С одной стороны, развитие экономики не может не радовать, но, если не развивать транспортную и социальную инфраструктуру, то, как говорил градоначальник, жизнь людей там превратится в ад С одной стороны, развитие экономики не может не радовать, но, если не развивать транспортную и социальную инфраструктуру, то, как говорил градоначальник, жизнь людей там превратится в ад Фото: metshin.ru

КАЗАНи нужны ВЫЛЕТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Накануне «Общероссийский народный фронт» по видеосвязи обсудил с представителями регионов ход масштабного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». До 2024 года на него потратят 4,8 трлн рублей, но президент России Владимир Путин после «обнуления» своих сроков поручил правительству и ОНФ обновить планы, в том числе с перспективой до 2030 года. «Есть потенциал для актуализации национального проекта на длительный период, предполагающий существенный технический прогресс», — открыл видеоконференцию гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, который на этот раз выступил в своей политической ипостаси — как председатель центрального штаба ОНФ. Участвовавший в видеоконференции министр транспорта РФ Евгений Дитрих обещал донести предложения до правительства РФ.

Среди выступающих — мэр Казани Ильсур Метшин, который построил свою речь вокруг двух главных акцентов: Казани позарез нужны вылетные магистрали  и четыре маршрута метробуса.

«К сожалению, темпы строительства новых дорог значительно отстают от темпов жилищного строительства, — описал проблему Метшин. — Если внутри города благодаря крупным инфраструктурным проектам мы побороли заторы, то на четырех основных въездах в Казань в часы пик скапливаются многокилометровые пробки. В воскресенье возвращался по „камазовской трассе“ из родного Нижнекамска — так от Шали была пробка 60 километров! Шли ремонтные работы. Похожая ситуация на Горьковскому шоссе, Мамадышском тракте, со стороны Дербышек». 

Про жилье мэр упомянул не зря — ранее он не раз бил тревогу по поводу строительного бума в казанской субурбии. С одной стороны, развитие экономики не может не радовать, но, если не развивать транспортную и социальную инфраструктуру то, как говорил градоначальник, жизнь людей там превратится в ад, а дешевый квадратный метр для них встанет втридорога. 

Метшин предложил разрешить строительство крупных дорожных инфраструктурных объектов в рамках нацпроекта. Это позволит решить проблемы не только города, но и всей Казанской агломерации. Подобные проекты растянуты во времени и выходят за рамки действующего нацпроекта до 2024 года. Например, только на строительство нового Вознесенского тракта — дублера существующего Мамадышского — потребуется 17 млрд рублей. Срок его реализации — не менее пяти лет. Пока проектируют первый участок от Аметьевской магистрали до проспекта Победы, его строительство готовы начать уже в 2021 году.


Федеральный центр принимает заметное участие в решении транспортных проблем Татарстана. В частности, только за последние четыре года за счет бюджетов всех уровней на дороги столицы РТ выделили рекордную сумму — 30,5 млрд рублей. Из них 9,7 млрд рублей — в рамках нацпроекта при условии софинансирования (7,3 млрд рублей федеральные, остальные деньги — республиканские). К нормативному состоянию приведено 83% дорожной сети, с 2017 по 2019 год устранили 339 мест концентрации ДТП. По оценкам градоначальника, это получилось во многом за счет поддержки федерального центра — и в том числе в ходе подготовки к крупным международным проектам.

ОБ УМНЫХ СВЕТОФОРАХ, МЕТРОБУСАХ, ТРАНСПОРТЕ БУДУЩЕГО И УПАКОВАННОЙ СЕРВИСОМ ТРАССЕ МОСКВА – КАЗАНЬ

Что касается метробусов, то ранее «БИЗНЕС Online» подробно описал контуры этой реформы. Первую скоростную линию метробуса пустят в «Салават Купере». Есть также линии на Дербышки, на Гаврилова и в «Лесной городок». По словам Метшина, стоимость системы скоростных автобусов в разы дешевле стройки метро. При этом скорость и провозная способность вполне сопоставимы.


«Ориентировочная стоимость маршрута из центра города до удаленного жилого комплекса „Салават Купере“ протяженностью 21,6 километра составит 1,8 миллиарда рублей, — отметил Метшин. — При этом скорость сообщения будет в два раза выше, чем на обычном автобусном маршруте. Кроме того, поскольку линии метробуса будут полностью обособлены, в системе их управления могут быть использованы элементы искусственного интеллекта». Что это значит? В будущем по линии смогут курсировать беспилотные электробусы, сочлененные газовые автобусы — в общем, перспективные системы транспорта. По данным источников «БИЗНЕС Online», итоговые варианты движения метробусов в Казани представят уже в августе.

