«Все собравшиеся здесь компании принадлежат сектору, который сложно отнести к особо пострадавшим от пандемии», — приветствовал онлайн-ретейл в Казани глава «Почты России» Максим Акимов. О том, как сотни татарстанских предпринимателей за время пандемии нашли канал сбыта в интернете и что сказала самая богатая женщина России, открывая в Зеленодольске первую очередь своего логоцентра, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Президент РТ Рустам Минниханов и гендиректор «Почты России» Максим Акимов подписали соглашение о создании в Татарстане таможенного склада в формате пилотной бондовой зоны
«В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БОНДОВОЙ ЗОНЫ»
Развитие трансграничной интернет-торговли обсуждал сегодня в Татарстане Рустам Минниханов с крупнейшими игроками рынка e-commerce — такими как Wildberries и AliExpress. Важные гости прибыли в республику и успели с утра объехать несколько пригородов Казани, ставших пристанищем крупных логоцентров, — Зеленодольск и Иннополис.
Встрече предшествовало важное событие: президент республики и гендиректор «Почты России» Максим Акимов подписали соглашение о создании в Татарстане таможенного склада в формате пилотной бондовой зоны. Соглашение было подписано в Иннополисе, ответственным за создание со стороны республики назначен бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев, проект начнет осуществляться уже с 1 ноября.
Компания намерена создать на территории РТ некую «узловую точку» по приему, обработке, сортировке и хранению международных почтовых отправлений и грузов, в том числе в контейнерных и почтовых поездах, а также посредством авиаперевозок. В соглашении отмечается, что компания заинтересована в формировании «бесшовных» транспортных коридоров через страну и во внедрении цифровой платформы транспортного комплекса. Последняя должна способствовать сокращению времени прохождения административных процедур на границе, а также обеспечивать стыковку транспортных маршрутов и информационное сопровождение товарных потоков.
Место создания бондовой зоны в документе не указывается. Напомним, как ранее говорил Абдулганиев «БИЗНЕС Online», в качестве локации потенциально рассматривался как уже существующий распредцентр «Почты России» в районе казанского аэропорта, так и Свияжский мультимодальный логистический центр. «Создание бондовой зоны в Татарстане нацелено на наращивание конкурентных преимуществ наших предпринимателей, которые, как мы полагаем, следующим шагом получат возможность легко, быстро и выгодно продавать свою продукцию как во всех регионах России, так и за рубежом. А это значит рост благосостояния и занятости населения республики», — цитирует пресс-служба Абдулганиева.
Интересно, что первоначально «Почта России» представила премьер-министру РФ Михаилу Мишустину план по созданию двух пилотных зон — в Подмосковье и Новосибирской области. Татарстан стал третьим регионом, где будет проведен такой эксперимент, в стране и единственным в Поволжье.
Первоначально «Почта России» представила премьер-министру РФ план по созданию двух пилотных бондовых зон — в Подмосковье и Новосибирской области. Татарстан стал третьим регионом, где будет проведен такой эксперимент
«В Татарстане есть все условия для создания бондовой зоны», — отметил, открывая встречу с представителями индустрии e-commerce Минниханов. Он сразу попросил уделить внимание поддержке малого и среднего бизнеса.
«Все собравшиеся здесь компании принадлежат сектору, который сложно отнести к особо пострадавшим от пандемии, потому что потребительские привычки существенно изменились. Мы ощутили взрывной рост спроса на курьерскую доставку и цифровые каналы взаимодействия продаж, — констатировал взявший слово Акимов. — Отставая в 6 раз от Германии по числу посылок на душу населения и в 22 раза от Китая, как страна мы такой гэп в ближайшие годы будем ликвидировать, и понятно, что для нас это огромная возможность».
Спикер отметил, что «Почта России» является лидером в инфраструктуре доставки и к 2022 году планирует иметь 38 логистических центров.
Рассказал он и о двух больших направлениях вложения инвестиций. Первое — развитие постаматной сети. «Более 5 тысяч постаматов мы хотим инсталлировать в следующем году. Это и развитие сервисов курьерской доставки, в том числе в гиперлокальном режиме, формате dark store, доставка shop to home. Мы понимаем, что в столицах и городах-миллионниках у нас пока нет высокой степени проникновения, по нашим оценкам, она от 14 до 21 процента, но мы с удовольствием на этом рынке поконкурируем», — заявил спикер.
