«Такие логотипы лепятся бездельничающими дизайнерами, у которых под рукой есть листок формата А4», — отреагировали в Казани на логотип города, который презентовала сегодня студия Артемия Лебедева. Есть и другое мнение: это очень высокобюджетный проект, эмоциональный посыл которого считает каждый. О том, как появился логотип столицы РТ, где его можно использовать и что по поводу создания нашему изданию сказал сам Лебедев, — в материале «БИЗНЕС Online».
Студия Артемия Лебедева «задизайнерила» логотип Казани. Результат, опубликованный сегодня на сайте компании, был разработан за 43 дня и представляет собой черную изогнутую букву К над словом «Казань»
Логотип столицы РТ: от глагола «казанить» до черной буквы
Студия Артемия Лебедева «задизайнерила» логотип Казани. Результат, опубликованный сегодня на сайте компании, был разработан за 43 дня и представляет собой черную изогнутую букву К над словом «Казань». Судя по иллюстрациям, которыми сопровождается логотип, он должен символизировать и архитектуру города, и один из древнейших арабских начертаний (куфи), и некие молодежные образы.
Впрочем, показан процесс разработки, из которого следует, что дизайнеры перебрали множество концепций. Сначала прошли через ассоциации города со спортом, наукой и танцами, попытались создать шрифт из символов города (в котором букву А, например, заменяли треугольник и Кул Шариф). На следующем этапе рассматривали Казань как побудительный глагол, он же хештег, татарский узор, поэтому получились слоганы вроде #казань.культуру, #казань.музыку, #казань.себя. Потом обратили внимание на то, что столица РТ имеет статус (зафиксированный в Роспатенте, между прочим) третьей столицы России, и попробовали вписать в лого цифру 3. В концепции №6 в логотипе присутствовал даже канат, обвивающий весь город, который, по замыслу создателей, можно было бы использовать как элемент навигации. Замысел еще одной идеи заключался в том, чтобы сделать Казань уникальной для каждого: на билбордах с помощью цветных обозначений показали, каким будет один день в Казани Марии Шараповой, Ивана Урганта и Юрия Хованского. Рассматривалась возможность позиционирования столицы РТ как суперпрогрессивного города, где презентуют новые альбомы и происходит все передовое. В другой концепции вновь использовался глагол «казанить» — делать что-то яркое, запоминающееся, немножко татарское, русское, традиционное и современное. Дальше варианты сократились до одной буквы, сопровождающейся сердечками, стрелочками и радужными тонами.
Дизайнеры перебрали множество концепций
В итоге разработчики остановились на скромной, но содержательной букве К и «прикрепили» к логотипу бесхитростное стихотворение о столице Татарстана.
По дороге едут сани,
по реке идут суда —
тот, кто не бывал в Казани,
тот не ездил никуда!
Парки, университеты,
пловом пахнущий казан —
хороша зимой и летом
наша добрая Казань!
Красоту родной мечети,
Волги-матушки изгиб —
все хорошее на свете
воплощает логотип!
Мнения подписчиков в «Инстаграме» разделились, но большинство логотип не впечатлил. «Пояснительную бригаду! Какая визуальная на грузка в этой „К“?» — интересуется пользователь под ником sergei_reider (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены — прим. ред.). «Ну такое. Елец круче был. А тут некая интрига в хитровыжеванной форме К, которая на выходе является ничем иным, как вензелем ради вензеля и не несет какой-то визуальной ассоциации», — считает a1ek5an6r_.na. «Ну сделал и сделал», — философски подмечает ilnar_kamalov. Тем не менее публикация за два часа набрала около 750 отметок «Мне нравится».
Мнения подписчиков в «Инстаграме» разделились, но большинство логотип не впечатлил
От создателей сайта казанской студии веб-моделей
Проект на сайте Лебедева размещен в разделе «Экспресс-дизайн» — в нем студия разрабатывает логотипы тем, «кто очень понравится», всего за 100 тыс. рублей. «Это в десятки раз меньше реальной стоимости, потому есть условия: проект должен быть маленьким и бедным (поначалу); раз в неделю мы выбираем стартап, которому создаем логотип и стиль; происходит оплата и подписание типового договора; выбранный нами вариант не обсуждается; на полученные деньги мы улучшаем что-нибудь в студии — покупаем новый комп, фотик, бильярдный стол, занавески и прочее», — говорится в описании раздела.
При этом в исполкоме Казани сообщили, что комитет по развитию туризма не заказывал логотип в студии Лебедева. «Подчеркнем, что у города уже есть официальный туристический бренд, который презентовали в мае 2019 года. В настоящее время ведется работа по продвижению и популяризации этой туристической айдентики», — пояснила пресс-служба исполкома города в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
Разработчиками красно-белой казанской айдентики стали выпускники Британской высшей школы дизайна в Москве по заказу мэрии — визуальный бренд оказался их дипломной работой в рамках производственной практики, а значит, город не потратил деньги на разработку. С 2014 года некоторые ее элементы уже использовались — в оформлении стендов, на выставках, где принимала участие столица, а с 2019-го права на айдентику в виде товарного знака зарегистрированы в Роспатенте. Комитет по развитию туризма Казани во главе с Дарьей Санниковой предоставляет их по лицензии заинтересованным лицам, в том числе для производства и реализации сувенирной продукции и товаров.
