Сегодня в повестке высоких гостей было посещение ООО «Алабуга-Волокно», введенного в эксплуатацию в 2015 году. Оно производит углеродные волокна Сегодня в повестке высоких гостей было посещение ООО «Алабуга-Волокно», введенного в эксплуатацию в 2015 году. Оно производит углеродные волокна Фото: tatarstan.ru

В Татарстане за два дня побывала треть федерального правительства

После вчерашнего визита в ОЭЗ «Иннополис» премьер-министр России Михаил Мишустин отправился в другую ОЭЗ — «Алабугу». Для нее это первый визит на уровне премьер-министра с 2008 года, когда в ОЭЗ прилетал бывший тогда председателем правительства Владимир Путин. А вообще Мишустин периодически сюда наведывался, тем более что его называют отцом ОЭЗ: он лично открывал «Алабугу» в 2007-м в ранге руководителя федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Сегодня премьера сопровождали уже другие члены правительства РФ: полпред президента в ПФО Игорь Комаров, министр транспорта Евгений Дитрих, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр экономического развития Максим Решетников и министр финансов Антон Силуанов. Таким образом, в Татарстане за два дня побывали 7 федеральных министров и три вице-премьера — ровно треть состава правительства. Сегодня на повестке у высоких гостей было посещение ООО «Алабуга-Волокно», введенного в эксплуатацию в 2015 году. Оно производит углеродные волокна, мощность — до 1 400 т в год. Завод входит в структуру композитного дивизиона Umatex (госкорпорация «Росатом») — производителя углеродного волокна в России, располагающего производственными мощностями по всей цепочке создания композитов. Отмечается, что  благодаря своим уникальным характеристикам углеродное волокно в композитном материале востребовано в авиастроении, судостроении, автомобилестроении, энергетике, строительстве, создании спортивного инвентаря.

На выставочных стендах Мишустину показали процесс изготовления углеволокна и конечную продукцию, производимую из этого материала, в числе которой были лыжная палка и хоккейная клюшка. Ровно год назад известный хоккеист Данис Зарипов продал Umatex Group половину доли в компании «ЗаряД», которая их производит.

Благодаря своим характеристикам углеродное волокно в композитном материале востребовано в авиастроении, судостроении, автомобилестроении, энергетике, строительстве, создании спортивного инвентаря Благодаря своим характеристикам углеродное волокно в композитном материале востребовано в авиастроении, судостроении, автомобилестроении, энергетике, строительстве, создании спортивного инвентаря Фото: tatarstan.ru

«в ближайшие 3–4 года это самый масштабный дорожный проект в России»

Но главной целью визита было совещание по строительству автодороги Европа – Западный Китай. Международный транспортный коридор, который должен пройти от Санкт-Петербурга через Москву, Нижний Новгород, Казань и Оренбург до Сагарчина на границе с Казахстаном, общей протяженностью 2,3 тыс. км обсуждался уже давно. Остро стоял вопрос финансирования: минэкономразвития в прошлом августе всерьез предлагало вдвое урезать объем средств на автобан, частично довольствуясь реконструкцией старой доброй М7. Год назад активно обсуждалось и строительство еще одной, частной, трассы в Москву под названием «Меридиан», которая должна была идти в обход агломераций и быть транзитной. Инициаторы проекта — ЗАО «Русская холдинговая компания» (совладельцы — бывший зампред «Газпрома», экс-президент «Стройтрансгаза», член совета директоров РЖД Александр Рязанов и его партнер Роман Нестеренко). Об активном развитии этого проекта пока не слышно, но буквально в конце мая глава госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов в интервью РБК заявил, что им может заинтересоваться создаваемая при участии ВЭБ.РФ инфраструктурная компания «Нацпроектстрой».

