Как извлечь больше «жирного» газа из трубы? Технологией по обогащению природного газа делились с генералами нефтегазохимии Татарстана гости совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Установка для трубы стоимостью 750 млн рублей может обогатить выработку с 2–3% до 7,5% этана. Ноу-хау заинтересовались и проектирующий ГПЗ в Казани СИБУР, и «Татнефть». Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнавал, что роднит Boeing и Airbus c КАМАЗом и в каких носках и куртках ходит президент республики.
Василий Борисов: «Как мы знаем, в Татарстане планируется строительство большого нефтехимического комплекса. Самым лучшим сырьем для комплексной нефтехимии является этан»
больше этана — в трубы
Первым на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» рассмотрели предложения ООО «ЭНГО Инжиниринг», касающиеся новых эффективных решений «обогащения» газа. Гендиректор компании Василий Борисов рассказал, что его предприятие много лет занимается сепарацией газа и для нефтегазохимического комплекса Татарстана он припас интересную идею, как сэкономить на выделении этана из большой газовой трубы.
«Почему мы здесь? Как мы знаем, в Татарстане планируется строительство большого нефтехимического комплекса. Самым лучшим сырьем для комплексной нефтехимии является этан. В стране этан производится „Газпромом“ в Оренбурге, и вы его покупаете, и в небольшом количестве есть производство этана в Башкортостане, но для значительного развития вам наверняка понадобится серьезное количество этана», — начал презентацию Борисов.
Через Татарстан проходит магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, в стандартном газе содержится 2–3% этана. «Этого для работы этанового завода мало. Чтобы извлекать этан, его содержание должно быть процентов 7–8, больше — лучше, — продолжал Борисов. — Наше предложение в том, что наша установка может обогатить этот газ».
Установленная на трубу система поможет разделить газ на два потока: примерно 70% чистого «сухого» газа будет отправлено обратно в магистральную трубу, а 30% газа с повышенным содержанием этана и ШФЛУ — на этановый завод. «Направив этот поток на ГПЗ, мы получим то, что этановому заводу придется обрабатывать в 3 раза меньший объем газа, плюс он получит сырьевой газ с гораздо бо́льшим содержанием целевых компонентов», — сулил Борисов.
Через Татарстан проходит магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, в стандартном газе содержится 2–3% этана
Для примера: с «нитки» газа с пропускной способностью в 7 млрд кубометров в год можно получить 2,45 млрд кубометров газа с концентрацией этана и ШФЛУ в 7,5%. Из этого количества ГПЗ сможет получить 210 тыс. т этана и 165 тыс. т ШФЛУ.
210 тыс. т этана — это хорошо, но для серьезного завода такого объема недостаточно, рассуждал Борисов. На такой случай у докладчика был припасен план Б — тянуть с Севера отдельную нитку с повышенным содержанием «жирных» газов. «Достаточно давно, в 80-х и в начале 90-х годов прошлого века, на государственном уровне обсуждалось, чтобы одну из 7 или 8 „ниток“ выделить под газ, в котором достаточно высокое содержание этана (6–9 процентов)», — вспоминал Борисов. Добавив, что в стране все равно нарастает число месторождений с повышенным содержанием данного газа.
«Если выделить такую нитку и иметь 8-процентный этан и 3,5 процента ШФЛУ, то после нашего блока [сепарации] опять же 70 процентов газа можно было бы вернуть в магистральный газопровод, а 2,1 миллиарда кубометров в год газа мы будем иметь с содержанием этана в 20–21 процент. Из одной „нитки“ такого газа можно получить 500 тысяч тонн этана и 375 тысяч тонн ШФЛУ. И это могло бы стать новым этапом развития газохимической отрасли Татарстана», — уверен Борисов.
Рустам Минниханов: «Сначала вы как бы «жирность» [газа] повышаете, а потом извлекаете?»
Блок сепарации весьма компактный — всего 25 на 20 м, стоимость строительства — порядка 750 млн рублей. «Сначала вы как бы „жирность“ [газа] повышаете, а потом извлекаете?» — уточнил президент РТ Рустам Минниханов, который по традиции председательствовал на совете. Борисов пояснил, что в извлечение чистого этана его компания точно не полезет, а вот улучшить качество газа, поступающего на ГПЗ, — это пожалуйста. В качестве суперприза он обещает этановому заводу экономию капитальных затрат на 40%. Что примечательно, у компании уже есть ряд близких по смыслу реализованных проектов как в России, так и в Китае, которые можно, что называется, поехать и «потрогать руками».
«Это система повышения жирности газа, как горно-обогатительный комбинат», — нашел параллели Рустам Нургалиевич и попросил генералов нефтехимии оценить задумку. С места встал бывший гендиректор ТАНЕКО Леонид Алехин, с осени 2019 года работающий в СИБУРе, где он разрабатывает технико-экономическое обоснование строительства Казанского газоперерабатывающего завода. Он сообщил, что в «нитке», которую хотят протянуть к новому ГПЗ в Казани, будет 28 млрд куб. м газа в год с 8% этана в составе.
