«Мы должны ее поставить на голосование, но знайте, что задуманное не осуществилось. И мы без подготовленной стратегии вступим в новый день», — говорил в субботу утром на заседании нацсовета «Милли шура» ее член, историк Дамир Исхаков. Позже, на пленарном заседании «Милләт җыены», текст под названием «Татары: стратегия действия», который до этого никто не выносил на общественное обсуждение, был принят. О том, при каких обстоятельствах рождался документ, — в материале «БИЗНЕС Online».
На пленарном заседании «Милләт җыены» внезапно приняли Стратегию татарского народа, текст которой видели только 500 человек
СЕНСАЦИЯ НА «МИЛЛӘТ ҖЫЕНЫ»
Стратегия татарского народа принята! Эта неожиданная новость пришла во второй половине дня 29 августа, когда праздничный уик-энд в Казани и Татарстане уже вовсю набирал обороты. В редакции «БИЗНЕС Online» даже поначалу немного засомневались в информации, которую принес наш корреспондент из театра им. Джалиля, где заседал народный сход «Милләт җыены», организованный всемирным конгрессом татар.
Даже начав обзванивать участников «Милләт җыены», переместившихся к тому времени на другое торжественное мероприятие, мы не сразу получили четкого подтверждения. Кто-то говорил неуверенно: «Вроде бы да», — а кто-то и вовсе отрицал принятие судьбоносных решений. И все же позже стало понятно, что за некую стратегию делегаты «Милләт җыены» действительно проголосовали. В самом конце мероприятия, когда все уже готовились петь «Туган тел», глава национального совета «Милли шура» Василь Шайхразиев предложил принять документ. Далее, не особо утруждая себя подсчетом поднятых рук, вице-премьер РТ объявил, что большинство высказались за и стратегия принята.
Василь Шайхразиев предложил принять документ. Далее, не особо утруждая себя подсчетом поднятых рук, вице-премьер РТ объявил, что большинство высказалось «за»
Итак, с одной интригой мы разобрались. Но осталась и другая: а какой именно текст стратегии был принят? Как оказалось, речь идет о документе на 10 страницах «Татары: стратегия действия», который был в раздаточном материале у каждого делегата народного схода. А доклад, с которым на «Милләт җыены» выступил Шайхразиев, являлся фактическим пересказом этой самой «Стратегии действия». Другими словами, принятие этакой национальной Конституции на долгие годы произошло в режиме спецоперации. Ни до, ни во время собрания документ никто не обсуждал, все произошло как будто между делом.
До сих пор публично было известно лишь об одном варианте стратегии, разработка которой стартовала после послания президента РТ Рустама Минниханова, который еще в 2018 году заявил, что затягивание с разработкой этого документа «не красит». Стратегию официально разрабатывала группа ученых под руководством вице-президента АН РТ Дании Загидуллиной. Публично результаты представили лишь в виде эскиза, который был вывешен на сайте ВКТ. Кроме того, эскиз, куда постоянно вносились изменения, несколько раз публично обсуждался на встречах с татарскими общественниками в Татарстане, а также за его пределами, где его представляли те же Шайхразиев и Загидуллина. Далее глава «Милли шура» подключил к работе целый экспертный совет. В результате был подготовлен вполне солидный труд объемом свыше 100 страниц, однако на самом последнем этапе его без объяснения причин завернули в аппарате президента РТ, сославшись на сырость. В итоге стратегия не была принята к 30 августа 2019 года, как планировалось ранее, и казалось, что болезненную тему просто решили спустить на тормозах. Но в итоге внезапно возник абсолютно новый вариант, принятый в субботу.
Документ на 10 страницах «Татары: стратегия действия» был в раздаточном материале у каждого делегата народного схода
«быть татарином — это чувствовать себя татарином»
Что же собой представляет 10-страничный документ «Татары: стратегия действия» (с полным текстом можно ознакомиться здесь)? Вопреки названию, по форме это больше напоминает историко-философское эссе, состоящее из набора благих пожеланий за все хорошее против всего плохого.
