В Татарстане готовят новую программу по развитию рынка сжиженного природного газа. В республике будет построен завод СПГ и заправочная инфраструктура, а пилотной площадкой станут Набережные Челны. На заседании правительства РТ по энергоэффективности корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, почему выросла энергоемкость на НКНХ и КАМАЗе, какой из районов является самым неэкономным на энергоресурсы и как перевод техники на газ помогает казне региона экономить по $1 млн в год.
В мероприятии на ВЦ «Казань Экспо» приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, федеральный гость – завсегдатай подобных встреч замминистра энергетики РФ Антон Инюцин (третий справа)
«Только 22 муниципалитета, а остальные в стороне, я не понимаю, почему Челнов там нет?»
Накануне на полях татарстанского нефтегазохимического форума прошло заседание правительства Татарстана по теме энергосбережения и повышения энергетической эффективности в республике. В мероприятии на ВЦ «Казань Экспо» приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, федеральный гость – завсегдатай подобных встреч замминистра энергетики РФ Антон Инюцин, представители министерств и энергопредприятий республики, главы районов. Заседание провел премьер-министр РТ Алексей Песошин. На фоне однообразных серо-синих мужских нарядов, как всегда, выделялась глава АИР РТ Талия Минуллина, которая форсила в платье нежно-голубого цвета и белых туфлях с футуристичным дизайном от Julian Hakes.
С основным докладом выступил министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Он сообщил, что энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) республики с 2007-го снизилась на 24,5%. При этом с 2018 по 2019 год данный показатель упал только на 0,7%. Снижение энергоемкости произошло в легкой, деревообрабатывающей и топливной промышленности, в то же время в пищевой промышленности, химии, нефтехимии и машиностроении энергоемкость выросла.
«Это объясняется сокращением выпуска продукции в данных отраслях, то есть уровень потребляемой энергии остается примерно тем же, а если выпуск снижается, то энергоемкость увеличивается», — объяснил Каримов. Ситуация с энергоэффективностью стала лучше на таких предприятиях, как КМПО, «Вакууммаш» и «Казаньоргсинтез». А вот на химзаводе им. Карпова, «Нижнекамскнефтехиме», КАМАЗе произошел рост энергоемкости.
В разрезе министерств самыми энергоэффективными оказались учреждения образования, напротив, самыми неэкономными — учреждения спорта, им министр рекомендовал по-спортивному подтянуться. В связи с тем, что в первом полугодии 2020-го часть бюджетников трудились на «удаленке», многие госучреждения смогли серьезно сэкономить на «коммуналке».
Альберт Каримов: «Это объясняется сокращением выпуска продукции в данных отраслях, то есть уровень потребляемой энергии остается примерно тем же, а если выпуск снижается, то энергоемкость увеличивается»
Из районов РТ самыми неэкономными оказались Елабужский, Мензелинский и Дрожжановский — потребление энергоресурсов там значительно выше среднереспубликанских показателей. Напротив, наиболее энергоэффективными Каримов назвал Альметьевский, Балтасинский и Муслюмовский районы.
Министр считает, что главам районов необходимо больше внимания уделять повышению энергоэффективности, причем не нужно кивать только в сторону бюджета, надо искать и внебюджетные источники. Например, взять на вооружение механизм энергосервисных контрактов. На данный момент в РТ заключено 75 таких договоров на 1,5 млрд рублей (в основном в сфере уличного освещения). За 6 лет республика сэкономила на этом 340 млн рублей.
В заключительном слове Минниханов также обратил внимание на то, что энергосервисные контракты подписаны лишь в 22 районах РТ. «Только 22 муниципалитета, а остальные — в стороне, я не понимаю, почему Челнов там нет, такой крупный город? — удивлялся президент РТ. — Это же экономия, за те же деньги больше [улиц] можно осветить!» В уличном освещении в Татарстане светодиодные лампы составляют только 28%. «Здесь мы на 21-м месте по России. На это нужно обратить внимание», — подчеркнул глава республики. Он добавил, что при заключении контрактов, конечно, необходимо смотреть, чтобы это не была шарашкина контора, но есть ведь и положительный опыт.