Максим Акимов (слева): «Дать возможность клиентам получать товар с зарубежного маркетплейса в течение суток или двух — это абсолютно новая возможность, совершенно иной продукт»
«Еще один проект, о котором уже говорилось сегодня, — это пилот по созданию нового режима трансграничной электронной коммерции. Когда мы в стоковом режиме завозим товары, которые являются „классическим импортом“, на склад и операции по формированию конечного отправления проводим по отдельным товарным группам», — продолжил Акимов. По его словам, правительством страны это определено как эксперимент, который не должен повредить бизнесу классических импортеров. «Но попробовать перевести логистическую работу по формированию почтовых отправлений на территории РФ, с одной стороны, а с другой, дать возможность клиентам получать товар с зарубежного маркетплейса в течение суток или двух — это абсолютно новая возможность, совершенно иной продукт», — говорит он.
Еще одна большая ниша, о которой в заключение сказал Акимов, — транзит. «Это такой же сервис для жителей и клиентов, которые находятся в Восточной Европе. Попробуем задействовать данные мощности, в том числе и для наших транзитных продуктов. Хотел бы сразу подчеркнуть, что мы планируем с 1 ноября в пилотном режиме стартовать на существующих мощностях с нашими партнерами. И если рынок покажет, а мы уверены в этом, то, по нашим расчетам, от 30 до 50 процентов общего потока трансграна может быть переведено в итоге в такой режим», — заключил выступающий.
По словам Вероники Никишиной, в первое полугодие 2020-го российский экспорт по каналам электронной торговли увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
«СЕЙЧАС МНОГИЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ НЕ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ НА ЭКСПОРТ»
«Я вижу большой потенциал для того, чтобы нам, договорившись о дальнейших шагах, действительно решать ту задачу, о которой мы говорили с вами с утра, — это вывод на экспорт компаний малого и среднего бизнеса», — откликнулась на реплику главы республики гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина. Она добавила, что у крупных компаний действительно наработан инструментарий и компетенции в вопросах экспорта и использования помощи правительства.
«У трансграничной электронной торговли — как серьезного, масштабного канала для экспортеров МСП — потенциал огромный, сделать много что предстоит. Но дорогу осилит идущий», — резюмировала она.
По словам Никишиной, в первое полугодие 2020-го российский экспорт по каналам электронной торговли увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «За первое полугодие 2020-го мы помогли выйти российским компаниям на внешние рынки в таком количестве, в каком за весь прошлый год организации воспользовались этим инструментарием», — добавила она.
В числе эффективных форматов продвижения на экспортные рынки спикер назвала национальный магазин российских пищевых товаров на китайском маркетплейсе. «Например, татарстанская компания „Акульчев“ разместила свою продукцию в магазине и хорошо нарастила экспортные возможности», — привела она пример.
«К чему я все это говорю? Мы в рамках нашей создающейся цифровой экосистемы „Одно окно“ совместно с „Почтой России“ создаем ряд цифровых сервисов, через которые будем помогать экспортерам размещать продукцию на маркетплейсах, а с помощью логистики, которую будет брать на себя „Почта России“, максимально быстро доставлять до потребителя продукцию», — пообещала Никишина.
Однако сегодня единственный инструмент поставки продукции на экспорт выглядит так: потенциальный экспортер находит почтовое отделение, оформляет международное почтовое отправление, заполняет нужные поля… «Поэтому мы горячо поддерживаем создание бондовой зоны, которую планируется запустить здесь, и очень хотим, чтобы она работала не только на импорт, но и на экспорт. И здесь мы очень хотим, чтобы „Почта России“ взяла на себя роль оператора по созданию экспортного фулфилмент-центра (комплекс выполнения операций со времени оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки — прим. ред.)», — добавила она. Другими словами, спикер предложила, чтобы «Почта России» полностью включилась в процесс экспорта продукции, которую РЭЦ путем мотивирования компаний будет распространять через маркетплейсы. «Если такие партии будут аккумулироваться на этой зоне, а „Почта России“ возьмет на себя роль оператора по консолидации таких грузов, то мы здесь видим очень хорошее партнерство, которое позволит из ручного канала вывода на экспорт — через посылки и сделки — таким товарным потоком», — резюмировала спикер.
И здесь, по ее словам, необходимо решить две задачи государственного уровня, которые помогут стать более заинтересованными в этом формате и самим маркетплейсам. Первая задача — обеспечить возможности проведения выездных таможенных процедур прямо в бондовой зоне в автоматизированном режиме, включая вопрос установки нулевой ставки для любого экспортера, не только для розницы. «Я думаю, если мы вместе поработаем, такой формат будет найден», — выразила надежду она.