Цели стратегии ее авторы видят следующим образом:
- повышение интереса к богатому историко-культурному наследию татар, являющемуся неистощимым ресурсом в определении сценариев будущего;
- обретение чувства гордости за великие свершения предков и собственную принадлежность к народу;
- личностный вклад каждого татарина в сохранение и развитие языка, культуры и традиций своего народа;
- преодоление вызовов и рисков настоящего во имя будущего татарского народа;
- единение татарского народа, обеспечение его полноправной жизнедеятельности среди всех народов, поддержание мира и согласия на основе культурного взаимодействия, традиционного уважения к достоинству и чувствам окружающих.
Пожалуй, подписаться можно под каждым пунктом, но как этого всего достичь?
А вот из чего состоит мировоззрение татарина, по мысли авторов «Стратегии действия»: «Мировоззренческие основы татарского народа складываются из таких смысловых понятий, как память о предках и история (шәжәрә), родной язык (туган тел), нравственность, вера (әхлак, иман), народная душа, гармония (моң), семейные ценности (гаилә кыйммәтләре), знание, просвещенность (гыйлем), свободолюбие и динамизм (ирек). Глубина их восприятия и следование им определяют национальную сущность татарина».
Подчеркивается здесь и важность религии: «Огромную роль в деле сплочения нации, в сохранении и развитии языка, культуры и традиций сыграл ислам, добровольно принятый предками татар в качестве государственной религии в 922 году. Следование нравственным установкам и духовным ценностям ханафитского мазхаба способствовало в том числе выстраиванию добрососедских отношений с разными народами и религиями, успешной интеграции татар в многонациональные сообщества. Исторически часть татар исповедуют православие. Татары всегда относились с глубоким уважением к верующему, а значит, надежному человеку. Именно убеждение и вера служат опорой, дают духовную силу».
При этом «Стратегия действия» изобилует и чисто литературными пассажами: «Быть татарином — это чувствовать себя татарином», «Татарский язык — учитель и друг, помогающий выразить наши сокровенные переживания», «Быть татарином — чувствовать скорость и мчаться, не отставая от времени, несмотря ни на какие испытания, стараться удержаться в седле, не упасть, не разбиться и в конечном счете достичь своей цели».
Альфрид Бустанов (в центре): «Стратегия частично опирается на некоторые мои тексты, поэтому на финальном этапе меня звали в качестве консультанта»
«КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ, ОСТАВЛЯЮЩИЙ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПОИСКА ИДЕНТИЧНОСТИ»
Кто же все-таки автор? Ответить на этот вопрос также оказалось нелегко. Один из создателей стратегии, которая писалась под руководством вице-президента АН РТ Загидуллиной, начальник отдела Института археологии им. Халикова Искандер Измайлов, в разговоре с «БИЗНЕС Online» открестился от нового документа: «Академия наук и наша группа, которая в прошлом году составляла стратегию, никакого отношения к новому варианту не имеет. Не знаю, кто писал». При этом один из источников газеты назвал среди авторов «Стратегии действия» историка, ассистент-профессора Амстердамского университета Альфрида Бустанова. «Стратегия частично опирается на некоторые мои тексты, поэтому на финальном этапе меня звали в качестве консультанта. Эта стратегия — не резолюция с задачами на один-два года, а концептуальный текст, оставляющий пространство для поиска идентичности и ответа на вопрос, что значит быть татарином», — сказал Бустанов нашему корреспонденту.
Искандер Измайлов: «Академия наук и наша группа, которая в прошлом году составляла стратегию, никакого отношения к новому варианту не имеет. Не знаю, кто писал»
Между тем сразу несколько собеседников «БИЗНЕС Online» уверены, что «Татары: стратегия действия» — это творение отдела внутренней политики аппарата президента РТ. Базовую версию «Стратегии действия» якобы написал директор Института археологии им. Халикова Айрат Ситдиков, а окончательная редактура была за руководителем управления внутренней политики Александром Терентьевым.