Рустам Минниханов: «Только 22 муниципалитета, а остальные в стороне, я не понимаю, почему Челнов там нет, такой крупный город? Это же экономия, за те же деньги больше [улиц] можно осветить!»
риски для большой энергетики: солнце, ветер и… экономные директора
Каримов тем временем сообщил, что на энергетику в Татарстане приходится более 70% от общего объема потребления первичных энергоносителей. Республика по уровню расходования электроэнергии находится на первом месте среди регионов ПФО. За 2019-й потребление составило 30,6 млрд кВтч, при этом внутри региона выработано 28,9 млрд кВтч.
«За последние два года удалось значительно сократить объем электрической энергии, поставляемой из-за пределов республики», — радовался министр. Это произошло в том числе за счет более эффективной загрузки электростанций. За последние 6 лет было модернизировано четыре крупные энергетические станции, из-за чего мощность энергосистемы РТ выросла на 1,2 гВт.
«Пандемия сыграла свою роль в отношении энергетики, мы наблюдали значительный спад, производство электроэнергии снизилось на 11 процентов за первое полугодие, хотя потребление сократилось меньше — на 5 процентов», — говорит Каримов. Еще одним последствием пандемии оказался резкий рост (на 30%) просрочки по платежам за электроэнергию — до 914 млн рублей.
В числе новых крупных задач — модернизация Заинской ГРЭС, старт первого этапа будет дан буквально на днях. Минниханов в финальной речи заметил, что в будущем нужно, конечно, реализовывать и второй этап.
«Продолжается работа по модернизации в рамках федеральной программы Набережночелнинской ТЭЦ, это крупнейшая электростанция нижнекамского энергорайона», — продолжал свой доклад Каримов, добавив, что растущей экономике Закамского региона нужно все больше электричества. Сегодня станция там работает крайне неэффективно, министр обратился к Инюцину с просьбой помочь с модернизацией ТЭЦ в автограде.
В числе новых крупных задач — модернизация Заинской ГРЭС, старт первого этапа будет дан буквально на днях
Президент РТ в свою очередь также поддержал данную инициативу, пошутив, что «у министра, конечно, есть заместители, которые говорят, что и так [Татарстану] много дали», имея в виду, вероятно, мегатендер в Заинске. «На самом деле 530 тысяч человек, город (Челны — прим. ред.) сильно завязан на эту станцию, в любом случае нужно будет решать», — уверен Минниханов.
Далее Каримов призвал энергетиков осмыслить стоимость электроэнергии. Если по высокому напряжению в РТ цена конкурентоспособная, то по среднему и низкому (его обычно используют компании малого и среднего бизнеса) — кусается. Это ведет к тому, что растет число объектов малой и микроэнергетики (распределенная генерация в РТ составляет 4–5%), и число таких объектов будет только увеличиваться. Свои установки планируют вводить на «Нижнекамскнефтехиме», «Казаньоргсинтезе», КМПО и других предприятиях. «Совхоз „Майский“, если бы газовых машин у него не было, давно стал бы банкротом», — заметил чуть позже в своей речи Минниханов.
«Такое приводит к тому, что для оставшихся потребителей электроэнергия становится дороже, что еще больше стимулирует потребителей уходить с рынка, по спирали идет движение вниз. Это риски и для нашей крупной генерации, и для Сетевой компании, которые должны оставаться конкурентоспособными», — заявил министр.
Еще одним риском для традиционной генерации Каримов назвал источники возобновляемой электроэнергии — доля солнца и ветра в мировой электроэнергетике по итогам 2019-го превысила 8%. «В первом полугодии 2020-го в Европе доля электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, впервые превысила долю, получаемую из привычного ископаемого топлива, и составила 40 процентов!» — предупредил Каримов.