Леонид Алехин заметил, что для такого количества газа потребуется четыре такие установки по сепарации, а это почти 3 млрд рублей, к тому же необходим мощный компрессор, а это еще деньги…
Алехин заметил, что для такого количества газа потребуется четыре такие установки по сепарации, а это почти 3 млрд рублей, к тому же необходим мощный компрессор, а это еще деньги…. «Окупятся ли затраты?» — так и сквозило в вопросах. «Эффект масштаба-то, конечно, будет», — заверял Борисов. Алехин предложил обсудить эти тонкости при личной встрече на следующей неделе.
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов также заинтересовался разработками ООО «ЭНГО Инжиниринг». «Мы коллег приглашаем к себе, у нас этановый завод на конце — 300 тысяч [кубометров] этана у нас там потенциал есть. Где-то 180–200 извлекаем, для нас это будет интересно. Мы бы могли извлечь больше, если бы газ шел обогащенный так, как говорят коллеги», — заметил Маганов. Речь, судя по всему, идет об управлении «Татнефтегазпереработка» — предприятии в структуре «Татнефти», которое занимается переработкой попутного нефтяного газа и широкой фракции легких углеводородов (в его состав входит и миннибаевский ГПЗ).
Генеральный директор ПАО «Казаньоргсинтез» Фарид Минигулов согласился с Алехиным, что для реализации проекта потребуются мощные компрессоры, хотя бы для того, чтобы перекачивать газ обратно в магистральную трубу. «Коллеги, я вас уверяю, что экономия на капзатратах этанового завода будет значительнее, чем компрессоры», — заключил Борисов.
«Хорошо, очень интересный доклад, я надеюсь, что вы с коллегами проработаете!» — призвал Минниханов.
Наиль Маганов: «Мы коллег приглашаем к себе, у нас этановый завод на конце — 300 тысяч [кубометров] этана у нас там потенциал есть. Где-то 180–200 извлекаем, для нас это будет интересно»
защита труб от коррозии — лучше и дешевле, чем ингибиторы
Вторым по очереди значился проект компании ООО «Си-Ресурс». Ее соучредитель и директор Антон Бурбулис рассказал об эффективной коррозионной защите нефте- и газопроводов. Суть метода — электрохимическая протекторная защита труб, которая позволит полностью отказаться от ингибиторов коррозии. «Протекторы служат 5–7 лет в зависимости от условий, стоимость дешевле ингибиторов, а эффективность выше в 3–5 раз, при этом продлевается срок службы всего оборудования, которое участвует в добыче, транспортировке и хранении [углеводородов]», — заявил Бурбулис.
Спикер отметил, что производство протекторов будет организовано на территории Татарстана, также запланировано открытие НТЦ совместно с компанией NNG Давида Чубалашвили. Бурбулис заверил, что данным методом в перспективе можно защищать водопроводные сети, а также металлические и ж/б конструкции.
Минниханов уточнил, за счет чего (какой энергии) будет достигаться результат. Бурбулис заверил, что по мере движения углеводорода по трубе возникает статическое напряжение, которого достаточно для защиты от коррозии. «Это похоже на электрохимзащиту, но мы не используем внешний источник энергии, за счет трения продукта о наши протекторы вырабатывается слабый потенциал, которого достаточно для защиты от коррозии. С другой стороны, сами протекторы растворяются в процессе эксплуатации, тем самым забирая на себя процесс коррозии, при этом труба не корродирует, а корродируют наши протекторы», — объяснял докладчик.
Минниханова особенно заинтересовала возможность использования таких протекторов для водопроводных труб и систем отопления. Он предложил отработать технологию с учеными КНИТУ (КХТИ) и специалистами «ТатНИПИнефти».
«Если все это хотя бы наполовину правда, уже интересно», — прокомментировал Минниханов, который так до конца и не поверил, что метод реально работает совсем без внешних источников электричества.
Антон Бурбулис рассказал об эффективной коррозионной защите нефте- и газопроводов. Суть метода — электрохимическая протекторная защита труб, которая позволит полностью отказаться от ингибиторов коррозии
немецкие краски от поляка манкевича
Следующий гость — гендиректор ООО «Манкевич Инновэйтив Текнолоджис» Владимир Трофименко, даже зайдя на трибуну, не до конца поверил, что его пригласили на столь представительное собрание.
«Не ожидал, что нас пригласят, здесь серьезные вещи такие обсуждаются, а у нас маленький вопрос», — явно скромничал докладчик. Он рассказал, что компания «Манкевич» — немецкая, но с польским именем, ей уже более 125 лет: «В свое время продукцию в Европе продвигал поляк по фамилии Манкевич, решили сохранить с тех времен эту фамилию». «Мы ко всем хорошо относимся, даже Трампа не трогаем, не только поляков», — пошутил Минниханов.
«Уверен, что большинство в зале не знает название нашей компании, но удивлю вас: вы ежедневно не только видите нашу продукцию, но еще и трогаете ее», — уверял Трофименко. Дело в том, что продукция «Манкевич Инновэйтив Текнолоджис» — это разного рода защитно-декоративные покрытия.