Претензии о бессодержательности документа источники, близкие к ВКТ, парируют тем, что у стратегии, обсуждавшейся на «Милләт җыены» есть и неформальное приложение — это принятая 25 августа государственная программа РТ «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020–2023 годы)». Ее текст также был в раздаточном материале для участников народного схода. Однако аналогичная программа в Татарстане действует уже с 2014-го, без всякой стратегии, и нельзя сказать, что в новой редакции она сильно поменялась. Главное отличие — существенно увеличенное финансирование. Если ранее на сохранение татарской идентичности тратили 30–40 млн рублей в год, то теперь — 96–116 млн рублей. Хотя в любом случае сумма в 100 млн рублей в год выглядит солидно только на первый взгляд, ведь годовой бюджет только одного театра им. Джалиля, где проходил «Милләт җыены» и в котором татарские оперы и балеты идут за сезон от силы десяток раз, составляет полмиллиарда рублей. К примеру, «Татаркино» в госпрограмме предлагается ежегодно снимать по два фильма на основе татарской классики, на это выделяется 4,77 миллиона, но на такие деньги можно снять только короткометражку. В плане мероприятий есть и немало полезных, связанных с научной и образовательной деятельностью, но о каком-то новом подходе говорить не приходится.
Римзиль Валеев: «Наверное, в канун 100-летия ТАССР и президентских выборов неудобно признавать, что стратегии нет. Видимо, решили так, чтобы не было пустоты»
«МЫ БЕЗ ПОДГОТОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ ВСТУПИМ В НОВЫЙ ДЕНЬ»
После недавней статьи Минниханова о будущем татарского народа мы были вправе ждать прорыва на данном направлении, сказал «БИЗНЕС Online» завотделом Института археологии им. Халикова Измайлов, но подобного не произошло. «В этой же так называемой стратегии, в которой нет стратегии, размазаны те идеи, которые были высказаны президентом. Больше воды оказалось в данном документе, но не больше сути. Казалось бы, акценты расставлены, они должны были быть серьезно развиты и предложены не только такие болевые точки, но и пути их решения. В этой стратегии ничего подобного нет. Она просто набор лозунгов, призывов и неких таких пустых рассуждений. К сожалению, можно сказать, что никакой стратегии пока нет. То, что было представлено и принято, — это просто набор деклараций», — считает наш собеседник.
Рафаэль Хакимов считает главной ошибкой в работе то, что изначально к ней не подключали лидера республики
А научный руководитель Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов считает главной ошибкой в работе то, что изначально к ней не подключали лидера республики. «Если президент не дает распоряжений — сделать так, тут поменять что-то, здесь убрать и сделать понятнее, — никакой стратегии не будет», — сказал Хакимов нашему корреспонденту. Ученый напомнил, что, будучи политическим советником первого президент РТ Минтимера Шаймиева, работал с ним именно так: «Стратегия — это прерогатива первого лица. Что было бы, если бы стратегию института делали без ее директора, не знаю, чтобы из нее получилось, тогда пришлось бы менять директора. Поэтому у меня есть некоторые сомнения в новом документе».
Журналист и общественный деятель, руководитель интернет-студии ВКТ Римзиль Валеев говорит, что ему еще нужно понять суть принятого документа («методологию пока не понял»). «Наверное, в канун 100-летия ТАССР и президентских выборов неудобно признавать, что стратегии нет. Видимо, решили так, чтобы не было пустоты, — сказал общественник „БИЗНЕС Online“. — Со мной был приехавший из Уфы Мадриль Гафуров — собкор центрального телевидения в Уфе, талантливый поэт, журналист, он возглавляет фонд Мажита Гафури, известный человек. Я дал ему почитать, ему понравилось, поскольку он никаких других вариантов стратегии не видел. На сторонних читателей, которые не в этой теме, она производит хорошее впечатления, потому что данные намерения и слова правильные. Хотя думаю, что это все-таки не стратегия, а концепция, с которой я согласен».