Вторая проблема — возможность возврата товаров из-за рубежа, проданных по каналам электронной торговли, без уплаты импортных пошлин. «Сейчас многие маркетплейсы не готовы работать на экспорт, потому что каждая розничная с точки зрения возврата посылка требует больших обременений с точки зрения уплаты пошлин. Если мы, имея площадку, на которой это можно контролировать в каком-то замкнутом пространстве — через маркировку, какие-то другие способы, — вместе выйдем на переговоры с ФТС, то, я думаю, таким образом повысим привлекательность для маркетплейса с точки зрения их вовлечения в экспортную составляющую».
Дмитрий Сергеев анонсировал совместный запуск компании с «Почтой России» регулярного грузового рейса Ханчжоу – Казань. Планируется, что он будет летать 2–3 раза в неделю
БРАТЬ ПРИМЕР С ЛАТВИИ И КАЗАХСТАНА
Гендиректор компании «AliExpress-Россия» Дмитрий Сергеев поддержал коллег в вопросе ориентации на экспорт и анонсировал совместный запуск компании с «Почтой России» регулярного грузового рейса Ханчжоу – Казань. Планируется, что он будет летать 2–3 раза в неделю.
«Это как раз к вопросу о возможности экспорта, и в том числе включения в эту цепочку бондового склада, который расположен около Республики Татарстан. Потому что это принципиальное ускорение доставки, возможность экспорта товаров с ограниченными сроками хранения и выход на площадку Tmoll, которая представляет собой крупнейшую в мире площадку электронной торговли».
Говоря о международном опыте, спикер отметил, что в Китае регулирование трансграничной торговли идет по пути, несколько противоположному России. «Вы знаете, что у нас беспошлинный порог недавно был понижен. В Китае его повысили. И нам кажется, что в целом, говоря о международном опыте, неправильно какой-то опыт копировать. Надо применять некое сбалансированное регулирование, которое учитывало бы интересы потребителей», — заключил он. Сергеев напомнил, что трансграничная торговля — это «доступ миллионов россиян к дешевым товарам», в том числе в таких населенных пунктах, где ничего, кроме отделения «Почты России», нет. Поэтому важно соблюсти как их интересы, так и внутреннего рынка. «Нам кажется, что бондовый склад — это как раз подобный эффективный способ регулирования», — заключил он.
Сергеев добавил, что бондовый режим сегодня активно набирает обороты в Китае, странах Балтии. «И Россия могла бы активнее использовать свое географическое положение — брать пример с Латвии, которая является активным игроком на этом рынке и через которую идет большой поток товаров».
Татьяна Бакальчук: «И с правительством, и с «Почтой России» подумать, какие меры можно было бы предпринять, чтобы те ростки предпринимательства, которые есть у нас в стране, могли дальше расти»
Гендиректор компании Wildberries Татьяна Бакальчук (которая, к слову, считается самой богатой женщиной России) назвала появление бондовых зон новым этапом развития e-commerce в РФ. Спикер озвучила некоторые показатели компании: за весну 2020 года, по ее словам, в 5 раз увеличилось количество подключаемых поставщиков. У компании появилось порядка 40 тыс. или 50 тыс. новых партнеров, из них 23 тыс. — индивидуальные предприниматели и 2 тыс. — самозанятые. По словам Бакальчук, общие показатели по приросту МСП в стране идут вниз, но малый и средний бизнес, который занят в производстве текстиля, одежды или еды, идет в рост. «Небольшой — от 10 до 25 процентов, но идет. Мы очень радуемся, потому что считаем, что в этом есть и наша заслуга», — констатировала спикер.
Правительству необходимо рассмотреть меры поддержки российских производителей, которые позволили бы им работать на равных условиях с иностранными, считает Бакальчук. «И с правительством, и с „Почтой России“ подумать, какие меры можно было бы предпринять, чтобы те ростки предпринимательства, которые есть у нас в стране, могли дальше расти. Готовы участвовать в этом, хочется, чтобы не забыли про российских производителей», — сказала она. По слова выступающей, обороты экспорта в компании в этом году действительно выросли: если в 2019-м Wildberries экспортировала товаров на 13 млрд рублей, то в 2020-м только в первом полугодии эта цифра составила 10 миллиардов.