«Мы входим в число скрытых чемпионов, есть феномен, когда компании, будучи неизвестными рынку, занимают лидирующую позицию в своей нише в мире. Мы занимаем лидирующую позицию в мире покрытий, которыми покрывают интерьеры в пассажирском транспорте и авиации. Каждый раз, когда вы летите в самолете Airbus, Boing, в 90 процентах случаев вы трогаете наше покрытие, когда открываете багажную полку», — рассказывал докладчик.
По-русски — это все краски, но на самом деле сложные полимерные соединения, пояснял он. «Когда вы сегодня сядете в машину, наверняка вы потрогаете то, что разработано нашими специалистами», — заинтриговал глава «Манкевич Инновэйтив Текнолоджис».
Кстати, предприятие уже начало сотрудничество с командой «КАМАЗ-Мастер» — детали на нескольких гоночных машинах были покрыты «красками от Манкевича», причем безвозмездно, просто по дружбе. «Мы познакомились с Владимиром Чагиным, не участвуем в рекламных акциях, просили не клеить нашу наклейку, просто у нас взаимная любовь. В хорошем смысле слова. Я просто хотел поучаствовать в том, что делает Владимир», — пояснил гость.
«Я даже катался [на раллийном „КАМАЗе“], на YouTube есть ролик с моим испуганным лицом», — улыбался докладчик.
«Это все очень интересно. КАМАЗ многие технологии отрабатывает на таких спортивных машинах», — заметил Минниханов.
Трофименко заявил, что мечтает создать в Татарстане инновационное предприятие, научный центр, где можно было бы разрабатывать новые виды покрытий, в РФ такого еще нет. «Все, что локализовано в России, — это „железо“: поставили ангар, мешалки, и все», — пояснял спикер. Пусть не сегодня, но когда-нибудь.
Минниханов снова обратился за советом к ученому сообществу и предприятиям нефтехимии: кому могут быть интересны такие покрытия, чтобы «один раз покрасил — и на 10 лет»? Он попросил главу холдинга Рафината Яруллина познакомить гостя с потенциальными потребителями «польских красок».
«Я тоже могу вас прокатить, у меня тоже есть такая машина», — добавил Минниханов напоследок, видимо, имея в виду гоночный «КАМАЗ».
Нашлось применение обуви и для дам. Очень кстати напротив Минниханова сидела глава АИР РТ Талия Минуллина. «Вот, Талия Ильгизовна, какие красивые и яркие сапоги! Вы наденете — и все женщины Казани сразу пойдут за вами»
«я в альметьевских носках хожу. Спортивку, куртку мне «Алга» делает»
Наконец, четвертым по счету шел проект чистопольской компании «Барс» — производителя спецобуви из кожи, ПВХ и ЭВА для людей самых разных профессий. Его директора, Максима Салаева, президент встретил весьма тепло, заявив, что знаком с чистопольской обувкой и всем начальникам-нефтяникам и не только настоятельно рекомендует закупать именно ее.
«Вся наша обувь изготавливается на современном оборудовании, сырье и материалы закупаются у надежных партнеров», — твердил тем временем директор фабрики. Объем производства с 300 тыс. пар в 2019 году возрос до 500 тыс. пар в 2020-м. Но Рустам Нургалиевич в конце тяжелого рабочего дня (послание, сессия Госсовета) был настроен на веселую волну.
«Давай, пока „Барс“, может быть, „Ак Барсом“ сделаем», — шутил он. «Если бы ты по одной паре привез, мы бы сразу обязали Казань, Нижнекамск, энергетиков [закупить обувь]. Они бы вернулись в сапогах этих и… Наиль Ульфатович?» — обратился президент к Маганову. Нефтяник сообщил, что сапоги «Барса» уже прошли у них свои испытания и показали себя хорошо.
«Наше же, хорошо, что в Альметьевске носки есть, я в альметьевских носках хожу. Спортивку, куртку мне „Алга“ делает — хоть что-то есть! Вот сейчас сапоги есть. Мы же нормальные люди, что уж мы в иностранных вещах ходим?!» — удивлялся Минниханов.
Мол, продукция «Барса» отлично подойдет, чтобы ходить на охоту или рыбалку, в огороде копаться… «Надо „Татнефть“ [обуть], „Казаньоргсинтез“, а вы вообще должны в резиновых сапогах ходить, чтобы электричество вас не ударило», — обратился глава республики к кому-то из энергетиков.
Нашлось применение обуви и для дам. Очень кстати напротив Минниханова сидела глава АИР РТ Талия Минуллина. «Вот, Талия Ильгизовна, какие красивые и яркие сапоги! Вы наденете — и все женщины Казани сразу пойдут за вами», — генерировал президент идеи по продвижению продукции «Барса».
«Молодцы, спасибо, давайте поможем, пусть он развивается!» — призвал президент. На этом заседание было закрыто. В следующий раз договорились встретиться 28 октября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.