«Я в этот проект [„Меридиан"] верю. С ним конкурирует другой, который поддерживает минтранс, — рассказал Шувалов. — Пока базовые элементы не сложились. Но если они сложатся, то мы заинтересованы в том, чтобы российскую часть сделать через механизм фабрики проектного финансирования. Мы под это даже изменим ее правила — это мегапроект. Он в том числе может быть интересен инфраструктурной компании „Нацпроектстрой", которая создается при участии ВЭБа».


Зато сегодня все элементы сложились у автодороги М12, которая будет составляющей пути Европа – Западный Китай. Скоростной трассе быть, и быть уже до конца 2024 года. Как говорится в материалах к совещанию, строительство М12 протяженностью 794 км будет разбито на 8 этапов, при этом всего построено, реконструировано или капитально отремонтировано будет более 3 тыс. км дорог, к тому же на всем протяжении будет возведено 352 искусственных сооружения. Интенсивность движения — до 25 тыс. автомобилей в сутки.

Общий экономический эффект оценивается в 2,4 трлн рублей в период с 2024 по 2050 год (820 млрд — прибыль, 908 млрд — объем зарплаты для созданных рабочих мест, 598 млрд — налоги и сборы, 124 млрд — объем создаваемого амортизационного фонда предприятиями). Удельный прирост ВВП ожидается в размере 2,43 рубля на 1 рубль вложенных инвестиций, прямой бюджетный эффект оценивается в 598 млрд рублей. А ВРП Татарстана должен прирасти на 146 млрд рублей с 2025 по 2050 год. 

В результате всех этих работ экономия времени в пути на участке от Казани до Санкт-Петербурга составит 12 часов, от Казани до Москвы можно будет доехать за 6,5 часа с разрешенной скоростью 130 км/час. В зоне вдоль маршрута проживают 40% населения страны, 62 млн человек.

«Сегодня мы даем старт строительству скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, в ближайшие 3–4 года это самый масштабный дорожный проект в России. Он имеет особое значение для всего евразийского пространства», — анонсировал премьер. По его словам, трасса станет важнейшей частью общенационального плана действий, направленного на преодоление последствий коронавируса, и обеспечит скоростное автомобильное сообщение между 4 из 8 крупнейших агломераций России: Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской.

В результате всех этих работ экономия времени в пути на участке от Казани до Санкт-Петербурга составит 12 часов, от Казани до Москвы можно будет доехать за 6,5 часов с разрешенной скоростью 130 км/час В результате всех этих работ экономия времени в пути на участке от Казани до Санкт-Петербурга составит 12 часов, от Казани до Москвы можно будет доехать за 6,5 часа с разрешенной скоростью 130 км/час Фото: «БИЗНЕС Online»

По оценкам премьера, суммарный прирост ВРП на этих территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году. Важно, что непосредственно на строительстве будет создано более 30 тыс. рабочих мест, еще более 130 тыс. — в смежных отраслях, таких как автомобилестроение, нефтехимия, электроника, транспорт,  ускорятся транзитные перевозки, станет более удобным доступ к существующим промышленным кластерам, более того, существенный стимул получит бизнес, в том числе малые и средние предприниматели. «С учетом особого значения трассы М12 правительство ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году, сегодня мы об этом договорились. Объем финансирования составляет более 650 миллиардов рублей. Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали», — подчеркнул Мишустин. По его словам, 150 млрд будет привлечено из фонда национального благосостояния.

«Коллеги, чтобы проект был реализован в срок и с максимальной эффективностью, необходима достаточно плотная координация наших планов. Это касается всех, от органов исполнительной власти, министерств и ведомств, до компаний, которые будут принимать непосредственное участие в строительстве. Сегодня необходимо в кратчайшие сроки принять все необходимые для этого нормативные акты», — предупредил глава правительства. И озвученные им дедлайны действительно кажутся беспрецедентными. До 10 сентября должны быть проведены конкурсные процедуры по определению подрядчиков для каждого этапа проектирования и строительства дороги, причем Мишустин обратил особое внимание, что речь идет о контрактах под ключ. До 1 ноября должны быть утверждены все документы по планировке территорий, по которым пройдет трасса. «Прошу глав субъектов РФ активнее участвовать в этой работе, ускорить процедуры, необходимые для согласования документов, и оказать помощь в работах по переносу всех коммуникаций, которые находятся в ведении регионов», — обратился премьер, пояснив, что перекладку и модернизацию  инженерных сетей в федеральной собственности необходимо завершить до 1 июня 2022 года, чтобы потом уложиться в запланированные сроки — к 2024-му. 