Было несколько попыток создать и бренд Республики Татарстан. Так, в 2014 году Тина Канделаки представила РТ новый символ в виде красного всадника с натянутым луком, а на презентацию собрались все республиканские (и не только) VIP'ы. куратором проекта из команды «Апостола» Канделаки была Наталия Фишман-Бекмамбетова, и тогда она затруднилась объяснить нашему изданию, как и где планируется использовать логотип. Данный визуальный бренд широкого распространения не получил, зато вызвал шквал критики общественности в соцсетях и СМИ.
Более успешным примером можно назвать программу Visit Tatarstan (в виде ажурных дверей, проем которых образует букву Т) и фирменный стиль «1001 удовольствие», презентованный председателем госкомитета по туризму РТ Сергеем Ивановым в марте 2016-го. Интересно, что этот бренд для республики создали те же эксперты, что работали над «Наследием Татарстана», но он получил более благосклонные отклики и сегодня вполне удачно тиражируется.
В исполкоме Казани сообщили, что комитет по развитию туризма не заказывал логотип в студии Лебедева
Дизайнером выступил Иван Тихомиров, в портфолио которого оформление московских электробусов «КАМАЗ», айдентика пандемии коронавируса, логотип Костромы, айдентика Ельца и даже дизайн новой Конституции, которая в его исполнении получила название «Неоконституция». А один из последних проектов — сайт казанской студии веб-моделей, сопровождающийся стихотворением:
Девчонка, опять сидишь не при деле
без денег, айфона и хлеба?
Казанская студия веб-моделей
ищет моделей для веба!
Отныне сбегутся девчонки гурьбой
на сайт, элегантный как в сказке:
он прост и понятен девчонке любой,
имеющей сиськи и глазки.
В ноябре студия Лебедева разрабатывала логотип для казанского заведения «Покешная». Над проектом дизайнеры работали 48 дней. В итоге получилась миска с ингредиентами для поке, из которых сложено название заведения. «Получили то, что есть. Каждая работа, отданная на аутсорсинг, несет определенные риски. Мы были готовы к любому логотипу и планировали оставлять его сразу, еще не зная результата. Новый заказывать не будем», — прокомментировало результат руководство «Покешной».
Городской дизайн — одно из ключевых направлений работы студии Лебедева
Напомним, городской дизайн — одно из ключевых направлений работы студии Лебедева. Она разработала бренд-айдентику Ельца и логотип Костромы, логотип Приднестровья (с пометкой «сделано в СССР») и айдентику Лыхны, логотипы Полтавы, Старой Руссы и Крыма. А сделанный студией Лебедева логотип Санкт-Петербурга, который представлял собой название города, разбитое на три слога на фоне голубого круга, вызвал возмущение в соцсетях. «Такой логотип СПб оказался бы уместен только в том случае, если бы губернатором города был Боря Моисеев. И вообще, на роль голубого солнца страны СПб категорически не подходит», — отреагировал на него в «Твиттере» журналист Александр Невзоров. «Беда в том, что эти бренды так и рождаются — на бегу. Надо хорошо, серьезно подумать. То, что показали, меня не так впечатлило. Хотелось бы видеть что-то узнаваемое в городе. Я не хочу обидеть тех, кто делал, но я хотел бы видеть символы петербургской архитектуры — то, по чему Питер узнается», — заявлял «Фонтанке» директор Русского музея Владимир Гусев.
Владимир Гусев: «Беда в том, что эти бренды так и рождаются — на бегу. Надо хорошо, серьезно подумать. То, что показали, меня не так впечатлило»
Узнать позицию самого Лебедева по поводу логотипа корреспонденту нашего издания не удалось. Совладелец студии заметил, что никаких комментариев никакой прессе не дает. «Ничего личного, всего хорошего», — заметил он и повесил трубку.
«Такие логотипы лепятся бездельничающими дизайнерами»
Татарстанские дизайнеры на логотип Казани отреагировали по-разному.
Гузель Шакирова — член ИКОМОС ЮНЕСКО, ответственный секретарь РО ВТО «Союз художников Татарстана»:
— Можно с разных позиций рассматривать этот логотип. Но я сразу хочу сказать, что нам повезло гораздо больше, чем Санкт-Петербургу, потому что от логотипа Питера я до сих пор в глубоком шоке. А среди положительных сторон казанского логотипа я бы отметила, что в нем очень хорошо удалось отразить и крыло Зиланта, и челн, несущийся по волжским волнам. Я это тоже вижу, ведь Казань — порт семи морей. Очень хорошо удалось отметить нашу билингвальную тему, потому что я увидела здесь как классическую кириллицу, так и интересно интерпретированные черты написания стиля куфи. Это древнейший стиль арабской каллиграфии, который известен еще чуть ли не с XI века, когда не писали руками, а высекали арабский текст на камне, тогда были очень широкие линии — куфический стиль, самый древний. И поскольку первый печатный Коран издан у нас в Казани, для меня эта связь (ислам — Казань — куфи) очень важна. И в данном случае культурные корни я здесь увидела.
