«Многие годы мы не выявляем радионуклиды в молоке, антибиотики, пестициды, токсичные элементы», — хвалила молочку на вчерашнем форуме глава Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина. Система «Меркурий» помогла обнаружить и прикрыть в Татарстане 50 молочных предприятий-призраков, а долю фальсификата снизить с 27% до 6%. О том, полезно ли пить молоко взрослым, сможет ли овсяное или миндальное заменить традиционное «белое золото» и так ли хороши фермерские продукты, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Марина Патяшина: «У меня нет нареканий к продукции ни одного местного производителя, здесь у нас полный порядок в республике, фальсификат — ввозимая продукция из других регионов РФ либо предприятия-призраки»
доля молочного фальсификата составляла 27 процентов
В рамках форума «100% Татарстан» накануне прошли дебаты по теме «Молочные продукты. Качественно. Безопасно. Доступно — как?». Тема «белого золота» поднята неслучайно: республика занимает первое место в РФ по производству сырого молока — ежедневно в республике в хозяйствах надаивают порядка 4 тыс. тонн. Модерировать встречу пригласили журналиста, ведущего программы «Контрольная закупка» Антона Привольнова.
Прежде всего участников дебатов волновала тема качества молока. Глава Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина рассказала, что ежегодно в республике проверку проходит более тысячи предприятий (торговля, пищевая промышленность, общепит), берется порядка 10 тыс. проб молочной продукции. Еще в 2017 году результаты были неутешительными — почти треть (27%) всего продаваемого в республике молока санврачи признавали фальсификатом. Приведенные цифры серьезно удивили московского ведущего.
Патяшина пояснила, что речь идет о том, что в молоке обнаруживали растительные стерины, хотя на этикетке об этом не было ни слова. Делалось это для удешевления продукта. Однако жесткие административные меры, которые были приняты на уровне российского законодательства, позволили уменьшить долю фальсификата — в 2019 году доля такой «нечестной» молочки в Татарстане составляла не более 6%.
«У меня нет нареканий к продукции ни одного местного производителя, здесь у нас полный порядок в республике, это (фальсификат — прим. ред.) — ввозимая продукция из других регионов РФ либо предприятия-призраки. Только в республике была выявлена продукция 50 таких предприятий-призраков, и здесь мы работали совместно с МВД по поиску этих злостных нарушителей», — рассказала Патяшина.
При этом по физико-химическим показателям, которые оценивают жирно-кислотный состав молока, доля нестандартных проб молока в РТ не превышает 4%. «Многие годы мы не выявляем радионуклиды в молоке, антибиотики, пестициды, токсичные элементы», — добавила глава Роспотребнадзора региона.
Бороться с «призрачными» молочниками позволила система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий»
«Меркурий позволил нам закрыть 2 тысячИ фейковых предприятий»
Бороться с «призрачными» молочниками позволила система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». «Система позволила нам 2 тысячи фейковых молокоперерабатывающих предприятий выявить и закрыть!» — привел статистику замруководителя Россельхознадзора Николай Власов, который присоединился к дебатам по «Скайпу».
«Допустим, я хочу вбрасывать в торговлю фальсифицированное масло, — расписывал схему федеральный чиновник. — Раньше любой мог в любом подвале или жилом доме якобы открыть предприятие, напечатать этот адрес на пачке и в торговле сбывать, и все это проходило! Сейчас некоторые молокопереработчики приходят и говорят: „Спасибо за ‚Меркурий‘!“ Раньше они не могли участвовать в муниципальных торгах — фальсификаторы опускали цены ниже пола, — а теперь получается».
«Татарстан знает толк в молоке!» — радостно сделал вывод Привольнов, который, видимо, только перед эфиром узнал, что приехал в самый молочный регион страны. Но от похвалы перешел к критике, дескать, граждане страны почему-то уверены, что качество импортного молока выше отечественного.
«Я покупаю любой продукт местного производителя, например молоко Зеленодольского молочного комбината»
«Я не согласна совершенно с этим бытовым мнением, — категорично заявила главный санврач республики. — Во-первых, скоропортящиеся продукты до нас просто не доедут! Если это импортная продукция, значит, в ней содержатся консерванты, которые позволяют удлинить срок хранения».
«Вы покупаете молоко? У вас есть любимая марка?» — поинтересовался журналист у Марины Александровны.
«Я покупаю любой продукт местного производителя, например молоко Зеленодольского молочного комбината», — привела в пример Патяшина, глядя на стоящего поблизости Ауфара Галиева, гендиректора АО «ЗМК».
«Ждите цистерну завтра», — пошутил модератор.
«У них широкая линейка детских продуктов, а поскольку у меня маленький ребенок, 3 года… Также покупаю „Просто молоко“», — поспешила завуалировать неожиданную рекламу Патяшина. Что же касается фермерского молока, то его, как выяснилось, покупают родители чиновницы, у которых есть время сходить на базар и закупиться продукцией у проверенных годами бабушек.
«Снижение потребления молока повышает риск развития остеопороза. Кто мало употребляет молока, у того, как правило, снижена плотность костной ткани»
«Немолоко» — это отличный маркетинговый ход, но мы же должны быть честными»
Привольнов тем временем задался вопросом: а нужно ли вообще пить молоко людям старше 5–10 лет? Ответить на этот вопрос он попросил ведущего научного сотрудника ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», заместителя главного внештатного специалиста диетолога минздрава России Аллу Погожеву.
