«Бизнесмены открывают частные школы… А здесь обучение», — хвалил собственное детище Минтимер Шаймиев, открывая школу, а Ильсур Метшин и вовсе назвал ее раем. Как выяснили сегодня корреспонденты «БИЗНЕС Online», главный критерий при поступлении — не знание татарского, а готовность его учить. О том, как мэр Казани продемонстрировал владение английским, кто продал квартиру, чтобы отдать детей именно сюда, и как готовили учителей к преподаванию в «Адымнар», — в нашем репортаже.
На открытии в Казани новой полилингвальной школы №165 на улице Бондаренко не было традиционного столпотворения первоклашек, провожать которых обычно приходят бабушки-дедушки
«ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СЮДА ПОПАСТЬ, МЫ ДАЖЕ КВАРТИРУ ПОМЕНЯЛИ»
На открытии в Казани новой полилингвальной школы №165 на улице Бондаренко не было традиционного столпотворения первоклашек, провожать которых обычно приходят бабушки-дедушки. За полчаса до официального открытия через проходную пускали только будущих школьников и их родителей по спискам и никаких посетителей в возрасте 65+. Каждый, кто вступал на территорию трехъязычного обучения, проходил через рамку металлоискателя, и его сумки досматривали сотрудники полиции. Хорошо хоть ранцы детей не подвергались проверке.
Популярные татарские певцы супруги Гузель Уразова и Ильдар Хакимов привели сына Самира на первый День знаний вдвоем, благо семья живет недалеко. У экс-главреда татарского музыкального телевизионного канала TMTV Лилии Кадыровой старшая дочь Азалия тоже пошла в этом году в первый класс. Все лето Лилия с супругом колебались с выбором школы для ребенка. На семейном совете выбрали именно полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию». Кадыровой хотелось, чтобы школа была рядом с домом, но желание учить Азалию именно в этом мәктәп взяло верх. Причем в результате риелторской комбинации «очаг знаний» оказался недалеко от домашнего.
«Здесь очень много дополнительных занятий, бассейн, театральная студия будет. Все в одном месте, и все, насколько я знаю, бесплатно»
«Для того чтобы сюда попасть, мы даже квартиру поменяли, ходили на подготовительные занятия в 165-ю школу, прошли тестирование, — рассказала собеседница нашего издания. — Главным требованием было умение общаться на татарском языке. Объяснили, что английский, татарский и русский станут преподаваться в одинаковом объеме. Английский мы изучали в садике. Есть платный класс, где учатся до вечера и изучают также испанский язык».
Однако умение общаться по-татарски — не главный критерий при отборе первоклашек в «Адымнар». Гульнара Сулейманова, например, отдает дочь Малику в полилингвальную школу именно затем, чтобы она научилась родной речи. Дочь Наили Тимербулатовой, Алсу, знает «немножко татарский, английский и французский», а сюда ее привело желанию стать полиглотом.
«В первых классах обучение идет на русском, а начиная с четвертого некоторые предметы будут на татарском и английском языках, например рисование, технология, физкультура»
«Очень хотелось, чтобы ребенок больше иностранных языков знал, — объясняет Тимербулатова. — Здесь много дополнительных занятий, бассейн, театральная студия будет. Все в одном месте, и все, насколько я знаю, бесплатно».
Учительница начальных классов Альфия Шайхутдинова заверила родителей: проблем у детей с языками не будет.
«В первых классах обучение идет на русском, а начиная с четвертого некоторые предметы будут на татарском и английском языках, например рисование, технология, физкультура, — рассказала Шайхутдинова. — Кроме того, в первом классе — уроки английского пять часов в неделю и столько же татарского языка. Для того чтобы дети владели языками, мы постараемся создать атмосферу, будут разные мероприятия, на которых станут говорить по-татарски, по-английски».