Дамир Исхаков: «Я воздержусь при голосовании, так как начатую нами стратегию мы не завершили. Главная проблема — нехватка специалистов»
Как выяснил «БИЗНЕС Online», голосование по «Стратегии действия» обсуждали еще в субботу утром на заседании нацсовета «Милли шура». Редакция получила запись выступления на встрече члена национального совета, историка и этнолога Дамира Исхакова. «Я воздержусь при голосовании, так как начатую нами стратегию мы не завершили. Главная проблема — нехватка специалистов. Поэтому АН РТ не смогла выполнить свою функцию. Она (стратегия — прим. ред.) вся превратилась в маленькую бумажку, которая у вас на руках. На самом деле это не стратегия, а воззвание или похожий на него документ. Сейчас мы не можем подобное остановить, потому что за ней стоят другие проблемы. Мы должны ее поставить на голосование, но знайте, что задуманное не осуществилось. И мы без подготовленной стратегии вступим в новый день», — сказал коллегам Исхаков.
Фатих Сибагатуллин: «Хоть и приняли эту стратегию, но выход еще есть — надо составить конкретные задачи, хотя бы несколько»
«НУЖНО СНЯТЬ С ДОЛЖНОСТЕЙ ШАЙХРАЗИЕВА И ЗАКИРОВА, ПОСТАВИТЬ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»
Депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин сам позвонил корреспонденту «БИЗНЕС Online», чтобы выразить свою негативную реакцию на принятие стратегии татар в минувшую субботу.
— Фатих Саубанович, вы следили за тем, как проходила все это время работа над Стратегией развития татарского народа?
— О стратегии сначала заговорил Рустам Нургалиевич Минниханов, это было в послании 2018 года. Уже прошел 2019-й — нет стратегии, вроде обсуждали ее в Нурлате, где я работал, в Арске, где родился, я же интересуюсь этим. Оказалось, что там пустой разговор. Провели ради галочки и передали Академии наук РТ, которая должна была все расписать. Главной назначили Загидуллину Данию Фатыховну, она знающий человек, вице-президент Академии наук, но ее роли тоже не видно.
Но документ создали. Я был тогда в хороших отношениях с Василем Шайхразиевым, мы обсудили этот вопрос. Хотя страниц и много, я прочитал материал, но ничего не понял, высказал — ему не понравилось. Я заявил, что должно быть максимум на 5–6 страницах, а он язвительно: «Можно и на одной странице, Туфан Миннуллин так предлагал — на одной странице». Конкретика нужна!
— В эти дни вы как-то высказывали свое мнение?
— На «Милләт җыены» меня даже не пригласили, я об этом сказал Закирову (Ринат Закиров — председатель исполкома ВКТ — прим. ред.), он ответил, что им сократили количество до 500 человек. Но эта стратегия не будет работать. На ипподроме встретились с учеными, один из них — Фаиль Ахмадиев, профессор, член-корреспондент Академии наук. Я у него спросил, у других ученых: «Что вы поняли из стратегии?» Говорят, что абсолютно ничего, и за такую стратегию голосовали. Подставили летчика Дамира Юсупова, чтобы он предложил залу проголосовать за стратегию. Так нельзя.
— По-вашему, что нужно делать в такой ситуации?
— Хоть и приняли эту стратегию, но выход еще есть — надо составить конкретные задачи, хотя бы несколько. Нужно снять с должностей Шайхразиева и Закирова, поставить нового человека. Если бы был Индус Ризакович (Индус Тагиров — председатель исполкома ВКТ в 1992–2002 годах — прим. ред.), такой вакханалии не произошло бы. Ну нельзя так подводить президента Минниханова, тем более перед выборами. Что сделал конгресс татар за 30 лет? Исключил из своих рядов патриотов — «Штаб татар Москвы». Что сделал конгресс для моего родного района, ну что? Там старается Римзиль Валеев, держат телевидение, все оборудовано, но кто их смотрит, кто читает? Сейчас выборы в сельсоветы, горсоветы. Мы, депутаты Госдумы, здесь находимся, работаем с избирателями. Там люди обязательно спросят про стратегию, что им ответить? Тайком приняли, и ничего в ней непонятно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 263
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.