Александр Иванов добавил, что электронная коммерция в последние годы начала работать так, что мир стал меняться
Президент ассоциации eCommerce Russia Александр Иванов добавил, что электронная коммерция в последние годы начала работать так, что мир стал меняться. Производить товары, по его словам, стало интересно. «Торговые сети предыдущей эпохи возможности сбыта не давали», — констатировал он. По словам Иванова, бондовые зоны — очень важная часть данного процесса. «Именно этот механизм позволяет быстро получить деньги и возврат».
В Иннополисе состоялась торжественная церемония передачи «Почте России» 15 новых автомобилей «КАМАЗ»
«ЕСТЬ С ЧЕГО НАЧИНАТЬ!»
Итоги обсуждения подвел Минниханов. «Спасибо большое, коллеги. Много идей, предложений», — откликнулся президент республики на выступление представителей рынка. «У нас сегодня есть с чего начинать — логистический центр „Почты России“. Самый современный, комфортный, с удобным географическим расположением, — намекал он на будущее расположение бондовой зоны. — Плюс зона территориально входит в ОЭЗ, а это одно из требований бондовой зоны», — отмечал он.
В качестве «интересной площадки на будущее» президент продвигал Свияжский мультимодальный центр. «Там тоже есть железнодорожный подход, автомобильный, речной. Поэтому в любой форме мы готовы в процессе участвовать», — отмечал он.
«Республика экспортно ориентированная, 50 процентов нашей промышленной продукции идет на экспорт. Я уже говорил, что по крупным предприятиям у нас выстроено, сейчас надо малый и средний бизнес и обучить, и подготовить, и некие стандарты [разработать]. Кроме разговоров, какие-то меры нужны: необходима площадка, где мы могли бы и собирать, и продвигать».
«Я помню, как мы со своей продукцией в торговые федеральные сети попадали», — предался воспоминаниям глава республики. Не всегда этот путь, по его словам, был простым. «Есть некий стандарт сетевой компании. Сейчас мы уже научились: по овощам, по другим [продуктам]. На этапе старта, конечно, надо было и помогать, и продвигать. То же самое и с этим проектом — я уверен: он обязательно получится».
Минниханов добавил, что сейчас отправится на следующую точку — открытие распределительного центра Wildberries в Зеленодольском районе РТ. «Татьяна Владимировна у нас с виду молчит, много не говорит — раз, уже объект появился, — по-доброму подшучивал он над главой компании. — На самом деле мы очень слаженно, хорошо работаем и будем поддерживать все проекты», — пообещал он.
На промплощадке Зеленодольска торжественно открыли первую очередь логоцентра международного интернет-магазина Wildberries
«ЗЕЛЕНОДОЛЬСКУ — ПРОЦВЕТАНИЯ, WILDBERRIES — БОГАТЕЙТЕ!»
Затем на промплощадке Зеленодольска состоялось торжественное открытие первой очереди логоцентра международного интернет-магазина Wildberries. Площадь первой очереди логоцентра — 50 тыс. кв. м, на старте вторая такая же, частокол свай уже вбит впритык к первому складу. Бакальчук, Акимов, Минниханов и глава исполкома Зеленодольского района Михаил Афанасьев в сопровождении множества татарстанских чиновников осмотрели стенды самозанятых, которые на своем примере рассказывали, как удобно работать на площадке. «Мы сотрудничаем и с другими маркетплейсами, но Wildberries эффективнее всех», — заверил «БИЗНЕС Online» Марат Хабибуллин, директор ООО «МБК-Регион», поставляющего стиральные порошки и защитные стекла для смартфонов. Были продавцы одежды, керамики, татарского чая и даже носков. В стороне в ряд выстроилось несколько погрузчиков, которые готовились под конфетти загружать первые укомплектованные посылки первым покупателям.
«Здесь в ноябре мы начинали забивку свай, сегодня уже первый пусковой комплекс и новые рабочие места, большие инвестиции. Это площадка для того, чтобы малый и средний бизнес мог развивать свою продукцию. Очень надеемся, что сумеем эффективно использовать площадку для нашей работы. Хотел бы пожелать доброго пути этому большому пароходу», — сказал Минниханов, добавив, обращаясь к Бакальчук, что девушки должны быть такими, как она: инициативными, сильными и целеустремленными.