«Зеленая энергетика» все наращивает темпы, например, к 2027 году Дания планирует целиком перейти на энергию возобновляемых источников. Впрочем, в Татарстане также реализуются проекты по ветроэнергетике, министр призвал ускорить эту работу, чтобы скорее запустить намеченные ветропарки.
В Татарстане реализуется программа развития рынка газомоторного топлива. Промежуточный итог таков: на территории республики работает 24 АГНКС, реализовано более 200 млн куб. м КПГ
«Пилот» по СПГ запустят в Челнах
В Татарстане реализуется программа развития рынка газомоторного топлива. Промежуточный итог таков: на территории республики работает 24 АГНКС, реализовано более 200 млн куб. м КПГ. «Эффективность от перехода транспортных средств с традиционного топлива на метан составила более 5,5 миллиарда рублей», — рассказал замминистра промышленности и торговли Тимур Саматов. На газ переведено 9 тыс. машин, из них 2 тыс. — государственные и муниципальные транспортные средства. Это экономит казне республики ежегодно более 60 млн рублей — «около 1 миллиона долларов», подсчитал докладчик.
Особая ставка республики — на сжиженный природный газ (СПГ). Саматов объявил о начале работы над подпрограммой «Развитие рынка сжиженного природного газа в качестве газомоторного топлива в РТ на 2020–2024 годы», которая станет составной частью госпрограммы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. На реализацию программы планируется потратить более 11 млрд рублей, из них за счет бюджета РТ только 0,4 млрд и более 10 млрд рублей внебюджетных средств. Деньги пойдут на приобретение грузовой техники и строительство заправочной инфраструктуры.
«Из федерального бюджета мы планируем попросить 521 миллион рублей», — обратился Саматов к присутствующему в президиуме Инюцину, но моментальной реакции не последовало. Целью программы станет постепенное замещение традиционных видов топлива на СПГ.
Потенциальными потребителями топлива станут владельцы магистральных тягачей, сельскохозяйственной и дорожной техники. Саматов уверен, что в Татарстане есть все для успешной реализации проекта по СПГ: компания «Газпром газомоторное топливо» намерена построить в Челнах в 2021 году блок по сжижению природного газа; КАМАЗ и «РариТЭК» освоили выпуск техники на СПГ; компания «РариТЭК» наладила выпуск криобаков и криоемкостей для транспортировки СПГ, также они научились переоборудовать технику с дизеля на СПГ; Зеленодольский завод им. Горького освоил производство судов на СПГ («Чайка»).
«Если еще два года назад инвесторы не были заинтересованы в строительстве завода СПГ и топливно-заправочной инфраструктуры, то сегодня появился ряд потенциальных инвесторов: „Газпром СПГ технологии“, ООО „ТопГаз“, „Ростех“ („Промышленные технологии“) и „Новатэк“», — с радостью перечислял Саматов потенциальных инвесторов.
Челны и прилегающие пять районов планируется сделать площадкой для реализации пилотного проекта по СПГ. Считается, что это даст экономию расходов на моторное топливо и улучшит экологию региона за счет снижения выбросов. Под аплодисменты зала чиновник обратился к Инюцину с просьбой оказать проекту поддержку из федерального бюджета и сделать Татарстан пилотной площадкой по данному направлению. Более подробно о том, какие перспективы сулит автовладельцам перевод техники на СПГ, рассказал гендиректор ООО «РариТЭК Холдинг» Рафаэль Батыршин.
Потенциальными потребителями топлива станут владельцы магистральных тягачей, сельскохозяйственной и дорожной техники
500 новых станций заправки СПГ за три года
Замминистра энергетики РФ оказался в восторге от услышанного и увиденного. «Очень рад всех видеть, по приглашению республики я в 7-й раз принимаю участие в подобных совещаниях», — начал Инюцин свою речь, добавив, что Татарстан озаботился проблемами энергоэффективности «еще до того, кто это стало модным на федеральном уровне», так что теперь в несомненных лидерах по данному направлению. По словам Инюцина, сегодня с учетом госсубсидирования и программы поддержки от «Газпрома» услуга по переоборудованию автотехники на СПГ обходится дешевле 10% от ее реальной стоимости.