Ильшат Гафуров: «Республика нашла возможность студентам выплачивать по 15 тысяч рублей стипендии, создавая таким образом дополнительную базу, чтобы они не отвлекались от своей учебы»
«ЕСЛИ ИЗ ВСЕГО ОБЕЩАННОГО ХОТЯ БЫ 50 ПРОЦЕНТОВ ОСУЩЕСТВИТСЯ, МЫ БЫЛИ БЫ СЧАСТЛИВЫ»
Ведущая передач утреннего вещания на канале ТНВ Луиза Закирова ради удобства сына Самата изменила давней традиции своих коллег. Сотрудники татароязычных программ канала «Новый век» издревле предпочитают отдавать своих детей в татарскую гимназию №2 им. Марджани. Во-первых, обучение там строится на родной речи (это единственная городская школа в Татарстане, где все предметы преподают исключительно на татарском). Во-вторых, школа находится рядом с работой.
«Времена меняются, и, как бы ни была хороша 2-я гимназия, хочется идти в ногу со временем, — говорит Закирова. — Ведь здесь и китайский изучают, и турецкий, и другие языки в дополнение к основным трем. Обещают очень качественное обучение. Если из всего обещанного хотя бы 50 процентов осуществится, мы были бы счастливы».
В успешном обучении детей уверен ректор КФУ Ильшат Гафуров — именно его вуз готовит учителей для полилингвального комплекса. Студентам предусмотрена дополнительная стипендия.
«Республика нашла возможность студентам выплачивать по 15 тысяч рублей стипендии, создавая таким образом дополнительную базу, чтобы они не отвлекались от своей учебы, — рассказал нашему корреспонденту Гафуров. — Говорят, 15 тысяч не хватает, но студенту никогда в полной мере не хватало: молодость — такой период, когда хочется все и сразу».
По его словам, студенты в период обучения сами будут преподавать в полилингвальных школах при КФУ. На сомнение корреспондента «БИЗНЕС Online» в том, что учителя будут одинаково владеть русским, татарским и английским, ректор предположил, что одинаково «татарча сөйләшергә» или speak English они, возможно, не станут, но преподавать смогут, как это делал сам Ильшат Рафкатович на заре своей молодости.
Первый президент Татарстана еще раз заверил: обучение в «Адымнар» не будет стоить родителям ни копейки
«Вот я татарин по национальности, так получилось, что мы очень долго жили в Пермской области, сейчас Пермский край, хотя я до первого класса толком русского не знал. Потом случилось так, что я где-то потерял уровень владения своим родным языком, но на нем говорю, все понимаю, но не могу, конечно, физику преподавать на татарском, — поделился воспоминаниями Гафуров. — Это очевидная вещь, хотя такая попытка была в конце 80-х годов, когда мне, молодому специалисту в педуниверситете, поручили физику вести на татарском языке. Это было очень непросто, но ничего, справился, не выгнали же. Но я себя не очень комфортно чувствовал».
Пока мы разговаривали с ректором КФУ, подъехал «отец – основатель» полилингвальных школ Минтимер Шаймиев. Первого президента Татарстана тут же окружили журналисты, он долго рассказывал о создании «многоязыковых» учебных заведений, вспомнил это место на Бондаренко, где по программе ликвидации ветхого фонда 34 семьи получили бесплатно квартиры. Первый президент РТ еще раз заверил: обучение в «Адымнар» не будет стоить родителям ни копейки.
«Бизнесмены открывают частные школы. Я смотрю, „Бала-сити“ с малого начали, идут потихонечку, но ведь это все платно, и там очень хорошая плата, а люди ведь отдают детей, потому что каждый из нас хочет, чтобы ребенок получил… А здесь обучение бесплатное, во всяком случае и мысль такая была, и стремление», — заметил Бабай и направился на осмотр школы.
Школьники на Бондаренко больше любили математику, продемонстрировав недюжинные способности: арифметические задачи от ведущего они быстро решали в уме и даже смогли правильно отнять миллион от миллиона
«Какой твой любимый предмет?» — «Планшет!»
