой. В связи с тем что многие промышленные компании и предприятия сферы обслуживания были закрыты, произошло снижение потребления. Сейчас мы отдельно рассматриваем этот вопрос. Существенного влияния на деятельность предприятий это, конечно, не оказало, но [проблема] связана с объемом выручки. Нужно правильно подготовиться к новому отопительному периоду. Над этим мы сейчас работаем», — отметил спикер.
Он добавил, что представители отдельных предприятий и муниципальных образований доложат о ситуации на заседании республиканского штаба, которое пройдет на этой неделе. «Я думаю, серьезных проблем мы не увидим», — выразил надежду Фролов, отметив, что объем потребления снизился больше всего по электроэнергии — на 3–5%. Причем, по словам Груничева, компенсация возможна только через период выпадающего года, значит, эти выпадающие доходы могут повлиять только на тарифную кампанию 2022 года. «Будем вынуждены им эти расходы компенсировать, но надеемся, что выпадающие объемы будут не такими большими и не будут оказывать существенной роли», — заявил председатель госкомитета.
Есть и другая проблема: россиянам на федеральном уровне разрешили просрочки оплаты услуг ЖКХ безо всякого взимания пени. Это уже аукнулось татарстанским компаниям, по подсчетам Фролова, на 300–400 млн рублей. «424-е постановление правительства РФ („Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, которое отменяет пени за просрочку платежей до 1 января 2021 года“ — прим. ред.) ограничило меры взыскания задолженности, но это касается только собственников многоквартирного жилья. Мониторинг платежной дисциплины показывает, что в апреле – мае снижение платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, которое доходит до 3 процентов. В июне платежная дисциплина улучшилась, я думаю, что это связано с мерами поддержки. Но 424-е постановление, к сожалению, дает возможность не платить именно тем категориям, которые традиционно находятся в конфликте с УК. Как правило, граждане, которые имеют несколько квартир, судятся, недисциплинированные плательщики пользуются этим постановлением. Нами и Рустамом Нургалиевичем [Миннихановым] проявлена инициатива, чтобы полномочия по определению мер взыскания был переданы субъекту, чтобы решения принимала межведомственная комиссия. Вопрос находится в проработке правительства», — пояснил Фролов, допустив, что срок действия постановления будет сокращен.
«Нужно правильно подготовиться к новому отопительному периоду. Над этим мы сейчас работаем»
«Заморозка тарифов законодательно не предусмотрена»
Журналисты озвучили и боль населения: дескать, кризис, денег нет, а вы все тарифы поднимаете. Неужели нельзя было их заморозить (такие предложения с апреля, напомним, звучат и в Госдуме)?
«Те меры, которые называют заморозкой тарифов, вступают в противоречие с теми посылами, которые заложены как в законодательстве, так и в юридической, правовой, экономической конструкциях, существующих на этот день. Начнем с того, что законодательно не предусмотрено, что мы можем самостоятельно применять в отношении тарифов, утвержденных предприятиями в предыдущий период, какие-либо действия. Это возможно только по решению суда», — сказал Груничев. Он отметил, что текущие тарифы экономически обоснованны и любая заморозка потребует компенсаций предприятиям в части выпадающих доходов.
«Ну и третье — наверное, надо понимать, что… Я всегда, может быть, маленько на обывательском уровне, но говорю следующую фразу: там работают такие же люди, наши коллеги, сограждане. Ну что, мы должны прийти к ним и сказать: „Давайте мы вам зарплату урежем“? <…> Надо понимать, что это такие же люди, и мы должны относиться к ним так же, как и ко всем остальным. Не совсем правильное, на мой взгляд, решение, которое предлагают люди», — добавил председатель тарифного комитета, отметив, что не встречал аналогичных прецедентов с заморозкой тарифов в других регионах.
Тем временем вовсю идет тарифная кампания – 2021: ожидается индексация оптовых цен на газ на уровне 3%, электроэнергия — 5%, водоснабжение — 4%. Совокупный платеж граждан, как прогнозируется, тоже вырастет на 4%. Впрочем, насколько это будет принято или останется в условиях, будет понятно в ближайший месяц-два.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.