В первоначальном проекте по развитию потребления СПГ в стране примет участие 27 регионов, но «важнейшей перспективой развития рынка министерство видит возможность заправиться СПГ на всей территории страны», отметил московский гость. Цена вопроса — дополнительные 40 млрд рублей в год в виде госсубсидий и более 100 млрд частных инвестиций.
«Прежде всего выигрывают автовладельцы, а второй бенефициар — это Республика Татарстан через завод „КАМАЗ“, который смог перейти на серийный выпуск техники и, снизив себестоимость производства, получить федеральную субсидию на данную технику. По оценкам экспертов, каждая новая станция — это дополнительный спрос на 30 газомоторных „КАМАЗов“ и 750 тысяч рублей субсидий из федерального бюджета на каждую единицу», — подсчитал Инюцин. Таким образом, 500 новых станций заправки СПГ могут дать КАМАЗу заказ на 15 тыс. грузовиков (за пять лет) и 12 млрд субсидий.
«Вчера как будто специально к сегодняшнему совещанию Мишустин подписал правила субсидирования по криозаправкам», — поделился свежей новостью замминистра. По его словам, программой предусмотрено создание сети из 80 криоАЗС на 12 федеральных автомагистралях. Покрыть дороги сетью таких заправок (в том числе и мобильных) планируется за три года. «Я сегодня видел тягач, который может преодолевать до 2 тысяч километров без остановки», — восхищался Инюцин, в перспективности проектов, связанных с СПГ, он ничуть не сомневается.
«Переходить надо на «гибрид», газомоторное топливо, «Евро-5», «Евро-6» — только это может спасти крупные города от выбросов»
заправки для электромобилей, умные приборы учета, дачи на СПГ
Минниханов расставил свои акценты по теме энергосбережения. «За четыре года на 1 процент энергозатраты снизили, считаю, что это не совсем соответствует нашим возможностям», — прямо заявил президент РТ в финальном слове.
Глава республики считает, что большие возможности еще есть в самой энергетике. «Мы уже поняли, что на рынке, если ты [по цене] не проходишь, значит, все твои мощности — ноль», — намекнул Минниханов. Президент считает, что нужно убирать малоэффективные котельные, переходя на комбинированную выработку, а где возможно — на индивидуальное отопление.
Также Минниханов уверен, что надо вернуть формы федеральной поддержки в сфере энергоэффективности, которые были в 2011–2014 годах. «Считаю, что от этого страна на обеднеет. Мы должны соответствовать европейскому уровню энергопотребления», — заявил президент.
«Руки надо поотрывать!» — нервно отреагировал Минниханов на практику выделения главами районов земли в охранных зонах газовых и электросетей. «Раздают земельные участки, а потом люди мучаются». Президент предложил свое соломоново решение — «судами отбить все обратно и за счет подписавших компенсировать затраты людей».
«По электромобилям ничего не делаем», — сетовал Минниханов и предложил в новых домах ставить заправки для данного вида транспорта, чтобы люди «тихо-тихо стали покупать электромобили». «Переходить надо на „гибрид“, газомоторное топливо, „Евро-5“, „Евро-6“, — только это может спасти крупные города от выбросов», — считает глава региона.
Говоря о строительстве завода СПГ, Минниханов заметил, что такое топливо станет хорошей альтернативой не только для спецтехники. «Это и малые населенные пункты, и садовые товарищества, не везде же сетевой газ есть, трубу тащить невыгодно, поставил СПГ — и все!» — советует президент РТ. В целом Минниханов считает, что татарстанцам нужно более рачительно тратить энергоресурсы: устанавливать умные приборы учета и температурные узлы погодного регулирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.