Марат Хуснуллин предложил проработать дальнейшую возможность продления трассы от Набережных Челнов до Екатеринбурга Марат Хуснуллин предложил проработать дальнейшую возможность продления трассы от Набережных Челнов до Екатеринбурга Фото: tatarstan.ru

А дальше — к Екатеринбургу?

«В этом году, несмотря ни на какие экономические трудности, мы сохранили объем строительства», — отрапортовал вице-премьер Марат Хуснуллин, назначенный координатором мегастройки. Он уточнил, что реализация проекта за четыре года возможна, хоть и потребует колоссальной концентрации усилий и мобилизации большого количества строительных ресурсов. «В пике только строителей будет 70 тысяч работать, чтобы реализовать этот проект»,  — сообщил он.

Хуснуллин рассказал, что участок от Санкт-Петербурга до Москвы уже построен, до конца года будет запроектирован отрезок дороги  в обход Твери, но он является улучшением этой трассы, так что его строительство зависит от масштабов финансирования. А через год завершится и московский этап, связанный с возведением ЦКАД.

«Мы буквально недавно запустили участок Центральной кольцевой дороги с опережением сроков на 6 месяцев, до конца года готовы запустить северный участок ЦКАД, который полностью выйдет на эту трассу. В целом уже в 2021-м совершенно точно должны замкнуть Центральную кольцевую автомобильную дорогу», — сказал он. Также для разгрузки М7 в районе Орехово-Зуево построят «нулевой» участок дороги, которого ранее не было в планах. Хуснуллин заверил, что подготовительные работы уже выполнены, бо́льшая часть документации отправлена на экспертизу и стройка может начаться в этом году. «Сложный проект. Всю трассировку мы пролетели полностью на вертолете, изучили все технические решения», — пояснил он.


Дальше дорога идет по пяти областям, делает обход Владимира и Нижнего Новгорода, то есть фактически идет в сторону Чувашской Республики. В районе Канаша появится большая развязка для связи Канаш – Сагарчин, построят дорогу в обход Казани с переходом через реку Волгу (будет возведен мост длиной порядка 3 км) и выходом на трассу М7 в районе Шали. Причем существующая дорога от Тольятти до Канаша за счет средств Росавтодора будет капитально отремонтирована и расширена до четырех полос.

Для повышения эффективности экономики автобана М12 Хуснуллин предложил провести реконструкцию М7 на участке от Шали до Сабов, а также связать дорогой Шали и Бавлы, что даст важный переход между трассами М5 и М7. Но на этом планы вице-премьера не ограничиваются. Он предложил проработать дальнейшую возможность продления трассы от Набережных Челнов до Екатеринбурга. По словам Хуснуллина, трасса на сегодняшний день очень загружена, в плохом состоянии и строительство скоростной дороги даст полноценный транспортный коридор Восток – Запад. «Для этого все возможности есть, готовы при принятии решения приступить к дальнейшей реализации», — подчеркнул он. И Мишустин его поддержал, поручив Дитриху проработать вопросы продления трассы к 2030 году.

«Сегодня мы даем старт, по сути, мегапроекту. Наша задача — сделать все, чтобы осуществить его в сжатые сроки», — заключил он, дав поручение министру «цифры» Максуту Шадаеву и вице-премьеру Дмитрию Чернышенко обеспечить качественной связью и интернетом скоростную трассу по всей ее длине.