Пока высокие гости принимали объект, который проектировал «Татинвестгражданпроект», первоклашек вместе с классными руководителями и родителями отвели за футбольную площадку. Там они терпеливо ожидали более часа, пока их наконец не пригласили выстроиться перед импровизированной сценой у входа в здание. На экран вывели изображение школьных линеек в двух других «шаймиевских школах» — на улице Бичурина и в Елабуге: ведущий убедился, что связь есть, и все дети знают, что нужно делать. Чтобы как-то занять первоклашек, ведущий начал задавать им вопросы.
— Какой твой любимый предмет? — обратился он по видеосвязи к одной из первоклассниц школы на Бичурина.
— Планшет! — уверенно ответила первоклашка под общий хохот. — Английский! — поправился ребенок после подсказки взрослых.
Школьники на Бондаренко больше любили математику, продемонстрировав недюжинные способности: арифметические задачи от ведущего они быстро решали в уме и даже смогли правильно отнять миллион от миллиона. Затем первоклашки из каждого учебного заведения зачитали заготовленные стихи о школе: на русском, татарском и английском языках.
После выступления бойс-банда «Продвижение» с песней о школе на сцену наконец вышел Шаймиев, а вместе с ним — первый заместитель министра строительства РФ Ирек Файзуллин, мэр Казани Ильсур Метшин, премьер-министр РТ Алексей Песошин, министр образования Рафис Бурганов и директор школы Айдар Шамсутдинов.
Минтимер Шаймиев: «Учитель — следующий после отца и матери, кто делает из нас человека»
Поприветствовав гостей на трех языках (или даже четырех, потому что последнюю фразу Шаймиев произнес на смеси немецкого и английского — Guten morning), первый президент РТ повторил историю своего личного образования, которую он недавно рассказывал на церемонии открытия памятника самому себе в деревне Аняково: 18-летняя Хадича-апа в конце войны все четыре года одна обучала класс Шаймиева в пятистенном деревянном домике. Госсоветник признался, что память и благодарность к этой учительнице сохранил на всю жизнь.
«Учитель — следующий после отца и матери, кто делает из нас человека», — сказал Шаймиев.
Препятствия на пути обучения детей родному языку есть, не стал отрицать первый президент РТ, но «работать все равно надо». При разработке концепции школы был изучен кембриджский опыт, а также опыт открытия полингвальных школ в союзных республиках бывшего СССР. У наших детей, по словам Шаймиева, и так уникально хорошие генетические данные, а если им дать еще и хорошее образование, то они «будут одними из самых конкурентоспособных» в мире.
«Три языка мы должны усвоить, родителям к этому надо быть готовыми. Я понимаю, у нас разные мысли, мы беспокоимся, как все это будет, но вы же видите, какие условия созданы. Даже во сне такого не увидишь», — похвалил школы Шаймиев, отметив, что все было сделано меньше чем за два года.
Ильсур Метшин: «Я надеюсь, мы очень скоро увидим, что все наши дети смогут говорить лучше меня на английском, русском, татарском и что они еще там выберут»
Ильсур Метшин: Тогда было легче разгрузить вагон муки, чем выучить на английском 10 строк
Когда место у трибуны занял Бурганов, малыши, полтора часа прождавшие начальство на ногах еще до начала официальной части, в изнеможении стали садиться на корточки. Бдительные классные руководители ставили их на ноги, но через некоторое время дети все равно устало садились: трепетать перед начальством и терпеть ради него мучения им еще только предстоит научиться.
Мэр Казани блеснул выступлением на трех языках, назвав открываемую школу раем. Если на русском и татарском Метшин выступал неоднократно, то на английском его мало кто слышал. По собственному признанию мэра, 10 лет назад во время подачи заявки на проведение Универсиады он записывал английские слова русскими буквами, чтобы выступить перед иностранцами.
«Тогда было легче разгрузить вагон муки, чем выучить на английском 10 строк», — вспоминал Метшин. Но благодаря обилию международных мероприятий, которые принимает Казань, теперь он общается с зарубежными партнерами уже без переводчика.