Обсудили на конференции и транспорт будущего: электромобили, «беспилотники», транспорт, работающий на компримированном и сжиженном газе. В целом необходимость развития инфраструктуры газомоторного топлива у участников обсуждения вопросов не вызвала. Встретила понимание необходимость улучшить покрытия мобильной связью автодорог не ниже стандарта 4G, а лучше 5G. В конце концов, по словам Когогина, в ближайшие десятилетия на дороги выйдут беспилотники, а для них такая связь — банальная ездовая необходимость.

По словам Дитриха, М12 построят со всей необходимой инфраструктурой — отвод земли сделают и под строительство заправок для бензинового и газомоторного транспорта, объектов придорожного сервиса По словам Дитриха, М12 построят со всей необходимой инфраструктурой — отвод земли сделают и под строительство заправок для бензинового и газомоторного транспорта, объектов придорожного сервиса Фото: «БИЗНЕС Online»

Из любопытного отметим будущее трассы М12 Москва – Казань. По словам Дитриха, ее построят со всей необходимой инфраструктурой — отвод земли сделают не только под дорогу, но и под строительство заправок для бензинового и газомоторного транспорта, объектов придорожного сервиса. «Так, чтобы трасса открывалась и чтобы сервис сразу был на ней», — сказал глава минтранса РФ.

По словам Дитриха, внутренние транспортные проблемы городов тоже решаются и пандемия коронавируса не остановила дорожное строительство. Более того, объемы выполненных работ превысили показатели 2019 года. При этом крупные дорожные проекты в Казани оказались заметны на уровне страны — в частности, глава минтранса РФ выделил закольцовку Большого казанского кольца. «Важнейший проект для городской агломерации», — дал оценку  Дитрих. Кроме Казани, капиталоемкие дорожные работы в этом году ведут в Кургане и Туле.

В ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ТРАКТ, ДУБЛЕР ГОРЬКОВСКОГО, ВЫЕЗД ИЗ САЛМАЧЕЙ И РАЗГРУЗКА УЛИЦЫ КОСМОНАВТОВ: НАД ЧЕМ РАБОТАЕТ КАЗАНЬ

Ожидая федеральной помощи, столица Татарстана не сидит сложа руки. Кроме проектируемого Вознесенского тракта, в Казани начали строительство дороги-дублера Горьковского шоссе от улицы Несмелова до трассы М7 «Волга». Длина трассы — 13 км, она снимет нагрузку на Горьковское шоссе и станет одним из выездов проектируемого экорайона «Серебряный бор» на месте артиллерийских складов в Аракчино. Первый этап обойдется в полмиллиарда рублей, а дальше до М7 — еще больше десятка километров. Правда, накануне минфин РТ отказался согласовать контракт на строительство дублера Горьковского шоссе до «Серебряного бора». Но, по данным наших источников, вопрос технический — конкурс проведут заново.

Кроме того, в республике намерены хотя бы частично решить проблему жителей поселков Куюки (Пестречинский район) и Салмачи, Вишневка (Казань). Сейчас люди (а здесь живут не менее 30 тыс. человек) вынуждены постоянно стоять в пробках: чтобы выехать в любую сторону, приходится проезжать через город и стоять на улицах Кул Гали и Дубравной. Ожидается, что строительство транспортной связи с выходом М7 начнется уже в 2021 году.

Кроме того, разгрузить выезд из города по существующему Мамадышскому тракту призвана проектируемая перемычка между улицами Патриса Лумумбы (в районе ЖК «Лазурные небеса») до улицы Космонавтов, которая примет на себя часть потока машин в часы пик с Сибирского тракта, и улицей Ершова. В процессе подготовки также проект планировки новой дороги от строящейся перемычки БКК в районе улицы Технической через улицу Братьев Батталовых до трассы Казань – Боровое Матюшино. Эта связь потенциально разгрузит Оренбургский тракт и примет на себя потоки жителей развивающегося «Лаишевского узла», где в перспективе появится 3 млн кв. метров жилья. По большому счету, эта дорога — один из вариантов «спасения» трассы на аэропорт «Казань» от неминуемо приближающегося транспортного коллапса.