«Снижение потребления молока повышает риск развития остеопороза. Кто мало употребляет молока, у того, как правило, снижена плотность костной ткани», — развеяла все фантазии насчет «неполезности» молока для взрослых Погожева. Если же бросить пить молоко регулярно, фермент, расщепляющий лактозу, прекращает вырабатываться в организме, как возможный результат в дальнейшем — опять же остеопороз.
А с модным ныне «немолоком» (овсяное, ореховое, миндальное молоко и др.) ученая просит быть очень осторожными. «Нужно понимать, что на это „немолоко“ тоже бывает аллергия», — предупредила врач-диетолог.
«„Немолоко“— это отличный маркетинговый ход, но мы же должны быть честными. Оно не является молоком, это продукт растительного происхождения из овса, который богат клетчаткой. Как и кокосовое молоко, это, без сомнения, полезный продукт, но это не есть молоко, которое является незаменимым источником кальция. Это разная парадигма потребления!» — возмущались участники дискуссии.
Той же позиции придерживается и генеральный директор Союзмолока Артем Белов. «К молоку оно („немолоко“ — прим. ред.) не имеет никакого отношения, и мы в рамках технического регулирования занимаемся тем, чтобы эти два продукта развести. Чтобы не было такого, что растительные продукты называют „немолоком“. Не должно быть никаких отсылок к молочной категории. По сути, коллеги каннибализируют нашу категорию, пользуются позитивным имиджем, продавая совершенно другой продукт», — заявил Белов.
Алена Белоглазова: «Чем короче срок хранения, чем быстрее мы получаем свежий продукт, тем лучше для организма, не теряются полезные качества молока»
«Вы же не из космоса это молоко привезли! Одинаковые яйца-то!»
Жаркая дискуссия завязалась вокруг фермерского молока — полезнее ли оно того, что производят в крупных агрохолдингах, или разницы, по сути, нет? Масла в огонь подлил сам Привольнов, дескать, в одной из передач они проверили по составу фермерские яйца по цене 300 рублей за десяток, но они оказались точно такими же, как с обычной фабрики, по цене в пять раз дешевле. Ведущий удивлялся — нужно ли переплачивать за надпись на этикетке?
«Чем короче срок хранения, чем быстрее мы получаем свежий продукт, тем лучше для организма, не теряются полезные качества молока», — настаивала руководитель КФХ Алена Белоглазова. В свою очередь, Светлана Байрашева, замгендиректора АО «Агросила», не поддержала подобное бескомпромиссное заявление: «Я не согласна с тем, что фермерское молоко лучше, качественнее, полезнее в 10 раз, это миф просто! Это то же самое молоко, просто мы его делаем централизованно, поточно, на оборудовании, а вы — руками. Вы же его (молоко — прим. авт.) не из космоса привезли! Одинаковые яйца-то (фермерские и обычные — прим. авт.), и здесь вот так же! Просто кто-то хочет купить фермерское, думая, что оно лучше и чище», — восклицала Байрашева.
«Наш потребитель хочет большое количество разнообразных продуктов, кто-то хочет фермерскую, кто-то — экологическую продукцию, кто-то — с длительным сроком хранения, и производитель — благо рынок сейчас очень конкурентный — предоставляет ему эту возможность, разные продукты потреблять. Но все это продукты от коров. Есть фермер, который сам эту корову доит, упаковывает продукцию и доставляет в магазин, а есть крупные фермы на 5–6 тысяч голов, где тоже производят молоко — очень качественное, и с прекрасными характеристиками», — постарался примирить участниц Белов.
Кстати, то, что в СССР молоко через три дня кисло, оказывается, не говорит о его высоком качестве. «Это говорит, что соматика молока была не очень хорошего качества. Сейчас хорошее молоко при щадящей пастеризации может сохраняться 7–10 дней, и это не связано с тем, что в него что-то добавили, а потому, что оно очень чистое», — уверен глава Союзмолока.
Говоря о перспективах рынка, Белов отмечает большое количество молочных продуктов, причем появляется много новых. «Кто знал греческий йогурт 10 лет назад? Сейчас появляется исландский йогурт, возрастные, спортивные продукты, все большей популярностью пользуются продукты на основе козьего, овечьего молока. Молочная отрасль динамично развивается и идет навстречу потребителю», — радуется глава молочного союза.
Расти еще есть куда — жители России в среднем потребляют по 200 кг молочных продуктов в год, в Татарстане этот показатель выше, 270 кг в год, но все равно это ниже нормы, которая составляет 325 кг ежегодно.
В числе рисков развития отрасли в 2021 году Белов назвал снижение реальных располагаемых доходов населения. «Проедим отпускные, выйдем из пандемии и начнем экономить», — предполагает эксперт. Он считает, что уже сейчас государству нужно предпринимать упредительные меры, в том числе и в плане дальнейшей борьбы с фальсификатом — «Меркурий», по его словам, действительно, хорошо расчистил рынок для честных производителей. Еще одним направлением развития отрасли должен стать экспорт — молочные продукты из России любят во многих странах мира, а ослабление рубля делает их еще и экономически привлекательными.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.