«Я надеюсь, мы очень скоро увидим, что все наши дети смогут говорить лучше меня на английском, русском, татарском и что они еще там выберут, — самокритично высказался он и напутствовал школьников на-английском. — Будьте счастливы, дети, спасибо большое!»
Когда все спикеры закончили, наконец прозвучал долгожданный первый звонок: зазвенели колокольчики в руках первоклашек, выстрелило в небо разноцветное конфетти, и под гимн школы дети переступили порог храма науки. Первый урок в их жизни будет посвящен 100-летию ТАССР.
Директор школы Шамсутдинов пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на татарском языке предметы преподаются до 2-го класса включительно
Знать татарский необязательно, главное — хотеть знать
На каких же языках будет вестись образование в полилингвальной школе и кто там будет преподавать? Учитель математики и информатики Марат Муллагалиев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что станет преподавать свой предмет на английском. По образованию он учитель математики и до этого преподавал на русском языке три года.
«Я получил еще высшее образование как переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кроме того, в этом году у нас была переподготовка с большим объемом в корпоративном университете. Переподготовка именно по CLIL (Content and language integrated learning, специальная методология, разработанная для одновременного обучения предмету и иностранному языку, — прим. ред.), обучение математики на английском языке. По диплому мы сейчас имеем право преподавать официально на английском», — пояснил молодой педагог. По его словам, аналогичную переподготовку прошли и другие преподаватели школы.
Метод обучения здесь не похож на подход турецких лицеев: там перед началом обучения естественным наукам и математике на английском языке дети полгода усиленно его изучали и лишь затем переходили к самим предметам. Здесь же язык и предмет будут усваиваться параллельно.
С учебниками тоже проблем нет: специально для полилингвальной школы стандартные российские учебники по биологии, алгебре, географии издательства «Просвещение» были перевыпущены издательством «Магариф» на английском языке.
Айдар Шамсутдинов: «Доминанта языка делается в зависимости от уровня класса, ведь часто дети бывают отчуждены от общения на родном языке»
Таким образом, в части английского языка в полилингвальной школе все схвачено. Но что же с татарским? Ведь именно преподавание предметов на татарском языке преподносилось как фишка и мотив внедрения полилингвального обучения. Директор школы Шамсутдинов пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на татарском языке предметы преподаются до 2-го класса включительно.
«Исходим из принципа Яна Амоса Коменского — начальная школа должны быть школой материнского языка, — рассказал Шамсутдинов. — Мы живем в русскоязычной среде, и к этому возрасту ребенок уже потребляет основной контент на русском языке. Нам было очень важно, чтобы здесь мы создали условия, когда для него татарский язык приобретает функциональную значимость. Поэтому такие предметы, как природоведение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, преподаются ребенку на его родном языке. Они позволяют максимально расширить функционал родного языка, у ученика развивается терминология».
Но даже в начальных классах здесь дети разбиты на уровни владения татарским: например, есть классы, где школяры понимают татарский язык, но не говорят на нем. Соответственно, коррелируется и программа обучения.
«Доминанта языка делается в зависимости от уровня класса, ведь часто дети бывают отчуждены от общения на родном языке», — пояснил Шамсутдинов.
В общем, поступить в полилингвальную школу можно и без знания татарского языка — надо лишь стремиться его знать.
«Your intention is much more important», — пояснил по-английски директор. Обучать татарскому языку в полилингвальной школе готовы с нуля.
Шамсутдинов также пояснил, почему в начальных классах было сделано исключение для математики: как оказалось, дело в еще не изжитых предрассудках родителей.
«Все понимают, что математика — это обязательный ЕГЭ. Поэтому развилось такое предубеждение в обществе. Хотя мы его готовы развеять: дети, изучавшие математику на татарском языке во 2-й гимназии, показывают результаты не хуже тех, кто изучал на русском», — пояснил директор школы.
Со средней школы на татарском будет преподаваться только сам татарский, а весь естественно-научный цикл — на английском.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 633
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.