«Каждый раз, когда я приезжаю в Татарстан, не устаю говорить, насколько здесь удивительные люди — с вами очень удобно и комфортно работать. Не прошло и года с момента строительства, и мы находимся в таком классном доме, — вернула комплимент Бакальчук. — Я рада наблюдать сотрудников… в форме — первый раз вижу, что стоим как на линейке», — удивилась она. Действительно, по ощущениям, больше сотни сотрудников в фирменных фиолетовых костюмах выстроились буквой Г перед сценой. Глава крупнейшего маркетплейса пояснила, что одна из задач — увеличить продажи производителей Татарстана, которые уже реализовали на данной площадке товаров почти на 1 млрд рублей. При этом количество татарстанских производителей уже превысило 500 и их число продолжает увеличиваться: обороты Widberries, по словам Бакальчук, за год выросли в 5 раз.
«Здесь одни из лучших условий для инвесторов, и мы выбрали Татарстан, чтобы построить первый склад, который находится за пределами Московской области. Плюс Зеленодольск — ТОСЭР, и в прошлом году мы узнали про преференции для резидентов. Все сложилось удачно: мы приехали и буквально через две недели подписали соглашение», — сказала она журналистам после окончания церемонии. По ее словам, уже трудоустроены 1 250 человек. Когда запустится вторая очередь, общее количество рабочих мест составит 4 010.
Выступил на открытии и Акимов, который напомнил, что в какой-то период жизни был связан с ТОСЭРами и фондом развития моногородов, и рад тому, что «гордость российской электронной коммерции, имя, которое знают в каждой российской семье, тоже стала резидентом такого большого движения». «Важно, что это частный капитал. Мы, как госкомпания, имеем большие планы по подключению нашей логистической сети к совместным проектам и надеемся, что такая синергия будет работать на благо», — сказал гендиректор «Почты России», не уточнив, однако, что за совместные проекты имеются в виду.
Площадь первой очереди логоцентра — 50 тыс. кв. м, на старте вторая такая же, частокол свай уже вбит впритык к первому складу
Свое приветственное слово должен был произнести и статс-секретарь, замглавы минпромторга РФ, но он не подключился по видео-конференц-связи, поэтому право речи передали гендиректору НКО «Фонд развития моногородов» Ирине Макиевой. Она вышла на связь из Сколтеха, где сегодня запустили второй модуль программы подготовки управленческих кадров для 100 крупнейших городов России. «Рустам Нургалиевич, ваша Казань вся здесь, учится», — заверила она. Макиева сообщила, что принятие решения о наделении Зеленодольска статусом ТОСЭРа далось непросто, но сегодня уже 12 резидентов на площадке. «930 миллионов рублей, которые были выделены… мы видим, что это максимальный эффект, по сути, новый город в Зеленодольске», — сообщила она. «Зеленодольску — процветания, Wildberries — богатейте, развивайте МСП, учите предпринимателей, ну а мы всегда рядом», — заключила она.
«Ежемесячно компания Wildberries реализует на всем российском рынке миллионы товаров и хорошо знает, какой продукт где востребован, что и за какую цену можно продать. Компания обладает экспертизой, так необходимой татарстанским поставщикам, и готова помочь в продвижении их продукции», — отметил бизнес-омбудсмен Абдулганиев. И это не маркетинговый ход: Wildberries по-прежнему рассматривает возможность строительства в Татарстане технопарка для местных производителей: в первую очередь для самозанятых и ИП.
Как сообщила в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» сама Бакальчук, предварительно планируется, что площадь технопарка составит 50 тыс. кв. м и в нем будет пять этажей. Предполагаемый объем инвестиций — 2,5 млрд рублей. Но масштабы зависят от потребностей самих производителей. «Мы работаем над этим вопросом. Сложно сказать, успеем или нет, потому что у ТОСЭР „Зеленодольск“ срок, когда можно стать резидентом, чтобы получать налоговые вычеты, заканчивается в ноябре. Но мы эту идею не оставляем. Когда было совещание с президентом РФ по развитию легкой промышленности, мы тоже озвучивали данную тему, что нужно создавать технопарки по стране, где производители, а в первую очередь ИП и самозанятые, могут прийти и свою идею реализовать, не вкладывая при этом ничего в закупку производственных мощностей. Например, девушка пришла, в коворкинге поработала и смогла поставить продукцию. Сейчас разрабатывается нормативная база, и в Татарстане тоже планируем построить такой технопарк. Рустам Нургалиевич сразу поддержал эту идею, еще до того как мы ее представили на высшем уровне, так что я думаю, что может получиться», — рассказала она.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.