Для начала, конечно, к логотипу нужно привыкнуть. Понятно, что ассоциации первого уровня — Кул Шариф, силуэт города, наш татарский флаг — тут же узнаются. Сразу: о, Казань! А здесь (для того чтобы понять этот логотип — прим. ред.) надо все-таки немножко подумать, иметь какой-то базовый уровень, чтобы читать логотип и видеть в нем именно Казань. Это на интеллектуала рассчитано. Со временем, безусловно, логотип уже настолько будет на глазах, что станет узнаваемым…
А насчет того, где он может быть использован… Если мы с вами решили выпускать модную одежду, мы не можем использовать геральдические знаки, даже их интерпретировать, потому что это и не принято, и незаконно. А вот такой логотип, как коммерческий Казани, можем брать и маркировать им абсолютно всю продукцию, которая исходит из столицы РТ, — как материальную, так и нематериальную. А зачем городам вообще нужен логотип… Без стилистики, в том числе условной, каких-то «иероглифов» и художественных знаков мы сейчас вообще не можем обходиться. Это иконографика, которая прочно вошла в нашу жизнь. Мы сейчас с вами с помощью смайлов обмениваемся эмоциями, и понятно, что люди старшего поколения считают, что это как-то нехорошо и некультурно, но стилистические изображения очень прочно вошли в нашу жизнь, во-первых. А во-вторых, они не требуют перевода на другие языки. То есть это графическое эсперанто, оно узнается любым человеком любой культуры. Здесь не требуется переводчик, не надо пресс-релиз какой-то писать: что и почему. Изображая Кул Шариф, нам нужно сказать, что это мечеть, самая большая в Европе, когда была построена и так далее. А здесь — Казань, тут все видно. Вот Зилант, вот челн, вот стиль куфи — и человек это прочитает зрительно. Подобное затронет какие-то ассоциативные нотки у него в душе, и он считает эмоциональный посыл знака. Вот для такого, я считаю, и нужны знаки городов, потому что есть герб города (он исторический), существует государственный герб, который стоит на государственной печати, но ведь должно быть еще что-то. В данном случае идет речь об очень высокобюджетном проекте, потому что чем проще и лаконичнее знак, тем больше затрачено интеллектуальных ресурсов. И даже подготовка специалистов такого уровня стоит чудовищно дорого!
Сергей Насекин: «Нигде эта разработка не может быть использована, нигде. Если честно, тут даже нет никакого повода для обсуждения»
Сергей Насекин — дизайнер «Айбат Дизайн»:
— Насколько этот логотип отражает дух Казани? Да вообще никак. Такие логотипы лепятся бездельничающими дизайнерами, у которых под рукой есть листок формата А4 и черный фломастер. И вот они так лепятся. Ну или делать им просто нечего, и балуются шрифтами и прочим. Тут нет никакой работы…
Нигде эта разработка не может быть использована, нигде. Если честно, тут даже нет никакого повода для обсуждения. А почему подобное вообще вызывает какой-то информационный повод, интерес? Оттого, что это контора Лебедева, что ли? Ну и что? Вообще никак (меня такое не трогает — прим. ред.). Ни шрифт, ни буква К.
Тут нечего обсуждать. Это почеркушка, которую дают на задание студентам второго курса факультета дизайна отделения «Графический дизайн», чтобы они что-то подобное нарисовали. Вот для них такое еще нормально. Но это не повод, чтобы обсуждать данный логотип как какую-то серьезную разработку.
Павел Тиняев — архитектор:
— Меня не впечатлило. Честно говоря, я не понял, о чем это, для чего логотип в виде буквы К? Потому что на нее начинается название города? И что? Что в букве К такого, чем бы она олицетворяла Казань? То ли это халтура, то ли… Лебедев, конечно, молодец, известный дизайнер, но, чтобы понимать, о чем подобное, нужно более глубоко проникнуть. И почему он? Почему не казанский дизайнер, кто может действительно чувствовать специфику, понимать, что это близко жителям, гостям, которые увидят столицу РТ и скажут: «Да, логотип отвечает ощущению города». Как графический символ — может быть, но не как смысловой знак.
На пакетах сувенирных, конечно, могут использовать. Если бы, может, придумали специальный шрифт, где есть оригинальная буква К... У Казани был логотип советских лет, видимо, существовала мысль уйти от старого. Но это неправильно, могла бы быть новая трактовка, новые символы. Почему не дракон, не Зилант, как использовано в гербе, как вариант. В старом логотипе был цирк и башня Сююмбике, мне он нравился. Какой-то символ городу нужен, чтобы можно было его идентифицировать… Можно привнести в этот логотип Кременчуг или Кривой Рог и сказать: «Вот ваш логотип, видите букву К?!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 149
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.